Учебно-тренировочные летающие лодки SCAN 20. Франция
На немалое количество типов французских самолетов повлияло, причем на некоторые машины значительно, объявление Францией войны Германии. Ряд самолетов, разработка которых была начата до начала Второй мировой войны, до поражения Франции и подписания Перемирия находились на стадии изготовления прототипов или их летных испытаний. Над одними машинами продолжились испытания и экспериментальные работы под надзором немецких оккупационных властей, в то время как другие машины были спрятаны французами до лучших времен и о них немцы не имели никакой информации.
Лучшие времена наступили летом 1944 года, когда союзники начали освобождение Франции, и в качестве идеального примера следует привести легкую учебную летающую лодку SCAN 20. Этот самолет был построен в соответствии с требованиями спецификации ВМС Франции (Marine Nationale) для летных школ авиации флота (Aéronautique navale), которым требовалась четырехместный морской самолет для обучения членов экипажей состоящих на вооружении летающих лодок: как пилотов, так и штурманов и радистов. В1940 году незадолго до падения Франции командованием авиации ВМС был объявлен конкурс на учебную летающую лодку, одним из условий которого было разрешение компании-победителю выпускать летающие лодки данного типа для гражданского рынка туристических самолетов.
В конкурсе приняли несколько участников, и победа досталась проекту объединения SCAN (Société de Constructions Aéro-Navales de Port-Neuf), разработанному Бернардом Девизом (Bernard Devèze) – бывшим сотрудником компании Potez. Объединение SCAN сконцентрировало в себе персонал и идеи бывшей компании Schreck-F.B.A. после того как последняя в 1935 году была приобретена компанией Avions Bernard. Рабочее проектирование летающей лодки SCAN 20 было завершено в начале 1941 года и постройка прототипов продолжалась даже после того как немцы оккупировали [1] ту территорию Франции, которую контролировал режим Виши. Продолжавшее функционировать правительство Виши не контактировало с немцами относительно ведшихся работ и поэтому строившийся самолет удалось скрыть.
схемы учебно-тренировочной летающей лодки SCAN 20
Летающая лодка SCAN 20 имела традиционную конструкцию с цельнодеревянным высокорасположенным крылом, корпусом с двумя реданами и водяным рулем, четырехместной кабиной, в которой сиденья были расположены тандемом и друг за другом и двухкилевым вертикальным оперением, установленным на концах стабилизатора, который в свою очередь размещен на вершине пилона. Расположенный в задней части пилон был оснащен вспомогательным рулем направления, который отклонялся вместе водяным рулем во время движения на плаву. В то время как горизонтальное оперение было оснащено подкосами, крыло, получившее элероны и закрылки, было свободнонесущим с довольно толстым профилем.
Силовая установка была установлена на подкосах над корпусом в аэродинамической гондоле округлого поперечного сечения с лобовым воздухозаборником маслорадиатора. Силовая установка состояла из шестицилиндрового рядного инвертированного двигателя воздушного охлаждения SMB Béarn 6D, развивавшего взлетную мощность 390 л.с. (287 кВт) и вращавшего трехлопастный металлический винт фиксированного шага Ratier. В гондоле были расположены топливный бак емкостью 125 литров и маслобак емкостью 25 литров. Основной топливный бак емкостью 560 литров размещался в фюзеляже вблизи центра тяжести самолета.
Постройка первого прототипа SCAN 20.01 была завершена еще в 1941 году, а постройка второго прототипа SCAN 20.02 была на довольно продвинутой стадии. Поскольку немцы намеревались превратить Порт-Нёф (Port-Neuf) в узел обороны, то руководству объединения SCAN ничего не оставалось как разобрать летающие лодки на части и, опасаясь любопытных, спрятать подальше от берега в амбарах нескольких надежных крестьян. Оба прототипа удалось так хорошо спрятать от немцев, что оккупационные власти не имели ни малейшего представления о них. Самолеты без серьезных повреждений дожили до освобождения Франции. Еще до прекращения работ первый прототип был утвержден режимом Виши (постановление 2113/43 от августа 1943 года), тогда как работы над вторым прототипом были завершены в октябре 1945 года.
производство прототипа SCAN 20.01 было завершено в 1945 году, после чего самолет был окрашен по стандартной схеме авиации ВМС Франции. Верхние поверхности крыла и фюзеляжа были выкрашены в темный серо-голубой цвет, боковые и нижние поверхности были светлыми серо-голубыми. Днище корпуса и поплавков были выкрашены в бледно-красный цвет
После освобождения Франции постройка и сборка обоих прототипов была окончательно завершена, и на первую машину был установлен двигатель Béarn 6D довоенной производства. Поскольку компания SCEMM – послевоенный производитель двигателей – отставала от графика, то второй прототип был оснащен альтернативным вариантом силовой установки: 450-сильным (331 кВт) восьмицилиндровым V-образным рядным двигателем воздушного охлаждения Potez 8D-30, установленным в гондолу измененной формы.
схемы, показывающие сравнение гондол первого и второго прототипов
Первый прототип SCAN 20.01 впервые поднялся в воздух 6 октября 1945 года и спустя полгода был передан для тестирования в центр летных испытаний (Centre d'Essais en Vol – CEV), Мариньян, где позднее к нему присоединился второй прототип SCAN 20.02. Испытания на мореходность были выполнены в Бискарросе (Biscarrosse) и Уртене (Hourtin). Испытания были признаны удовлетворительными, и командование авиации ВМС вернулось к своему договору 1940 года, утвердив заказ на 23 самолета SCAN 20 с двигателями Béarn 6D. Серийное производство было выполнено на заводе компании в Аржантёе (Argenteuil), но готовые летающие лодки ждали свое двигатели до начала 1951 года!
первый прототип SCAN 20.01 незадолго до первых полетов; Аржантёй, 1945 года
второй прототип SCAN 20.02 во время испытаний двигателя Potez 8D-30 (сверху) и на выкатной тележке
К этому времени уже были летающие лодки SCAN 30, которые представляли собой летающие лодки Grumman Widgeon,изготовленные по лицензии и оснащенные 220-сильными (162 кВт) двигателями Mathis 8Gb либо 240-сильными (177 кВт) двигателями Salmson As-10C. В апреле 1948 года на одной из этих лицензионных машин погиб глава объединения SCAN Леон Дозьи (Leon Dauzille) [2], после чего дела компании пошли на спад.
Серийные летающие лодки SCAN 20 отличались от прототипов не только более современным приборным оборудованием, но и формой рулей направления, подкрыльевых поплавков и их стоек. Самолеты эксплуатировались в составе эскадрильях 53.S и 33.S, базировавшихся в Карубе (Karouba), Тунис, и в Сен-Мандрие-сюр-Мер, Тулон, соответственно. Однако эти самолеты летали мало, так как их деревянные конструкции быстро старели и приходили в негодность под воздействием морской воды. Тем не менее, время гидросамолетов подходило к концу и в 1953 году летающие лодки SCAN 20 были списаны.
серийный SCAN 20 из состава эскадрильи 53.S в полете
серийный SCAN 20 из состава эскадрильи 53.S, Каруба, подвешен на кране; на заднем плане летающая лодка Dornier Do24T
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: SCAN 20
Назначение: учебно-тренировочная летающая лодка
Компания-производитель: Société de Constructions Aéro-Navales de Port-Neuf, Порт-Нёф (прототипы) и Аржантёй (серийное производство)
Экипаж: 4 чел.
Силовая установка: шестицилиндровый рядный инвертированный двигатель воздушного охлаждения SMB Béarn 6D, развивавший взлетную мощность 390 л.с. (287 кВт) и вращавший трехлопастный металлический винт фиксированного шага Ratier
Размеры:
размах крыла 15,00 м
длина 11,70 м
высота 3,62 м
площадь крыла 32,00 м²
Вес:
пустого 1780 кг
взлетный 2550 кг
Летные характеристики:
максимальная скорость на уровне моря 220 км/ч
крейсерская скорость 200 км/ч
посадочная скорость 80 км/ч
практический потолок 5000 м
дальность полета 1000 км
Количество изготовленных: 2 прототипа и 23 серийных
- 11 ноября 1942 года немцами была начата оккупация «Свободной зоны» Франции, 27 ноября немецкие танки вошли в Тулон
- летающая лодка возвращалась с деловых переговоров в Лиссабоне и в Испании врезалась в гору
источник: Text: Miroslav Balous Výkres: Petr Kolmann «Letadla 39-45 SCAN 20» «L+K» listopad 2014