14

Тяжелые крейсера типа «Сума».

 

Первоначально, проект С-50 разрабатывался (в линейке «Аоба» — «Тонэ») как тяжелый крейсер следующего поколения. В отличие от предыдущих проектов, как построенных с учетом Вашингтонского («Миоко», «Такао») так и Лондонского соглашения («Могами»), «Сума» разрабатывался без учета данных соглашений. В результате, не сдерживаемое водоизмещение легко достигло отметки в 20 тысяч тонн (длина 225-м, скорость 34 узла).

Вооружение: 12 (2х6) 203/50-мм и 10 (2х5) 127/40-мм орудий, 24 (3х8) 25/60-мм зенитных автомата; 12 (4х3) ТА 610-мм (имелся и альтернативный вариант “со стандартным вооружением “ 10 203-мм и 12 127-мм орудий). Авиационное – 2 самолета.

А затем в разработку проекта С-50 вмешалась война.

Тяжелые крейсера типа «Сума».

Вскоре после начала второй мировой войны в Японии стало известно о ведущемся в США проектировании сверхтяжелых, «больших» крейсеров типа «Аляска» с 305-мм орудиями и скоростью свыше 30 узлов, ответом на которые стали «суперкрейсера класса А» (проект В-64/65 «Аздума» или «Иосино»), как они официально именовались в японском императорском флоте. Другой причиной появления В-64/65 было желание флота получить новые мощные и быстроходные артиллерийские корабли для замены уже устаревших, несмотря на все модернизации линкоров типа «Конго», которые находились в строю уже более 25 лет.

Тяжелые крейсера типа «Сума».

Старым линкорам оперативными планами морского генерального штаба, впрочем, также отводилась важная роль. Согласно этим планам 3-я дивизия линкоров (корабли типа «Конго») представляла собой ядро 2-го флота, так называемое «Соединения ночного боя». В ночь перед генеральным сражением — это соединение должно было атаковать главные силы противника.
3-я дивизия линкоров и 4-я дивизия крейсеров (тяжелые крейсера типа «Такао») должны были прорвать внешнее кольцо охранения линкоров противника, состоящее из тяжелых «вашингтонских» крейсеров, после чего в дело вступали 5-я и 7-я дивизии крейсеров (тяжелые крейсера типов «Миоко» и «Могами»), дивизия торпедных крейсеров и эскадры эсминцев 16-корабельного состава.

Быстроходные линкоры типа «Конго» в целом соответствовали возложенным на них задачам: они имели мощную артиллерию и высокую скорость хода, ненамного уступая по этому показателю крейсерам и эсминцам противника. Однако их бронирование было явно недостаточным, например, вертикальное бронирование оставалось неизменным с момента ввода кораблей в строй, и на реальных дистанциях боя могло противостоять лишь обстрелу с тяжелых крейсеров.

В результате начались работы над проектом В-64/65, вот только предварительные требования к проекту

***

Система бронирования должна была противостоять обстрелу из 305-мм орудий с дистанции 20 000 — 30 000 м, а также выдерживать попадания 800-кг (позднее 1000-кг) бомб, сброшенных с пикирования. Ее общая схема во многом соответствовала принятой на линкорах типа «Ямато». Броневой пояс толщиной 190 мм, установленный с наклоном наружу 20°, что значительно увеличивало его эффективную толщину, прикрывал 59% длины корабля по ватерлинии (от носовой до кормовой башни главного калибра). В оконечностях он завершался броневыми траверзами, которые, возможно, также были установлены под наклоном. На верхнюю кромку пояса опиралась броневая палуба толщиной 125 мм. Барбеты башен главного калибра выше уровня броневой палубы должны были иметь толщину 250 мм, лобовые плиты башен — 200 мм, боковые — 150 мм. Толщина стенок боевой рубки определялась в 200 мм. Кроме этого, в корме находились два хорошо забронированных помещения основной и вспомогательной рулевых машин.

Противоторпедная защита (ПТЗ) должна была выдерживать контактный взрыв 400-кг заряда тринитротолуола, что было стандартным требованием при проектировании крупных кораблей в японском императорском флоте, а также подводные попадания 305-мм снарядов. Основу ПТЗ, как и на «Ямато», составляла единственная мощная броневая противоторпедная переборка, являвшаяся продолжением главного броневого пояса.

***

показали, что водоизмещение крейсера составит 31-35 тысяч тонн. В условиях приближающейся войны, Япония не могла пойти на строительство таких крупных кораблей.

 

Поэтому, предложение конструктора Хирага:

 

Задача обеспечения боевой устойчивости соединений японских надводных кораблей может быть решена включением в их состав тяжелых крейсеров с 230-мм артиллерией. 

 

было воспринято с оптимизмом. Сам Хирага, предложил по-новому взглянуть на проект С-50, и вместо 12 203-мм орудий поставить 9 (3х3) 230/50-мм орудий (при этом усиливалось зенитное вооружение). Хотя, получившийся крейсер уступал американской «Аляске» (как по вооружению, так и защите), но превосходил прочие тяжелые крейсера Великобритании и США.

 

«Такие крейсера могли с успехом бить все корабли своего класса и были бы относительно невелики и недороги»*,

 

В результате, все работы над проектом B-64/65 были прекращены, и начались ускоренные работы над проектом С-39. Когда в 1941 году командованием японского флота проводило обсуждение «Шестой программы пополнения флота», то по результатам этого обсуждения было решено построить в рамках Программы четыре тяжелых крейсера проекта С-50 («Сума», «Нийтака», «Такасаго» и «Цусима»).

Однако, строительство заложенных в 1942 году тяжелых крейсеров было прекращено – после сражения при Мидуэе, роль авиации стала очевидна всем. Да, и ресурсов у Страны Восходящего Солнца (в том числе и на строительство больших крейсеров), оказалось недостаточно.

Тяжелые крейсера типа «Сума».

В целом, проект С-50 в пределах заданных спецификаций был достаточно хорош. Броневая защита и огневая мощь позволяла без особых осложнений иметь дело с тяжелыми крейсерами (с другой стороны американские крейсера имели преимущество в радарах и системах управления стрельбой), и при этом их можно было активно использовать в отличие от больших «Алясок» или «Аздум». Будь эти корабли построены (точнее успей бы подобные корабли к началу войны; в случае их достройки к 1944-45 году, они бы стали очередными мишенями для американской авиации – прим.ред), они несомненно бы сыграли роль в ночных артиллерийских боях, но в дальнейшем их место в боевом расписании флота скорее изменилось бы. Причиной тому стали бы многие факторы: возрастающая роль авиации, появление в составе флота противника быстроходных линкоров, обладавших сравнимой с новыми линейными крейсерами скоростью и др. Наиболее вероятно, что «Сума» заняли бы место полудивизии линкоров типа «Конго» в составе эскорта авианосного ударного соединения. Здесь нашли бы применение высокая скорость и зенитная артиллерия этих кораблей, а мощные орудия главного калибра служили бы защитой в случае столкновения крейсерами противника.

 

Конечно, четверка больших крейсеров победу бы Японии не принесла, но явно осложнила бы жизнь американскому флоту в боях за Филиппины и Гуадалканал.

 

***

Тяжелые крейсера типа «Сума».

Мелькнула мысль, что «Сума» представляет некий аналог советского проекта 66 «Москва» (* — собственно не удержался и добавил фразу из «Тяжелые крейсера адм.Кузнецова»), вот и предположил, что в некотором мире (там где Япония сделала другой выбор, или как-то оказалась бы в команде победителей), японцы все же достроили «Суму», по вот такому варианту (по аналогии, крейсер несет название «Токио»).

Подписаться
Уведомить о
guest

6 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account