Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии

1

Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии.

В некотором роде перезапуск материала "карманные линкоры? крейсера ПВО!".

Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии

Японский дракон пробудился! Сначала немножко покусал своего извечного врага — Китай. Затем, произошло то что действительно можно было назвать "рождением" или "пробуждением" дракона. В ходе двухлетней войны 1904-1905 годов, между Японией и Россией, победа досталась Японии. Японский дракон торжествовал — в то время как Российский медведь убрался в берлогу залечивать раны.

К сожалению, медведь, применив по успешному только один прием — захват, сильно сдавил дракона. И не будь помощи от американского "орла" и английского "льва" (как до начала схватки, так и во время нее), медвежьи объятия легко стали бы смертельными для молодого дракона.

Но, судьба благосклонна к Дракону (хотя и пришлось потратиться на лечение)! Вот уже европейцы сцепились в ожесточенной схватке, не замечая, что Дракон набирает силу. Вот только Великая Война в Европе закончилась все же слишком быстро. Как раз во время когда Япония подошла к обеденному столу, но слишком рано, что бы можно было забрать пирог (а за одно крошки, тарелку, блюдо….., да и стол то же ничего).

Вопреки всем ожиданиям, но "лев" не стал затевать схватку с "орлом", а в одиночку лезть на "орла" "дракон" не спешил.

И как оказалось — ошибся. Затей схватку сразу можно было рассчитывать на поддержку Великобритании….. А теперь ситуация изменилась к худшему. Североамериканский Орел и английский Лев решили бороться с японским Драконом. Шансов на победу — даже по отдельности было не много.

Но они были!

Надо только ударить по сильнее!

Ведь противник слаб! Он неизбежно прекратит драку и уступит Японии…..

Вот только как ударить по сильнее?

Главная сила флота — линкоры были ограничены в количествах. Ничего, возьмем всесокрушающим качеством!

Может сделать ставку на новые корабли — авианосцы? Если только в качестве вспомогательного.

Крейсера…..

Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии

Первоначальный вариант тяжелого крейсера с 8 203-мм орудиями, натолкнулся на маленькое противодействие со стороны "потенциальных противников" заложивших (или планирующие заложить) крейсера с 9-ю 203-мм орудиями. В ответ было решено так же пойти по принципу "+1" или "что не говори, а у меня на один больше" (прекрасный ответ — я тебе должен 100500 д.е., соответственно ты мне — 100501), а именно строить крейсера с 10 (2*5) 203-мм орудиями.

Вот только предварительные расчеты показывали, что 10 орудий против 9 орудий не слишком достаточно. Нет, конечно крейсер с 10-ю орудиями имеет преимущество в бою с крейсером у которого 8 или 9-ь орудий, но преимущество не большое.

Более того, преимущество нивелировалось тем, что у "белых" и кораблей было больше — что у "короля много", что у "президента много". И уж совсем возмутительно было то, что ни англо-американцы, ни французы с голландцами, не собирались воевать в равенстве сил или в меньшинстве. Ярость Страны Восходящего Солнца была столь велика, что она как-то подзабыла, что во времена последних войн (с русскими и немцами), японские корабли предпочитали атаковать уступающие им по силам русские корабли. Да и какое дело до этого Японии — самурай должен не считать врагов, а рубить их! И если врагов меньше, то это не повод отказываться от битвы. А что думаю враги по этому поводу, т.е. оказавшись в меньшинстве — знать не интересно. Хотя все упирается в три варианта: будут достойно сражаться — так восхитимся их мужеством, будут сражаться не достойно — не будем восхищаться, поднимут белый флаг — позор им!

Было ясно, что артиллерийские бои будут складываться не в пользу Японии (разменивать свой корабль на два вражеских, Япония не могла). Значит надо было сделать так, что бы складывались в пользу (размен 1 к 5 или лучше к 10)! Увеличить число орудий до 12… 14….16… 20!? Или лучше вести бой в темное время суток?

И вообще стоит ли делать ставку на артиллерийский бой? Может стоит сделать ставку на удар торпед?!

Решено — ночной бой. Японские эсминцы атакуют торпедами корабли противника, а тяжелые крейсера прикрывают эсминцы. А раз будет ночной бой, то можно оставить 8 орудий в 203-мм, но дополнить их 4-я зенитными установками со 120-127-мм орудиями. И не плохой вариант усиления ПВО, и самое главное позволяет ночью выпустить массу снарядов по ослаблению корабля противника.

***

Конструктор Ю.Хирага тут же быстро представил два варианта такого крейсера.

В первом варианте 3 башни (схема "пирамида") располагались в носовой части, четвертая башня и две зенитные установки располагались в кормовой части. Такой вариант концентрировал артиллерийскую мощь в передней полусфере, а задняя полусфера прикрывалась зенитными установками — и служила хорошим ПВО.

Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии

Второй вариант был "равномерным": по две башни ГК и по одной зенитной установке располагались в носовой и кормовой части.

Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии

При этом Хирага считал оба варианта не удачными — лучше поставить 5 башен с 203-мм орудиями, да и торпедные аппараты следует убрать. Но у флота были свои пожелания.

Ведь, если

—  бой будет преимущественно на ближней дистанции, то требуется увеличить число зенитных / универсальных установок;

— и артиллерийский бой  не главное, ставку делаем на торпеды…..

…. то может сократим (точнее оставим как есть — если брать вариант "Аоба" и "Фурутака") число башен ГК до 3-х (6 орудий), зато поставим не 4, а 6 торпедных аппаратов!

Хирага был против…. но раз воин собирается воевать, то он сам выбирает себе оружие (или заказывает его), и не дело кузнеца указывать самураю на то какое оружие лучше использовать.

Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии

Так родились крейсера которые в некотором роде можно было назвать универсальными — они хорошо (по японским меркам) выступили как крейсера ПВО, прекрасно зарекомендовали себя в торпедных атаках (по оценкам и противников Японии), но артиллерийская мощь была все же слабой. Не то что другие тяжелые крейсера Великобритании, США, Италии, Германии имели преимущество, но даже легкие советские "Кировы" — и те превосходили в огневой мощи японские тяжелые крейсера.

Но — это в бою на дальней дистанции.

Ночь и близкая дистанция выводили японские крейсера на первое место по боевой эффективности.

Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии

Дать отпор на дальней дистанции или продержаться до ночи используя 203-мм орудия, затем использовать перевес в универсальной артиллерии, буквально засыпать врага 5-дюймовыми снарядами… А на последок — самое вкусное угостить его сверхмощными 610-мм кислородными торпедами.

В 1928 году в строй вступили крейсера типа "Миоко".  ГК 6 (2*3) 203-мм, 16 (2*8) 120-мм орудий (в последствии 127-мм), 18 (6*3) 610-мм ТА.

Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии

В 1932 году в строй вступили крейсера типа "Такао", на которых (при таком же вооружении) были учтены некоторые недостатки предыдущего типа — "Миоко".

Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии

В 1935 года в строй вступили крейсера типа "Могами". Здесь японцы сначала хотели расширить для себя квоту — "вот у нас тяжелые крейсера слабее чем у вас, поэтому давайте мы еще четверку построим". Но опасаясь размышлений "а почему это у вас (Японии) крейсера тяжелые такие слабые? Может вы их собираетесь установить парочку дополнительных башен или что-то иное приготовили?" решили не рисковать. В итоге "Могами", заложенные как легкие крейсера (9 152-мм орудий), перед войной внезапно стали тяжелыми — (6 203-мм орудий).  Вот только ответных "пулеметов", что английских  типа "Белфаст" и "Саутгемптон", что североамериканских "Бруклинов" на них не было.Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии

В 1938 году в строй вступили крейсера типа "Тоне", да и было тех крейсеров 2 штуки ("Тоне" и "Тикума") которые можно было назвать порождением "утреннего японского гения". Слабое артиллерийское (все те же 6 203-мм орудий) и зенитное вооружение (10 127-мм) — хотя европейские и американские корабли имели ПВО послабее —  при этом тяжелое минное вооружение — 4 4-х трубных торпедных аппарата и 9 гидросамолетов.

Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии

***

Японский Дракон наступал используя тяжелые крейсера (а так же линкоры, авианосцы, легкие крейсера эсминцы, подлодки, транспорты и т.п.), и

Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии

— с одной стороны залп теперь 9 вместо 6 торпед, т.е. больше возможностей куда-то попасть. Если в РИ выпущенные 6-12-18-24 торпеды не угодили в цель (например сражение в Яванском море), то теперь 9-15-21-27 торпед, и в цель может что-то попасть. Это приводит к попаданиям (а и возможным потоплениям) тех кораблей которые в РИ торпеды не получили или получили позднее. Опять же те корабли, которые получили 1-2 попадания, но остались на плаву (вроде крейсеров "Нью-Орлеан" и "Миннеаполис"), теперь получат 2-4 попадания и уже утонут ( т.е. экипаж спасшийся в РИ, теперь погибает).

Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии

— с другой стороны, торпедных аппаратов с одной стороны не 2 а 3 (а всего их на крейсере не 4 а 6), и этот дополнительный торпедный аппарат занимает некое место. И если во время РИ-боя, в это "место" попал вражеский снаряд или бомба и ничего существенного не произошло, то теперь вражеский боеприпас попадает в торпедный аппарат

а) не заряженный (выпустили торпеды)

б) заряженный (не выпустили торпеды)

разница между двумя подобными торпедными аппаратами в основном выражается в красочных пиротехнических шоу.

Так что потери противников Японии возрастут, но и крейсера Японии будут быстрее покидать бренный мир……Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии

П.С. Нижнее фото (куда еще рисунки вставлять). Официально — крейсер "Могами", и даже есть чертежи

Тяжелые минно-зенитные крейсера Японии

вот только, на самом деле "Могами" выглядел по другому….

 

 

СЕЖ
Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account