Цикл битва за Гуадалканал. Часть 5. Интермедия вокруг Гуадалканала

12

Другие части цикла

Весь август и сентябрь 1942 года на Гуадалканале шли тяжёлые наземные бои. Формально японцы контролировали бóльшую часть острова, в руках американских морских пехотинцев находился лишь небольшой периметр на мысе Лунга-пойнт с недавно достроенным аэродромом Хендерсон-филд. Но попытки японцев захватить аэродром каждый раз проваливались из-за нехватки солдат и артиллерийской поддержки.

Содержание:

«Токийский экспресс» начинает работу

Чтобы взять аэродром Хендерсон-филд, японцам требовалось перебросить на остров новые войска. Но их доставка затруднялась господством в воздухе американской авиации, которая в свою очередь обеспечивалась наличием у противника аэродрома. Круг замкнулся. В итоге солдат и снаряжение японцам приходилось перевозить по ночам, в основном на небольших быстроходных кораблях, которые не могли брать на борт тяжёлое вооружение. Американцы прозвали эти регулярные ночные рейсы «Токийским экспрессом».

Первоначально основной японской базой на Гуадалканале был посёлок Тасимбоко у мыса Тайву в 35 км к востоку от американского плацдарма на мысе Лунга. С 29 августа по 4 сентября японские лёгкие крейсера, эсминцы и переоборудованные из старых эсминцев быстроходные транспорты высадили здесь основные силы 35-й пехотной бригады, бóльшую часть 4-го полка (полк Аоба) и оставшуюся часть полка Итики — всего около 5000 человек. На обратном пути корабли проходили мимо мыса Лунга-пойнт и обстреливали американский плацдарм. Потери при этом были умеренными: лишь вечером 28 августа, при переходе самого первого конвоя, пикировщиками с Гуадалканала был потоплен эсминец «Асагири», на котором погибло 52 человека.

Высадка американских войск на Гуадалканал и Тулаги 7 августа 1942 года Osprey Publisher

Высадка американских войск на Гуадалканал и Тулаги 7 августа 1942 года
Osprey Publisher

В свою очередь днём 30 августа японские горизонтальные бомбардировщики потопили старый эсминец «Колхаун», переоборудованный в быстроходный транспорт APD-2 и только что разгрузившийся у Лунга-пойнт вместе с тремя другими транспортными эсминцами («Литтл», «Грегори» и «Мак-Кин»). На корабле погибло почти столько же, сколько на «Асагири» (51 человек), но груз уцелел.

Помимо эсминцев, аэродром Хендерсон-филд регулярно атаковали японские базовые самолёты из Рабаула. Ночные обстрелы и бомбардировки не наносили серьёзного ущерба, но вынуждали американское командование «дублировать» аэродром авианосцами. С конца августа командующий американскими морскими силами в Южной части Тихого океана вице-адмирал Роберт Гормли постоянно держал к югу от Гуадалканала, вне радиуса действия японской базовой авиации, один или два из трёх своих авианосцев («Уосп», «Хорнет» и «Саратога»). Авианосцы использовались для атак японских конвоев, а также в качестве промежуточных площадок для переброски самолётов на Хендерсон-филд.

Быстроходный транспорт APD-2 «Колхаун» летом 1942 года. Переоборудованные из эсминцев-флэшдекеров типа «Уикс», такие транспорты получили усиленное зенитное вооружение и по четыре десантных катера LCP (L), из-за снятия части котлов скорость снизилась до 25 узлов navsource.org

Быстроходный транспорт APD-2 «Колхаун» летом 1942 года. Переоборудованные из эсминцев-флэшдекеров типа «Уикс», такие транспорты получили усиленное зенитное вооружение и по четыре десантных катера LCP (L), из-за снятия части котлов скорость снизилась до 25 узлов
navsource.org

Утром 31 августа авианосец «Саратога», находившийся в 260 км к юго-востоку от Гуадалканала, был атакован японской подводной лодкой I-26. В цель попала только одна из шести выпущенных торпед, сделавшая пробоину в правом борту на уровне кормовой части острова. Было ранено несколько моряков, в том числе командующий 11-м оперативным соединением вице-адмирал Флетчер, затоплено одно котельное отделение, авианосец получил крен в 4°.

Корабль имел турбоэлектрическую силовую установку: из-за многочисленных коротких замыканий она полностью остановилась, и тяжёлому крейсеру «Миннеаполис» пришлось брать гиганта на буксир. Лишь на следующий день машины удалось запустить, и «Саратога» ушла на ремонт в Пёрл-Харбор, где оставалась до начала ноября. Возможно, ранение Флетчера стало гораздо более серьёзной потерей, обусловившей дальнейшие неприятности.

Авианосец «Саратога» в середине 1942 года lonesentry.com

Авианосец «Саратога» в середине 1942 года
lonesentry.com

В тот же день, 31 августа, на мыс Тайву прибыл генерал Кавагути, принявший командование всеми японскими войсками на Гуадалканале. Сюда же доставили несколько десантных барж «Дайхацу». С их помощью в первых силах сентября около тысячи солдат под командованием полковника Акиносуке Ока были переброшены в бухту Камимбо на крайней северо-западной оконечности Гуадалканала, за мысом Эсперанс. Здесь появилась вторая японская база, которую было легче снабжать — для этого более не требовалось входить в пролив Железное Дно.

11 сентября в бухте Камимбо был высажен последний (3-й) батальон пехотного полка Аоба — таким образом, на Гуадалканал доставили бóльшую часть 35-й пехотной бригады. Солдаты Ока выдвинулись на восток к мысу Крус и устью реки Матаникау в 7 км от мыса Лунга — теперь американский плацдарм был обложен с обеих сторон.

План острова Гуадалканал, составленный штабом Корпуса морской пехоты в сентябре 1942 года

План острова Гуадалканал, составленный штабом Корпуса морской пехоты в сентябре 1942 года

Гибель «Литтла» и «Грегори»

Американские войска на Гуадалканале оказались в трудном положении. У генерала Вандегрифта хватало бойцов, но им требовалось продовольствие и боеприпасы, а лётчикам — авиатопливо и запчасти к самолётам. 23 и 29 августа, 1 и 8 сентября к мысу Лунга-пойнт прибывали небольшие конвои, состоявшие в основном из быстроходных транспортных эсминцев. Помимо снабжения они доставили на остров 392 сапёра.

Кроме того, для пополнения 1-й дивизии морской пехоты Вандегрифт перебросил с островов Тулаги и Гавуту на мыс Лунга два батальона — 1-й рейдерский («Рейдеры Эдсона») и 1-й парашютный. Наконец, 14 сентября на Гуадалканал с Тулаги был перевезён ещё один батальон — 3-й из 2-го полка морской пехоты.

В ходе этих взаимных перебросок в ночь на 5 сентября состоялся ещё один морской бой. Эсминцы «Юдати», «Хацуюки» и «Муракумо» после высадки войск у мыса Тайву вновь обстреляли аэродром Хендерсон-филд. В это время в проливе Железное Дно находились два американских транспортных эсминца — «Грегори» и «Литтл» (APD-3 и APD-4). Ранее днём они вышли к острову Саво для проверки известия о высадке там японцев. Эсминцы имели поисковые радары, в 00:56 обнаружили четыре цели и, рассчитывая на собственную невидимость, двинулись в сторону стрельбы.

По нелепой случайности оказавшаяся здесь же ночная «Каталина» заметила эсминцы и в 01:00 осветила их ракетами, приняв за субмарины противника. Японские корабли немедленно открыли огонь, уже через пять минут «Грегори» был поражён в машинное отделение, лишился хода и начал тонуть. Раненый командир корабля Гарри Ф. Бауэр приказал покинуть эсминец, но сам остался на нём до конца и погиб. К 01:23 «Грегори» был оставлен; загоревшийся «Литтл» был покинут ещё раньше — в 01:15. В 01:35 японцы прекратили стрельбу и отправились домой.

Быстроходные транспорты APD-3 «Грегори» (слева) и APD-4 «Литтл» 30 июля 1942 года у острова Фиджи во время учений по погрузке и выгрузке десанта перед высадкой на Гуадалканал. На заднем плане виден лёгкий крейсер «Сан-Хуан» history.navy.mil

Быстроходные транспорты APD-3 «Грегори» (слева) и APD-4 «Литтл» 30 июля 1942 года у острова Фиджи во время учений по погрузке и выгрузке десанта перед высадкой на Гуадалканал. На заднем плане виден лёгкий крейсер «Сан-Хуан»
history.navy.mil

На «Грегори» погибло 22 человека, на «Литтл» — 62, включая его командира Густава Лофберга, а также начальника 12-го дивизиона транспортных эсминцев коммандера Хью Уильяма Хэдли. «Грегори» окончательно затонул в 01:40, «Литтл» — значительно позже, около 4 часов, при этом оставаясь на ровном киле.

Ещё 3 сентября японские подлодки, действовавшие у Восточных Соломоновых островов, получили приказ развернуться в завесу на пути между Эспириту-Санто и Гуадалканалом для перехвата конвоев и боевых кораблей противника. Эта завеса была обозначена как соединение «А». Уже 6 сентября одна из его субмарин атаковала линкор «Норт Кэролайна» из состава 17-го оперативного соединения. Торпеда прошла в полутора кабельтовых от левого борта.

Кроме того, в ночь на 9 сентября, во время очередного рейса «Токийского экспресса» лёгкий крейсер «Сендай» и три эсминца потопили у Гуадалканала американское патрульное судно YP-346.

Наступление генерала Кавагути

Несмотря на все трудности снабжения, американские войска на Гуадалканале сохраняли превосходство над противником, как численное, так и техническое. У Вандегрифта имелось 15 000 человек, у Кавагути — порядка 5000. Тем не менее, американцы продолжали оборонять лишь маленький периметр Лунга-пойнт протяжённостью 8 км вдоль берега и до 4 км в глубину, лишь изредка устраивая разведывательно-диверсионные рейды для прощупывания вражеских позиций.

В ночь на 12 сентября генерал Кавагути попытался организовать новую атаку на периметр Лунга. Для этого он перебросил к реке Тенару почти все свои силы, оставив для охраны базы в Тасимбоко у мыса Тайву лишь неполный батальон (около 250 человек). Однако переброска войск для наступления заняла несколько дней. За это время американцы через сотрудников старой британской администрации узнали, что основная часть японских войск покинула район мыса Тайву. Вандегрифт успел приготовиться к нападению, а 9 сентября отправил в тыл врага 1-й рейдерский батальон на десантных катерах. Батальон внезапно высадился в Тасимбоко и без труда разгромил слабо защищённую японскую базу.

Атаки войск Кавагути на мыс Лунга продолжались три дня, с 12 до 14 сентября, получив известность как «Битва за Кровавый хребет». Они не принесли японцами успеха, хотя 14 сентября до взлётной полосы японцами оставалось менее полутора километров. В этих боях американцы потеряли 104 человек убитыми, потери японских войск составили до 850 человек. К вечеру 14 сентября Кавагути начал отход на запад, к реке Манатикау, на соединение с отрядом Оки. С этого момента база снабжения японских сил была перенесена на западную оконечность Гуадалканала.

  Японское наступление на Лунга-пойнт с 12 по 14 сентября 1942 года


Японское наступление на Лунга-пойнт с 12 по 14 сентября 1942 года

«Генеральное сражение войны»

15 сентября верховное японское командование приняло решение о том, что «Гуадалканал, возможно, превратился в генеральное сражение войны». Поэтому командующий 17-й японской армией генерал-лейтенант Хаякутаке Харукити в Рабауле получил распоряжение прекратить наступление по тропе Кокода на Порт-Морсби (остров Новая Гвинея) и сосредоточить все свои усилия на Соломоновых островах.

Двумя днями ранее японцы приняли решение о переброске на Гуадалканал двух пехотных дивизий из Голландской Ост-Индии — 2-й и 38-й. Всего за следующий месяц следовало перевезти на остров 17 500 человек, на 20 октября было намечено новое наступление на американский плацдарм. При этом японцы продолжали недооценивать силы противника. Кавагути полагал, что ему противостоит около 10 тысяч американских солдат — в то время как к концу сентября у Вандегрифта было уже 23 тысяч человек.

Во второй половине сентября из-за плохой погоды действия бомбардировщиков обеих сторон на время прекратились. Однако истребители с Хендерсон-филд продолжали свою работу против японского флота, в основном по ночам. Тем не менее, 14, 20, 21 и 24 сентября японские эсминцы высадили в заливе Камимбо оставшуюся часть полка «Аоба» — 280 солдат из 1-го батальона, а также выгрузили боеприпасы и снабжение. Американцы считали, что к середине октября японские эсминцы доставляли на Гуадалканал до 900 человек за ночь, но в реальности эта цифра была заметно меньше.

  Генерал Хаякутаке в Рабауле, 1942 год Wikimedia Commons


Генерал Хаякутаке в Рабауле, 1942 год
Wikimedia Commons

Новые подкрепления для генерала Вандегрифта

Несмотря на отражение японского наступления и постоянные рейсы транспортных эсминцев, Вандегрифту остро не хватало людей — тропические болезни оказались страшнее японцев, каждую неделю из строя выходило порядка 500 человек. Поэтому 14 сентября с Эспириту-Санто был отправлен новый крупный конвой с подкреплениями для Гуадалканала — 3-й временной бригадой морской пехоты в составе 7-го полка и батальона из 11-го полка морской пехоты.

Общая численность подкреплений составляла 4157 человек, погружённых на 6 транспортов, в сопровождении нескольких эсминцев. Среди снабжения было 137 автомобилей, походные палатки, боеприпасы, продовольствие, авиационное топливо и инженерное оборудование для расширения аэродрома.

От успеха проводки конвоя зависела судьба Гуадалканала, поэтому прикрытие обеспечивали оба оставшихся у адмирала Гормли авианосца — «Хорнет» (флагман 17-го оперативного соединения контр-адмирала Джорджа Мюррея) и «Уосп» (флагман 18-го оперативного соединения контр-адмирала Ли Нойеса). В охранении авианосцев находились линкор «Норт Кэролайна», 3 крейсера и 7 эсминцев. «Уоспом» командовал кэптен Форрест П. Шерман, «Хорнетом» — кэптен Чарльз П. Мэйсон. Общее командование 62-м оперативным соединением, державшимся в сотне миль южнее Гуадалканала, осуществлял вице-адмирал Ричмонд Келли Тёрнер.

Авианосец «Уосп» в 1942 году worldwarphotos.info

Авианосец «Уосп» в 1942 году
worldwarphotos.info

Утром 15 сентября оба авианосца находились возле островов Реннел в 250 милях южнее Гуадалканала и в 150 милях юго-западнее острова Сан-Кристобаль. Корабли неторопливо шли курсом на северо-запад, 17-е оперативное соединение с линкором «Норт Кэрлайна» двигалось левее соединения «Уоспа» и в 80 каб от него.

К 10 часам на «Уосп» вернулись самолёты из утренней разведки, в полдень с авианосца был поднят очередной воздушный патруль (8 «Уайлдкэтов» и 3 «Донтлесса»), а в 12:15 «Уайлдкэт» из его состава заметил и сбил неподалёку от соединения японскую четырёхмоторную летающую лодку. Позднее долго считалось, что именно этот самолёт навёл на американское соединение японские субмарины, ещё с конца августа развёрнутые к югу от Гуадалканала (в частности, об этом пишет Пол С. Далл, но его информация не подтверждается японскими данными).

Самый результативный торпедный залп в истории?

Около 14:20 «Уосп» развернулся на юго-восток, чтобы принять самолёты воздушного патруля и поднять в воздух его смену — 8 «Уайлдкэтов» и 18 «Донтлессов». В 14:44, когда приём самолётов был закончен, авианосец начал разворот вправо, чтобы лечь на прежний курс 280°. Через минуту наблюдатели сопровождавшего его эсминца «Лэнсаун» заметили следы трёх торпед справа по борту, чуть впереди от траверза.

Ещё в 12:50 американское соединение было обнаружено японской крейсерской подлодкой I-19 капитана 3-го ранга Кинаси Такакадзу из состава соединения «А». Лодка находилась юго-западнее американской эскадры и не имела шансов догнать противника в подводном положении. Но для подъёма самолётов «Уосп» повернул на юго-запад, практически навстречу субмарине. Это позволило Кинаси сблизиться с авианосцем и с дистанции в 900 м выпустить шесть торпед «Тип 95».

Подводная лодка I-19 типа B1 Ю.В. Апальков. Боевые корабли японского флота 10.1918-8.1945 гг. Подводные лодки

Подводная лодка I-19 типа B1
Ю.В. Апальков. Боевые корабли японского флота 10.1918-8.1945 гг. Подводные лодки

На «Уоспе» успели положить руль на правый борт, чтобы встретить залп носом, но было поздно: в 14:45 три торпеды почти одновременно угодили в правый борт — две в носовую часть, одна — ближе к середине корпуса.

Из трёх оставшихся торпед две прошли перед носом «Уоспа» и позади крейсера «Хелена», ещё одна — за кормой авианосца, прямо под килем шедшего рядом эсминца «Лэнсдаун». Но на этом их путь не закончился. Через несколько минут они достигли 18-го оперативного соединения авианосца «Хорнет», двигавшегося в 50 каб к северу. В 14:51 одна из торпед была замечена с эсминца «Мастин», а в следующую минуту она угодила в носовую часть линкора «Норт Кэролайна». Наконец, в 14:54 одна из торпед, ранее прошедших перед носом «Уоспа», поразила эсминец «О’Брайен», двигавшийся в 700 ярдах позади линкора, и оторвала ему нос. Таким образом, из шести торпед пять попали в цель, поразив три корабля — видимо, это был самый успешный залп с подводной лодки во всей истории морских войн.

Попадание торпеды в эсминец «О’Брайен» (типа «Симс»). На заднем плане виден горящий «Уосп» history.navy.mil

Попадание торпеды в эсминец «О’Брайен» (типа «Симс»). На заднем плане виден горящий «Уосп»
history.navy.mil

«Уосп» в огне

Все три торпеды, поразившие переднюю часть «Уоспа», попали в непосредственной близости от топливных цистерн и погребов для авиационного боезапаса. От детонации началась серия взрывов, самолёты на полётной палубе сбросило в воду, а стоявшие в ангаре швырнуло друг на друга и перемешало. 28-мм зенитная установка №2 была сорвана с креплений и выброшена за борт.

На ангарной и полётной палубах сразу же вспыхнуло множество пожаров от разлившегося топлива. От них начали рваться боеприпасы в кранцах первых выстрелов носовых зенитных орудий правого борта, осколки снарядов осыпали переднюю часть корабля.

Пожарная магистраль в передней части корабля оказалась выведена из строя — это не позволило быстро начать тушение пожаров. Огонь захватывал всё новые площади, продолжали рваться боеприпасы и бомбы. Когда авианосец накренился на 10–15° на правый борт, нефть и бензин, вытекавшие из повреждённых торпедами цистерн, загорелись в воде.

Горящий «Уосп» Library of Congress USA

Горящий «Уосп»
Library of Congress USA

Команда покидает корабль

Корабельные силовые установки не пострадали, но командир авианосца кэптен Форрест Шерман приказал снизить ход до 10 узлов и развернуться влево, чтобы ветром огонь сносило с правого борта. Затем он попытался дать задний ход, чтобы избежать распространения пожаров на среднюю часть корабля. Однако к этому времени огонь добрался до центрального поста, и связь между частями корабля оказалась нарушена. Вскоре в носовой части ангара загорелись баки с авиатопливом, в 15 часов на корабле произошёл большой взрыв паров бензина, а в следующие 9 минут — ещё два.

Носовая часть авианосца была охвачена пламенем и дымом, тушение пожаров результата не давало. Переговорив с контр-адмиралом Ли Нойесом, в 15:20 Шерман приказал команде покинуть корабль, чтобы спасти как можно больше людей. С кормы начали спускать резиновые лодки и спасательные плоты, на которые в первую очередь грузили раненых. Всё шло организованно и без паники. Крейсера «Солт-Лейк-Сити» и «Хелена», а также эсминцы «Лэффи» и «Лэнсдаун» приняли 1946 человек из экипажа авианосца. В 16:00 Шерман последним покинул корабль, убедившись, что на борту не осталось никого из живых.

Пожары на покинутом авианосце продолжались, а с наступлением ночи на нём произошло четыре сильных взрыва. Эсминец «Лэнсдаун», уже принявший 447 человек с «Уоспа», получил приказ потопить покинутый гигант торпедами и проследить, как он пойдёт ко дну. Увы, взрыватели первых двух торпед Mark 15 не сработали, на эсминце осталось только три торпеды. Тогда командир «Лэнсдауна» приказал отключить магнитные взрыватели и установить глубину хода в 3 м. На этот раз все три торпеды взорвались, но «Уосп» ещё некоторое время оставался на плаву и затонул только около 21 часа.

На «Уоспе» погибло 194 моряка и было ранено ещё 366. С кораблём ушло на дно 45 самолётов. Из 26 машин, находившихся в воздухе, одна разбилась, а остальные благополучно приземлились на авианосце «Хорнет».

С 15 часов эсминцы сопровождения упорно атаковали субмарину I-19, сбросив на неё порядка тридцати глубинных бомб. Однако Кинаси ушёл на глубину 80 м и постарался укрыться под тонущим авианосцем. Атаку и преследование в перископ наблюдала другая лодка завесы — I-15, она же первой сообщила об успехе японскому командованию.

Линкор «Норт Кэролайна» на ремонте в сухом доке Пёрл-Харбора. Хорошо видны размеры пробоины от попадания торпеды с I-19 luissoravilla.blogspot.com

Линкор «Норт Кэролайна» на ремонте в сухом доке Пёрл-Харбора. Хорошо видны размеры пробоины от попадания торпеды с I-19
luissoravilla.blogspot.com

Смена американского командования

Повреждения «Норт Кэролайны» оказались не слишком существенными, но линкор всё равно пришлось отправить в Пёрл-Харбор для ремонта. Эсминец «О’Брайен» после временного ремонта на Эспириту-Санто и в Нумеа был отправлен в Сан-Франциско, но утром 19 октября затонул на подходе к Паго-Паго — в 2800 милях от места, где был торпедирован.

Конвой с подкреплениями в ночь на 18 сентября благополучно прибыл на Гуадалканал и разгрузился под прикрытием огня эсминцев «Монссен» и «Макдоно». Разгрузка обошлась без потерь: в эту ночь тяжёлые бомбардировщики B-17 армейских ВВС совершили массированный налёт на Рабаул, а весь следующий день стояла облачная погода. Японцы даже не пытались атаковать транспорты на обратном пути.

  «Норт Кэролайна» в сухом доке Пёрл-Харбора topwar.ru


«Норт Кэролайна» в сухом доке Пёрл-Харбора
topwar.ru

Гуадалканал был спасён — однако за три недели боёв американский флот понёс потери, сравнимые с потерями японцев при Мидуэе: из строя оказались выведены линкор и три ударных авианосца, включая «Энтерпрайз» и «Саратогу», повреждённые 24 и 31 августа соответственно. У адмирала Гормли остался всего один действующий авианосец — «Хорнет». Японцы получили решающее преимущество на море у восточной части Соломоновых островов.

Уже 16 октября в Нумеа прибыл крайне обеспокоенный командующий Тихоокеанским флотом адмирал Честер Нимиц. 18 октября вице-адмирал Гормли был снят с поста командующего морскими силами в Южной части Тихого океана и заменён вице-адмиралом Уильямом Хэлси.

Источник — https://warspot.ru/21147-intermediya-vokrug-guadalkanala

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account