СССР и США – Me 109 F-4 (зав.ном. 7640)
Захвачен в СССР 29 мая 1942 года
29 мая 1942 года советские солдаты захватили два полностью боеспособных истребителя Me 109 F-4. Немецкие пилоты из авиагруппы III/JG 3 – унтер-офицер Э. Фолькман (Unteroffizier E. Volkman) и его ведомый ефрейтор А. Куна (Gefreiter A. Kuna) – потеряли во время полета ориентировку и приземлились недалеко от города Чугуев на советской стороне линии фронта. Один из захваченных самолетов (Me 109 «желтая 9», зав. ном. 7640) был отправлен в НИИ ВВС для проведения испытаний.
Американцы хотели получить один из Me 109, захваченных на восточном фронте. Дело в том, что в США разбился единственный из имевшихся у них «мессеров». Товарищ Сталин одобрил передачу американцам самолета для проведения исследований, и заместитель Народного комиссара обороны СССР по авиации генерал А. А. Новиков поручил заместителю командующего ВВС РККА Н. А. Соколову-Соколёнку [1] подготовить к отправке новый Me 109 (зав. ном. 7640). В США истребитель получил военный номер EB-1 (Engineering Branch-1 [инженерный отдел-1]), который позднее был заменен на EB-100 (Evaluation Branch – отдел оценки).
Me 109 F-4 («желтая 9», зав.ном. 7640) был одним из двух немецких самолетов истребительной авиагруппы III/JG 3, которые 29 мая 1942 года вследствие навигационной ошибки приземлились на неоккупированной территории СССР в районе Чугуева. По просьбе американской стороны самолет был передан США, где был испытан под обозначением EB-1 (позднее изменено на EB-100)
после того как EB-1 был передан научно-исследовательскому центру (авиабаза Райт-Филд), самолет был перекрашен по стандартной схеме ВВС армии США: оливковый цвет (Olive Drab) на верхних и боковых плоскостях и средне-серый (Neutral Grey) на нижних. Опознавательные знаки образца 1942 года нанесены на четыре места. Корневые части крыла и левая часть стабилизатора были либо покрыты штукатуркой, либо, что более вероятно, загерметизированы белым клеем. После одного из первых испытательных полетов американские инженеры заметили тряску руля направления. неисправность была устранена путем изменения концевой кромки и добавления небольшого фиксированного триммера
в 1943 году в связи с организационными изменениями обозначение «фридриха» было сменено с EB-1 на EB-100. Также самолет получил новые опознавательные знаки и выкрашенный в белый цвет кок винта
- в источнике Н. Н. Соколов-Соколенков (N.N. Sokolov-Sokolenkov)
источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»