Тяжелые крейсера типа «Фрунзе». (Альтернативный ВМФ СССР).
К постройке новых тяжелых крейсеров приступили только в 1935 году, после осмысления опыта полученного при испытаниях «Дзержинского» и «Свердлова». Выявленные при испытаниях недостатки первой пары крейсеров требовали разработки нового более совершенного проекта. Таковым стал проект №55.
Первые два крейсера этого типа были заложены на ленинградском заводе им. Марти (бывший Галерный островок) и николаевском заводе им. 61 коммунара (бывший Руссуд). Они получили названия «Фрунзе» и «Железняков». В 1936 году, в Комсомольске-на-Амуре, на еще строившемся заводе, были заложены однотипные «Чапаев» и «Орджоникидзе». В 1938 году, после спуска головного корабля, на заводе им. Марти был заложен крейсер «Максим Горький», в 1939 на Балтийском заводе «Ворошилов», а на заводе им. 61 коммунара «Щорс». Последний крейсер этого типа «Лазо» был заложен в Комсомольске в 1941 году, сразу после вывода из построечного дока крейсера «Чапаев». «Лазо» должен был получить немецкие спаренные стабилизированные 105-мм универсальные артустановки, но они так и не были получены до начала войны, постройка же самого крейсера была прекращена почти сразу после начала постройки, в следствии трудностей с выводом крупных кораблей из устья Амура, проявившихся при сдаче крейсеров «Чапаев» и «Орджоникидзе».
От предыдущих крейсеров корабли проекта 55 отличались новыми машинно-котельными установками, выполненными по двухтурбинной схеме с эшелонированным расположением котельных и турбинных отделений и увеличенной до 110 мм толщиной броневого пояса. Благодаря увеличению длины корпуса, носовая пара башен главного калибра была отодвинута от форштевня, что облегчило носовую часть и устранило ее заливаемость, от чего часто страдали крейсера предыдущего поколения. Новые катапульты, запроектированные для самолетов-разведчиков КОР-2, имели большую длину. Было улучшено расположение 102-мм артустановок, они были разнесены на большее расстояние друг от друга, что повышало их живучесть (как показала практика недостаточно) и облегчало работу расчетов.
«Фрунзе» вступил в строй в 1940 году. В первые дни войны крейсер подорвался на мине, получив пробоину в районе носового турбинного отделения, с повреждением самого ТЗА, что потребовало длительного ремонта корабля. Находясь у стенки Балтийского завода, крейсер принимал участие в обороне Ленинграда, ведя обстрел осаждающих город немецких войск. В заключительной фазе ВОВ, в составе эскадры Балтийского флота, участвовал в обстреле Пиллау. Весной 1945 года совершил переход на Тихий океан, где принял участие в войне с Японией. После войны оставался в составе Тихоокеанского флота, из состава которого был выведен в 1970 году.
«Железняков» вошел в строй весной 1941 года. Участвовал в обороне Одессы и Севастополя. В сентябре 1942 года, после набеговой операции против Констанцы был потоплен немецкой авиацией. По показаниям спасенных членов экипажа крейсера, его гибель стала следствием вывода из строя всех 102-мм артустановок, уничтоженных попаданием всего одной немецкой авиабомбы.
«Чапаев» вступил в строй осенью 1941 года, в составе эскадры Тихоокеанского флота совершил переход в Мурманск, где вошел в состав Северного флота. Участвовал в потоплении немецкого линкора «Шарнхорст», и, по показаниям пленных, добился нескольких попаданий в него 203-мм снарядами. Из состава СФ был выведен в 1969 году.
«Орджоникидзе» окончательно вошел в строй весной 1942 года, войдя в состав Тихоокеанского флота. В 1945 году участвовал в войне с Японией. Из состава ТОФ был выведен в 1974 году.
Крейсера «Максим Горький», «Ворошилов» и «Щорс» к началу войны еще не были окончены постройкой. «Максим Горький», на котором уже была смонтирована одна (носовая) башня главного калибра, вместе с недостроенным крейсером «Ленин» участвовал в обороне Ленинграда в качестве плавучей батареи. Крейсер «Щорс» был отбуксирован сначала в Новороссийск, а затем в Поти, где и оставался до конца войны.
После окончания ВОВ все три крейсера были достроены по корректированному проекту 55-К, с усилением зенитного вооружения.
Тяжелый крейсер проекта 55.
Проектное водоизмещение: 10580 т (стандартное), 13750 т (полное).
Скорость: 33 узла, при мощности машин 110000 л.с.
Вооружение при вступлении в строй: 4х2 203-мм/50 орудий, 4х2 102-мм/50 зенитных орудий, 9х1 45-мм полуавтоматов. 4х1 12.7-мм пулеметов, 2х3 533-мм ТА.
Бронирование: борт – 110 мм, палуба 50 мм.
Размерения по КВЛ: 190,0х18,5 х5,8 м.
Силуэты советских тяжелых крейсеров довоенных проектов.