0

 

 

Тема полностью написана Коллегой Wasa 

Огромное ему Спасибо !!!

Часть вторая

первая часть тут

https://alternathistory.ru/tsaritsa-tamara-i-tsaritsa-rusudan-kvazikreisera-gruzinskogo-korolevskogo-flota

Показ флага оставался основным назначением "цариц" вплоть до начала первой мировой, не о какой модернизации речь не заходила. 
Но в июле 1914 года оба корабля поставили на ремонт с чисткой котлов и переборкой машин, модернизация "Петре I" на ВМБ Поти показала, что грузинам  эта работа вполне по силам. В итоге первый свой выход в море оба "крейсера" совершили только в конце ноября 1914 года и очень кстати вовремя. 

 

"Царицы" от первой мировой до корабля музея. Часть II

10 декабря весь разведывательный дивизион оказался первым кто вышел на отражение атаки "Гебена" постоянно маневрируя за пределами эффективного действия 280 мм пушек линейного крейсера они передавали данные о передвижении турок и корректировали огонь береговой артиллерии (правда безрезультатно). После выхода линейного дивизиона "Гебен" ушел.

Зимой 1915 крейсера привлекались только для патрулирования побережья, никаких боестолкновений не было. Второй раз обе "царицы" встретились с реальным противником в начале апреля 1915, ими оказались визави «Берк-и Шевкет» и «Пейк-и Шевкет» которые двигались на соединение с крейсером "Хамидие". Кстати "царицы" оказались так далеко в море по инициативе командующего разведывательным дивизионом контр-адмирала Иванэ Лечхум-Моурави, что расходилось с прямым приказом командующего флотом вице-адмирала Сослана Колумбега не выходить за пределы 25 мильной зоны от грузинского побережья. Вот тут то и оказалось что установка 152 мм орудий оказалась очень даже верным решение. Грузины начали бить с расстояния 25 кабельтовых, правда с точностью у грузинских моряков было не очень хорошо, но близкие разрывы вынудили турок уйти, в результате в фатальном для "Хамидие" обстреле Одессе  обе турецкие торпедные канонерки не участвовали.

Вплоть до середины 1916 года деятельность турецкого флота была минимальной это связано и с появлением в составе Черноморского флота линкоров и с действиями союзников у Дарданел. Единственный раз крейсера сталкивались с противником в октябре 1915 когда турецкий каботажник постарался удрать от всего дивизиона и был потоплен огнем в упор из 75 мм пушек. Спасенная команда турка показала что шли с баластом, так что такая "победа" в официальных сводках не фигурировала.

В июле того же года дивизион в полном составе снова столкнулся с "Гебеном" и "Бреслау" которые шли к Босфору после обстрела Туапсе, вступать в бой без поддержки линкоров грузины не решились, да и германо-турецкие корабли тоже не горели желанием связываться с грузинскими кораблями поскольку была вероятность того что на перехват вышли русские дредноуты.

К поздней осени 1916 г. фронт стабилизировался. Армии встали на зимние квартиры, и военные действия снова приняли позиционный характер. Но резко увеличились морские перевозки, правда конвоев как таковых практически не было и корабли шли по одному, редко с небольшим охранением. Именно с осени 1916 по весну 1917 разведывательный дивизион вместе с вышедшим из ремонта "Петре I Багратионе" достиг максимальных успехов, несмотря на откровенно отвратительные погодные условия корабли записали на свой счет 2 транспорта и тральщик врага который шел в охранении. Притом  «Царица Тамара» даже применила торпедное вооружение против транспорта "Салида".

На весну объединенное командование русско-грузинских войск спланировало новые активные действия. Русские войска наступали по направлению к оз. Урмия постепенно вытесняя турок из Персии, а грузины выставив заслоны в р-не Карс-Эчмиадзин, сконцентрировались на направлениях Сарикамыш-Хорасан, и Ризе – Трабзон. Практически все корабли флота применялись для поддержки сухопутных войск. Встреч с крупными кораблями за исключения случая обнаружения соединения из 2 канонерок не было.

Кампания 1917 года была последней компанией в которой активно учавствовали русские войска, наступление кавказского корпуса в направлении Вана, было успешным. Грузины взяли Трабзон, а русские Эрзерум. Совместными усилиями русских и грузин был взят Каракёз. С юга к Мосулу подошли англичане.

Компания 1918 года охарактеризовалась уходом зимой 1917-18 гг с ТВД основной части русских войск в связи с приходом к власти в России большевиков, некоторая часть офицеров Кавказского корпуса осталась в качестве добровольцев. Их место заняли колониальные британские войска. Но с выходом России из войны грузины лишились поддержки русского флота. Теперь вся надежда была только на собственные силы. Правда грузинскому флоту откровенно везло, в январе 1918 года подорвался "Бреслау" и "Гебен" первый ушел на дно, а линейный крейсер до середине марта находился в ремонте. 

Начавшееся весной 1918 г. наступление снова показало насколько важна поддержка с моря, именно артиллерия флота позволило выйти грузинским войскам к Эресуну. Кроме того крейсера поддерживали действия гидросамолетов с авиатранспорта "Аджария".  "Гебен" к этому времени проходил ремонт в доке Севастополя и принять участие в боях не мог, а эсминцы соваться к крейсерам и линкорам не спешили. На этом боевые действия фактически закончились перемирьем.

В 1918 году малые крейсера наконец то прошли ремонт и модернизацию, установили новые системы управления огнем и заменили артиллерию. Теперь она была одного калибра (152 мм и 75 мм заменили на 102 мм аналогичные орудиям 650 тонных ЭМ), а  57 мм пушки заменили на 40 мм зенитки "Виккерса".

"Царицы" от первой мировой до корабля музея. Часть II

С вводом в строй крейсера "Кавкасиони" в 1924 году обе "Царицы" вывели из состава разведывательного дивизиона и переквалифицировали во фрегаты, они стали флагманами отрядов обороны водных районов. К началу второй мировой войны их скорость не превышала 16 узлов, но поскольку боевых действий на море практически не велось оба корабля использовались как брандвахты в портах Сухуми и Батуми, изредка отражая налеты немецкой авиации, для этого бортовые 102 мм заменили на 76 мм зенитные орудия. Правда успехов добились только артиллеристы "царицы Тамары"  сбив один Ju-87. В 1946-47 окончательно устаревшие корабли наконец то были выведены из состава флота и переведены в Поти для разборки, если "царицу Русудан" разделали на метал в 1951, "царице Тамаре" повезло больше она стояла на приколе до 1955 ожидая свою очередь на иголки, но в честь того что корабль был любимым кораблем царя Ивана I, к тому же корабль произвел первую успешную атаку торпедную атаку в истории грузинского флота  бы решено сделать из него корабль-музей. Примечательно что деньги на ремонт собирали через специально созданный фонд, при этом корабль вернули в состояние которое было во времена первой мировой. 

"Царицы" от первой мировой до корабля музея. Часть II

Торжественное открытие состоялось 22 июня 1960 года, бывший крейсер установили в Поти у специально оборудованного причала, где он уже больше полувека олицетворяет историю маленького флота маленькой Грузии.  

Подписаться
Уведомить о
guest

44 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account