В июне 1942 года японское командование решило подкрепить созданную на острове Тулаги передовую базу гидросамолётов строительством полноценного сухопутного аэродрома. Вместе с авиабазами на Новой Гвинее он должен был довершить линию оборонительного периметра империи в Южных морях.
Содержание:
Мыс Лунга
Сражение в Коралловом море закончилось вничью — обе стороны понесли примерно равные потери. Однако японское наступление было остановлено, а через месяц японский флот впервые потерпел разгромное поражение у атолла Мидуэй.
Сразу после этой битвы, 11 июня 1942 года, операция по захвату Фиджи, Самоа и Новой Каледонии была сначала отложена, а затем и вовсе отменена. Теперь главной заботой высшего военного руководства империи стало укрепление внешнего оборонительного периметра. Одним из его «кирпичиков» стала маленькая гидроавиабаза на острове Тулаги.
Занявшие Тулаги войска (две роты морской пехоты из 3-го специального полка «Куре») сразу же начали занятие и обследование соседних островов (Саво, Флорида и Гуадалканал), добравшись даже до южной оконечности большого острова Санта-Исабель. Операции проводились с помощью выгруженных на острове десантных барж «Дайхацу» — маленьких, но чрезвычайно эффективных плавсредств. Однако из-за отсутствия у японского командования свободных сил гарнизонов на этих островах оставить не удалось, а в середине мая обе роты морских пехотинцев отправили в Кавиенг на Филиппинах, где разместился 3-й полк «Куре».
На Тулаги остались только строители, зенитчики и авиаторы: с 6 мая здесь начали базироваться гидросамолёты-разведчики из авиагруппы «Йокогама» — в первую очередь многомоторные летающие лодки «Каваниси» H6K, а также гидроистребители A6M2-N (поплавковый вариант «Зеро»). К июлю в Тулаги находилось примерно две трети личного состава авиагруппы — около 400 человек под командованием капитана 1-го ранга Миядзаки Сигетоси, а также 144 человека из 14-го строительного батальона под командованием лейтенанта Ииды.
В мае и июне японцы заняли остальные Соломоновы острова, лежащие между Тулаги и захваченным ещё в марте Бугенвилем: Шуазель, Санта-Исабель, Нью-Джорджия, Коломбангара, Велья-Лавелья. Однако лежащий к югу от Тулаги большой остров Гуадалканал занят поначалу не был. Видимо, причиной тому стал мерзкий климат: здесь всегда очень жарко и высокая влажность, часты шквалы с ливнями, а джунгли кишат москитами и прочими носителями тропических болезней. На острове выращивалась копра, но местное население было невелико, а европейцев и вовсе единицы.
Однако для укрепления оборонительного периметра требовалось иметь в этом районе полноценный сухопутный аэродром, на котором могли бы базироваться колёсные истребители и бомбардировщики. Видимо, первым идею создания на Гуадалканале такого аэродрома высказал генерал-лейтенант Хаякутаке Харукити. 18 мая он был назначен командующим новой 17-й армией, созданной в составе Южной группы армий. Штаб армии разместился в Рабауле, в сферу её ответственности вошло всё юго-западное направление: Австралийская Новая Гвинея, Новая Британия, Новая Ирландия и Соломоновы острова. В тот же день, 18 мая, было принято решение о строительстве на Гуадалканале крупного аэродрома, пригодного для армейских двухмоторных бомбардировщиков. Таким образом, идея создания здесь полноценной воздушной базы принадлежала армии, а не флоту.
По некоторым данным, уже 18 мая генерал Хаякутаке лично посетил Гуадалканал чтобы осмотреть место для аэродрома. Более достоверно, что это произошло 27 мая, когда группа японских офицеров во главе с начальником базы в Тулаги капитаном 1-го ранга Миядзаки Сигетоси обследовала мыс Лунга, лежащий в 36 км (20 морских миль) к югу от Тулаги.
Важным достоинством мыса Лунга был ровный рельеф (лишь с юга он прикрывается горным хребтом), плотные грунты, относительно густая сеть дорог и троп, а также большие глубины у берега, позволявшие быстро разгружать крупные транспорты без устройства постоянных причалов. Место было признано пригодным для строительства большого аэродрома, получившего кодовое обозначение RXI. В тот же день 27 мая Миядзаки со своими инженерами поджёг джунгли, чтобы палом выжечь траву и кустарник. В начале июня сообщение об этом пожаре через береговых наблюдателей дошло до американского командования, и было правильно расценено как подготовка к строительству аэродрома. Так американцы впервые обратили внимание на Гуадалканал.
Японцы строят аэродром
Работы по строительству аэродрома начались только после поражения японцев при Мидуэе. 8 июня на мысе Лунга был высажен взвод из состава гарнизона Тулаги. 13 июня строительство аэродрома было одобрено Морским Генеральным штабом, а 19 июня на Гуадалканал прибыла группа аэродромного обслуживания из состава 4-го флота и 11-го воздушного флота с задачей выбрать место под взлётную полосу. Вместе с ней мыс Лунга посетил сам командующий 4-м флотом адмирал Иноуэ. Он осмотрел выбранный район и остался доволен. На следующий день прибывшие с Тулаги японские солдаты начали расчистку местности от деревьев и густого кустарника. Операция по созданию авиабаз в южной части Тихого океана получила обозначение SN и проводилась силами Объединённого флота.
29 июня с Трука через Бугенвиль был отправлен первый крупный конвой для Гуадалканала. Он состоял из транспорта «Адзумасан-мару», вспомогательных транспортов «Адзума-мару», «Хокуроку-мару», «Мейё-мару», «Канто-мару», «Мацумоту-мару», а также вспомогательного транспорта боеприпасов «Котоку-мару». Конвой сопровождал лёгкий крейсер «Юбари» и четыре эсминца — «Юдзуки», «Оите», «Удзуки» и «Акикадзе».
На транспортах находились 11-й и 13-й строительные батальоны с оборудованием и снаряжением, а на «Котоку-мару» — также гражданский строительный отряд Хара (около 300 человек). Всего на судах было около 2500 военных строителей (в основном корейцев), 500 человек из вспомогательного персонала флота и какое-то количество морских пехотинцев.
4 июля конвой прибыл к острову Саво и встал здесь на якорь. На следующий день он перешёл к мысу Лунга и начал разгрузку. На берег были выгружены 13-й строительный батальон капитан-лейтенанта Окамуры (1221 человек) и 11-й строительный батальон капитана Монзена (1350 человек). Оба батальона ранее предназначались для высадки на атолл Мидуэй.
Руководителем строительства на Гуадалканале был назначен Накамура, оборона района мыса Лунга была возложена на 84-й гарнизонный батальон капитан-лейтенанта Судзуки Масаки, усиленный 1-й ротой 81-го гарнизонного батальона. Общая численность батальона Судзуки составляла 400 человек, располагался он непосредственно рядом с аэродромом.
Уже 6 июля «Юбари» и эсминцы ушли обратно на Трук, разгрузка конвоя завершилась к 11 июля, после чего транспорты также вернулись на Трук. 16 июля расчистка местности была закончена, и начались работы непосредственно по строительству аэродрома, а также ложной полосы для обмана воздушных наблюдателей противника. Предполагалось, что уже к концу месяца на аэродром можно будет перебросить до 60 самолётов, а по готовности — всю 26-ю воздушную флотилию численностью около сотни машин (45 бомбардировщиков и 60 истребителей).
Однако армия ссылалась на отсутствие у неё лишних самолётов. В то же время базировавшаяся в Рабауле 25-я воздушная флотилия ВМС понесла тяжёлые потери над полуостровом Папуа, в августе её предполагалось отвести в тыл для перевооружения и пополнения, сменив 26-й флотилией. Таким образом свободных самолётов для уже готового аэродрома не оказалось. Кроме того, строительство аэродрома на Гуадалканале затягивалось, хотя 30 июля Накамура сообщил, что он пригоден к приёму первых самолётов. В целом командование 4-го японского флота во главе с адмиралом Иноуэ было настроено благодушно: согласно более позднему отчёту капитана 1-го ранга Омаэ, оно считало, что «в настоящее время Соединённые Штаты неспособны начать крупномасштабное контрнаступление».
В стороне от войны
И прибытие конвоя, и его уход не остались в стороне от внимания союзников, а также их береговых наблюдателей. К концу июля воздушная разведка докладывала, что на Гуадалканале строится бетонная взлётно-посадочная полоса. Позднее выяснилось, что она состоит не из бетона, а из кораллов, уплотнённых и укатанных единственным имевшимся у японцев катком.
Впрочем, американское командование не предпринимало никаких действий против Гуадалканала — оно было озабочено в первую очередь подготовкой собственной аэродромной сети. До войны аэродромы имелись в северо-восточной Австралии (на полуострове Кейп-Йорк), в Порт-Морсби и на французской Новой Каледонии, занятой американцами в марте 1942 года. Однако для использования тяжелых бомбардировщиков их требовалось дооборудовать и расширять.
Лишь в апреле 1942 года американские войска высадились на Новых Гебридах и начали строительство на острове Эфате большого аэродрома, пригодного для приёма «Летающих крепостей» — он был готов к 23 июня. Кроме того, ещё с января американцы начали оборудование промежуточных аэродромов на более отдалённых островах Фиджи, Тонга и Самоа.
Наконец, 28 мая американский отряд в 500 человек под командованием бригадного генерала Уильяма Роуза занял остров Эспириту-Санту — самый северный из Новых Гебрид и ближайший к Соломоновым островам. От него до Гуадалканала было всего 900 км. Поначалу устройство здесь сухопутного аэродрома признали невозможным, и на острове была оборудована лишь база для разведывательных гидросамолётов. Однако в начале июля на Эспириту-Санту всё-таки началось строительство взлётной полосы размером 500 на 2000 футов — правда, без укрытий, отдельных стоянок и рулёжных дорожек. Первая «Летающая крепость» прибыла сюда уже 30 июля. С этого момента и на долгое время этот аэродром стал ближайшим к Гуадалканалу, лежащему ровно на полпути между Эспириту-Санту и Рабаулом.
Идея продвижения к Рабаулу через Соломоновы острова была выдвинута адмиралом Кингом и оформилась лишь к концу июня 1942 года. Она стала причиной конфликта в американском командовании: генерал Дуглас Макартур настаивал на движении через Новую Гвинею и Новую Ирландию. В итоге 2 июля 1942 года Объединённый Комитет начальников штабов издал компромиссную директиву, согласно которой задачей №1 был захват островов Санта-Крус и Тулаги силами Южно-Тихоокеанского командования адмирала Гормли при содействии сил Макартура — командующего сухопутными войсками в юго-западной части Тихого океана. Задача №2 предусматривала занятие союзниками северо-восточного побережья Новой Гвинеи, а также остальной части Соломоновых островов, задача №3 — высадку на Новой Британии и захват Рабаула.
При этом ответственность за выполнение двух последних задач лежала на армейском командовании и Макартуре. Общий контроль над операциями, планирование сроков выполнения задач и распределение полномочий между армией и флотом в каждой конкретной операции осуществляло Объединённое командование. Граница между зонами ответственности армии и флота с 1 августа перемещалась на запад, к 159-му меридиану, в результате чего все Южные Соломоновы острова отходили в сферу ответственности флотского Южно-Тихоокеанского командования. С той же даты 1 августа начиналось выполнение задачи №1.
Первоначально первой целью американских «лягушачьих прыжков» являлись острова Санта-Крус в 530 км к северу от Эспириту-Санту. Однако после получения известия о подготовке японцами аэродрома на мысе Лунга было решено отложить эту высадку до операции на Гуадалканале. В итоге они были заняты одновременно с Гуадалканалом, причём в заливе Грациози на самом крупном острове Ндени организовали временную базу гидросамолётов «Каталина» из флотских эскадрилий VP-23 и VP-11: для её обеспечения 20 августа сюда прибыли тендеры гидросамолётов «Макинак» и «Баллард».
Но подготовка операции требовала времени, поэтому Гуадалканал и Тулаги ещё некоторое время оставались в стороне от войны. Периодически над ними появлялись разведывательные «Каталины», иногда они сбрасывали бомбы. Однако эти налёты не причинили никакого ущерба японцам и никак не помешали строительству.
Новые японские аэродромы
Как говорилось выше, от Гуадалканала до Рабаула, главной японской базы в Южных морях, было около тысячи километров. И база в Тулаги, и аэродром на мысе Лунга оказались вынесены слишком далеко вперёд и не имели тылового прикрытия. По этой причине, несмотря на царившее на Соломоновых островах спокойствие, японские моряки совместно с представителями 11-го воздушного флота активно искали новые места, пригодные для строительства сухопутных аэродромов.
Такие участки были найдены на островах Бугенвиль, Нью-Джорджия и Коломбангара, но требовали много работы. Полосу для приёма двухмоторных бомбардировщиков можно было оборудовать лишь на острове Бука севернее Бугенвиля, где уже существовал небольшой сухопутный аэродром. В начале июля сюда отправили основную часть 14-го строительного батальона. Японское командование считало, что лишь после завершения строительства аэродрома Бука в 750 км от мыса Лунга воздушную оборону Соломоновых островов можно будет считать достаточно надёжной. Кроме того, после анализа данных воздушной разведки удобным местом для устройства крупного аэродрома была признана бухта Буна на северном берегу полуострова Папуа на Новой Гвинее — но её ещё предстояло захватить.
Создание 8-го флота
Шок от поражения при Мидуэе постепенно проходил, командование японской армии требовало продолжения наступления и дальнейшего расширения оборонительного периметра. Генеральный штаб сухопутных сил указывал, что концентрация американских войск в Австралии представляет серьёзную угрозу для южного направления. Армия требовала захвата Порт-Морсби, а в дальнейшем — операций против непосредственно Австралии. Флот был осторожнее: он хотел продолжить отложенную операцию FS против Фиджи и Самоа, а для её обеспечения — занять острова Науру и Оушен к югу от Таравы.
В конце концов, мнение армии перевесило: Императорская Ставка приняла решение начать наступление на Порт-Морсби по суше. Его проводила армия, а флот лишь обеспечивал высадку десанта в Буне и Гоне на северном берегу полуострова Папуа, откуда начиналась дорога через горные джунгли, известная как тропа Кокода. Тропа пересекала хребет Оуэн-Стенли высотой до 2000 м, и по ней можно было выйти к Порт-Морсби, пусть и с огромным трудом. Расстояние по прямой составляло полтораста километров, по тропе — раза в два больше, артиллерию и боеприпасы солдатам приходилось тащить на руках. Но, по крайней мере, вражеские бомбардировщики не имели возможности сорвать наступление одним удачным налётом.
Новая операция, получившая обозначение RI, началась 21 июля высадкой десанта в гавани Буна. Флот выделил для неё лёгкий крейсер «Тацута», минный заградитель «Цугару», три эсминца («Асанаги», «Юдзуки» и «Удзуки») и два быстроходных транспорта. К 21 августа японцы заняли соседний порт Гона, на плацдарм было доставлено 13 500 человек для наступления на Порт-Морсби по суше. Ещё 15 июля австралийцы выслали из Порт-Морсби одну роту для занятия Буны, но к моменту японской высадки она находилась в трёх днях пути от цели.
Тем временем к новым операциям готовились и моряки. 14 июля был сформирован новый 8-й флот. Командование ими принял вице-адмирал Микава Гунъити, бывший командир 3-й дивизии линкоров, по словам капитана 1-го ранга Омаэ Тосикадзу — «мягкий и вежливый человек, умный и очень опытный морской офицер». Флот получил тактическое обозначение «Силы Внешних Южных морей», в сферу его ответственности вошло всё пространство южнее экватора и восточнее меридиана 114°. Остальная акватория (включая районы к северу от экватора) оставалась в ведении 4-го флота вице-адмирала Иноуэ Сигеёси со штабом на Труке.
Впоследствии Микава вспоминал: «Когда я в конце июля 1942 года прибыл в Рабаул в качестве командующего 8-м флотом, не было никаких признаков того, что сонные Соломоновы острова вскоре станут ареной ожесточённых боёв». Также он жаловался: «Моя власть распространялась только на морские сухопутные операции в зоне ответственности. Действия авиации были мне совершенно неподконтрольны. Например, я обнаружил, что не существует никакой программы или плана обеспечения самолётами новой авиабазы на Гуадалканале, и я ничего с этим не мог поделать».
Первоначально задачей 8-го флота ставился захват Фиджи, Самоа и Новой Каледонии, а также их дальнейшая оборона. По словам капитана 1-го ранга Омаэ, назначенного начальником штаба флота, «самой заманчивой целью были никелевые и хромовые рудники Новой Каледонии. Кроме того, появлялась возможность использовать Нумеа в качестве базы подводных лодок для действий на коммуникациях между Австралией и Соединёнными Штатами».
Однако во второй половине июля операцию FS вновь отменили. Одной из причин этого стало полное задействование 17-й армии на полуострове Папуа для наступления на Порт-Морсби. У 8-го флота не было сил вести снабжение армии по морю и одновременно проводить новую десантную операцию, а бои на Новой Гвинее отвлекали всю базовую авиацию в регионе. Вдобавок на флот была возложена задача быстрейшей высадки десанта в бухте Милн на восточной оконечности полуострова Папуа, а затем — новой операции против Порт-Морсби, на этот раз одновременно с наступлением по суше. При этом оборона Соломоновых островов ложилась исключительно на флот и подчинённые ему части морской пехоты.
Оборона Гуадалканала
К началу августа 1942 года на Гуадаканале находился отряд 3-го полка морской пехоты «Куре» из 247 человек под командованием лейтенанта Ёсио Эндо, а также 2571 корейский и японский военный строитель. Таким образом, все японские силы на острове насчитывали около 2818 человек, к которым следует прибавить какое-то количество аэродромного персонала. По некоторым данным, в середине июля сюда прибыл строительный отряд под руководством Хама Иноури, насчитывавший 250 гражданских лиц.
На Тулаги располагался другой отряд того же 3-го полка «Куре» в составе 350 человек под командованием Масааки Сузуки, на коралловом острове Гавуту в бухте Тулаги размещалось ещё 50 морских пехотинцев. Кроме того, на Гавуту и соединённом с ним 500-метровой дамбой острове Танамбого базировалось 15 гидросамолётов из авиагруппы «Йокогама» под командованием капитана Миядзаки Сигетоси — 7 четырёхмоторных летающих лодок «Каваниси» H6K и 8 поплавковых истребителей.
Всего на Тулаги и более мелких островах находилось 886 человек, половину из которых составляли техники и корейские рабочие из 14-го строительного отряда. Большинство рабочих и аэродромного персонала размещалось на Гавуту и Танамбого. Таким образом, общая численность войск и персонала в Тулаги составляла 3704 человека, из которых военных (включая лётный персонал) было не более 700.
Оборонительные сооружения на Тулаги представляли собой несколько десятков пещер и искусственных туннелей, вырытых в известняковых скалах острова, а также пулемётные гнёзда, защищённые мешками с песком. На коралловых Гавуту и Танамбого имелись только пулемётные гнёзда, зато они могли взаимно поддерживать друг друга. При этом американцы считали, что на двух островах находится только около 200 человек, в результате бои за них затянулись и оказались очень тяжёлыми — капитан 1-го ранга Миядзаки дрался до последнего и вечером 8 августа подорвался на гранате в своём блиндаже.
Последние дни
«Летающие крепости» 19-й бомбардировочной группы американских ВВС начали прибывать на Южно-Тихоокеанский театр лишь с середины июля 1942 года. Первоначально они действовали из Порт-Морсби. С конца месяца к ним присоединились самолёты из 11-й бомбардировочной группы полковника Сондерса. 23 и 25 июля над Гуадалканалом появились первые B-17, проводившие воздушную разведку.
К первым числам августа активность американской авиации над Гуадалканалом резко усилилась. Вместо одиночных «Каталин», появлявшихся над Тулаги и Гуадалканалом с интервалом в один-два дня, над островами почти ежедневно стали появляться «Летающие крепости».
31 июля состоялся первый крупный воздушный налёт на Гуадалканал. В нём участвовали девять B-17 с острова Эфате (японцы зафиксировали пролёт только семи машин). Целями бомбардировки были новая взлётно-посадочная полоса и японские войска на мысе Лунга. На обратном пути американские самолёты приземлялись для дозаправки на Эспириту-Санту.
За следующие семь дней до вторжения 11-я группа совершила в общей сложность 78 самолётовылетов — 56 на бомбардировку и 22 на разведку, в среднем по 11 вылетов в день. 1 августа японцы отметили появление одиннадцати вражеских самолётов, 3 августа — двух, 4 августа — девяти, 5 августа — пяти. В этот день один B-17 был сбит, а два лётчика взяты в плен солдатами с Гавуту (их дальнейшая судьба неизвестна). Полковник Сондерс был уверен, что быстрота захвата Гуадалканала и Тулаги стала результатом этих налётов, а ожесточённое сопротивление японцев на Гавуту было вызвано тем, что этот остров «Летающие крепости» не бомбили. Однако на самом деле повреждения аэродрома на мысе Лунга оказались невелики, американцам удалось захватить в неповреждённом состоянии всё японское строительное оборудование.
В тот же день, 5 августа, отдел радиоразведки Имперского Генерального штаба сообщил штабу 8-го флота в Рабауле об усилении радиообмена противника в регионе, делая вывод о возможности его активных действий в ближайшие дни. Штаб 8-го флота решил, что американцы готовят контрудар по японским базам на Новой Гвинее — возможно, с использованием авианосных самолётов, как в марте. Предполагаемыми целями были Лаэ, Буна и Саламауа. По признанию начальника штаба флота Омаэ, «мы решили, что воздушные налёты на Гуадалканал носят отвлекающий характер» — тем более что 31 июля шедший в Буну конвой (минзаг «Цугару», транспорт «Нанкай-мару» и охотник РС-28) действительно был атакован с воздуха и был вынужден повернуть обратно.
6 августа с Гуадалканала пришла радиограмма о том, что туземцы, мобилизованные на работы по строительству аэродрома, ночью сбежали в джунгли. Поскольку они периодически разбегались, это известие не вызвало особой тревоги. Вдобавок каждый день из Тулаги вылетали четыре тяжёлых летающих лодки «Каваниси»: на северо-восток, восток, юго-восток и юг. В этот день они противника также не обнаружили — хотя, возможно, причиной тому стала плохая погода.
Но утром 7 августа в Рабаул пришла срочная радиограмма: «04:30. Тулаги подвергается мощному обстрелу и бомбардировке с моря и воздуха». Американский флот начал операцию «Уотчтауэр».
Источник — https://warspot.ru/20978-dalyokiy-forpost-imperii