Ровно 80 лет назад, в ночь с 11 на 12 ноября 1940 года, 20 английских палубных самолетов с авианосца «Илластрис», из которых 12 несли торпеды, а остальные — фугасные и осветительные бомбы, нанесли удар по итальянскому флоту в гавани Таранто. Одной из торпед был потоплен линкор «Конте ди Кавур», а еще два линкора — «Кайо Дуилио» и «Литторио» получили серьезные повреждения и отправились в ремонт на полгода. Помимо этого тяжелый крейсер «Тренто» и два эсминца были повреждены бомбами.
Рейд на Таранто стал первым в истории крупным боевым успехом палубных торпедоносцев, а кроме того в нем примечательны два момента. Во-первых, мощная система ПВО главной военно-морской базы Италии, состоявшая из 80 аэростатов заграждения, 101 орудия и 193 зенитных пулеметов, не считая многочисленных корабельных зениток, сумела сбить всего два самолета, хотя, изначально англичане предполагали, что их потери будут гораздо серьезнее и могут составить до половины участников налета.
А во-вторых, Таранто атаковали морально устаревшие обтянутые полотном бипланы Фэйри «Суордфиш». Из-за обилия межкрыльевых стоек и расчалок они выглядели столь архаично, что еще до войны получили у летчиков язвительное прозвище Stringbag — «авоська». Максимальная скорость этих «авосек» не превышала 220 км/ч, а с торпедой или с бомбами она была еще меньше. Однако ничего лучшего англичане на тот момент не имели. Более современные палубные торпедоносцы «Альбакор» (впрочем, тоже бипланы) еще только начали поступать на вооружение Королевских ВМС.
Посылая тихоходные «этажерки» в ночную атаку на хорошо защищенную гавань, британское командование шло на большой риск, но он оказался полностью оправданным. Выведение из строя сразу трех из шести итальянских линкоров резко изменило в пользу англичан соотношение сил в Средиземноморье.