Цикл битва за Гуадалканал. Часть 7. Бой у островов Санта-Крус
Ко второй половине октября 1942 года вокруг Гуадалканала сложилась патовая ситуация. На суше японцы блокировали американский плацдарм, но не могли его захватить. Благодаря этому американская авиация с аэродрома Хендерсон-филд продолжала господствовать в воздухе. Однако американцы не имели достаточно сил, чтобы контролировать море вокруг острова, особенно по ночам. Таким образом, морское сражение стало неизбежным — вопрос состоял лишь в том, когда и при каком соотношении сил оно произойдёт. Адмирал Ямамото терял драгоценное время, но не знал об этом.
Содержание:
Новое наступление на Гуадалканале
23 октября 1942 года японские войска на Гуадалканале начали новое наступление на американский оборонительный периметр вокруг мыса Лунга-пойнт. Из-за проливных дождей аэродром Хендерсон-филд размок, а над морем стояла низкая облачность, поэтому японские моряки смогли активно действовать днём. 25 октября отряд из трёх японских эсминцев («Акацуки», «Икадзути» и «Сирацую») обстрелял американские корабли у Лунга-пойнт, потопив океанский буксир «Семинол» и траулер YP-284, а затем вошёл в гавань Тулаги и устроил там погром.
Вечером того же дня с Шуазеля вышел очередной конвой эсминцев с солдатами и снабжением. Предполагалось, что он достигнет Гуадалканала утром 26-го, после разгрузки эсминцы должны были оказать огневую поддержку сухопутным войскам.
Тем временем адмирал Ямамото, находившийся на Труке, напряжённо ожидал момента, когда солдаты генерала Хаякутакэ возьмут аэродром Хендерсон-филд и можно будет, не опасаясь базовой авиации, обрушиться на американский флот в южной части Тихого океана. Еще раньше для действий в районе Соломоновых островов он выделил два тяжёлых и два лёгких авианосца, четыре старых линейных крейсера и восемь тяжёлых крейсеров. Теперь эти корабли держались в море к северу от Соломоновых островов, ожидая приказа.
Японские силы
Ямамото вновь разделил свои силы на два соединения под руководством адмиралов Нагумо и Кондо: первый командовал 3-м флотом, основной ударной силой которого были авианосцы, второй — 2-м флотом, и главной ударной силой у него были линкоры (правда, старые, типа «Конго»). Новые линкоры отстаивались на Труке, и Ямамото пока не желал бросать их в бой. Сам он остался на Труке на борту «Ямато».
Основной задачей Кондо было оказать поддержку войскам на Гуадалканале и навязать американцам артиллерийский бой. Соединение Нагумо патрулировало восточнее, чтобы прикрыть корабли Кондо истребителями, и по возможности навязать бой вражеским авианосцам. Наконец, в его задачу входили удары по американским транспортам в случае попытки эвакуации Гуадалканала. Кроме того, при необходимости в бой должны были вступить силы 8-го флота адмирала Микавы из Рабаула.
Каждое из соединений по японскому обыкновению было разделено на несколько более мелких отрядов:
- Ударное Авианосное соединение вице-адмирала Нагумо Тюити — тяжёлые авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку», лёгкий авианосец «Дзуйхо» (1-я дивизия авианосцев), а также тяжёлый крейсер Кумано и 8 эсминцев («Амацукадзе», «Хацукадзе», «Токицукадзе», «Юкикадзе», «Араси», «Майкадзе», «Терудзуки» и «Хамакадзе»). Ему же подчинялся Передовой отряд контр-адмирала Абэ Хироаки — линейные крейсера «Хиэй» и «Кирисима», тяжёлые крейсера «Судзуя», «Тоне» и «Тикума», а также 10-й дивизион эсминцев — лёгкий крейсер «Нагара» с 7 эсминцами («Акигумо», «Исокадзе», «Кадзегумо», «Югумо», «Макигумо», «Таникадзе» и «Уракадзе»);
- Авангардное соединение вице-адмирала Кондо Нобутаке: тяжёлые крейсера «Атаго», «Такао», «Майя» и «Тёкай», а также 2-й дивизион эсминцев контр-адмирала Танака Райдзо — лёгкий крейсер «Исудзу» с 6 эсминцами («Кавакадзе», «Макинами», «Судэукадзе», «Умикадзе», «Таканами» и «Наганами»). Ему же подчинялись Силы Ближней поддержки (3-я дивизия линейных крейсеров) вице-адмирала Курита Такео — «Конго» и «Харуна» с двумя эсминцами («Кагеро» и «Оясио»), а также Авианосная группа (2-я дивизия авианосцев) контр-адмирала Какута Какудзи — лёгкий авианосец «Дзуньё» в сопровождении эсминцев «Хаясио» и «Куросио».
К этому времени в командовании американских морских сил в южной части Тихого океана произошли кадровые перестановки. За нерешительность и пессимизм Нимитц снял адмирала Гормли и 18 октября назначил на его место вице-адмирал Уильяма Ф. Хэлси, за активность и агрессивность прозванного «Буйволом». Штаб Хэлси размещался в Нумеа на Новой Каледонии, но поначалу в его распоряжении имелось лишь одно оперативное соединение — 17-е, сформированное вокруг авианосца «Хорнет». Ещё один авианосец, «Энтерпрайз», повреждённый в сражении у Восточных Соломоновых островов, спешно заканчивал ремонт в Пёрл-Харборе.
Таким образом, к середине октября в юго-западной части Тихого океана японцы имели решающее преимущество над противником — но не знали об этом. Ожидая исхода наступления армейских сил на Гуадалканале, Ямамото упустил драгоценное время.
Непроверенное донесение
Начиная с 16 октября, японская разведка потеряла вражеские авианосцы в этом районе. Однако с начала двадцатых чисел было отмечено усиление активности американской воздушной разведки. У штаба Ямамото возникало подозрение, что противник к чему-то готовится. Наконец, 24 октября японская воздушная разведка смогла перехватить и расшифровать вражескую радиограмму, в которой упоминалась большая морская и воздушная битва, ожидающаяся в ближайшее время в районе Соломоновых островов. Окумия Масатакэ, бывший начальник авиационного отдела штаба 2-й дивизии авианосцев Какуты, позднее писал:
«Нечто носилось в воздухе. 27 октября противник праздновал День флота. Вполне возможно, что командиры авианосных соединений выберут этот день для внезапной атаки. Я знал американскую тягу к приключениям в подобные дни, и ожидал самого худшего».
Утром 25 октября Ямамото сообщил генералу Хаякутакэ на Гуадалканале, что если аэродром Хендерсон-филд не будет взят к вечеру, японский флот вернётся на Трук из-за нехватки топлива. Получив эту депешу, Хаякутакэ приказал войскам вновь атаковать из последних сил. Наконец-то периметр Лунга был прорван, группа солдат во главе с полковником Фуримии вышла к южной части аэродрома, после чего морской офицер связи на Гуадалканале доложил, что аэродром захвачен.
Ночью это донесение было получено на Труке, и Ямамото приказал кораблям двинуться на юг. Прорвавшаяся на аэродром группа японцев оказалась небольшой — она была быстро изолирована и уничтожена. Рано утром 26 октября над аэродромом появились японские флотские истребители, ожидавшие сигнала на посадку, но были атакованы американскими самолётами и понесли большие потери. Однако японское соединение уже двинулось на юг.
Беспокойство адмирала Хэлси
В свою очередь адмирал Хэлси оказался в очень тяжёлом положении. На момент вступления в должность он имел всего один авианосец и один линкор. За два последних месяца Южно-Тихоокеанский флот потерял потопленными или повреждёнными три ударных авианосца и линкор, даже победа у мыса Эсперанс вывела из строя два крейсера.
Американское командование в Нумеа и Пёрл-Харборе было крайне обеспокоено нарастающей активностью японского флота вокруг Гуадалканала после сражения у мыса Эсперанс, а особенно — обстрелами аэродрома Хендерсон-филд японскими линкорами и крейсерами в ночь на 14 и 15 октября. Вдобавок 14 октября возле острова Малаита американская воздушная разведка обнаружила японские авианосцы «Хийо» и «Дзуньё». Шедший на Гуадалканал конвой с авиационным топливом повернул обратно, однако эсминец «Мередит» и тральщик «Вирео» решили продолжить путь. Утром 15 октября они были атакованы японскими палубными самолётами, эсминец потоплен, а тральщик поначалу брошен экипажем, но затем обнаружен спасателями и отведен на Эспириту-Санто. На следующий день японские пикировщики тяжело повредили у Лунга-пойнт старый эсминец «Макфарланд», также использовавшийся для доставки топлива.
Командование Тихоокеанского флота пришло к выводу, что японцы находятся где-то к северо-востоку от Соломоновых островов и нанесут удар 23 октября. В этот день подозрения подтвердились: патрульные «Каталины» действительно обнаружили вражеский авианосец в 650 милях севернее Эспириту-Санто. Японские силы оценивались в четыре авианосца — ещё раньше разведка донесла, что один авианосец ушёл на Трук. Это был лёгкий «Хийё» из подчинённой Кондо 2-й дивизии авианосцев, у которого 22 октября произошла авария в машине.
Но ремонт «Энтерпрайза» в Пёрл-Харборе шёл ударными темпами, 16 октября он был закончен, и авианосец в сопровождении линкора «Саут Дакота» полным ходом двинулся к Эспириту-Санто. Их прибытие 24 октября позволило восстановить 16-е оперативное соединение. Кроме того, в начале октября в распоряжение Хэлси был передан прибывший из Северной Атлантики линкор «Вашингтон», вокруг которого создано 64-е оперативное соединение. Возглавил его контр-адмирал Уиллис Ли — олимпийский чемпион по стрельбе и дальний родственник генерала Ли.
Таким образом, к 24 октября в распоряжении Хэлси уже имелись следующие силы:
- 16-е оперативное соединение (контр-адмирал Томас Кинкейд) — тяжёлый авианосец «Энтерпрайз», линкор «Саут Дакота», тяжёлый крейсер «Портленд», лёгкий крейсер ПВО «Сан-Хуан» и 7 эсминцев («Портер», «Мэхен», «Конингхэм», «Престон», «Смит», «Мори» и «Шоу»);
- 17-е оперативное соединение (контр-адмирал Джордж Д. Мюррей) — тяжёлый авианосец «Хорнет», тяжёлые крейсера «Нортхэмптон» и «Пенсакола», лёгкие крейсера ПВО «Сан-Диего» и «Джуно», а также 6 эсминцев («Андерсон», «Бартон», «Хьюз», «Моррис», «Рассел» и «Мостин»);
- 64-е оперативное соединение (контр-адмирал Уиллис Э. Ли) — линкор «Вашингтон», тяжёлый крейсер «Сан-Франциско», лёгкие крейсера «Хелена» и «Атланта», а также 6 эсминцев.
Японцы всё ещё превосходили противника по числу кораблей. Однако их старые линейные крейсера, по сути, являлись своеобразными «лидерами» тяжёлых крейсеров и не имели шанса противостоять только что вступившим в строй американским линкорам. Вдобавок лёгкие авианосцы «Дзуйхо» и «Дзуньё» были переоборудованы из плавбазы подводных лодок и быстроходного лайнера, поэтому имели недостаточную защиту и скорость в пределах 25-28 узлов.
Куда важнее другое: американские авианосцы несли гораздо больше палубных самолётов, чем японские. Этот достигалось конструкцией машин — их крылья складывались вверх, «домиком», а не назад, как в других странах, в результате их можно было гораздо компактнее расположить в ангаре. Кроме того, у Хэлси имелся «непотопляемый авианосец» — Гуадалканал.
Всего японцы имели 203 палубных самолёта — 57 торпедоносцев, 64 пикировщика и 82 истребителя. Два американских авианосца несли 177 палубных самолётов — 30 торпедоносцев, 74 пикировщика и 73 истребителя. Ещё 40 исправных самолётов находились на аэродроме Хендерсон-филд: 23 истребителя, 16 пикирующих бомбардировщиков и один торпедоносец самолётов. Правда, им остро не хватало топлива, запасы которого сгорели несколькими днями ранее при обстреле с японских линкоров. С тех пор горючее для самолётов на Гуадалканал пришлось доставлять транспортными «Дакотами» C-47.
Эскадры идут навстречу друг другу
24 октября в 12:45 (UTC-12) группы «Энтерпрайза» и «Хорнета» встретились к северо-востоку от Новых Гебрид в точке 14° 07’ ю. ш. и 171° 37’ в.д. По приказу Нимица командование обеими группами принял адмирал Кинкейд. Он должен был пройти восточнее островов Санта-Крус, обогнуть их с севера, а далее двигаться на юго-запад к острову Сан-Кристобаль — самому южному в цепи Соломоновых островов, чтобы перехватить японцев, когда они приблизятся к Гуадалканалу.
Тем временем адмирал Ли с линкором «Вашингтон» направился к Гуадалканалу для поиска и в ночь на 25 октября обошёл остров Саво. Однако повторить успех адмирала Скотта у мыса Эсперанс не удалось: как раз в это время японцы решили действовать здесь не ночью, а днём. В результате противника не обнаружилось, и к утру 64-я оперативная группа покинула опасные воды, чтобы не попасть под удар японских самолётов.
В 04:00 к востоку от островов Санта-Крус корабли Кинкейда повернули на северо-запад, а «Энтерпрайз» поднял в воздух дежурные истребители воздушного патруля. «Хорнет» шёл в 50 каб позади, скорость обоих соединений составляла 23 узла.
Утренний поиск 25 октября в секторе от 290° до 80° на дистанции в 200 миль результата не дал. Однако около 11:20 береговой патрульный самолёт обнаружил соединение противника, состоявшее из двух линкоров, четырёх тяжёлых крейсеров и семи эсминцев. А в 12:50 тендер гидросамолётов «Кёртисс» передал сообщение от своего патрульного самолёта о том, что два японских авианосца с группой вспомогательных судов замечены в 360 милях от оперативной группы Кинкейда. Корабли шли на юго-восток курсом 145° со скоростью 25 узлов. Координаты группы линкоров разведчик дать не смог. Более того, из-за густой облачности и периодически налетавших дождевых шквалов американская воздушная разведка потеряла контакт с противником.
Безуспешные поиски
Корабли, обнаруженные «Каталинами» в полдень 25 октября, принадлежали 3-му флоту адмирала Нагумо. Как и в бою у Восточных Соломоновых островов, Нагумо расположил своё Ударное авианосное соединение в арьергарде, выдвинув линкоры Передового отряда Абэ на 60 миль вперёд — он надеялся, что американские авианосные самолёты атакуют их, а не авианосцы. Авангардное соединение адмирала Кондо, шедшее к Гуадалканалу западнее, мимо острова Малаита, американцы пока не обнаружили.
Японцы от своих подводных лодок и базовых разведчиков 25-й воздушной флотилии с острова Шортленд тоже знали, что американское соединение находится восточное острова Реннел и севернее архипелага Санта-Крус. Однако эта информация была отрывочной, а главное — штаб Ямамото на Труке ещё не знал, что «Энтерпрайз» буквально накануне вернулся в район боёв.
Тем не менее, с японских кораблей заметили американские разведчики, и чтобы обмануть противника, Нагумо развернул свои авианосцы на обратный курс, в то время как линкоры какое-то время продолжали двигаться на юг.
В 14:30 с « Энтерпрайза» были высланы шесть пар разведчиков для поиска в секторе от 280° до 10° на 200 миль вперёд. Примерно через час Кинкейд приказал поднять в воздух ударную группу из 29 машин — 11 истребителей, 12 разведчиков и 6 торпедоносцев. Этим самолётам было приказано пройти по срединной линии поиска на 150 миль вперёд и вернуться, если вражеские корабли не будут обнаружены. Самолёты «Хорнета» пока находились на месте в готовности к появлению противника.
Уже после подъёма ударной группы Кинкейд получил новое сообщение от базовой разведки: корабли противника развернулись на север. Не желая нарушать радиомолчание и выдавать японцам свое присутствие, адмирал не сообщил об этом ударной группе. В итоге разведчики вернулись по плану, а вот ударная группа «из-за чрезмерного рвения своего лидера» прошла вперёд не на 150, а на 200 миль, а затем обыскала море на 80 миль к северо-востоку в надежде найти врага.
Увы, отыскать противника не удалось — оба отряда Нагумо к этому времени вышли из зоны действия палубных машин. В результате ударная группа вернулась на «Энтерпрайз» уже после захода солнца на последних каплях топлива. Шесть самолётов упали в воду либо разбились при посадке. Ранее в тот же день «Энтерпрайз» потерял 5 машин в результате аварий и повреждений — таким образом, ещё до начала боя американцы лишились 11 самолётов.
Однако теперь адмирал Кинг знал о присутствии противника и был полон решимости найти его. Он имел все основания думать, что японцы тоже не откажутся от боя, поэтому изменил план действий. Вместо того чтобы на ночь отойти в район к югу от Гуадалканала, как предполагалось первоначально, Кинг решил остаться к северу от островов Санта-Крус.
Кинг оказался прав: уже в 16 часов Ударное Авианосное соединение Нагумо снова повернуло на юг. Авианосец «Дзуньё», приданный шедшему в сотне миль западнее Авангардному соединению адмирала Кондо, получил с Трука приказ подготовить свои самолёты для атаки Гуадалканала.
Около 00:50 американская летающая лодка из темноты высыпала на соединение Нагумо серию бомб, которая взорвалась у борта «Дзуйкаку». Жертв не было, но бомбы легли так близко, что дым от взрывов окутал мостик. Нагумо решил, что обнаружен и идёт в ловушку, поэтому в час ночи опять развернул своё Ударное соединение на север. Спустя час на обратный курс развернулись и линкоры Абэ. В этот момент корабли находились примерно в 250 милях к северо-востоку от Гуадалканала.
Источник — https://warspot.ru/21516-boy-u-ostrovov-santa-krus-avianostsy-ischut-drug-druga