«Цирк Вахмистрова» Звено-СПБ в бою. Воздушные авианосцы Сталина.
Пожалуй, самым экзотическим примером использования истребителей И-16 стал «Цирк Вахмистрова» — подвеска к бомбардировщику ТБ-3. Идею бомбардировщика-матки, способного транспортировать несколько истребителей инженер Владимир Вахмистров вынашивал с конца 20-х годов. Все 30-е годы Вахмистров активно работал над реализацией этого проекта.
Было создано несколько вариантов подсоединения различных истребителей к авиаматке носителю ТБ-3. Постепенно у руководства возобладало мнение, что применение «звена» для сопровождения бомбардировщиков и в системе ПВО не принесет ощутимого эффекта. Поэтому в 1938 г. В.С.Вахмистров предложил использовать И-16 в составе «звена» в качестве пикирующих бомбардировщиков. Под крыло каждого истребителя подвешивалось по две бомбы ФАБ-250. При подходе к цели подавался сигнал к отцеплению специальным световым табло на нижней поверхности крыла носителя и сиреной. Истребители отделялись от ТБ-3, производили бомбометание. На аэродром возвращались «своим ходом», подцепка в воздухе не предусматривалась. Для повышения скоростных характеристик носителя предполагалась работа моторов И-16 в полете. Чтобы радиус действия не снижался, спроектировали специальную систему питания моторов истребителей от самолета-носителя: крайние крыльевые баки ТБ-3 емкостью 600 литров заполнялись бензином Б-3, который по системе трубопроводов и шлангов шел к моторам И-16. Двигатели М-34 самолета ТБ-3 работали на бензине марки Б-2. Максимальная дальность полета такого «звена» достигала 2500 км. Вся эта система называлась «составным пикирующим бомбардировщиком» (СПБ).
Летом 1938 г. СПБ прошел испытания и был принят на вооружение. Заказали по 20 самолетов-носителей для ВВС РККА и ВВС Военно-Морского флота. Немедленного развертывания серийного производства СПБ не получилось: полного комплекта чертежей установки у Вахмистрова (КБ-29) тогда не было, многие усовершенствования во время испытаний делались «по месту». В 1939 г. заказ сократили до 12 машин. В 1939 г., после разработки ряда проектов, а затем и постройки специализированных пикирующих бомбардировщиков интерес к СПБ у ВВС снизился, так как на расстояние до 2500 км до цели можно было доставить только 1000 кг бомб.
Для производства системы «звено» выделили авиационный завод № 207. Из-за организационных неурядиц выпуск разворачивался довольно медленно. Только 20 ноября 1939 г. ВВС согласились передать для ВМФ 12 ТБ-ЗРН (по 4 для ВВС ЧФ, КБФ, ТОФ). Эти самолеты уже были изношены, требовался их капитальный ремонт.
19 января 1940 г. был заключен договор Управления морской авиации с заводом №207 на изготовление 15 комплектов СПБ (из них 12 комплектов — с установкой на самолетах в частях).
10 апреля 1940 г. начальник ГУАС К А Алексеев направил письмо наркому обороны К.Е.Ворошилову, в котором докладывал, что в НИИ ГУАС Красной Армии и КБ-29 находятся два «звена» конструкции Вахмистрова. Кроме того, на заводе № 207 имеются четыре комплекта приспособлений для сборки еще 4-х самолетов системы «звено». Далее говорилось: «Прошу Вашего разрешения указанные самолеты и имеющиеся в готовности приспособления для сборки «звена» передать в Народный комиссариат Военно-Морского флота. Начальник ВВС командарм 2-го ранга т. Смушкевич не считает возможным подвески самолетов в системе ВВС КА».
Резолюция Ворошилова от 8 мая 1940 г. гласила: «Не возражаю, если НКВМФ согласен» [124].
В связи с тем, что ГУАС КА отказалось от применения СПБ в частях ВВС, изготовляемые для них пять комплектов были переданы в авиацию ВМФ.
В июне 1940 г. директор завода № 207 Горин прекратил постройку комплектов «звено», ссылаясь на загрузку предприятия производством самолетов ББ-1 (Су-2).
Вахмистров занимался дальнейшим совершенствованием системы для флота, проектируя СПБ с подвеской на самолетах И16-М63 двух фугасных авиабомб весом по 500 кг (ФАБ-500) или с подвеской И-16 в истребительном варианте для дальней ПВО. Однако со второй половины 1940 г. Наркомат авиационной промышленности полностью прекратил финансирование всех работ по «звену», объясняя свое решение внедрением в текущем году в серийное производство пикирующих двухмоторных бомбардировщиков, а также проектированием новых опытных самолетов [125]. Вахмистров, по приглашению Поликарпова, перешел работать в его КБ на завод №51.
Слабым местом системы «звено» являлся носитель ТБ-3 — устаревшая и изношенная машина с низкими летно-тактическими характеристиками. В связи с развертыванием серийного производства новых четырехмоторных бомбардировщиков В.М.Петлякова ТБ-7 (Пе-8), возникла идея использовать этот самолет в качестве носителя. В декабре 1940 г. штаб авиации ВМФ разработал оперативно-тактическое обоснование применения комплексных звеньев ТБ-7 с двумя И-16. Приведем выдержки из него, достаточно полно показывающие значимость этой системы для флота:
«Основными задачами комплексных звеньев (ТБ7+2И16) на морских театрах являются:
1. Прикрытие действий своего флота от налетов авиации противника на удалении до 300 км от ближайших аэродромов.
2. Прикрытие от действия авиации противника воен-но-морских баз путем длительного патрулирования в воздухе (в течение 6,5 часов).
3. Бомбардировочные действия с пикирования по транспортам и легким силам противника на удалении до 300 км от ближайших сухопутных аэродромов.
4. Обеспечение от налетов авиации противника наших коммуникаций (устье Белого моря-Мурманск, Владивосток-Сов. Гавань).
Главнейшие преимущества в применении комплексных звеньев по сравнению с существующими на вооружении истребителями, действующими непосредственно с аэродромов, заключаются в следующем:
1. Применение ТБ7 как матки для истребителей увеличивает радиус действия существующих истребителей в 2 раза.
2. Позволяет с меньшим напряжением для истребительных частей нести в течение всего светлого времени непрерывное дежурство в воздухе при обороне ВМФ и других важнейших объектов. (Пример: при обороне ВМБ (военно-морских баз. — В.И.) путем одновременного дежурства в воздухе 18 истребителей, работающих с аэродромов в течение 12 часов светлого времени, потребуется сделать 144 самолетовылета по 1,5 часа каждого. При применении комплексных звеньев потребуется сделать 18 звеньевылетов по 6 часов каждый вылет). 3. Позволяет с меньшим напряжением для истребительных частей обеспечивать корабли флота сопровождением на удалении до 300 клм от аэродромов» [126].
При этом предполагалось, что в случае применения звена ТБ7-2И16 для охраны флота И-16 будет иметь 10 минут для ведения боя, продолжительность нахождения И-16 на носителе до отцепления в районе действия (т.е. на расстоянии 300 км от базы) составит 3,5 часов, а общая продолжительность полета ТБ-7 — 6,3 часа [127].
В общей сложности было изготовлено шесть экземпляров «Звена-СПБ»; все они поступили на вооружение базировавшейся в Евпатории 2-й особой эскадрильи 32-го ИАП 62-й авиационной бригады ВВС Черноморского флота. Летчики эскадрильи интенсивно осваивали новую систему и отрабатывали пикирующие удары по боевым кораблям. В январе 1941 г. командующий ВМФ, считавший эскадрилью всего лишь «цирком Шубикова» (по имени командира эскадрильи), приказал демонтировать с самолетов все специальное оборудование. К счастью до лета 1941 г. приказ выполнить не успели, а летом началась война.
Из-за незначительного числа выпущенных бомбардировщиков ТБ-7 и большой потребности в них, ВВС отказались передать флоту даже несколько машин. Переписка и согласование спорных вопросов заняли довольно много времени и к началу Великой Отечественной войны к взаимному соглашению прийти не удалось.
22 июля 1941 г. Штаб ВВС ВМФ известил командующего ВВС Черноморского флота генерал-майора авиации Русакова:
«Народный Комиссар Военно-Морского Флота Адмирал Кузнецов разрешил использование звена СПБ инженера Вахмистрова.
Для технического руководства монтажом установок на самолетах ТБЗ и И-16 командирую инженера завода № 51 тов. Вахмистрова.
Помимо этого задания на тов. Вахмистрова возлагается руководство эксплуатацией звена СПБ в первое время до освоения оборудования летно-техническим составом части» [128].
Вахмистров, прибыв на Черноморский флот, занялся не только монтажом установок СПБ, но и некоторыми усовершенствованиями боевой техники.
Командир эскадрильи И-16СПБ капитан Шубиков и командир 96-й ОИАЭ ВВС ЧФ капитан Коробыстин
Боевое применение СПБ оказалось очень эффективным. И-16 системы «звено» бомбили Констанцу, ими был уничтожен Черноводский мост через Дунай. Самолеты бомбили переправы немцев через Днепр.
Лейтенант Филимонов в кабине И-16СПБ (снимок сделан после налета на Чернаводский мост)
13 августа 1941 г. Вахмистров написал справкудоклад заместителю начальника Управления морской авиации генерал-майору Коробкову о проделанной работе:
«В настоящее время в 62-й АБ (авиабригаде. — В.И.) восстановлен монтаж установок «СПБ» на 3-х самолетах ТБЗ и 6-ти самолетах И-16, заканчивается монтаж еще одного «звена» (ТБ2+2И16). За время моей командировки были произведены следующие дополнительные работы:
1. На самолетах ТБЗ установлены бронеспинки у левого пилота, борттехника и заднего стрелка.
2. В проходе между сиденьями летчиков установлена откидная дуга с гнездом под шкворень спарки ДА, что дает возможность правому пилоту обстреливать переднюю и заднюю верхние полусферы.
3. Под фюзеляжем самолета И-16 смонтирована установка для подвески сбрасываемого бака на 95 литров бензина. По новой схеме бензопитания после отцепки самолетов И-16 от ТБЗ питание переключается на сбрасываемые бачки, а после сбрасывания последних — на главный бак.
Установка баков проверена в воздухе и работала безотказно.
«Звено» СПБ за время моей командировки дважды вылетало для боевых операций в район Констанцы, причем первый раз самолеты И-16 бомбили цели в 13 часов при безоблачном небе. В городе перед бомбежкой было нормальное движение, зенитная артиллерия открыла огонь уже после бомбежки, что указывает на полную неожиданность и внезапность появления самолетов над целью.
При выполнении второй боевой операции — бомбежки моста через реку Дунай было 100% попаданий и мост разрушен. В обоих случаях все самолеты вернулись без единой пробоины.
Такой результат боевого применения «звена» СПБ указывает на большую его эффективность и на необходимость применения в более широком масштабе.
«Звено» СПБ должно дать значительный эффект при операциях против танковых колонн. В этом случае на меньших расстояниях один самолет ТБЗ может обслуживать 3-4 пары самолетов И-16, поднимая их на высоту 400-500 м пару за парой.
Проделанная мной работа по бронированию и усилению огня на самолете ТБЗ недостаточна, имеется возможность поставить еще 2 огневые точки в бомболюках — вперед и назад — вниз.
Кроме того, на турелях штурмана и заднего стрелка весьма желательно установить вооружение крупного калибра.
Поставленная мной броня взята с самолетов И-15 -требуется специальная броня. Наиболее уязвимым местом самолета ТБЗ является его бензобаки, ничем не предохраненные от пожара. Желательно теперь же поставить вопрос о протектировании их, что также особых трудностей не должно представлять.
Перечисленные мной вопросы:
1. Увеличение количества «СПБ» (10 ТБЗ и 40 И16 на Черном море),
2. Увеличение количества огневых точек и установка крупнокалиберных пулеметов на ТБЗ,
3. Установка спецброни на ТБЗ,
4. Протектирование бензобаков и подвод к ним инертного газа на ТБЗ.
Командование ВВС ЧФ поручило мне доложить Вам для доклада Наркому ВМФ тов. Кузнецову и проведения их в жизнь» [ 129].
Штаб ВВС ВМФ в докладе адмиралу Кузнецову 13 августа 1941 г. писал о том, что для выдачи задания заводу № 207 на производство оборудования для «звеньев» требуется специальное постановления Правительства.
«ВВС ВМФ имеют 12 самолетов TB3-4M34PH, из коих 5 самолетов уже оборудованы подвесками инженера Вахмистрова. Оставшиеся 7 самолетов считаю более целесообразным использовать в качестве транспортных. На получение же хотя бы 10 самолетов TB3-4M34PH от ВВС КА рассчитывать нельзя, т.к. эти самолеты сняты с производства еще в 1937 году и выпущены были в весьма ограниченном количестве (около 150 шт.).
(13 августа 1941) Вахмистров обратился к генералу Коробкову с просьбой рассмотреть вопрос об увеличении количества носителей. Но получил отказ мотивированный тем, что ТБ-3 данной модификации снят с производства. ответ генерала Коробкова:
— ВВС ВМФ имеют 12 самолётов ТБ-34АМ-34РН, из коих 5 самолётов уже оборудованы подвесками инж. Вахмистрова. Оставшиеся 7 самолётов считаю более целесообразным использовать в качестве транспортных. На получение хотя бы 10 самолётов ТБ-34АМ-34РН от ВВС КА рассчитывать нельзя, так как эти самолёты сняты с производства ещё в 1937 г. и выпущены были в весьма ограниченном количестве (около 150шт.)
В настоящее время в строевые части ВВС ВМФ начинают поступать современные пикирующие бомбардировщики ПЕ-2, применение которых после их освоения по прямому назначению даст значительно лучшие результаты, нежели истребители И-16 с ТБЭ-4М34РН по системе инженера Вахмистрова» [130].
По указанию Кузнецова был подготовлен проект постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР за подписью Сталина об оборудовании 10 самолетов TB3-4M34PH и 30 самолетов И-16 с М-63 подвесками системы Вахмистрова с учетом всех сделанных им доработок и опыта боевого применения СПБ. Одновременно прорабатывался вопрос о возможности создания комплексного «звена», состоящего из ТБ-7 и двух истребителей ЛаГГ-3 или МиГ-3 с двумя бомбами ФАБ-250 на каждом [187]. Однако тяжелое положение с авиацией, сложившееся к осени 1941 г., и ограниченные возможности нашей авиапромышленности не позволили реализовать эти проекты.
Текст взят http://aviair.ru/i16/id/290
Статьи « Цирк Вахмистрова»
http://www.vvkure.com/planeta/index.php?name=News&op=Article&sid=770
http://wunderwaffe.narod.ru/Magazine/AirWar/43/02.htm
http://aviationz.narod.ru/tech/pl/zveno.html
Имевшиеся на вооружении морской авиации звенья продолжали воевать. 17 августа шесть И-16 уничтожили сухой док в Констанце. В конце месяца маленькие пикирующие бомбардировщики переключились на нанесение ударов по переправам через Днепр. 28 августа две авиаматки взлетели с евпаторийского аэродрома и взяли курс на Запорожье. В 30 км от города от носителей отцепились пикировщики. Самолеты нанесли внезапный удар и уничтожили переправу через Днепр в районе Берислава. Один И-16 был сбит. Налет повторили на следующий день.
После бомбежки четверка И-16 вступила в воздушный бой с мессершмиттами, сбив два Bf.109. Дальнейшее использование «Звеньев» прекратили из-за повышенного риска таких рейдов в условиях полного господства в воздухе авиации противника. В конце сентября немецкие войска вырвались на просторы Северного Крыма. Все имевшиеся в наличии самолеты авиации Черноморского флота были перенацелены на нанесение ударов по наступающим механизированным колоннам противника.
«Звенья-СПБ» использовались в своей оригинальной конфигурации с подвешенными И-16СПБ все реже и реже. Последние боевые вылеты состоялись, видимо, в 1942 г. «Звенья» совершили в общей сложности не менее 30 боевых вылетов, причем результативность оказалась исключительно высокой, даже не сравнимой с результативностью действий обычной бомбардировочной авиации ВВС РККА.
Арсений Шубиков погиб в воздушном бою 1 октября 1941 г.
«Звено-СПБ». Носитель — ТБ-3 М-34. Истребители под крылом, вероятно, относятся к модернизированному типу 5 (козырёк вместо закрытого фонаря).
Звено-СПБ» (ТБ-3 М-34 + 2 И-16 тип 5).
«Звено-СПБ» (ТБ-3 М-34 + 2 И-16 тип 24) 32-го ИАП ЧФ, июнь 1941 года
Звено-СПБ (ТБ-3 М-34 + 2 Як-7Б) 32-го ИАП ЧФ, апрель 1942 года.
Вахмистровым была разработана система стыковки истребителей с ТБ-3 в полете с последующей их заправки, благодаря чему тяжелый бомбардировщик превращался в полноценный авианосец.
Система стыковки была испытана.
Пилотировавшие истребители С. П. Супрун и В. К. Евсеев убежденно заявили, что после некоторой тренировки в составе звена может летать любой строевой летчик-истребитель!!!!!!
Звено-5 ранняя схема сцепки.