23

Третий Рим

Уважаемые друзья!

Анализируя развитие событий в мировой истории, невольно приходишь к выводу, что геостратегическое положение России определяет ее историческую судьбу, выразившуюся в глобальном, цивилизационном противостоянии «запада» и «востока». В итоге длительного пути исканий я пришел к убеждению в истинности идеи «Третьего Рима». Но Октябрьская революция 1917 года отвратила Россию от предначертанного ей пути.

«История сослагательного наклонения не терпит» Несмотря на это я задался целью предположить вероятное развитие России при отсутствии Октябрьской революций 1917 года и последовавших за ними Гражданской войны в России 1917-1922 годов, результатом которого стали интеллектуальные, культурные, демографические (20 млн. чел) и материальные (40 млрд. золотых рублей – 25% национального богатства страны) потери.

При выборе точки бифуркации мною рассматривались следующие варианты:

25 августа 1917 года – генерал Корнилов Л.Г. отказался выполнить приказ временного правительства об отстранении от должности Верховного Главнокомандующего, поднял мятеж и установил военную диктатуру. Анализ дальнейшего развития событий показал, что «точка невозврата» пройдена, разложение армии и распад России не остановить.

3 марта 1917 года – Император Николай II отрекается от престола за себя и за своего сына Цесаревича Алексея в пользу Великого князя Михаила Александровича. Личность и поступок Великого князя Михаила Александровича позволяет сделать вывод о неспособности его стать спасителем Империи.

17 (29) октября 1888 года – у села Борки потерпел крушение императорский поезд. Вагон с императорской столовой, в которой находились Император Александр III и Императрица Мария Фёдоровна с сыновьями и свитой, был полностью разрушен. В результате погибли Император, Императрица, цесаревич Николай Александрович, великие князья Георгий Александрович и Михаил Александрович. В вагоне царских детей в момент крушения находилась Великие княжны Ольга Александровна и Ксения Александровна. Государем Императором Российской Империи становится Великий князь Владимир Александрович. Но за время правления Александра III с 1881 до 1888 года произошел ряд исторических событий, имеющих далеко идущие последствия. Несмотря на то, что этот вариант был проработан до 1891 года, мною было принято решение начать все заново.

1 (13) марта 1881 года – после смерти Императора Александра II Государем Императором Российской Империи становится Великий Князь Николай Александрович (благополучно избежавший смерти 12 (24) апреля 1865 года, которая является случайным событием в истории и не обусловлена объективными факторами). Этот вариант детально проработан мною и изложен на странице:

http://fai.org.ru/forum/forum/175-tretiy-rim/

Вместе с тем, изучая альтернативу Gran España V уважаемого коллеги Arturpraetor меня посетили мысли: Конечно в моем «Третьем Риме» на ФАИ с 1881 года до 1897 года все расписано до мелочей от Конституции до мундира. И революцию 1917 года внесенные изменения (что раньше определялось как главная цель альтернативы) однозначно позволяют избежать, и Константинополь мы возьмем уже в 1897 году. Но в истории Испании с XVIII века внесены такие изменения, что невольно приходишь к заключению, что и в России многое можно изменить, если раньше начать. Первоначально я предполагал рассмотреть альтернативу в которой Петр I за измену отправляет Екатерину (Марту Скавронскую) в монастырь, жениться на Марии Кантемир, которая родит наследника по мужской линии, что изменит весь XVIII век…

После долгих раздумий решил рассмотреть альтернативу с точкой бифуркации 27 октября (4 ноября) 1612 года, в которой после победы над поляками Дмитрий Пожарский не идет на соглашение с боярской верхушкой и сохраняет под своей рукой наиболее боеспособные дружины и сотни ополчения. Земский собор 21 февраля (3 марта) 1613 года избирает на царство Спасителя Отечества Князя Дмитрия Пожарко-Стародубского Мономаховича-Рюриковича.

Эту альтернативу предполагаю описать как литературное произведение, без детализации, подобной «Третьему Риму» 1881 года, и публиковать только на данном сайте. В альтернативе вносятся изменения в ход исторических событий, обусловленные субъективными факторами (в первую очередь основанные на решениях исторических личностей) и не допускаются изменения, обусловленные объективными факторами (развитие производительных сил и технологий, за исключением случаев их искусственного торможения, вызванного субъективными факторами).

Примечание:

  1. Исторические события, происходившие в реальной истории и имеющие объективный характер, отражены черным цветом.
  2. Исторические события, рассматриваемые в альтернативном варианте и имеющие субъективный характер (обусловленные внесенными изменениями в ход истории), отражены темно-синим цветом.

Итак…

Третий Рим. Введение

Икона "Москва - Третий Рим"

Икона «Москва — Третий Рим»

 

Теория «Москва – Третий Рим» послужила основой представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья, притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул, полагались преемниками римских и византийских императоров.

Впервые концепция была выдвинута митрополитом Зосимой в предисловии к его труду «Изложение Пасхалии» (1492). Затем старец псковского Елеазарова монастыря Филофей в двух посланиях конца 1523 – начала 1524 года «обосновал» её в соответствии с господствовавшим тогда миропониманием и духовными запросами общества. Старец Филофей ставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим, называя последнего предком князя: «Не преступай, царю, заповѣди, еже положиша твои прадѣды – великий Константинъ, и блаженный святый Владимиръ, и великий богоизбранный Ярославъ и прочии блаженнии святии, ихьж корень и до тебе».

Собственно, формулировка идеи третьего Рима содержится во втором послании игумена Филофея к Великому князю Василию Ивановичу: «…И ныне глаголю: блюди и внемли благочестивый царю, яко вся хрестианская царьства снидошася в твое едино, яко два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти…»

Из послания игумена Филофея к Великому князю Василию Ивановичу

Из послания игумена Филофея к Великому князю Василию Ивановичу

Теория «Москва – третий Рим» является результатом эсхатологических ожиданий и носила первично не политический, но религиозный характер. Ход мыслей Филофея в формуле «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать» следующий: первые два Рима подвергнуты наказанию за их измену православию, после чего их место заняла Москва. Если же и Москва впадёт в грехи, ей не последует четвёртый Рим просто потому, что нигде в мире нет больше ни одного православного государства. Это означало бы конец света.

Политическая теория «Москва – третий Рим» обосновывается легендами конца XV – начала XVI веков: о происхождении Рюрика от Пруса, брата римского кесаря Августа и о византийском происхождении царского венца («шапки Мономаха»), бармы и других предметов (например, коробочка из слоновой кости, якобы принадлежавшая римским цезарям), присланных византийским императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху (официальная ссылка – 1547 год).

Словосочетание «Третий Рим» появляется в «Повести о белом клобуке» (Клобук этот, как символ церковной независимости, император Константин Великий вручил римскому папе Сильвестру, а преемники последнего, в сознании своего недостоинства, передали его константинопольскому патриарху; от него он перешёл к новгородским владыкам, а потом к московским митрополитам), «Казанской истории», декларации о провозглашении Московского патриархата в 1589 году (где «Третьим Римом» именуется не Москва, а «Росийское царство»), надписи на принадлежавшей Дмитрию Годунову Псалтыри 1594 года, «Повести о начале Москвы» (XVII век) и других.

Представление о Москве как о «Третьем Риме» сложилось среди русских людей XVI века на почве политических и религиозных воззрений в связи с явлениями общеевропейской истории. Ход развития этой идеи можно представить в следующем виде. Величие древнего Рима, мощный рост и обширные размеры его территории, вместившей почти все известные тогдашнему миру страны и народы, высокая степень культуры и успехи романизации породили в современниках убеждение в совершенстве и незыблемости созданного порядка (Рим – вечный город, urbs aeterna).

Христианство, восприняв от языческого Рима идею единой вечной империи, дало ей дальнейшее развитие: кроме задач политических, новая христианская империя, как отражение царства небесного на земле, поставила себе задачи религиозные. Вместо одного государя явились два – светский и духовный. Тот и другой связаны органически неразрывными узами. Они не исключают, но взаимно дополняют один другого, будучи оба двумя половинами одного неделимого целого. Так, в обновлённой форме Священной Римской Империи возродилась в средние века идея древнего мира: языческий orbis terrarum превратился в tota christianitas.

По вопросу о том, кому принадлежит право быть носителем светской и духовной власти, возникло разногласие: в Западной Европе признавали таковыми римского (немецкого) императора и папу. На греческом Востоке – византийского императора и патриарха (точнее: собор духовных лиц). Названия западной и восточной империи – лишь обозначение реальных фактов, но не идейных, ибо и та, и другая империя считала только себя единою, всемирною, исключая возможность существования другой. Отсюда раскол политический и церковный, противопоставление православного Востока латинскому Западу.

Императоры византийские видели в Карле Великом бунтовщика, дерзкого узурпатора. Ни за Оттонами, ни за Гогенштауфенами они не признавали прав на императорскую корону. Германо-романский мир платил им тою же монетою. Параллельно этому, представители церквей слали проклятия один другому. Обе стороны были искренне убеждены в собственной справедливости и в этом смысле воспитывали людей своего круга. Таким образом католические народы восприняли мысль, что Священная Римская империя, с папой и императором во главе, есть настоящая законная представительница истинного царствия на земле. Народы православные, наоборот, видели в византийском императоре своего верховного главу, а в Константинопольском патриархе, совместно с другими – истинного представителя вселенской церкви.

До XV века Россия считала себя покорною дочерью Константинопольского (Вселенского) патриарха, а в византийском императоре видела верховного блюстителя общественной правды. Константинополь стал в глазах русских вторым Римом. Со второй половины XV века во взглядах русского общества произошла значительная перемена. Флорентийская уния 1439 года пошатнула авторитет греческой церкви. Вера в Византию как хранительницу заветов православия исчезла, а с ним и право на главенство политическое.

Таким новым «Третьим Римом» была провозглашена Москва. Освобождение от монгольского ига, объединение разрозненных мелких уделов в Московское государство, женитьба великого князя Иоанна III на Софии Палеолог, племяннице (и наследнице) последнего византийского императора, успехи на Востоке (завоевание ханств Казанского и Астраханского) – всё это оправдывало в глазах современников представление о праве Москвы на такую роль. На этой основе сложился обычай коронования московских государей, принятие царского титула и византийского герба, учреждение патриаршества.

Новое положение вызывало новые обязательства. Самодержавно-царская, православная Русь должна хранить правую веру и бороться с её врагами.

Подписаться
Уведомить о
guest

15 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account