Великобритания – Me 109 E-3 (зав.ном. 4101)
Захвачен в Великобритании 27 ноября 1940 года
Первым Me 109, захваченным британцами и пригодным для проведения летных испытаний, был истребитель из эскадрильи 2./JG 51 («черный 12», зав.ном. 4101), сбитый над Англии флайт-лейтенантом (капитаном авиации) Дж. П. Кристи (F/Lt. G. P. Christi) 27 ноября 1940 года. Британский пилот приземлился рядом с его недавней жертвой и предложил противнику сигареты. Немецкий летчик лейтенант Вольфганг Теурер (Lt Wolfgang Teurer) был взят в плен, а его малоповрежденный самолет 14 декабря 1940 года был доставлен в Хакнелл (Hucknall), графство Нортингемпшир, где были расположены производственные мощности компании Rolls-Royce Ltd.
Истребитель был передан механикам компании, которые восстановили до летного состояния. Во время ремонта механики взяли запасные части от двух сбитых «эмилей»: киль и руль направления были позаимствованы у самолета с заводским номером 6313F (был приписан к авиагруппе II (S)/LG2), а консоль крыла и верхняя часть обтекателя капота – от машины с заводским номером 1653 (входил в состав эскадры JG 51 Mölders). 25 февраля в Хакнелле Me 109 E-3 (зав.ном. 4101) совершил свой первый полет с нанесенными на его крыло и фюзеляж британскими опознавательными знаками и присвоенным Королевскими ВВС серийным номером DG200.
В течение некоторого времени истребитель оставался на территории завода компании Rolls-Royce, где был использован для изучения характеристик двигателя: «эмиль» выполнил 32 полета общей продолжительностью 23 часа 25 минут. Затем Me 109 E-3 (зав.ном. 4101) был перевезен в Хатфилд (Hatfield) и 8 февраля 1941 года был передан компании de Havilland для испытаний методов установки винта изменяемого шагом. После всех испытаний самолет был передан в Научно-исследовательский центр авиации и вооружения (Aeroplane and Armament Experimental Establishment – A&AEE), Боскомб-Даун.
1 июня 1942 года Me 109 E-3 (зав.ном. 4101) был передан укомплектованному самолетами противника звену 1426. К этому времени часть остекления кабины была удалена. Это было связано с тем, что британский летчик-испытатель Харви Хейворт (Harvey Heyworth) имел рост более шести футов (св. 183 см). Его голова не вписывалась в кабину и, таким образом, верхняя часть фонаря была удалена. В 1943 году, когда союзники захватили истребители Me 109 более новых модификаций, DG200 был отправлен для долгосрочного музейного хранения в расположенную на базе Королевских ВВС Стаффорд (RAF Stafford) группу технического обслуживания №16 (No 16 Maintenance Unit). После окончания Второй Мировой войны DG200 хранился в разных местах. В 1980 году Me 109 E-3 (зав.ном. 4101) был отправлен в Сент Атан (St. Athan) в качестве экспоната хендонского музея Битвы за Британию, где этот самолет можно увидеть и сегодня.
27 октября 1940 года пилотировавший Me 109 E-3/B («черный 12», зав.ном. 4101) лейтенант Вольфганг Теурер (эскадрилья 2./JC 51) совершил вынужденную посадку у авиабазы Королевских ВВС Манстон. Самолет был окрашен в стандартный камуфляж Lutftwaffe периода до начала битвы за Британию (Dunkelgrun RLM 71 / Grau RLM 02 / Hellblau RLM 65 с нанесенными на борта фюзеляжа пятнами RLM 02). Обратите внимание на зеркало заднего вида, установленное над лобовым стеклом. и на маленький диск с эмблемой части, расположенный в вершине киля чуть выше свастики
во время испытаний в A&AEE, Боскомб-Даун, DG200 летал без части фонаря, так как летчик-испытатель Харви Хейворт не вписывался в кабину
когда было принято решение восстановить «черный 12», то немецкие опознавательные знаки были закрашены и на крыле на их местах были нанесены кокарды Королевских ВВС. На киль бы нанесен красно-бело-синий опознавательный знак (Fin Flash), а на хвостовую часть фюзеляжа присвоенный Королевскими ВВС военный номер DG200. Обратите внимание на отсутствие на бортах фюзеляжа кокард и на снятые крыльевые бомбодержатели и пушки. Капот двигателя был взят с самолета с серийным номером 1653
во время испытаний в Боскомб-Дауне DG200 получил камуфляж, состоявший из темно-зеленого и темно-коричневого цветов с выкрашенными в желтый цвет нижними поверхностями
* * *
Другие истребители Me 109 E, захваченные в Великобритании в 1940 году
Помимо уже описанных выше случаев во время и после битвы за Британию на территории островов несколькими «эмилями» были совершены аварийные посадки. Один из самолетов пилотировал обер-лейтенант (старший лейтенант) Франц фон Верра (Oberleutnant Franz Xaver Baron von Werra). Получивший небольшие повреждения самолет использовался англичанами для различных целей (в качестве источника запасных частей, в целях пропаганды и т.д.).
В качестве примера следует сказать, что одним из этих самолетов управлял обер-лейтенант (старший лейтенант) Вернер Бартельс (Oberleutnant Werner Bartels) – офицер технической службы эскадры (Geschwader Technical Officer) из штаба авиагруппы III/JG 26 (Stab. III/JG 26). 24 июля 1940 года его истребитель Me 109 E-1 (зав.ном. 6296) был сбит над Магритом (Margate) «спитфайрами» 65-й эскадрильи Королевских ВВС. Бартельс выполнил посадку на фюзеляж в Нортдауне (Northdown), графство Кент. Пилот был тяжело ранен и попал в плен. Бартельс вернулся в Германию в 1943 году во время сверхсекретной операции по обмену военнопленными. Позднее в качестве инженера он принял участие в создании и доводке истребителя Me 262.
Другим примером посадки «эмиля» на вражеской территории служит Me 109 E-4 (зав.ном. 5587), пилотировавшийся обер-фельдфебелем Фрицем Биком (Oberfeldwebel Fritz Beeck) из состава эскадрильи 6./JG 51. Он был сбит 24 августа 1940 года над авиабазой Королевских ВВС Манстон (RAF Manston). Он посадил свой малоповрежденный самолет в Ист-Лангдоне (East Langdon), графство Кент.
Аналогичный инцидент произошел 9 сентября 1940 года в Мэйфилде (Mayfield), графство Суссекс, когда Me 109 E-4 (зав.ном. 1394) обер-лейтенанта (старшего лейтенанта) Гюнтера Боде (Oberleutnant Gunther Bode) – адъютанта командира группы из штаба авиагруппы I./JG 27 (Stab. I./JG 27) – совершил вынужденную посадку.
Другим примером является история Me 109 E-4 («желтый 13», зав.ном. 1325), пилотировал который фельдфебель Вальтер Шульц (Feldwebel Walter Schulz) из эскадрильи 3./JG 53. Он приземлился в Лэнгли (Langney), графство Суссекс,30 сентября 1940 года. В это же время унтер-офицер Хорст Перец (Unteroffizier Horst Perez) из состава эскадрильи 4./JG 26 был ранен в бою со «спитфайрами» 92-й эскадрильи Королевских ВВС. Унтер-офицер Перец взлетел с авиабазы Маркиза-Ист (Marquise-East) и после полученных в бою повреждений был вынужден посадить свой Me 109 E-4/N («белая 4», зав.ном. 1190) в Истдине (East Dene), графство Суссекс. Хорст Перец был взят в плен, а обломки его самолета были отправлены в США, где были использованы в пропагандистской компании по оказанию гуманитарной помощи Великобритании (Bundles for Britain). Ближе к концу войны самолет был отправлен в расположенный в Арнприоре (Arnprior), провинция Онтарио, научно-исследовательский центр и затем был отправлен на свалку. В начале 1960-х годов Питер Фут (Peter Foote) забрал самолет со свалки. «Эмиль» был отправлен обратно в Англию и в настоящее время этот самолет находится в Имперском военном музее.
Следующим малоповрежденным немецким истребителем, попавшим в руки британцев, был Me 109 E-4 («красная 13», зав.ном. 5104), пилотировал который ефрейтор Карл Райзингер (Gefreiter Karl Raisinger) из эскадрильи 2./JG 77. 25 октября 1940 года немец приземлился у креста Харви (Harvey’s Cross) в Телскомбе (Telscombe), графство Суссекс. Самолет был доставлен на аэродром и затем был выставлен на всеобщее обозрение в Мейдстоне (Maidstone) в помощь по снабжению всем необходимым подразделению, оснащенному «спитфайрами».
В течение войны были десятки подобных аварий. Отчеты сообщают о 75-80 «эмилей», разбившихся и совершивших аварийные посадки в Англии в 1940 году. Хотя их техническое состояние было достаточно хорошим, чтобы британские инженеры могли ознакомиться и испытать «эмили», однако до пригодного к полетам состояния был доведен только один из них – Me 109 E-3 (зав.ном. 4101).
истребитель Me 109 E-4 (зав.ном. 1184) обер-лейтенанта Вильгельма Фронхёфера (Oberleutnant Wilhelm Fronhöfer) из эскадрильи 9./JG 26, который 31 августа 1940 года совершил вынужденную посадку у города Улкомб (Ulcombe), графство Кент
истребитель Me 109 E-1 (зав.ном. 3470) унтер-офицера Гейнриха Элбера (Unteroffizier Heinrich Elber) из эскадрильи 8./JG 54, совершившего вынужденную посадку у города Кенгснорт (Kingsnorth), графство Кент, 2 сентября 1940 года
истребитель Me 109 E-4 (зав.ном. 1988) обер-лейтенанта Иоахима Шипека (Oberleutnant Joachim Schypek) из эскадрильи 5./JG 54, совершил 25 октября 1940 года посадку на фюзеляж у города Брумхилл (Broomhill), графство Кент
истребитель Me 109 E-3 (зав.ном. 1325) фельдфебеля Вальтера Шульца из эскадрильи 3./JG 53 совершил 30 сентября 1940 года вынужденную посадку на фюзеляж у Ленгли, графству Суссекс
истребитель Me 109 E-1 (зав.ном. 3367) пилотировал унтер-офицер Лео Цаунбрехер (Unteroffizier Leo Zaunbrecher) из эскадрильи 5./JG 52. 12 августа 1940 года тяжелораненый пилот смог совершить аварийную посадку у фермы Майз (Mays Farm), Салместон (Salmeston), графство Суссекс. В кабине были найдены личные камера и кинопленка пилота
стоящий на колесах истребитель Me 109 E-4 (зав.ном. 3410) из эскадрильи 4./JG 52 изучается на базе Королевских ВВС Детлинг (RAF Detling), графство Кент, 30 сентября 1940 года. Ефрейтор Эрих Муммерт (Gefreiter Erich Mummert) был взят в плен, а его самолет был отправлен в показательный тур по графствам центральной Англии (Мидлендс [Midlands])
сверху-справа: истребитель Me 109 E-1 (зав.ном. неизв.). 12 августа 1940 года обер-лейтенант Альберт Дрес (Oberleutnant Albrecht Drehs) из Stab III/JG 54 посадил на фюзеляж свой Me 109 недалеко от Магрита (Margate), графство Кент
снизу-слева: истребитель Me 109 E-3 (зав.ном. 4103) Виктора Мёльдерса из эскадрильи 2./JG 51 в том состоянии, когда был отправлен на свалку, расположенную неподалеку от Оксфорда. Охотники за сувенирами вырезали часть металлического листа с желтым треугольником, который был знаком топливозаправочной горловины. 7 октября 1940 года самолет был сбит над Англией и пилот совершил вынужденную посадку в Гестлинге (Guestling), Суссекс
истребитель Me 109 E-1 (зав.ном. 6274F) унтер-офицера Карла-Гейнца Бока (Unteroffizier Karl-Heinz Bock). 17сентября 1940 года этот самолет совершил вынужденную посадку на фюзеляж у фермы Камбер (Camber Farm), графство Суссекс. На самолет нанесен стандартный камуфляж с очень светлыми пятнистыми сторонами фюзеляжа и желтыми капотом двигателя, обтекателем втулки винта, законцовками крыла и рулем направления
истребитель Me 109 E-4 (зав.ном. 1394) адъютанта командира авиагруппы I./JG 27 обер-лейтенанта Гюнтера Боде совершил вынужденную посадку в Мэйфилде, графство Суссекс, 9 сентября 1940 года
27 октября 1940 года истребитель Me 109 E-3 (зав.ном. 3576) из эскадрильи 7./JG 27 был сбит и совершил вынужденную посадку на пляж с мелкой галькой у Лидда (Lydd), графство Кент. Пилот «эмиля» фельдфебель Арно Циммерманн (Feldwebel Arno Zimmermann) невредимым попал в плен
24 августа 1940 года истребитель Me 109 E-4 (зав.ном. 5587) совершил вынужденную посадку в Ист-Лангдоне, графство Кент. Служивший в эскадрилье 6./JG 51 пилот самолета обер-фельдфебель Фриц Бик попал в плен. Камуфляж машины отличался от стандартного темными сторонами фюзеляжа. На киле три вертикальные полосы (Abschussbalken) – три отметки о воздушных победах. Хотя самолет при посадке был почти не поврежден, он был быстро растаскана на куски охотниками за сувенирами
13 августа 1940 года истребитель Me 109 E-4 (зав.ном. 5068) был сбит и совершил вынужденную посадку на (*field of stooks) около базы Королевских ВВС Шорхем (RAF Shoreham). Адъютант командира группы обер-лейтенант Пауль Темме (Oberleutnant Paul Temme) был взят в плен. Обратите внимание, что некоторые нанесенные ранее на самолет отметки системы быстрого распознавания были перекрашены
пилотируемый унтер-офицером Гансом-Георгом Шульте (Unteroffizier Hans-Georg Schulte), эскадрилья 7./JG 53, истребитель Me 109 E-4 (зав.ном. 1506) был сбит 6 сентября 1940 года. Летчик совершил вынужденную посадку на поле фермы Винсента (Vincent’s Farm), графство Кент, расположенной рядом с базой Королевских ВВС Манстон (RAF Manston). Закрашенные свастика и красная полоса на капоте двигателя (едва видимая под белой краской) – визуально наблюдаемый эффект конфликта между командованием части и рейхсмаршалом Германом Герингом. Капот самолета и руль направления были выкрашены белой краской, что являлось элементами тактической идентификации
12 октября 1940 года истребитель Me 109 E-4 (зав.ном. 4869) из Stab II/JG 54 после боя со «спитфайрами» из 92-й эскадрильи Королевских ВВС был сбит и совершил вынужденную посадку на фюзеляж на принадлежащий часовне (Chapel Down Winery) земельный участок, ул. Смол-Хайт (Small Hythe Rd.), Тентерден (Tenterden), графство Кент. Летчик обер-лейтенант (старший лейтенант) Бернард Малишевски (Oberleutnant Bernard Malischewski) попал в плен
истребитель Me 109 E-4 (зав.ном. 1480) адъютанта командира авиагруппы I./JG 27 обер-лейтенанта (старшего лейтенанта) Франца фон Верра. 5 сентября фон Верра совершил вынужденную посадку у фермы Лавз (Loves Farm), Марден, графство Кент. Его машина имела стандартный камуфляж с элементами быстрой идентификации: белыми рулем направления, законцовками крыла и капотом двигателя. Обтекатель втулки винта был разделен на четыре секции: белые и черно-зеленые. Закрывавшая пулеметы часть капота была взята с другого самолета. Обратите внимание на расположенные на киле 13 отметок о сбитых самолетах противника
на снимке, сделанном на свалке, показано все, что осталось от истребителя Me 109 E-4 (зав.ном. 2058). 15 сентября 1940 года унтер-офицер Август Клик (Unteroffizier August Klick) из эскадрильи 3./LG 2 совершил вынужденную посадку у Шеллнесса (Shellness), остров Шеппи (Isle Of Sheppey). Надписи на фюзеляже сделаны мелом
24 июня 1940 года истребитель Me 109 E-4 (зав.ном. 6296F) совершил вынужденную посадку в Нортдауне (Northdown), графство Кент. Пилотировавший самолет командир группы III./JG 26 обер-лейтенант Вернер Бальтерс (Oberleutnant Werner Bartels) был ранен и взят в плен. Впоследствии «эмиль» совершил тур по Англии в поддержку продажи военных облигаций. Панели вокруг дул пулеметов MG.17 (слева на рисунке) были из неокрашенного алюминия
25 октября 1940 года истребитель Me 109 E-4 («красная 13», зав.ном. 5104), пилотировал который ефрейтор Карл Райзингер из эскадрильи 2./JG 77, совершил вынужденную посадку у креста Харви в Телскомб, графство Суссекс. Самолет был помещен в автосалоне Рутса (Rootes) в Мейдстоне в помощь по снабжению всем необходимым подразделению, оснащенному «спитфайрами». Номер «13» заменил ранее нанесенный ранее номер «9». Обратите внимание на четыре отметки о воздушных победах
27 ноября 1940 года истребитель Me 109 E-1 (зав.ном. 1653) совершил вынужденную посадку в Хортон-парке (Horton Park), Монкс-Хортон (Monks Horton), графство Кент. Пилот истребителя фельдфебель Вильгельм Эрднисс (Fw. Wilhelm Erdniss) попал в плен. Капот «эмиля» был затем установлен на DG200. В начале 1941 года Me 109 был отправлен в Новую Зеландию и был экспонировался в Веллингтоне. Целью этого тура была была помощь в распространении правительственных облигаций военного займа
30 сентября 1940 года истребитель Me 109 E-4 (зав.ном. 1190) унтер-офицера Хорста Переца из эскадрильи 4./JG 26 совершил вынужденную посадку в Истдине, графство Суссекс. Самолет был отправлен в США и был использован в пропагандистской компании по оказанию гуманитарной помощи Великобритании
источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»