История одного из самых известных немецких истребителей – Messerschmitt Me 109 (Bf 109) – полна многих малоизвестных эпизодов. Впервые «мессер» поднялся в небо 28 мая 1935 года под управлением летчика-испытателя Ганса-Дитриха Кнётча (Hans-Dietrich Knötzsch). Это был Me 109 V-1 (зав.ном 758), оснащенный британским двенадцатицилиндровым V-образным двигателем Rolls-Royce Kestrel мощностью 583 л.с.. В течение нескольких лет эти самолеты сражались в небе Европы и Северной Африки. В течение своей карьеры Me 109 неоднократно модернизировался. В годы Второй Мировой войны и после ее окончания в общей сложности было изготовлено более 32000 машин данного типа (существуют публикации, в которых говорится об изготовлении свыше 36000 самолетов).
С ноября по декабрь 1936 года первые опытные самолеты приняли участие в боевых действиях в Испании. Для проверки в боевых условиях были посланы три самолета (прототипы Me 109 V-3, V-4 и V-6 с двигателями Jumo 210A, Jumo 210B и Jumo 210D соответственно). В последующие три года в Испании воевали новые модификации этого истребителя: «берта» (Berta – Me 109B), «цезарь» (Caesar – Me 109C), «дора» (Dora – Me 109D) и «эмиль» (Emil – Me 109E).
Последние «мессершмитты», в основе которых лежала конструкция массового истребителя Me 109 G-14, были изготовлены уже после окончания Второй Мировой войны чехословацкой компанией Avia (Avia C-210/S-199 Mezec/Mule) и испанскими авиазаводами. Что касается чехословацких самолетов, то в период с 1947 по 1950 год было изготовлено 551 одноместных и двухместных машин, оснащенных двигателями Jumo 211F. В начале 1948 года небольшая партия этих самолетов (25 машин) была продана недавно образованному Государству Израиль. Они приняли участие в боях против арабской и британской авиации. Они также воевали против египетских Spitfire Mk V и Mk IX и Macchi MC. 205.
Испанская версия «мессера» под обозначением HA-1109 (C4.J) была впервые представлена компанией Hispano Aviacon; после войны была разработана версия HA-1112 (C4.K). На свои самолеты испанцы устанавливали британские двигатели Rolls-Royce Merlin 500 (171 машина). По крайней мере сто HA-1112 в 1956 году приняли участие в боевых действиях в испанских колониях (Испанская Сахара).
Внешний вид истребителей Messerchmitts Me 109 вызывает множество эмоций и по сей день, и самолеты данного типа привлекают к себе внимание, как авиационных специалистов, так и тысяч любителей авиации по всему миру. За долгие годы истории эксплуатации ВВС Германии и ее союзниками использовалось множество Me 109 различных модификаций. Некоторые из этих самолетов были захвачены противниками.
* * *
Испания, Франция, СССР – Me 109 B-1 (зав.ном. неизвестен)
Захвачен в Испании 4 декабря 1937 года
Первой серийной версии самолетов данного типа – Me 109 B – предшествовали прототипы Me 109 V, три из которых в 1936 году с завода в Аугсбурге были отправлены для участия в гражданской войне на Пиренеях в составе легиона «Кондор» (Geschwader 88). Затем в начале 1937 года сорок два истребителя Me 109 B-1 и Me 109 B-2 были отправлены морем в Испанию. Среди них были самые ранние версии Me 109 B-1 иногда называют как Me 109 A/Bf 109 A. Эти самолеты получили номера с 6-4 по 6-19.
Истребители оснащались двигателями Jumo 210B и имели вооружение из установленных над двигателем двух 7,92-мм пулеметов MG 17. Первые три Me 109 B-1 были зачислены в состав боевого подразделения 14 мая 1937 года. Машины получили опознавательные знаки ВВС националистов и кодовые номера 6-3 – 6-45 (пять «цезарей» прибыли в Испанию в начале 1938 года и получили номера 6-46 – 6-50; шесть «дор» были доставлены в августе 1938 года и получили кодовые номера 6-51 – 6-56). Me 109 B были приняты на вооружении эскадрильи 2./J 88 в качестве замены устаревшим истребителям Heinkel He 51 B-1 и C-1. Позднее эскадрильи 1./J 88 также была перевооружена на «стодевятые». В то время немецкая истребительная эскадра (J 88) состояла из четырех эскадрилий (Staffel).
На момент появления «берт» советские истребители Поликарпова – И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) – в течение нескольких месяцев господствовали в небе Испании. В конце 1936 года Сталин в помощь Испанской республике послал самолеты и летчиков. Русские усилили и модернизировали устаревшие республиканские ВВС. В конце 1936 года над Мадридом состоялось боевое крещение истребителей Поликарпова. Русские имели серьезное преимущество над истребителями-бипланами – итальянскими FIAT CR.32 и немецкими Heinkel He 51, – нанеся серьезные потери воздушным силам генерала Франко. Отправка Me 109 B в Испанию ставила целью изменить баланс сил в пользу ВВС националистов.
В ближайшие несколько месяцев было много поединков между Me 109 B и республиканскими И-15 и И-16 типов 5 и 10. 4 декабря 1937 года во время одного из таких боев над аэродромом республиканцев Бухаралос (Bujaraloz), арагонский фронт, Me 109 B-1 (6-15) пилота эскадрильи 2./J 88 фельдфебеля Отто Поленца (Fw. Otto Polenz) совершил вынужденную посадку на дорогу Асайла (Azaila) – Эскатрон (Escatron) на территории, контролируемой «красными». Немецкий пилот принимал участие в налете бомбардировщиков Heinkel He 111 B легиона «Кондор», целью которых было уничтожение авиабазы противника [1].
Есть разные версии этого события. По одной из версий пилот приземлился из-за того, что у самолета закончилось топливо. По другой версии Me 109 B-1 (6-15) получил повреждения в ходе боя с И-15 и И-16: немецкий самолет был поврежден и сбит советским пилотом старшим лейтенантом Александром Ивановичем Гусевым, который командовал 2-й эскадрильей истребителей (2a Escuadrilla de Caza de Moscas) (позднее истребительной авиагруппой) и пилотировал И-16. Гусев вместе со своим ведомым сопровождал «немца» до места вынужденной посадки на республиканской территории, после чего патрулировал над ним до прибытия республиканских солдат. Фельдфебель Отто Поленц попал в плен, а его самолет был отправлен на авиабазу в Барселону.
Информация о вражеском самолете быстро обошла пределы Испанской республики. Вскоре о новейшем немецком самолете узнали и французские военные из числа работников посольства в Мадриде. Для тестирования трофея в Испанию 31 января 1938 года была направлена небольшая группа из центра летных испытаний (Centre D’Essais en Vol). Ее возглавлял летчик-испытатель Константин Розанов – проживавший во Франции русский эмигрант. После нескольких полетов Розанов очень высоко оценил летные характеристики немецкого истребителя. Выполнив серию испытательных полетов, французы вернули самолет республиканцам.
После французов интерес к самолету проявили уже русские. В феврале 1938 года истребитель был разобран, упакован в ящики и на корабле отправлен в Одессу. После прибытия в СССР самолет поездом был отправлен в Москву для изучения специалистами Научно-испытательного института ВВС. Под руководством техника-испытателя Ивана Васильевича Жулева самолет был собран и доведен до пригодного к полетам состояния. В 19338 году Me 109 B-1 был протестирован летчиками-испытателями Степаном Павловичем Супруном и Петром Михайловичем Стефановским. В посвященном испытаниям докладе было отмечено, что
«Мессершмидт-109 (так в тексте) с двигателем Юмо-210 по своим тактико-техническим данным стоит ниже быстрейших истребителей ВВС РККА».
Но эти испытания еще не были концом истории Me 109 B-1 (6-15). В 1941 году после нападения Германии на СССР в Советском Союзе было создано специальное разведывательное подразделение [2], оснащенное немецкой техникой: состав данного подразделения были прикомандированы летчики-испытатели Валентин Иванович Хомяков [3] и Фёдор Фёдорович Опадчий. На вооружении эскадрильи состояли Me 109, Me 110, Do 215 и Ju 88 – по три самолета каждого типа. Среди «стодевятых» был и «испанский» Me 109 B.
В силу различных причин только часть эскадрильи смогла перебазироваться к линии фронта. Эскадрилья была включена в состав 2-го дальнего разведывательного авиаполка. Во время битвы под Москвой из-за полученных в бою повреждений Me 109 B совершил вынужденную посадку на временно оккупированной немцами территории. К своему изумлению немцы обнаружили свой собственный истребитель, потерянный ими четыре года назад. Повреждения самолета оказались небольшими, и вскоре он был отремонтирован и возвращен в строй: машина была передана действовавшему на восточном фронте испанской истребительной эскадрилье 15.(Span)/JG 27. В декабре во время боев под Москвой самолет был вновь поврежден и был брошен испанцами. Дальнейшая судьба самолета неизвестна (вероятно истребитель получил настолько серьезные повреждения, что русские не были заинтересованы в его восстановлении, так как ими были уже захвачены более современные версии «стодевятого»).
первый Me 109, захваченный противником. Фотографии ниже показывают истребитель Me 109 B-1 (6-15) легиона «Кондор», совершивший посадку на территории республиканцев. Самолет был полностью покрыт краской RLM 02 (серый), законцовки крыла и руль направления белые. Стоит отметить, что на рисунке опознавательные знаки на нижней части крыла нанесены неправильно, так как на машине они были повернуты на 20°
Герой Советского Союза Гусев Александр Иванович
06 – после прибытия в Барселону Me 109 B-1 (6-15) получил опознавательные знаки своих новых хозяев: яркие красные законцовках крыла, красную полосу вокруг фюзеляжа и, вероятно, трехцветный руль направления. Остальные части самолета были покрыты зеленовато-серой краской, напоминающей оригинальную RLM 02
перед испытаниями в НИИ ВВС самолет был разобран на части. Когда самолет был вновь собран, то обнаружилось, что некоторых деталей не хватает. В конце 1939 года самолет выглядел ужасно: краска была потертой и некоторые важные элементы отсутствовали (корневые панели стабилизатора, панели радио и аптечки и хвостовое колесо). Самолет выглядел как развалина, а не как полностью боеготовый самолет, использовавшийся в разведывательных [4] вылетах два года спустя
первый Me 109 во время испытаний в НИИ ВВС в 1939 году. Трудно сказать: было ли отсутствие камуфляжа результатом погодных условий или намеренным действием. В некоторых местах слой краски RLM 02 был настолько тонким, что был виден голый алюминий. Единственное заметное изменение в опознавательных знаках (с момента, когда самолет был испытан испанцами и французами) был полностью красный руль направления
- согласно http://airaces.narod.ru/spane/gusev.htm фельдфебель Отто Поленц являлся пилотом эскадрильи 1./J 88. В том налете приняли участие 30 бомбардировщиков Heinkel He 111 B, которых сопровождали 11 истребителей Me 109 B-1. Учитывая неравенство сил и неэффективность оружия советского истребителя против бомбардировщиков, Гусев объектом нападения выбрал истребители. В результате противник лишился двух самолётов. Один, по документам, был подбит и упал на своей территории. Второго подбил Гусев. Ущерб же от сброшенных противником бомб оказался минимальным — 2 техника получили ранения, ни один республиканский самолёт не пострадал. В бою получил ранение Виктор Кустов
- согласно http://испытатели.рф/base/2011/01/opadchij-f-f/ это была 187-я отдельная корректировочно-разведывательная авиаэскадрилья
- согласно http://www.testpilot.ru/base/2014/11/xomyakov-v-i/ С 27 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. До 12 августа 1941 года командовал эскадрильей в 401-м ИАП Особого назначения (летчики-испытатели на МиГ-3), летал на МиГ-3. С августа 1941 года занимался обучением гpуппы испанских лётчиков на самолёте Як-1. С октября по декабрь 1941 года — командир ночной истребительной авиационной эскадрильей ПВО на аэродроме Чкаловский. Всего совершил 101 боевой вылет, провёл 33 воздушных боя, сбил 4 самолёта противника лично и 8 в составе группы. С апреля 1944 года — старший лётчик-испытатель 3-го отдела НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях Як-7М М-105ПА (1941), Як-1б М-105ПА (1942), Як-9, Як-9Т, МиГ-3У, Як-7П (1943), И-220 (1944), FW-190 А-8, Fw 190D-9 (1945), Як-3 с ВК-107А, 130, МиГ-9, P-38L-1 (1946), МиГ-15, Ла-168 (1948-49). 31 июля 1947 года присвоено звание полковник.
- у авторов «шпионских»
источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»