Трофейные «ишаки». Часть 2. Испытано в Германии и Румынии

1

Часть I

Германия

Доступ к «Рате» нацисты получили благодаря правительству Франко, которое предоставило немцам один боевой И-16 и один УТИ-4. На И-16 тип 5 (по другим данным, это был тип 6) под номером 33 защищал Испанскую республику советский доброволец Сергей Кузнецов. После падения республиканского Северного фронта в 1937 году этот «ишак» вместе с несколькими другими попал в руки франкистов. Истребитель был доставлен на авиабазу Льянес, где некоторое время изучался специалистами «Легиона Кондор». В октябре 1937 года он был транспортирован в Виго, а затем морем доставлен в Германию. Известно, что И-16 проходил статические испытания, которые были призваны найти слабые места в конструкции. 20 октября 1938 года И-16 облетывался в испытательном центре люфтваффе в Рехлине (тест-пилот Генрих Бовэ).

Трофейные «ишаки». Часть 2. Испытано в Германии и Румынии

И-16 под номером 33 на франкистской авиабазе Льянес

Ещё один одноместный истребитель, И-16 тип 18, был отправлен в Германию финнами в апреле 1941 года. Этот «ишак» был захвачен во время Зимней войны и имел в финских ВВС код VH-21. Информация о его эксплуатации в Ilmavoimat дана в третьей части этого цикла статей.

В начале 1939 года Германия через «Легион Кондор» получила также УТИ-4, захваченный в республиканской летной школе в Эль-Кармоли. Он получил код DM+HD. По немецким данным, в Германии в то время был как минимум ещё один УТИ-4, регистрационный код DM+HC.

Трофейные «ишаки». Часть 2. Испытано в Германии и Румынии

Авария УТИ-4 DM+HD на полигоне в Рехлине

На захваченных немцами после начала Великой Отечественной войны советских аэродромах находилось несколько сотен «ишаков» всевозможных моделей, зачастую даже исправных, и много запасных частей к ним. Несколько самолётов (в основном УТИ-4) были отправлены в учебные части люфтваффе. К захваченным И-16 проявили интерес Ирак и Япония. Они изъявили желание закупить их для своих ВВС. Первоначально нацистское руководство готово было продать «ишаки», однако впоследствии по неизвестным причинам сделка сорвалась.

Трофейные «ишаки». Часть 2. Испытано в Германии и Румынии

УТИ-4 с немецкими опознавательными знаками

Трофейные «ишаки». Часть 2. Испытано в Германии и Румынии

УТИ-4 на аэродроме Брест-Бранденбург, сентябрь 1940 года

УТИ-4 и его одноместный собрат были признаны немцами сложными в управлении. Во время эксплуатации И-16 в люфтваффе были нередки различные аварии. Так, 15 июля 1941 года унтер-офицер Пауль Рот погиб при аварии И-16 на аэродроме Молодечно. 30 марта 1942 года УТИ-4 тренировочного подразделения Ld.Kdo. 2/12 разбился на аэродроме Манхайм-Зандхофен во время посадки после выработки топлива. На следующий день, 31 марта 1942 года, И-16 из Ld.Kdo. 2/VI разбился в районе Дюнвальда, пилот оберфельдфебель Густав Кёль погиб. Еще один УТИ-4 №15153128 из Ld.Kdo. 2/12 был сильно поврежден 5 мая 1942 года в результате аварии на рулёжке. 28 мая 1942 г. УТИ-4 №15153126 из Ld.Kdo. 2/12 пострадал во время посадки во Франкентале. Члены экипажа, фельдфебель Хайнц Шмитц и унтер-офицер Эрхард Картсен, получили ранения. Проблемы с двигателем привели к аварии И-16 тип 5 №521722 из Ld.Kdo. 64 около н.п. Киль-Холтенау 14 июня 1942 года. У И-16 тип 6 №60121 из Ld.Kdo. 1/7 сложилось шасси во время посадки на аэродроме Шонгау 25 сентября 1942 года, что привело к повреждению «брюха» самолета. [1]

Трофейные «ишаки». Часть 2. Испытано в Германии и Румынии

Трофейные «ишаки». Часть 2. Испытано в Германии и Румынии

УТИ-4 DM+HC

Трофейные «ишаки». Часть 2. Испытано в Германии и Румынии

УТИ-4 DM+HD

Приведенные данные об авариях подтверждают тот факт, что самолёты Поликарпова достаточно активно эксплуатировались в немецких учебных подразделениях. Как видно из приведённой выше статистики аварий, полёты производились и на явно устаревших самолётах типов 5 и 6.

Румыния

В 1941 году наступающими румынскими частями было захвачено 16 «ишаков» (три на аэродроме Измаил, четыре в Феодосии, один на аэродроме Дорохой и еще восемь на бессарабских дорогах). Все они были в лётном состоянии. В частности, 8 июля 1941 г. 19-й обсервационная эскадрилья «приобрела» И-16 тип 29 на молдавском аэродроме Дорохой. Самолёт в разобранном состоянии перевезли в Ботосани. Его пилотом был назначен капитан Попеску-Киокэнел. После первого полета румынский летчик высказал своё восхищение манёвренностью истребителя.

Именно капитану Попеску принадлежала идея провести учебные бои трофейного «ишака» с самолетами IAR-39, находившимися на вооружении эскадрильи, для отработки оборонительных действий против советских истребителей. На И-16 было установлено радио, и в течение лета 1941 года несколько таких тренировок румынских экипажей было проведено.

Трофейные «ишаки». Часть 2. Испытано в Германии и Румынии

Трофейные «ишаки». Часть 2. Испытано в Германии и Румынии

Трофейные «ишаки». Часть 2. Испытано в Германии и Румынии

И-16 тип 29 румынских ВВС

Капитан Попеску обращался к командованию с просьбой разрешить ему прикрывать на «ишаке» разведчики своей эскадрильи. В этом ему было отказано, потому что летчики Люфтваффе могли принять румынский И-16 за истребитель ВВС РККА и сбить.

Трофейные «ишаки». Часть 2. Испытано в Германии и Румынии

Трофейные «ишаки». Часть 2. Испытано в Германии и Румынии

И-16 тип 29 румынских ВВС

11 сентября 1941 года румынский И-16 перегонялся 1-м лейтенантом Иванциовичи на аэродром Бузау для проведения учебных боев с истребителем IAR-80. На посадке самолёт получил повреждения и больше не восстанавливался.


  1. Polikarpov Fighters In Action pt.II. Squadron-Signal Publications Inc, 1996.

источник: http://i16fighter.ru/operational-history/captured-minor.htm

Подписаться
Уведомить о
guest

4 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account