Прежде чем выложить очередной альтернативный аэроплан, хочу поговорить о моторах. Всем известно, что двухрядный мотор с жидкостным охлаждением имеет лучший коэффициент обтекания, чем «лобастая» звезда. Однако есть у жидкостника серьезнный минус – дополнительное сопротивление от водорадиатора. Причем сопротивление такое, что порой может сожрать весь профит от меньшего миделя жидкостника, и в итоге «звезда» даже выигрывает (ну и ещё за счет 2-6-ти дополнительных цилиндров, конешно 🙂 ). Бороться с этим сопротивлением трудно, каких только ухищрений не было перепробовано, был даже электровентилятор (!) обдува. Было это, правда, у французов, и после войны, но хорошо иллюстирует всю бездну отчаяния конструкторов в борьбе с сопротивлением радиаторов. Я когда-то предложил прогонять воздух через радитор принудительно, за счет центробежного вентилятора, приводимого в действие газовой турбиной, работающей от выхлопных газов поршневого мотора. Размеры радиатора можно резко сократить, охлаждение мотора практически не зависит от скорости самолета, исчезают перегревы на наборе высоты и рулежке, ну и вредное сопротивление пропадает более чем полностью. Наоборот, при удачном раскладе компрессор даже будет создавать небольшую тягу, правда меньшую, чем от просто реактивных выхлопных патрубков. Короче говоря, профит должен быть заметный.
Следующий шаг – сжигание топлива в выхлопном канале после компрессора. Если поставить сравнительно мощный и производительный компрессор, то он будет качать воздуха существенно больше, чем это потребуется для охлаждения радиатора. Поставим перепускной клапан и будем часть воздуха закачивать в обход радиатора. А увеличившийся поток воздуха, сжатого компрессором, пустим в камеры сгорания, аналогичные тем, что стоят на обычных турбореактивных двигателях. В итоге получим заметный прирост тяги, особенно хорошо заметный на больших высотах. Истребитель с хорошим мотором (наподобие Мерлина, ДБ-603, АМ-37) и таким турбореактором сможет иметь потолок в 12–13 км и развивать там хорошую скорость, потому как будет почти что реактивным.
В заголовке показан такой турбореактор с кольцевым водорадиатором и несколькими камерами сгорания.
Но, как я полагаю, эволюция шла постепенно, и сначала мог возникнуть более простой турбореактор, показанный на этом рисунке.
Он развивает меньшую тягу, выхлопные газы от мотора смешиваются с воздухом до камеры сгорания, использован обычный прямоугольный радиатор. Тем не менее, даже такой турбореактор дает существенные преимущества высотному перехватчику в скорости, высоте полета и скороподъемности.
Маслорадиаторы отсутствуют как класс, охлаждение масла происходит в водомасляном теплообменнике, так компактнее.