Великобритания – Me 109 G-14/U4 (зав.ном. 415460) и Me 109 G-14/U4 (зав.ном. 415601)
Захвачены в Нидерландах в январе 1945 года
Зимой 1944/45 годов на бывшем немецком аэродроме Гилзе-Рейен (Gilze-Rijen) были обнаружены два полностью работоспособных истребителя Me 109 G-14/U4. Самолеты были осмотрены в городе Дёрне (Deurne), неподалеку от Антверпена. 2 феврале 1945 года на авиабазе Королевских ВВС Хокиндж (Hawkinge) самолеты были облетаны флайт-лейтенантами (капитанами авиации) «Скотти» Гордоном (F/L «Scotty» Gordon) и Д. Дж. М. Гофом (F/L D.G.M. Gough).
«Густавы» были окрашены в схожий камуфляж и несли на бортах фюзеляжей литеру «P», использующуюся для обозначения прототипов или экспериментальных машин. Обоим трофейным самолетам были присвоены идентификационные номера, которые, правда, не были сразу же нанесены на борта «стодевятых». На трофейных машинах они появились лишь летом-осенью 1945 года: Me 109 G-14/U4 (зав.ном. 415601) получил военный номер VD358, а Me 109 G-14/U4 (зав.ном. 415460) – VD364.
Самолеты выполнили серию испытаний в центральном истребительном институте (Central Fighter Establishment), расположенном на базе Королевских ВВС Коливестон (RAF Collyweston). 17 мая 1945 года VD364 под управлением флайт-лейтенанта (капитана авиации) Гордона выполнял домонстрационный полет. Во время посадки машина повредила левую основную стойку и при пробежке сильно вращалась в горизонтальной плоскости. Что касается VD358, то он участвовал в выставке трофейных вражеских самолетов (Captured Enemy Aircraft Exhibition), проведенной в октябре-ноябре 1945 года в Фарнборо.
Me 109 G-14/U4 (зав.ном. 415460) был одним из двух немецких истребителей, захваченных британцами на голландском аэродроме Гилзе-Рейен. После прибытия в Великобританию верхние и боковые поверхности самолета были окрашены в темно-зеленый (Dark Green) и шаровый цвета (Ocean Grey), а нижние поверхности – в желтый цвет. На нижние поверхности консолей крыла непонятно зачем были нанесены бело-черные полосы. Это не были «полосы вторжения», как указывают множество авторов, описывавшие этот самолет. Были лишь четыре полосы, а не пять, и нанесены они были лишь в феврале 1945 года. Британскими официальными органами самолету был присвоен военный номер VD364, который на машину так и не был нанесен. Во время испытаний с «густава» были сняты вооружение, прицел и бронированное стекло передней части фонаря кабины
второй Me 109 G-14/U4 (зав.ном. 415601), захваченный на аэродроме Гилзе-Рейен. После доставки в Великобританию на самолет, которому был присвоен военный номер VD358, был нанесен камуфляж Королевских ВВС. Хотя обе машины выглядели очень похожими, небольшие различия позволяли идентифицировать каждый из этих самолетов. Пятна камуфляжа «стодевятых» были различными, у VD358 передняя часть обтекателя втулки винта была выкрашена (вероятно) в темно-синий (Navy-Blue) цвет, а ниша хвостового колеса была открытой. Также как и у VD364 броня и вооружение были сняты
летом 1945 года VD358 был представлен в новой окраске: шаровый цвет (Ocean Grey) был заменен на средний серый цвет (Medium Sea Grey). На обеих сторонах задней части фюзеляжа был нанесен военный номер VD358. Литера «P» первоначально была оставлена, но затем во время подготовки к выставке трофейных вражеских самолетов, проводившейся в Фарнборо в октябре-ноябре 1945 года, была закрашена. На фюзеляж было нанесено обозначение EA-2; на обеих сторонах фюзеляжа позади кабины пилота крупными буквами была нанесена надпись «ПОЖАЛУЙСТА, ДЕРЖИТЕСЬ НА ОТДАЛЕНИИ» (PLEASE KEEP OFF)
Во время этой выставки в ангаре «A» был представлен другой «стодевятый». Это был Me 109 G-14 «черная 14» с нанесенными на консоли крыла кокардами Королевских ВВС. На фюзеляже были оставлены оригинальные прямые кресты (Balkenkreuz). Некоторые источники утверждают, что самолету был выделен серийный номер VD258. Более поздняя судьба этих машин неизвестна. Скорее всего, их отправили на свалку сразу же после окончания выставки.
источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»