Выполняя старое обещание , и в преддверии Нового 2020 года и Рождества !
Вторая версия, дополненная и исправленная (byakin).
К середине 50-х годов ситуация в отечественном танкостроении складывалась не вполне удачно. Танк Т-54 прошел длительный период доводки и исправления «детских болезней», сменив в итоге индекс на Т-55, но потраченное время не было упущено вероятным противником. По сообщениям разведки Америка смогла ликвидировать отставание если и не в количестве танков, то в их качестве. Тревожными выглядели и темпы роста производства новых танков – судя по всему, американским инженерам удалось создать рецептуру литой брони требуемого качества и отладить технологию производства крупногабаритных литых деталей, таких например, как корпуса танков целиком. Неутешительным был и баланс тяжелых танков: Т-10М, при всех своих неоспоримых преимуществах неуклонно устаревал. В первую очередь неудовлетворительными считались параметры защищенности и подвижности. Имея малый запас хода и невысокую среднюю скорость движения, Т-10М был полезен только при взломе долговременной обороны и при развитии успеха на тактическом уровне. Но затем тяжелые танки не успевали за стремительно наступающими колоннами и более не могли оказывать своевременную поддержку средним Т-55 в глубине обороны противника. Послевоенное развитие тяжелых танков шло по инерции, заложенной во второй половине Великой Отечественной, и всё больше переставало отвечать быстро меняющимся условиям современного боя. Многочисленные проекты тяжелых танков сменяли один другой, часть из них доходила до полигонных испытаний, но на вооружении оставались по-прежнему Т-10, старички ИС-3 и немногочисленные ИС-4.
В подобной обстановке коллективом СКБ-2 Челябинского Тракторного завода было принято решение о продолжении работ по ранее замороженному проекту тяжелого танка с механизированной боеукладкой. В то время подобный механизм оказался слишком ненадёжным и сложным, но накопленный опыт позволял надеяться на успешную реализацию амбициозного проекта. Переработанный эскизный проект с пояснительной запиской был в середине 1957 года представлен комиссии наркомата тяжелого машиностроения и получил положительную оценку. Задним число было принято постановление Совета Министров СССР о начале опытно-конструкторских работ по созданию перспективного тяжелого танка «Объект 710».
Главными достоинствами будущего «ВМ-1» виделись высокая мобильность, как по дорогам, так и на пересечённой местности, что достигалось установкой двигателя с мощностью в 735 кВт (1000 л.с. но, его ещё предстояло освоить в производстве) и большая огневая производительность мощной 122-мм пушки, достигнутая благодаря механизации процесса заряжания. Увеличение полезного внутреннего объёма корпуса, благодаря исключению четвёртого члена экипажа, позволило значительно увеличить ёмкость внутренних баков, доведя, таким образом, запас хода тяжелого танка до такового показателя Т-55 (в ряде случаев и превзойти).
Попытка улучшить защищенность увеличением толщины брони и приданием ей наилучших углов наклона не увенчалась успехом – приобретающие всё большую распространённость кумулятивные боеприпасы сделали данный путь тупиковым, ведущим к рождению неприемлемо массивных и малоподвижных танков, что шло вразрез с концепцией их применения. В поисках пути решения образовавшейся проблемы коллектив КБ совместно с металлургами и инженерами НИИ-48 обратился к нетрадиционным конструкциям. Было испробовано огромное количество моделей, и в результате найдена конструкция, удовлетворительно защищавшая танк от наиболее типичных кумулятивных боеприпасов, но не переутяжеляющая его. Решением оказалось введение в состав брони неметаллических компонентов с меньшей плотностью, но достаточной твёрдостью и сопротивлением сжатию. Среди испробованных материалов были и бетон фортификационного качества, и гранит, и даже закалённое стекло! Но наилучшим был признан ультрафарфор повышенной твёрдости, рецептуру которого специально доработали с этой целью. Благодаря отличной тугоплавкости, достаточно просто была решена проблема размещения элементов из ультрафарфора в массиве брони – они просто устанавливались на раме и вставлялись в форму для отливки, которая затем заполнялась расплавом брони. Обстрел опытной башни «Объекта 710» на полигоне подтвердил исключительную стойкость такой конструкции – лоб башни и борта с курсовых углов +/- 30° не пробивались 85-мм кумулятивными снарядами, установленными статично (т.е. не вращающихся в полёте, что повышало их бронепробиваемость). А с курсовых углов до +/-20° башня защищала и от новейших 105-мм оперённых кумулятивных снарядов пушки Т-12 «Рапира» (которая пока, даже не была принята на вооружение).
Фактически, к моменту официального начала разработки, проект уже значительно продвинулся и сошедшие с кульманов отдельные агрегаты испытывались на стендах или хотя бы существовали в рабочих макетах. Удачно сложились и обстоятельства с двигателем – разработанный к тому моменту оригинальный танковый дизель 2ДГ-8М отчаянно нуждался в финансировании на дальнейшую доводку. Первые же пробы макетов показали, что он отлично «вписывается» в габариты моторного отсека «Объекта 710» и был утверждён в качестве основного претендента. Выделенные средства позволили не только довести двигатель, но и создать разработанный некоторое время назад прототип форсированной модификации 2ДГ-8МФ с турбонаддувом. Отказ от приводного нагнетателя высвободил более 150 киловатт мощности, и хотя часть из них терялась из-за возросшего противодавления на выпуске из цилиндров, всё равно снимаемая с вала мощность достигла рекордной отметки 1200 лошадиных сил.
Для ускорения работ над проектом широко использовались уже освоенные промышленностью узлы. Например, коробка перемены передач была модифицированным вариантом устанавливаемой на Т-10М. В связи с повышением мощности двигателя и его крутящего момента, была пересчитана прочность картера и валов, введено масляное охлаждение шестерней (корпус был полностью залит маслом), добавлена пневмоавтоматика и гидравлические усилители. Несмотря на наличие перспективных 130-мм пушек, выбор конструкторов остановился на проверенной временем 122-мм пушке М-62ТМ. Благодаря введению в боекомплект подкалиберных бронебойных снарядов с отделяющимся поддоном 3БМ11, пушка могла уверенно поражать все основные типы танков вероятного противника с основных дистанций танкового боя. В боекомплект было решено ввести всего два типа снарядов – бронебойные (подкалиберные) и осколочно-фугасные. Это упрощало схему автоматики механизма заряжания и позволяло быстро отладить никогда ранее серийно не выпускавшийся агрегат.
Сборка первого образца «Объекта 710».
24 июня 1959 года первый образец «Объект 710-I» покинул ворота сборочного цеха и направился на полигон для проведения испытаний. Увы, радость создателей была недолгой – не пройдя и 100 метров по двору танк заглох. Как и было предсказано многими инженерами, проблема крылась в двигателе, на доводку которого было слишком мало времени. Одновременно вскрылись и дефекты ходовой части, что потребовало в значительной степени переработать проект.
Всего несколько месяцев потребовалось на устранение обнаруженных недостатков, и к сентябрю «Объект 710-I» вышел на полигон. Показав хорошие результаты, поначалу танк обнадёживал отсутствием серьёзных замечаний, но пройдя 239 километров, вновь вышел из строя – снова отказал двигатель. Анализ причин поломки показал недостаточную эффективность эжекционной системы охлаждения. Отработанные газы сначала отдавали часть своей энергии в турбокомпрессорном агрегате, и только затем попадали в эжектор, но уже не могли обеспечить приток требуемого объёма охлаждающего воздуха. Переделка всей системы охлаждения означала полную перекомпоновку моторно-трансмиссионного отделения, и хотя запас объёма для установки приводных вентиляторов был, от подобного радикального шага решили пока воздержаться. Помощь запросили у специалистов по аэродинамике, и благодаря авиастроителям был в итоге подобран оптимальный профиль эжектора, способного прокачать достаточное количество свежего воздуха.
За это время был закончен второй образец, с изменённой ходовой частью по типу ИС-7 (без поддерживающих роликов). С установленным новым эжектором, «Объект 710-II» был подан на испытания в ноябре месяце и успешно их завершил, пройдя свыше полутора тысяч километров и отстреляв на полигонах более 500 выстрелов.
Тем временем, в верхах шла дискуссия о роли тяжелых танков на поле боя и их целесообразности. Предполагалось, что в ближайшее время будут созданы образцы средних танков, не уступающих по защищенности тяжелым, и как минимум сопоставимых по огневой мощи. Как главный претендент на смену Т-55 рассматривался «Объект 165», но его основное вооружение – нарезная пушка Д-54, проиграла конкурс гладкоствольной 105-мм Т-12 (будущей знаменитой «Рапире») и танк на вооружение принят не был. Таким образом, вакансия на танк качественного усиления осталась открытой и работы над «Объектом 710» решено было завершить принятием на вооружение. Дабы снизить риск отказа от проекта до минимума, карточка учёта проектной документации была переоформлена, и танк получил классификацию «танк высокой мобильности, тяжелого бронирования». Разумеется, тяжелый 53-тонный танк от этого не стал «средним», но исчезнувшее со страниц словосочетание «тяжелый танк» более не резало нежный слух высокого начальства.
По результатам Государственных Испытаний, в мае 1960 года «Объект 710» образец №2 , постановлением Совета Министров СССР был принят на вооружение с присвоением индекса «ВМ-1», в честь выдающегося политического деятеля эпохи – Вячеслава Молотова. Неофициально «ВМ» расшифровывали и как аббревиатуру тематической карточки – «высокой мобильности». Пикантным фактом оказалось название темы опытно-конструкторских работ, приведших в итоге к созданию ВМ-1: «Удар», в результате чего словосочетание «удар молото(вы)м» стало излюбленной темой закулисных анекдотов, рассказываемых «в узком кругу» вполголоса.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ.
Тяжелый танк «ВМ-1» выполнен по классической компоновке с передним расположением отделения управления, моторно-трансмиссионным отделением в корме и боевым отделением в средней части корпуса. Корпус танка сварной, из литых и катаных броневых деталей. Бронирование – противоснарядное. Лоб корпуса выполнен в виде единой отливки, включающей в себя неметаллические элементы усиления защиты (сферы из ультрафарфора). Верх и низ бортов танка формируется одним гнутым 90-мм броневым листом, отсутствие сварного шва между половинами борта повышает его снарядостойкость. Днище танка штампованное, корытообразной формы, с местным расширением в корме, для размещения двигателя и элементов трансмиссии. Крыша танка выполнена из двух броневых листов – переднего (подбашенного) и заднего. Для удобства демонтажа двигателя, задний лист может быть снят. Корма танка состоит так же из двух плит, верхняя часть выполнена откидной, на петлях и крепится к бортам болтами. Она служит для доступа к трансмиссии и кормовым топливным бакам.
Башня литая, с развитой кормовой нишей, в передней части усилена неметаллическими элементами (ультрафарфоровые сферы) для повышения противокумулятивной стойкости. Демонтаж орудия производится через амбразуру, для чего башня отсоединяется от погона и её передняя часть поднимается домкратами.
Схема размещения двигателя и элементов трансмиссии.
Двигатель 2ДГ-8МФ шестнадцатицилиндровый, дизельный с жидкостным охлаждением. Компоновка «Н»-образная – два блока оппозитных цилиндров друг над другом. Цилиндры левого и правого блока имеют независимые коллекторы выпуска, идущие к двум турбоагрегатам. После чего отработанные газы поступают в эжекторы правого и левого бортов системы охлаждения.
Топливо размещается в следующих группах баков:
Донная группа – 675литров
Кормовая группа – 75 литров
Бортовые подвесные баки – 750 литров
Дополнительные бочки – 2 х 200 литров
Бочки подключаются к общей системе питания и могут быть сброшены экипажем дистанционно, без покидания своих рабочих мест.
Схема размещения топливных баков.
Основное вооружение включает 122-мм нарезную пушку М62-Т3, модифицированную для установки в танк ВМ-1. Основное отличие заключается в сопряжении с механизмом заряжания и наличии автомата выброса стреляных гильз через люк в крыше башни. Механизм заряжания имеет независимые конвейер зарядов (гильз) в кормовой нише и конвейер карусельного типа для снарядов, расположенный на дне боевого отделения. Для заряжания кассета со снарядом совмещается с окном подачи посредством поворота карусели, одновременно конвейер зарядов проворачивается, устанавливая ячейку с зарядом напротив окна досылания. Подъёмник захватывает кассету и поднимает её на линию досылания, после чего цепной прибойник одним движением досылает снаряд и заряд в камору. Пустая кассета опускается в карусель, а орудие расстопоривается и наводчику подаётся сигнал о готовности.
Снаряды к 122-мм танковой пушке М62-Т3. Слева — бронебойный подкалиберный и справа осколочно-фугасный.
Конвейер вмещает 18 снарядов (по 9 осколочно-фугасных и бронебойных подкалиберных). Дополнительно по 14 снарядов каждого типа размещены в боевом отделении следующим образом:
На стенках башни – 14 подкалиберных снарядов (по 7 на борт).
На бортах корпуса, вне круга ометания башни – 14 осколочно-фугасных снарядов (по 7 на борт, 4 сзади и 3 спереди).
Дополнительные заряды (гильзы) размещены у стенки моторно-трансмиссионного отделения (14 штук), в немеханизированных ячейках конвейера (7 штук для перекладывания вручную) и 7 – на полике башни позади сидений командира и наводчика.
Система управления огнём состоит из гироскопического прицела наводчика, баллистического вычислителя аналогового типа и стереоскопического дальномера командира. СУО обеспечивает автоматический ввод данных о дальности до цели, типе боеприпаса и счисление угловой скорости цели, с учётом собственной путевой.
Для ведения боевых действий в ночное время наводчик имеет дополнительный блок ПНВ, интегрированный в основной прицел (для переключения требуется ручная установка переходника между дневной или ночной головками, осуществляется без выхода из танка). Командир танка оборудован вращающейся башенкой и может вести огонь как основным орудием, так и зенитным пулемётом не покидая своего места.
Ходовая часть из расчёта на один борт представлена семью опорными катками диаметром 650-мм, без поддерживающих роликов. Ведущее колесо – заднее. Ленивец унифицирован с опорными катками. В качестве подрессоривающего элемента применены телескопические торсионы, центральная часть которых выполнена в виде пучка из 7 полуторсионов. Для демпфирования ударов балансира об ограничитель применена плоская пружина большой жесткости.
С НОВЫМ ГОДОМ , ДОРОГИЕ КОЛЛЕГИ !!!