Царь-католик на русском престоле. Что если Владислав Ваза всё же станет русским царём
Развилка это достаточно известна, так как во времена Русской Смуты, что была в начале 17 века, русские бояре, настойчиво звали наследника Польского престола, Владислава Вазу на престол Русский. Однако, сам Владислав не очень торопился принять этот титул, по многим причинам, главной из которых было то что он не хотел принимать православие, так как таким образом он терял права уже на престол Польский. В итоге не сложилось.
При этом не смотря на очевидность этой развилки в АИ литературе и сообществах она абсолютно непопулярна. Так как реальный ход Смуты показал, что католик на русском престоле бы не усидел и этот титул удержать бы не смог. Даже одного намёка, что царь не православный хватило для мощнейшего русского бунта, который сначала смёл Лжедмитрия, а потом не дал другим иностранцам занять престол в Москве.
В общем из-за её маловероятности эту развилку никто не рассматривает, кроме нашего западного коллеги с ником KingsofWinter, который свои фантазии на эту тему представил на сайте deviantart.com, их я и представляю вашему вниманию. Думаю, это многим будет интересно.
Собственно развилка, в 1612 году все русские ополчения, включая и ополчение Минина и Пожарского разбиты, и Польская армия под предводительством принца Владислава Вазы снова занимает Москву и подавляет остатки русского сопротивления. За победой следует спорная коронация Владислава как царя Русского царства.
Чтобы еще больше укрепить свою власть, Владислав женился на Марине Мнишек, вдове так называемого Лжедмитрия, который для многих вполне себе легитимный царь Дмитрий Иванович. Этот стратегический брак объединяет легитимность Речи Посполитой с легитимностью предыдущих московских правителей. Сын Марины, Иван, от ее предыдущего брака, усыновлен Владиславом, что делает его будущим наследником престола.
Однако, несмотря на коронацию Владислава, русское сопротивление польскому владычеству сохраняется. Многие бояре, решительно противятся иностранному правлению и насаждению польских обычаев и управления.
В течение следующих нескольких лет Владислав проводит несколько тяжёлых военных кампаниях по подчинению оставшейся части России и ее дворянства. Несмотря на успех этих мероприятий, сопротивление остается постоянной угрозой, особенно в отдаленных частях царства на протяжении всего правления Владислава.
Что касается самого правления Владислава как царя России, то оно знаменуется значительными глубокими реформами, направленными на вестернизацию российского государства. Во многих областях жизни России вводятся законы Речи Посполитой, юридические кодексы, проводится военная реформа. Западные идеи о самоуправлении и большей демократизации общества постепенно укореняются в русских городах, особенно в Москве и прилегающих районах.
Хочу заметить, что в 17 веке Россия в плане народовластия была на много более продвинута чем большинство европейских стран. Видимо автор этой АИ этого не знает. Именно в это время Вселенский собор стал постоянным органом, так было очень сильное самоуправление городов, которое во многом и позволило собрать ополчение и выгнать иностранцев из России.
Однако в сельской местности традиционный русский уклад сохраняется в значительной степени нетронутыми, создавая резкое отличие городской и от сельской России.
При этом главным в правление Владислава стала борьба с духовенством. Будучи католиком, Владислав и его жена Марина Мнишек начали осторожную кампанию по внедрению католицизма в России, традиционном православном христианском государстве.
Марина, будучи набожной католичкой, приглашает иезуитских миссионеров в Россию и курирует создание новых епархий, надеясь быстро обратить в католичество как дворянство, так и более широкие слои населения. Католические епископы и священники получают большую власть над новыми епархиями, что еще больше углубляет раскол между Русской православной церковью и новым царём.
Однако эта агрессивная кампания по обращению русских в католичество вызывает возмущение и приводит к серии крестьянских восстаний. В ответ на беспорядки Владислав и Марина вынуждены свернуть большинство своих религиозных реформ в сельской местности, переключив свое внимание на обращение городского населения и высшего дворянства в католичество.
Послабления в политики окатоличивания помогает поддерживать стабильность, но в низших классах зреет негодование, угрожая будущими восстаниями. В 1632 году, после смерти своего отца Сигизмунда III, Владислав избирается королем Польши и Великим Князем Литовским, тем самым фактически объединяя Россию и Речь Посполитую в единую империю. Эта новая конфигурация приносит беспрецедентную власть дому Ваза и усиливает влияние запада в России.
Владислав перемещает свой двор в Варшаву, обеспечивая большую автономию России под регентством своего приемного сына и назначенного наследника русского престола Ивана V Дмитриевича.
В это время русская армия, модернизированная на западный манер и оснащенные новым оружием, превращаются в по-настоящему грозную силу, способную бросить вызов как Османам, так и татарам на юге, а также окончательно подавить дальнейшее сопротивление на востоке.
Смерть Владислава в 1648 году стала поворотным моментом. С его смертью Союз между Польшей и Литвой и Россией распался. Россия снова стала полностью независимой, при этом польское владычество не прошло даром, и большинство положительных западных реформ успело укорениться в русском обществе.
Иван V Дмитриевич, сын Марины и Лжедмитрия, был коронован царем России в том же 1648 году. Иван, воспитанный при западном дворе своего приемного отца и набожной католической матери, был продуктом двух миров, образованным и культурным монархом с глубокой связью с традициями католической церкви. Проведя свои формирующие годы в Варшаве и даже посетив Рим в детстве, Иван был искренне настроен примирить Россию с католическим Западом. После своего воцарения Иван предпринял смелый шаг, объявив Великий раскол между католической и православной церквями завершённым, и официально признал власть папы над русской церковью.
Это решение было встречено неоднозначно. Русское дворянство и городская элита, которые все больше находились под влиянием западноевропейских обычаев и идеалов, в целом поддерживали этот шаг. В то время как православное духовенство и сельское крестьянство оставались категорически против, рассматривая позицию Ивана как предательство Руси и её традицией. Эта напряженность привела к мощным беспорядкам. После чего Иван заверил всех в религиозной терпимости. Однако это сработало далеко не везде и наиболее ожесточённые бунты пришлось жёстко подавлять, но в итоге ситуация успокоилась, и Иван свою власть удержал.
Отдельно нужно заметить, что Иван V был большим поклонником и ценителем западного искусства. Вдохновленный величием западноевропейских монархов, Иван спонсирует беспрецедентный расцвет русского искусства, архитектуры и образования. Сам царь был известен своей страстью к соколиной охоте и западной одежде, воплощающей аристократические идеалы настоящих европейских монархов. Хотя во многих отношениях Иван был западником, он не отрывал себя полностью от русской традиции, он остро осознавал необходимость доказать свою легитимность как правителя и потомка древней династии Рюриковичей. Чтобы обеспечить свою большую легитимность, Иван V устраивает браки своих детей с знатными семьями Европы, еще больше переплетая судьбу России с Западом.
Иван продолжил военные реформы своего отца, а также переходит в наступление в серии успешных кампаний против турок-осман и Крымского ханства. В результате этих военных успехов у России появляются порты на юге, Азов и Одесса.
В дополнение к этому Иван также проводит масштабную реформу управления Российского царства. Черпая вдохновение из своей юности в Варшаве, где он был в детстве и юности. Русский царь решил внедрять элементы государственного устройства Речи Посполитой в России. Иван V создаёт парламентскую систему, по аналогии с Польской.
Кроме этого Иван V был очарован классическим Римом, в частности его системой с сенатом и консулами. Он считал, что эти институции Римской республики могут быть адаптированы к России. Иван перестроил Боярскую думу в новый Сенат, сделав его верхней палатой российского законодательного органа. Сенат/Дума состоял в основном из бояр, представлявших интересы старых дворянских семей и землевладельческой аристократии. Сенат возглавлял консул, который избирался из числа бояр и действовал в качестве главы Сената. Кроме того, консул также выступал в качестве старшего советника царя и моста между законодательным органом и царём. Сенату были предоставлены ограниченные полномочия по созданию и принятию собственных законов, но, тем не менее, окончательное утверждение в конечном итоге оставалось за царем. В дополнение к Сенату была создана нижняя палата, известная как Земская Палата, для представления интересов зарождающегося класса землевладельцев не аристократов и купечества. Этим людям было предоставлено право голоса. Они избирали и отправляли своих представителей в Москву.
Иван рассматривал купцов как главную силу в его планах по модернизации России, и их включение в законодательный процесс было значительным отходом от чисто аристократического управления. Видение Ивана для России состояло в том, чтобы создать страну ничем не уступающую великим державам Европы, сохраняя при этом ее уникальные традиции, насколько это возможно. Его реформы готовили Россию к её будущей значимой роли в европейских делах.
Сын Ивана V, Дмитрий III взошел на престол в 1686 году после смерти своего отца, который правил 37 лет, включая регентство. Дмитрий взошел на престол страны, которая изменилась навсегда. Католицизм продолжал распространяться по России, в то время как православие отступало на периферию; тесные связи со Швецией и Речью Посполитой создали самый сильный военный союз на континенте для противодействия Османской экспансии, а все Российское государство превратилось в модернизированную западную державу, чье влияние теперь могло конкурировать с влиянием Испании, Франции и Англии.
Источник — https://www.deviantart.com/kingsofwinter/art/Catholic-Tsars-Over-Russia-1123429164