Цепи независимости Часть 1

1

Продолжаю выкладывать на сайт интересные статьи из жж одного из ведущих российских историков авиации уважаемого Вячеслава Кондратьева.

20 ноября в Аргентине торжественно отметили важный для страны юбилей: ровно 170 лет назад, 20 ноября 1845 года состоялась битва при Вуэльта ди Облигадо, в которой аргентинцы защитили свое право на суверенитет.

Как известно, в XIX веке среди западноевропейских держав считалось вполне нормальным и законным продавливать свои экономические интересы военной силой, причем в любой точке Земного шара. Например, когда китайский император запретил английским наркоторговцам продавать опиум на территории его страны, англичане при поддержке США напали на Китай. Пользуясь огромным технологическим превосходством, они легко разгромили армию и флот "поднебесной", захватили Гонконг и навязали императору кабальный договор, по которому он отдал агрессорам этот город, заплатил огромную дань и разрешил английским драгдилерам свободно торговать отравой.

Через пять лет англичане, на сей раз совместно с французами, решили провернуть нечто подобное в Западном полушарии. Поводом стало то, что президент Аргентины Хуан Мануэль де Розас потребовал от европейских купцов платить в аргентинскую казну налоги и таможенные пошлины. Купцы, не желая делиться барышами, отказались. Тогда Розас закрыл для иностранных судов доступ в реку Парана — главную транспортную артерию Аргентины, по которой шла почти вся ее международная торговля. Исключение было сделано только для Парагвая. не имевшего собственного выхода к морю.

В ответ на такую "наглость и самоуправство" Великобритания и Франция направили к берегам Южной Америки объединенную эскадру и десантные войска. Под их прикрытием следовал огромный караван из 90 судов с европейскими товарами, владельцы которых надеялись беспошлинно обменять их на аргентинское серебро, после того как бравые военные проделают с Аргентиной то же, что и с Китаем.

Англичане задействовали в операции два парусно-паровых корвета — "Горгона" и "Черный орел", парусный фрегат "Комус", два парусных шлюпа и шхуну. На 1640-тонной "Горгоне" стояли два мощных 10-дюймовых (82-фунтовых) бомбических орудия, два 8-дюймовых (68-фунтовых) и два 42-фунтовых. На 540-тонном "Черном орле" — три длинноствольных 32-фунтовых пушки, а на "Комусе" — 18 орудий различных калибров. Англичане пишут, что их пароходы были "partially armoured". Не совсем понятно, что это означает и в какой мере их можно считать броненосными, но в любом случае ремарка примечательная.

Французы отправили четырехпушечный колесный корвет (авизо) "Фултон" и четыре военных парусника — "Сан-Мартин", "Экспедитив", "Пандур" и "Просид". Всего же на кораблях союзников было 74 орудия и несколько ракетных установок. Помимо экипажей на них находились 880 морских пехотинцев. Общее руководство осуществлял французский адмирал Франсуа Томас Труар де Болье, английским контингентом командовал контр-адмирал Сэмьюэл Инглфилд.

Зайдя в усте Параны, интервенты обнаружили, что река шириной около 800 метров перегорожена тремя толстыми коваными железными цепями. Цепи были уложены на 24 понтона, сделанные из крупных шлюпок и барж. А на высоком левом берегу за земляными брустверами стояли четыре артбатареи, нацеленные на фарватер. Аргентинцы решили обороняться.

Силы, противостоящие интервентам, возглавлял генерал Люсио Мансилья. Они состояли из добровольческого полка "Патрисиос" численностью 2000 человек и 160 (по другим данным — 220) артиллеристов с 30 пушками. Правда, пушки были относительно мелкие и разнокалиберные — по 8, 10, 12, 16 фунтов и всего одна 20-фунтовка. В общем, что удалось наскрести.

Кроме того, за цепным заграждением занимала позицию маленкая аргентинская бригантина "Републикано" водоизмещением всего 75 тонн, вооруженная четырьмя 10-фунтовыми и одной 16-фунтовой пушкой, а также — две еще более мелкие парусные канонерки "Лагос" и "Рестауадор" водоизмещением по 25 тонн. Вооружение каждой из них состояло из одной бронзовой 16-фунтовки. Англо-французская эскадра по огневой мощи многократно превосходила пртивника, однако Мансилью это не смутило и он собирался дать бой.

Цепи независимости Часть 1

Адмирал Франсуа Томас Труар де Болье, генерал Люсио Мансилья и президент Хуан Мануэль де Розас. 

Цепи независимости Часть 1

Фотографий и качественных рисованных изображений корвета "Горгона" я не нашел, но на этом снимке — его систершип — корвет "Вераго", внешне практически идентичный "Горгоне" и дающий полное представление о ее внешности.   

Цепи независимости Часть 1

Другой участник аргентинской экспедиции — парусно-паровой корвет Black Eagle — "Черный орел". 

Цепи независимости Часть 1

Корвет "Фултон", теряя шлюпки, борется со штормом. К аргентинскому походу этот эпизод не относится, но других изображений данного корабля в интернете нет. 

источник: http://vikond65.livejournal.com/414311.html

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account