Цикл битва за Гуадалканал. Часть 3. Гамбит адмирала Ямамото

12

Другие части цикла

Операция против Гуадалканала и Тулаги 7-8 августа 1942 года была невероятно рискованной. Американцам удалось высадить на островах основную часть 1-й дивизии морской пехоты и захватить строящийся японский аэродром. Но они не смогли добиться господства на море, и были вынуждены отвести свои корабли от Гуадалканала. Теперь судьба морских пехотинцев, закрепившихся на мысе Лунга, зависела от того, удастся ли наладить их снабжение. В свою очередь, от судьбы плацдарма зависела достройка аэродрома — а он должен был обеспечить американской авиации контроль воздушного пространства над Восточными Соломоновыми островами.

Содержание:

Ситуация на Гуадалканале к середине августа 1942 года

Первое морское сражение за Гуадалканал в ночь на 9 августа 1942 года окончилось победой японцев. Контр-адмирал Ричмонд Тёрнер потерял сразу четыре тяжёлых крейсера, в преддверии новых японских атак с моря и воздуха транспорты были вынуждены отойти от Гуадалканала, не закончив разгрузку. В результате на мысе Лунга-пойнт оказалось около 11 тысяч бойцов 1-й дивизии морской пехоты — из 20 тысяч, предназначенных к высадке. Ещё около 6000 человек находились на острове Тулаги. Была выгружена лишь половина подготовленного снаряжения и двухнедельный запас продовольствия. Авианосное соединение вице-адмирала Фрэнка Флетчера из-за нехватки топлива и опасения японских атак покинуло район Гуадалканала ещё 8 августа — так десант лишился воздушной поддержки.

Высадка американских войск на Гуадалканале и Тулаги 7-8 августа 1942 года sunnycv.com

Высадка американских войск на Гуадалканале и Тулаги 7-8 августа 1942 года
sunnycv.com

Американцам удалось выгрузить на плацдарм бóльшую часть дивизионной артиллерии (75-мм и 105-мм орудия) и даже несколько лёгких танков «Стюарт». В результате у морских пехотинцев оказалось достаточно оружия и боеприпасов, но остро не хватало оборудования и продовольствия. Даже с учётом захваченных японских запасов риса и консервов еды хватило бы лишь на пару недель, поэтому с 12 августа на плацдарме было введено двухразовое питание. Недоставало колючей проволоки (её успели выгрузить только 18 катушек), мешков с песком, шанцевого инструмента.

Впрочем, у японцев положение было ещё хуже. К середине августа их гарнизон на Гуадалканале насчитывал порядка 2000 человек, из которых бóльшую часть составляли деморализованные корейские строители. Основные японские силы отступили к мысу Тайву в 35 км восточнее Лунга-пойнт — здесь имелась радиостанция и связь с Рабаулом.

  Вице-адмирал Фрэнк Джек Флетчер, сентябрь 1942 года history.navy.mil


Вице-адмирал Фрэнк Джек Флетчер, сентябрь 1942 года
history.navy.mil

Гибель отряда Итики

Быстро усилить войска на Гуадалканале японцам было нечем. Лишь 17 августа им удалось с четырёх эсминцев высадить на мысе Тассафаронга 113 морских пехотинцев. Следующим вечером у мыса Тайву с шести эсминцев 2-й дивизии («Араси», «Хагикадзе», «Кагеро», «Хамакадзе», «Таникадзе» и «Уракадзе») был выгружен первый эшелон подкрепления — усиленный батальон 28-го полка 7-й пехотной дивизии. Он состоял из 917 человек во главе с полковником Итики Киёнао, имел несколько миномётов, пехотных 70-мм орудий и недельный запас снабжения.

Полк Итики должен был высаживаться на Мидуэе, потом его перевели на Гуам, а затем собирались отправить в метрополию, но перенаправили на Трук. Эсминцы с отрядом Итики вышли с Трука в 5 часов утра 16 августа, за несколько часов до выхода основных сил. Остальные подкрепления шли на больших транспортах, поэтому их прибытие ожидалось лишь к 24 августа.

  Полковник Итики Киёнао ibiblio.org


Полковник Итики Киёнао
ibiblio.org

На обратном пути от мыса Тайву эсминец «Араси» прошёл мимо Лунга-пойнт и обстрелял американские позиции. Одновременно «Хагикадзе» и «Кагеро» обстреляли захваченную противником базу гидросамолётов в Тулаги. Американский флот не оказал высадке никакого противодействия — это укрепило японское командование в мысли, что отбить Гуадалканал будет несложно. Правда, на обратном пути 19 августа эсминец «Хагикадзе» был поражён бомбой с тяжёлого бомбардировщика B-17. Она попала в третью башню, было повреждено рулевое управление и затоплены кормовые погреба. На эсминце погибло 33 человека, скорость упала до 6 узлов. В сопровождении «Араси» корабль дошёл до Трука только 24 августа, а оттуда после временного ремонта уже в октябре был отправлен в метрополию.

Проблемой японцев была катастрофическая недооценка противника. 12 августа их воздушная разведка сообщила, что американские корабли покинули район Гуадалканала, и на плацдарме у Лунга-пойнт находятся всего 2000 американских солдат.

Полковник Итики считал, что его бойцы превосходят противника по боевым качествам, и решил сразу же перейти к активным действиям. Пройдя за две ночи расстояние до мыса Лунга, его отряд атаковал позиции американских морских пехотинцев с востока — и был практически полностью уничтожен в 16-часовом бою на реке Тенару утром и днём 21 августа.

Действия на Гуадалканале во второй половине августа 1942 года

Действия на Гуадалканале во второй половине августа 1942 года

Аэродром Хендерсон-филд

Главной задачей американских морских пехотинцев генерал-майора Александра Вандегрифта было завершение строительства аэродрома, начатого ещё японцами. Он получил название Хендерсон-филд — в честь лётчика, погибшего при Мидуэе. Наличие сухопутного аэродрома обеспечивало американцам контроль над водами вокруг Гуадалканала в радиусе действия пикирующих бомбардировщиков и их истребительного прикрытия.

Генерал Вандегрифт в своей палатке на Гуадалканале history.navy.mil

Генерал Вандегрифт в своей палатке на Гуадалканале
history.navy.mil

Обследование аэродрома, проведённое уже в день его захвата 8 августа, показало, что первый участок взлётно-посадочной полосы длиной 800 и шириной 50 м почти готов и его можно завершить в течение двух дней. Второй участок длиной около 360 м мог быть готов к использованию в течение недели.

Достройка аэродрома силами 1-го инженерного батальона началась уже 9 августа. Она затруднялась нехваткой землеройной техники — транспорт «Фомальгаут», на котором находилась основная часть сапёрного оборудования, до ухода по приказу адмирала Тёрнера успел выгрузить на берег лишь 15% своего груза. В результате из специальной техники на плацдарме оказался всего один бульдозер. По счастью, морским пехотинцам удалось захватить здесь практически неповреждённое японское оборудование, которое очень помогло им в дальнейших работах. В итоге к 12 августа короткая полоса была готова. Днём на неё приземлился, а затем взлетел первый американский самолёт — амфибия «Каталина», забравшая двух раненых солдат.

Разгрузка американских транспортов у мыса Лунга-пойнт ibiblio.org

Разгрузка американских транспортов у мыса Лунга-пойнт
ibiblio.org

Американцы наращивают воздушные силы

Первый конвой с подкреплениями прибыл на Гуадалканал лишь поздно вечером 15 августа. Это были четыре эсминца-транспорта APD из 12-й дивизии быстроходных транспортов. Каждый такой корабль мог принять только 30 т груза. На остров было доставлено 400 бочек авиабензина, 32 бочки моторного масла, 282 бомбы весом от 100 до 500 фунтов, боеприпасы к авиационным пулемётам. Кроме того, с эсминцев высадилось 123 человека из наземной службы ВВС морской пехоты (подразделение CUB-1), задачей которых было подготовить аэродром к приёму базовых самолётов. Ещё три транспортных эсминца добрались до Гуадалканала 20 августа, выгрузив продовольствие на три-четыре дня.

Наконец, в 17 часов того же 20 августа, буквально за несколько часов до атаки отряда Итики, на аэродром Хендерсон-филд прибыли две эскадрильи из 3-й авиагруппы морской пехоты (MAG23), поднятые с эскортного авианосца «Лонг-Айленд», находившегося в 200 милях к юго-востоку от Гуадалканала. Это были 233-я истребительная эскадрилья (VMF 223) кэптена Джона Л. Смита в составе 19 «Уайлдкэтов» и 232-я разведывательно-бомбардировочная эскадрилья (VMSB 232) майора Ричарда К. Мангрума из 12 пикировщиков SBD-3 «Даунтлесс». Эти новые машины считались настолько эффективными и секретными, что их всерьёз рекомендовалось использовать для атак целей не менее крейсера.

Эскортный авианосец AVG-1 «Лонг-Айленд» (бывший дизельный 16-узловой лайнер «Мормакмайл») 10 ноября 1941 года. Куплен флотом и переоборудован летом 1941 года, использовался в основном в качестве учебного. Рейс к Гуадалканалу в августе 1942 года стал его единственной боевой операцией history.navy.mil

Эскортный авианосец AVG-1 «Лонг-Айленд» (бывший дизельный 16-узловой лайнер «Мормакмайл») 10 ноября 1941 года. Куплен флотом и переоборудован летом 1941 года, использовался в основном в качестве учебного. Рейс к Гуадалканалу в августе 1942 года стал его единственной боевой операцией
history.navy.mil

Кроме того, 22 августа на Гуадалканал были переброшены 5 самолётов Белл P-39 «Аэрокобра» из 67-й армейской истребительной эскадрильи, а 27 августа — ещё 9. 30 августа сюда перелетели ещё две эскадрильи из 3-й авиагруппы морской пехоты — 224-я истребительная и 224-я бомбардировочная. Таким образом, к исходу августа на Гуадалканале имелось уже 64 американских самолёта.

Вскоре после полудня 21 августа американские истребители встретились над островом Саво с шестью японскими «Зеро», и кэптен Смит записал на свой счёт первую победу. Правда, при возвращении на аэродром разбился «Уайлдкэт» техника-сержанта Джонни Линдли. Более того, за два дня (21 и 22 августа) при неясных обстоятельствах были потеряны ещё 5 истребителей и пикировщик. В итоге к утру 23 августа численность обеих эскадрилий сократилась с 31 до 24 машин.

29 августа при налёте палубных самолётов с авианосца «Рюхо» 223-я эскадрилья отчиталась о 16 сбитых японских бомбардировщиках. 31 августа японцам удалось отыграться: они подожгли склад авиатоплива и уничтожили несколько стоявших на земле самолётов. Американцы заявили, что сбили в этот день 13 японских самолётов.

Три флота

В распоряжении командующего корпусной зоной «Рабаул» (в составе 17-й японской армии) генерал-лейтенанта Хякутакэ Харукити имелось крайне мало резервов — основные её силы в это время были задействованы на Новой Гвинее, где началось решающее японское наступление на Порт-Морсби. Помимо 28-го полка Итики, у него имелась 35-я пехотная бригада генерала-майора Кавагути Киётакэ, размещённая на Палау, и 4-й пехотный полк «Аоба» (названный так по месту постоянной дислокации) из состава 7-й пехотной дивизии, базировавшейся на Филиппинах.

Второй и третий эшелоны с войсками для Гуадалканала вышли с Трука днём 16 августа. Это были оставшиеся три батальона 28-го полка (1411 человек) и 5-й батальон морской пехоты базы «Йокосука» (около 700 человек). Второй эшелон был погружён на три больших транспорта («Кинрю-мару», «Бостон-мару» и «Тайфуку-мару») и четыре патрульных корабля (PB-1, PB-2, PB-34 и PB-35 — бывшие эсминцы «Симакадзе», «Надакадзе», «Судзуки» и «Цута»).

  Эскадренный танкер «Ниппон-мару». Однотипный с «Киокуту-мару», строился в 30-х годах на субсидии военно-морского флота для мобилизации в случае войны. Водоизмещение — 10 050 т, скорость — до 20 узлов. Мог брать до 12 687 т сырой нефти. Рисунок Уэда Кихатиро


Эскадренный танкер «Ниппон-мару». Однотипный с «Киокуту-мару», строился в 30-х годах на субсидии военно-морского флота для мобилизации в случае войны. Водоизмещение — 10 050 т, скорость — до 20 узлов. Мог брать до 12 687 т сырой нефти. Рисунок Уэда Кихатиро

Для охранения транспортов из состава 8-го флота вице-адмирала Микавы была выделена 2-я эскадра эсминцев или Эскортное соединение контр-адмирала Танака Райдзо: крейсер «Дзинцу» с эсминцами «Кагеро», «Исокадзе», «Кавакадзе», «Судзукадзе», «Умикадзе» (24-й дивизион), «Муцуки», «Яёй» и «Удзуки» (30-й дивизион). Прибытие транспортов на Гуадалканал планировалось к 24 августа.

Как всегда, для проведения операции японцы создали сложную систему временных соединений, взятых из трёх разных флотов. Ближнее прикрытия конвоя также было возложено на 8-й флот, выделивший для этого Соединение ближнего прикрытия из четырёх тяжёлых крейсеров («Аоба», «Кинугаса», «Фурутака» и «Тёкай»), которое возглавил сам вице-адмирал Микава.

Дальнее прикрытие операции осуществлял 3-й флот или Ударное Авианосное соединение вице-адмирала Нагумо: тяжёлые авианосцы «Сёкаку», «Дзуйкаку» и лёгкий авианосец «Рюдзё» в сопровождении тяжёлого крейсера «Тоне», а также 8 эсминцев («Кадзегумо», «Югумо», «Макигумо», «Акигумо», «Хацукадзе», «Акицуки», «Амацукадзе» и «Токицукадзе»). Соединение Нагумо вышло из Хасирадзимы 16 августа, достигло Трука 19-го — однако по распоряжению главнокомандующего Объединённым флотом адмирала Ямамото не стало заходить на базу, а дозаправилось в море с танкеров «Ниппон-мару» и «Киокуто-мару».

В свою очередь, для прикрытия авианосцев Нагумо был выделен 2-й флот вице-адмирала Кондо, обозначенный как Соединение поддержки: линкоры «Хиэй» и «Кирисима», тяжёлые крейсера «Кумано», «Судзуя», «Тикума», «Атаго», «Майя», «Такао», «Миоко» и «Хагуро», гидроавианосец «Титосе», а также две эскадры эсминцев: 4-я (контр-адмирал Томоцу Такама) — лёгкий крейсер «Юра» с эсминцами «Куросио», «Оясио», «Минегумо», «Хаясио», «Нацугумо», «Асагумо» и 11-я (контр-адмирал Сацума Кимур) — лёгкий крейсер «Нагара» с эсминцами «Новаки», «Таникадзе» и «Маикадзе». 21 августа около 7 часов утра линкоры Кондо присоединились к главным силам Нагумо.

  Вице-адмирал Нагумо Тюити, парадная фотография history.navy.mil


Вице-адмирал Нагумо Тюити, парадная фотография
history.navy.mil

Общее руководство всей операцией осуществлял сам адмирал Ямамото со своего флагмана «Ямато», стоявшего в лагуне Трук. Здесь же находились линкор «Муцу» и авианосец «Дзунъё».

Очевидно, что целью такой масштабной операции было нечто большее, чем проводка конвоя с двумя тысячами солдат. Ямамото понимал, что американский флот постарается восстановить господство над районом Гуадалканала — и приготовился к долгожданному генеральному сражению. В этой ситуации отряд Танака с подкреплениями фактически служил для отвлечения противника от главных сил флота.

Флетчер готовится к бою

Ямамото не ошибся: 61-е оперативное соединение вице-адмирала Флетчера, получив топливо, вновь направилось к Гуадалканалу. Его целью было установить контроль над районом острова и обеспечить беспрепятственную высадку подкреплений.

Несколькими днями ранее главнокомандующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц получил от радиоразведки доклад, основанный на анализе перехватов японских радиопереговоров. Из него следовало, что противник готовит переброску из метрополии на юг крупных воинских контингентов. 21 августа воздушная разведка сообщила, что Объединённый флот вышел с Трука, одновременно несколько транспортов покинули Рабаул.

Авианосец «Энтерпрайз» в апреле 1939 года NARA

Авианосец «Энтерпрайз» в апреле 1939 года
NARA

Нимиц приказал командующему американскими морскими силами в Южной части Тихого океана вице-адмиралу Роберту Ли Гормли сосредоточить максимум сил у Соломоновых островов. 22 августа Гормли отдал соответствующее распоряжение командующему 61-м оперативным соединением контр-адмиралу Фрэнку Флетчеру, который уже маневрировал с тремя своими авианосцами между Гуадалканалом и Эспириту-Санто. Вокруг каждого из авианосцев было сформировано отдельное оперативное соединение:

  • 11-е оперативное соединение — тяжёлый авианосец «Саратога» (флаг Флетчера), тяжёлые крейсера «Миннеаполис» и «Нью-Орлеанс», эсминцы «Фелпс», «Фаррагут», «Дэйл», «Уорден», «Макдоно»;
  • 16-е оперативное соединение (контр-адмирал Томас Кинкейд) — тяжёлый авианосец «Энтерпрайз», линкор «Норт Кэролайна», тяжёлый крейсер «Портленд», лёгкий крейсер «Атланта», эсминцы «Бэлч», «Бенхэм», «Мори», «Эллет», «Грэйсон», «Монссен»;
  • 18-е оперативное соединение (контр-адмирал Ли Нойес) — тяжёлый авианосец «Уосп», тяжёлые крейсера «Сан-Франциско», «Солт-Лейк-Сити», лёгкий крейсер «Сент-Джуэн», эсминцы «Фаренхолт», «Аарон Уорд», «Бьюкенен», «Лэнг», «Стэк», «Стеретт», «Селфридж».
Авианосец «Саратога» в Пёрл-Харборе, июль 1942 года navsource.org

Авианосец «Саратога» в Пёрл-Харборе, июль 1942 года
navsource.org

План сражения

Несмотря на наличие линкоров, обе стороны готовились, в первую очередь, к воздушному сражению. Ямамото собирался задействовать свои линкоры лишь после уничтожения или вывода из боя американских авианосных сил. Они должны были добить то, что останется от американских корабельных соединений, а после этого подойти к Гуадалканалу и огнём 356-мм орудий смешать с землёй аэродром Хендерсон.

  Положение сил сторон утром 23 августа 1942 года: 1 — Ударное Авианосное соединение Нагумо и Соединение Поддержки Кондо: 2 — Эскортное соединение Танака и Соединение Ближнего прикрытия Микава


Положение сил сторон утром 23 августа 1942 года: 1 — Ударное Авианосное соединение Нагумо и Соединение Поддержки Кондо: 2 — Эскортное соединение Танака и Соединение Ближнего прикрытия Микава

Исходно американцы имели явное преимущество в авиации. На трёх авианосцах и на Гуадалканале имелось в общей сложности 261 машин, в то время как на трёх японских авианосцах насчитывалось всего 177 самолётов — 54 пикировщика D3A1 («Вэл»), 45 торпедоносцев B5N2 («Кейт») и 78 истребителей A6M2 («Зеро»). Однако днём 23 августа выяснилось, что на «Уоспе» не хватает топлива, и около 16 часов он вместе со своими 83 самолётами был отправлен на юг для дозаправки. Таким образом, количество американских флотских самолётов сократилось до 178 — 79 пикировщиков «Даунтлесс», 29 торпедоносцев TBF-1 «Эвенджер» и 70 истребителей «Уайлдкэт».

К числу американских самолётов следует прибавить 5 армейских «Аэрокобр», переброшенных на Гуадалканал накануне. Кроме того, на Эспириту-Санто и островах Санта-Крус американцы имели группу из 39 дальних разведывательных «Каталин», а на Новой Каледонии — 30 «Летающих крепостей», подчинённых флоту. В свою очередь, к японским силам надо добавить 23 катапультных гидросамолёта-разведчика на «Титосе» и какое-то их число на линкорах и тяжёлых крейсерах.

Серьёзным преимуществом американцев являлось наличие сухопутного аэродрома. Его можно было использовать и как промежуточную, и как резервную базу на случай гибели какого-либо авианосца.

Лёгкий авианосец «Рюдзё» в 1941 году. При стандартном водоизмещении (с балластом) 12 350 т он имел ход 28 узлов и нёс до 40 самолётов. До войны служил в качестве учебного, в сражении у Восточных Соломоновых островов использовался в качестве приманки для отвлечения авиации противника Ю.В. Апальков. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918-8.1945 г.. СПб.: Галея-Принт, 1997

Лёгкий авианосец «Рюдзё» в 1941 году. При стандартном водоизмещении (с балластом) 12 350 т он имел ход 28 узлов и нёс до 40 самолётов. До войны служил в качестве учебного, в сражении у Восточных Соломоновых островов использовался в качестве приманки для отвлечения авиации противника
Ю.В. Апальков. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918-8.1945 г.. СПб.: Галея-Принт, 1997

Независимо от воздушного сражения соединение Танака в ночь на 24 августа должно было высадить войска у мыса Тассафаронга западнее Лунга-пойнт, а прикрывавшие его четыре тяжёлых крейсера Микавы наносили артиллерийский удар по американскому аэродрому. Этот удар должны были поддержать самолёты с лёгкого авианосца «Рюдзё», который планировалось выдвинуть на юг впереди главных сил, в точку в 190 милях северо-восточнее Гуадалканала.

Для сопровождения «Рюдзё» был выделен тяжёлый крейсер «Тоне» и два эсминца («Амацукадзе» и «Токицукадзе»), всё это обозначалось как отдельная Мобильная группа под командованием вице-адмирала Тюити Хара. Создаётся впечатление, что «Рюдзё» использовался в качестве своеобразной приманки, чтобы отвлечь американские ударные самолёты от главных сил Нагумо.

Американское соединение маневрировало между островами Санта-Кристобаль и Эспириту-Санто. Пока противник не был обнаружен, Флетчер предпочитал осторожно держаться примерно в 250 милях юго-восточнее Гуадалканала. Основные силы Нагумо приближались с северо-северо-запада, восточнее линии Соломоновых островов. Конвой Танака вместе с крейсерами ближнего прикрытия двигался отдельно, держась западнее основных сил: он должен был пройти между островами Малаита и Флорида, обогнуть последний и подойти к мысу Лунга с востока. Гидросамолёты-разведчики с «Титосе» и тяжёлых крейсеров Кондо вели разведку по ходу главных сил, в то время как береговые разведчики 25-й воздушной флотилии из Рабаула осуществляли поиск противника до меридиана 164° в.д., проходящего между Санта-Кристобалем и Эспириту-Санто.

К утру 23 августа развёртывание сил сторон вокруг Гуадалканала окончательно завершилось. Дебют был завершён. Игра перешла в миттельшпиль.

Японский гидроавиатранспорт «Титосе» на 1941 год. При стандартном водоизмещении 11 200 т имел ход 29 узлов, нёс 4 катапульты и 24 гидросамолёта. Вступил в строй в 1938 году, предназначался для ведения воздушной разведки в интересах линейных сил. Экипаж комплектовался добровольцами и считался одним из самых элитных в японском флоте. В 1944 году переоборудован в палубный авианосец Ю.В. Апальков. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918-8.1945 гг.. СПб.: Галея-Принт, 1997

Японский гидроавиатранспорт «Титосе» на 1941 год. При стандартном водоизмещении 11 200 т имел ход 29 узлов, нёс 4 катапульты и 24 гидросамолёта. Вступил в строй в 1938 году, предназначался для ведения воздушной разведки в интересах линейных сил. Экипаж комплектовался добровольцами и считался одним из самых элитных в японском флоте. В 1944 году переоборудован в палубный авианосец
Ю.В. Апальков. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918-8.1945 гг.. СПб.: Галея-Принт, 1997

Источник — https://warspot.ru/21027-gambit-admirala-yamamoto

 

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account