Тяжелый крейсер «Uraga Dock Company» для Китая
Уважаемые коллеги, к сожалению, сейчас я сильно загружен на работе — разгребаю последствия вынужденного сомоизоляционного простоя — так что активность блога невысокая. И все же стараюсь)
Как уже упоминалось ранее, в начале 30-ых японские судостроительные концерны активно соревновались за рынок китайских военных заказов. Начало положила закладка «Harima Shipbuilding & Engineering Co., Ltd» небольшого учебного крейсера «Ning Hai» — первого современного (относительно) корабля для китайского флота. Однако в дальнейшем, по-видимому, китайский флот захотел более крупный корабль: 6000-тонный «защищенный» (англ. «protected» — «бронепалубный») крейсер с шестью 203-мм орудиями. Ранее уже описывались предложения на этот счет от «Harima» и «Mitsubishi».
В стороне не осталась и «Uraga Dock Company». Весьма почтенная фирма была основана в 1897 при содействии Эномото Такеаки: основателя японского флота, последнего адмирала сегуната Токугава, и даже президента (!) недолгой Республики Эзо на Хоккайдо. Основой для нее послужили старые судоремонтные доки еще времен сегуната, не функционировавшие с 1876 года. В основном «Uraga Dock Company» специализировалась на судоремонте и гражданском судостроении, но начиная с 1900-ых, строила и военные корабли, включая легкие крейсера «Ишузу» и «Абукума».
Примечание автора: к сожалению, детальное описание проекта по-видимому не сохранилось. Все, что осталось, это подробные чертежи крейсера. Поэтому данные о силовой установке и бронировании корабля вынужденно спекулятивные, на основе чертежей.
Проект, представленный «Uraga», предположительно, осенью 1931 года, представлял собой интересный подход ко все тому же «6000-тонному бронепалубному крейсеру с 203-мм орудиями». Если проект «Harima» опирался на новаторскую компоновку и нестандартные архитектурные решения, а серия проектов от «Mitsubishi» брала количеством и адаптацией под желания заказчика — то инженеры «Uraga» сделали ставку на проверенные, даже консервативные решения.
По общей компоновке, крейсер от «Uraga» напоминал, своего рода, «гибрид» тяжелого крейсера типа «Аоба» с легким крейсером типа «Нагара». Форма корпуса и надстроек — равно как и три вертикальные дымовые трубы разной толщины — совершенно явно основывались на японских легких крейсерах 1920-ых.
На эту старомодную конструкцию были, однако, установлены три двухорудийные башни под 20-см/50-калиберные орудия 3-го года Тип 1 (20 cm/50 (7.9″) 3rd Year Type No. 1). Две башни располагались линейно-возвышенно в носовой части, одна в корме — причем кормовая башня располагалась палубой ниже остальных. Точный боезапас их неизвестен. Управление огнем, судя по чертежам, выполнялось при помощи стереоскопического дальномера на крыше мостика и дальномеров на башнях «B» и «X».
Весьма интересно и продумано было вспомогательное вооружение. По углам надстройки, максимально вынесенные к бортам, располагались четыре 120-мм/45-калиберных неуниверсальных орудия. Эти пушки предназначались для защиты от миноносцев и торпедных катеров, и имели оптимальные углы обстрела как по бортам, так и в направлении оконечностей.
Зенитное вооружение состояло из четырех 8-см (на деле 76-мм; японцы округляли при переходе на метрическую систему) орудий Тип 3. Орудия располагались побортно, одна пара между 1-ой и 2-ой трубами, вторая по бокам от кормовой надстройки. Интересной деталью было то, что все зенитные установки были смонтированы на возвышенных постаментах — за счет этого зенитки имели максимальные углы обстрела.
Легкое зенитное вооружение состояло из четырех 7.7-мм пулеметов, установленных на крыльях мостика и на крыше кормовой надстройки.
Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных 533-мм торпедных аппаратов, размещенных побортно в нишах на главной палубе. Боезапас, вероятно, составлял по три торпеды на аппарат + три запасные. На корме корабля также имелись рельсовые направляющие и два бомбомета K-типа для сброса глубинных бомб. Общий противолодочный боезапас составлял 30 глубинных бомб.
Авиационное вооружение крейсера от «Uraga» было существенно более развитым, в сравнении с конкурентами. Между задней трубой и кормовой мачтой размещался полностью закрытый ангар на два гидросамолета (вероятно, Aichi AB-3). Катапульты не имелось: взлет и посадка самолетов выполнялись с воды, при помощи подъемного крана, поднимавшего самолеты через раскладную крышу ангара. Следует отметить, что такое «закрытое» расположение самолетов куда лучше соответствовало условиям Тихого Океана.
Деталей бронирования корабля, к сожалению, не сохранилось. По всей видимости, крейсер должен был иметь «коробчатое» бронирование. Короткий броневой пояс по ватерлинии прикрывал только котельные и машинные отделения, его толщина, вероятно, не превышала 50 мм (80 фунтов эквивалентного веса брони). С торцов их, вероятно, прикрывали бы 25-30 мм траверсные переборки, а сверху — 25 мм броневая палуба.
Интересно, что дополнительную защиту должны были обеспечивать угольные бункеры, расположенные как побортно вдоль котельных отделений, так и между ними.
Башни и барбеты главного калибра, скорее всего, имели 25 мм бронирование. Погреба боезапаса имели только траверсные переборки и броневую палубу, скорее всего, 20-25 мм толщиной. Боевая рубка защищалась бы 60-75 мм бронированием.
Силовая установка, вероятно, представляла собой сочетание нефтяных и угольных котлов, питающих два турбозубчатых агрегата. В сохранившихся чертежах упоминается только максимальная скорость: 28 узлов. Исходя из чертежей крейсера и аналогий с крейсерами типа «Нагара», можно предположить, что два передних котельных отделения должны были нести по 2-4 котла на смешаном питании каждое, а кормовое — 1-2 чисто нефтяных котла.
Запас топлива, вероятно, составлял 500-800 тонн угля, и 300-500 тонн нефти, из расчета на 12.000-14.000 км экономичного 12-узлового хода.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
В целом, сравнивая все проекты 6000-тонного крейсера с 203-мм артиллерией, предложенные в 1931 году для Китая, я бы оценил проект «Урага» как самый… реалистичный. Инженеры компании выбрали весьма консервативный подход: взяли проект легкого крейсера 1920-ых (который они точно знали, как строить), и доработали его под тяжелое 203-мм вооружение.
В результате получился звезд с неба не хватающий, но вполне рациональный небольшой корабль. Сравнивая со всеми альтернативами, он, пожалуй, единственный не выглядел заведомо перегруженным: компактные надстройки, опущенная палубой ниже кормовая башня позволяли надеяться, что крейсер «Урага» не имел бы проблем с остойчивостью.
Внимание также привлекает тщательная проработка деталей проекта — включая второстепенные, такие как наличие ангара для гидросамолетов (у всех конкурентов, самолеты хранились открыто на палубе/надстройке), торпедные аппараты в нишах палубы, и высокие постаменты для зениток. Также, выглядит весьма рациональным использование угольных ям для дополнительной защиты котельных отделений крейсера.
В целом, проект выглядел… удачным. Но, ввиду как политических, так и экономических соображений, Китай в итоге не высказал желания заказать 6000-тонный крейсер, и проекты ушли в архив.