Тяжёлый танк «Кировец – 1» так и не ставший ИС-3
Предлагаю вашему вниманию статью посвящённую опытному тяжёлому советскому танку о котором, уверен, многие ни когда не слыхали.
Содержание:
Предисловие
Не смотря на то, что ИС-3 не принял участия в боях с немецкими танками, машина одной из легенд Великой Отечественной. Эти танки приняли участие в параде победы в Берлине, а так же заняли почётные места на многочисленных памятниках посвящённых войне.
Таким образом, ИС-3 стал одним из самых узнаваемым советским танком, по крайней мере у нас в стране. Ещё больше эта машина стала известна благодаря компьютерной игре World of Tanks, где эту машину оживили и теперь на неё то только можно посмотреть с разных ракурсов, но ещё и поездить, почти как вживую.
Однако, ИС-3 мог быть совсем иным чем его привыкли видеть. Дело в том, что первоначальный проект нашего знаменитого тяжа, носивший название «Кировец – 1», был несколько иным и о нём пойдёт речь ниже.
История танка
Данная машина была разработана в СКБ-701 на ЧКЗ в конце 1944 года. Руководителем проекта был М.Ф. Балжи, а общее руководство осуществлял Н.Л. Духов. Танк получил название Кировец – 1. Он представлял собой вариант модернизации, уже вовсю воюющего, ИС-2.
Главным направлением усиления, и так отличного танка, было улучшение защиты и модернизация трансмиссии. В качестве пути улучшения бронезащиты был принят вариант небольшой переделки корпуса танка. На новой машине лобовая ступенчатая часть танка была спрямлена и стала подобна таковой у танка Т-34. Правда, от люка механика-водителя было принято решение отказаться ради усиления этой детали.
Кстати корпус танка таки попал на ИС-2. С 1944 легендарный советский тяж пошёл именно с таким вариантом передней части.
А вот башню танка разрабатывала совсем другая команда, под руководством Г.В. Крученых. Созданная им полусферическая башня стала настоящим хай-теком своего времени и именно она со временем окажется на серийном ИС-3.
Вооружён танк был, как и ИС-2, великолепным танковым 122-мм орудием Д-25. Силовой установкой машины являлся 520 сильный дизель В-11.
Таким образом танк Кировец – 1 является по сути, танком ИС-2 с башней от ИС-3.
Конструкция танка
Машина имела четыре отделения: управления, боевое, мотор-нос и трансмиссионное. Посадка и выход членов экипажа осуществлялись через большой люк-лаз, располагавшийся в кормовой части башни. Недостатком танка являлось отсутствие командирской башенки. Над рабочими местами командира танка и заряжающего в крышке входного люка устанавливались две поворотные крышки специальных люков, в которых устанавливалось по одному перископическому смотровому прибору. Для наблюдения наводчика за полем боя использовался смотровой перископический прибор, устанавливавшийся перед его рабочим местом в крыше башни.
Трансмиссия
Трансмиссионное отделение располагалось в кормовой части корпуса. Кроме агрегатов трансмиссии в нем размешались электрический стартер, вентилятор и два радиатора системы охлаждения двигателя.
Что касается вооружения танка то для монтажа пушки, сверху башни был предусмотрен специальный люк. Он располагался в передней части крыши башни.
Вооружение
Боевое отделение располагалось за отделением управления и занимало среднюю часть танка и башню. В нем размещались: вооружение танка; прицелы и приборы наблюдения с механизмами наводки; сиденья членов экипажа (слева от пушки наводчика и командира танка, справа — заряжающего); боеукладка; радиостанция и аппараты ТПУ членов экипажа, размещавшихся в боевом отделении; вентилятор боевого отделения; часть электрооборудования с вращающимся контактмеханизмы спуска. Рычаг электроспуска пушки располагался на маховике подъемного механизма, рычаг механического спуска — на левом щите ограждения пушки.
Для стрельбы из пушки применялись выстрелы раздельно-гильзового заряжания от 122-мм пушки обр. 1931 г. и обр. 1931/37 гг. с переменными зарядами. Боевая скорострельность из-за неудачного расположения сиденья заряжающего не превышала 1,6 выстр./мин. В боекомплект ганка входили 30 выстрелов к пушке и 1260 патронов (20 дисков) к спаренному пулемету. Кроме того, в боевом отделении укладывались 20 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолете 30 ракетами. Все снаряды размещались в боевом отделении — в башне и в корпусе. Гильзы размещались в зарядных укладках в боевом отделении тапка и в отделении управления. Магазины к пулемету ДТ укладывались в боевом отделении: на днище ниши башни и в рамках на боковых стенках корпуса.
Вспомогательное оружие было сокращено до одного, спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета ДТ. Наводка на цель пушки и спаренного пулемета осуществлялась с помощью телескопического шарнирного прицела ТШ-17, имевшего четырехкратное увеличение, и механизма вертикальной наводки секторного типа.
Углы вертикальной наводки спаренной установки составляли от -3 до +18°. В горизонтальной плоскости наводка спаренной установки производилась за счет поворота башни с помощью планетарного МП Б, имевшего ручной и электромоторный приводы. При стрельбе с закрытых позиций применялись боковой уровень и угломерный круг на погоне опоры башни. Для производства выстрела использовались электрический и ручной
Отделение управления
Отделение управления располагалось в носовой части корпуса танка. В нем размещались: сиденье механика-водителя; кулиса, рычаги и педали приводов управления танком; контрольно-измерительные приборы; топливный распределительный кран; ручной топливоподкачивающий насос; фильтр грубой очистки топлива; баллоны со сжатым воздухом; аккумуляторные батареи и приборы электрооборудования; аппарат танкового переговорного устройства; часть боеукладки и ЗИПа. Двухпозиционное сиденье механика-водителя располагалось по центру корпуса танка в отделении управления. Для наблюдения за местностью у механика-водителя имелось три перископических смотровых прибора, устанавливавшихся в вварном основании его смотрового люка на верхнем лобовом листе. Смотровой люк, закрывавшийся броневой крышкой, использовался механиком-водителем при вождении машины по-походному вне боевой обстановки. За сиденьем механика-водителя в днище машины находился аварийный люк.
Корпус танка
Корпус танка, сваривался только из катаных броневых листов различной толщины. Верхний носовой лист, располагавшийся под углом 60° от вертикали, имел толщину 120 мм, а нижний, располагавшийся под тем же углом, — 90 мм. В верхний лобовой лист был вварен корпус смотрового люка механика-водителя, в котором имелись три шахты под установку перископических смотровых приборов. Сверху смотровой люк закрывался поворотной броневой крышкой с запирающим механизмом.
Подкрылки корпуса располагались под углом 60° от вертикали и имели толщину 85 мм. К верхней части подкрылков по всей их длине под углом 30е от вертикали приваривались фальшборта толщиной 16 мм. Броневая защита борта корпуса подразделялась на два пояса: верхний и нижний. Верхний пояс состоял из 100-мм броневой плиты, располагавшейся вертикально.
Нижний пояс представлял собой разнесенную броневую защиту. Наружный броневой лист толщиной 30 мм был приварен к вертикальному броневому листу корпуса и являлся его продолжением. Внутренние броневые листы толщиной 20 мм, располагавшиеся под углом 60° и 45°, одной стороной были приварены к днищу и являлись его составной частью, а другой к верхнему вертикальному броневому листу корпуса. Подобная конструкция днища корпуса танка получила название «корытообразное днище». В днище корпуса имелись: запасный люк, люки, лючки и отверстия, предназначавшиеся для доступа к узлам и агрегатам танка при проведении технического обслуживания, слива охлаждающей жидкости, масла и топлива из систем, обеспечивавших работу двигателя и агрегатов трансмиссии.
Корма корпуса изготавливалась из пяти листов: нижнего — толщиной 60 мм, наклоненного под углом 4 Г, двух боковых, верхнего и среднего — толщиной 60 мм, устанавливавшихся в одной плоскости под углом 49° от вертикали. Для осмотра трансмиссионного отделения в среднем листе имелись два круглых люка, закрывавшихся броневыми крышками на петлях. На верхнем кормовом листе устанавливался поворотный кронштейн крепления пушки по-походному, а на среднем — защелка для крепления кронштейна в транспортном положении. В нижней части боковых кормовых листов приваривались два буксирных крюка с пружинными защелками.
Крыша корпуса состояла из подбашенного листа (крыши над отделением управления и боевым), приваривавшегося к бортовым и верхнему лобовому листам, и крыши над моторным и трансмиссионным отделениями. В подбашенном листе имелся большой круглый вырез для нижнего погона опоры башни. Задней кромкой подбашенный лист опирался на поперечную балку, которая соединяла борта корпуса. На листе сверху приваривались броневые планки (сегменты) защиты опоры башни. Крыша над моторным и трансмиссионным отделениями состояла из двух броневых листов: переднего и заднего. В переднем и заднем листах были смонтированы броневые решетки для входа и выхода охлаждающего воздуха. Средняя часть броневой решетки переднего листа служила крышкой надмоторного люка, предназначавшегося для доступа к двигателю и фильтру тонкой очистки топлива. В крышке имелись отверстия с пробками, предназначавшиеся для заливки охлаждающей жидкости в систему охлаждения двигателя и масла в бак, а также для заправки баков топливом.
Башня танка
Полусферическая башня имела дифференцированное бронирование — толщина стенок плавно изменялась от 90 до 175 мм. В лобовой части башни была сделана амбразура, закрывавшаяся литой броневой маской пушки. Слева от нее имелось овальное отверстие для установки телескопического прицела ТШ-17. Снаружи башни приваривались поручни для танкового десанта.
Крыша башни состояла из двух листов: переднего и кормового. Передний лист был съемным и предназначался для монтажа и демонтажа пушки. В кормовом листе, приваренном к стенкам башни, был сделан входной продолговатый люк, закрывавшийся одной крышкой на петлях.
Снарядостойкость корпуса и башни танка «Кировец-1» была выше, чем у танка ИС-2. Так, верхний носовой лист корпуса не пробивался 88-мм бронебойным снарядом немецкой пушки с дистанции 350 м, а лоб башни — с 300 м.
Силовая установка
Моторное отделение располагалось за боевым, и было отделено от него моторной перегородкой. В середине моторного отделения по продольной оси танка, на подмоторной раме устанавливался двигатель. По обе стороны двигателя у бортов корпуса располагались: справа по ходу — два топливных и один масляный баки, слева — два топливных бака; над баками слева и справа — по одному радиатору системы смазки двигателя. В передней части моторного отделения справа у днища устанавливался специальный котелок системы подогрева двигателя, а по бортам — по одному воздухоочистителю типа «Мультициклон».
В моторном отделении устанавливался дизель В-11 мощностью 520 л.с. (382 кВт). Пуск двигателя производился с помощью электростартера СТ-700 мощностью 15 л.с. (11 кВт) или сжатого воздуха из двух воздушных пятилитровых баллонов. Для облегчения пуска двигателя при длительных стоянках машины в зимних условиях использовалось устройство для подогрева двигателя, включенное в систему охлаждения.
Конструкция система охлаждения двигателя была такой же. как конструкция системы охлаждения двигателя тапка ИС-2 обр. 1944 г. В системе воздухоочистки использовались два воздухоочистителя тина «Мультициклон». Общая емкость внутренних топливных баков составляла 500 л. Этого количества топлива хватало на 200 км движения танка но шоссе или па 120 км — по проселочным дорогам. В механической трансмиссии, по сравнению с танком ИС-2, была улучшена конструкция главного фрикциона (увеличено число дисков), усилено крепление восьмиступенчатой коробки передач к корпусу танка, изменена конструкция соединения планетарных механизмов поворота с коробкой передач и бортовыми редукторами.
Ходовая часть, электрооборудование и средства связи конструктивным изменениям не подвергались и практически остались такими же и на танке ИС-2.
PS. Долго искал инфу есть ли у танка люк механика-водителя. На оригинальных фото танка кажется что есть. А вот на моделях Варгейминг явно видно, что нет. Так же на мой взгляд 3D модель танка не соответствует его реальному внешнему виду. На оригинальном фото, на виде сбоку, видно что башня немного смещена назад по сравнению с 3D моделью. Уж не знаю, прав ли я в своих наблюдениях, надеюсь это прочесть в комментариях.