Испании есть что предложить человеку с любыми интересами: море, пляжи, парки, сокровища искусства, корриду, окорока, вино, фламенко…
Наибольшее восхищение вызывает колоритная внешность Испании: ее замысловатая архитектура — это своеобразный исторический справочник, который в домах и дворцах отражает все течения и стили, прокатившиеся по этой стране.
И что интересно — не зрелищность и роскошь Мадрида, не сказочная геометрия Барселоны и даже не космическая архитектура Бильбао являются самым сильным магнитом, притягивающим путешественников, а старая, загадочная, окрашенная в охристый цвет средневековая архитектура Испании (1). И самое красивое и удивительное в ней — орнаментальный стиль Арабского Востока. Вспомните историю: несколько веков Испания была во власти мавров, поэтому присутствие в ее архитектуре арабского, или мавританского, стиля вполне понятно.
Много раз страна пыталась «хирургически или косметически» избавиться от арабского следа в своей истории, но это ей, к счастью, не удалось. Да и нужно ли было уничтожать замечательные творения восточного зодчества, придающие необыкновенный колорит культуре страны? К сожалению, так бывало, и в результате лишь в архитектуре Андалузии целиком сохранился яркий мавританский стиль мудехар. В других европейских городах — только мотивы.
Лорка был прав
Испанская история рассказывает о «большой драме», которую пережила страна в Средние века. Победоносно завершилась Реконкиста — борьба с маврами, длившаяся почти восемь веков. В 711 году они захватили почти весь Пиренейский полуостров. «В этой борьбе были незабываемые примеры доблести, вероломства и мужества… перед лицом общего врага» и прочее в том же духе. Тем не менее, в 1236 году католики отвоевали Кордову, а через двенадцать лет — Севилью. Дольше всех в руках мусульман оставался Гранадскии эмират, но в 1469 году пал и он, и этот момент истории ознаменовался созданием единого испанского государства. Католического, разумеется. Виват, Испания!
Но почему же тогда несколько веков спустя Федерико Гарсия Лорка в одном из. последних перед его убийством интервью скажет: «Это были горестные события, хотя в школах учат иначе! Погибла великолепная цивилизация: поэзия, астрономия, мавританская архитектура, тончайшее искусство, не знавшее себе равных; они принесли в Европу чистоплотность и свою загадочную культуру… а на их месте встал злосчастный, запуганный город…» В этой фразе столько же правды, сколько и горечи, но это еще не вся правда.
Аль Андалус — так в VIII веке назвали арабы этот край Европы, и до сих пор он носит имя Андалузия. Почти восемь веков здесь развивалась и процветала восточная цивилизация, которой очень многим обязан Запад.
Наука Востока, особенно математика, бывшая тогда на голову выше европейской, благодаря трудам испанских переводчиков стала достоянием северных стран. И не в мусульманстве дело — на него европейцам было глубоко наплевать, никакие религиозные войны не смогли прервать контакта культур: андалузские мотивы звучат в поэзии трубадуров, да и во всей европейской лирике — ведь это мавры возродили рифму! А своды северных (в том числе готических) соборов повторяют лес арок-подков кордовской мечети (2).
Дома мавров с мраморными балкончиками, висевшими над экзотическими садами — правда, в несколько запущенном виде, — можно увидеть в Севилье и Толедо. Каскады воды, цветные стекла — все это представляло резкий контраст с дымными жилищами феодалов Франции, Англии и пр., где ни труб, ни окон почти не делалось. В городах Аль Андалуса горели фонари на отлично вымощенных улицах. Между тем в Лондоне даже несколько столетий спустя не было ни одного городского фонаря, а в Париже еще в XVII веке обыватели тонули в грязи. К тому же арабы были на диво чистоплотны: они носили нижнее белье и часто мылись в банях — роскошные и продуманные арабские бани до сих пор печальным антиквариатом разбросаны по Испании.
А с чего начали свое правление в Андалузии католические власти? Правильно. С запрета мыться в общественных банях. Было закрыто более четырех тысяч «омовейных заведений».
Будто в сказках
Итак, Восток на пороге Средних веков одарил Европу своей культурой и «роскошью арабской неги», от чего европейцы позже успешно отказались. И теперь лишь в Андалузии можно увидеть знаменитый мавританский стиль -в домах, садах и дворцах, объявленных памятниками мировой культуры.
В Андалузии три области и три столицы: Кордова (переводится как «мысль»), Севилья — «страсть», Гранада — «память», если кому интересно. Три города (да еще Толедо), где можно найти осколки этого художественного стиля, сложившегося в Северной Африке.
Это искусство считалось мусульманским, хотя и старейшие синагоги Толедо, Кордовы и других городов Европы построены именно в мавританском стиле (архитекторы и строители были арабы, других не было!). Религия мусульман запрещала изображать человека, поэтому в мавританском искусстве творцы были лишены скульптуры и живописи и ограничивались архитектурой и орнаментом. Знаменитые мавританские колоннады и арочки (3), своды, сферы — картина весьма замысловатая и волнующая.
И вся эта архитектурно-художественная изощренность покрыта великолепным орнаментом -арабеском. Арабеск (4) не просто узор, это математика, повторение и умножение, скажем, цветка или каких-нибудь иных «растительных» мотивов или геометрических фигур. Очень красиво.
И кстати, значительно позже в балете «арабеском» назовут движение танцовщиц в легких па на одной ноге, особенно ярко представленное в популярном балете «Жизель» Адана…
Главный же признак мавританского стиля — его закрытость от внешнего-мира. Снаружи дома и дворцы выглядят крепостями, а внутри, за мощными стенами с потайными выходами и ловушками, прячется «сокровище» — роскошные апартаменты удобной планировки, часто в двух уровнях, с персидскими коврами, огромными диванами с немыслимым количеством подушек…
Из комнат вы выходите во внутренний двор (5) и попадаете в садики с фонтанами и бассейнами, дивными растениями, то есть в пресловутые «арабские садики», которые сами по себе тоже произведения искусства. Арабы были первыми садоводами в Европе, многие ценные фруктовые деревья были принесены на континент ими.
И, конечно, представить себе мавританский дворец без. библиотеки невозможно. Книги являлись величайшей ценностью — и это были чудеса каллиграфии. Привычные для нас европейские библиотеки со стеллажами до потолка и балкончиками по периметру имеют мавританское происхождение.
источник: Анатолий Сигалов «Тысяча и одна ночь» «КОНТАКТ-ШАНС» 30-2015