Toldi páncélvadász, или история о том, как венгерская промышленность чуть-чуть недотянула

2

К сожалению, это одна из двух фотографий попытки венгерских конструкторов создать собственную противотанковую самоходку. Большинство фотографий сделаны с моделей машины, созданной венгерским историком Ádám Bíró. Жаль, конечно, потому что история вышла забавная и поучительная. Нет, конечно, сама идея сделать из легких танков, постепенно теряющих свою актуальность, нечто полезное (например, высокомобильное противотанковое орудие) — витала в воздухе, но у венгерских конструкторов из Ganz Works руки до этого дошли только осенью 1943 года.

Toldi páncélvadász, или история о том, как венгерская промышленность чуть-чуть недотянула

Toldi páncélvadász

Спусковым механизмом стала попавшая к ним машина Marder II. Дело в том, что на мощностях компании производились и легкие танки Toldi IIA, которые были плюс-минус в одном классе с базовой машиной Куницы-II, немецким танком Pz.Kpfw II. Ну да, чуть поменьше и полегче, но в конце-концов, если у румын с их TACAM T-60 получилось, то чем венгерская промышленность хуже? Тем более, шасси свое… И, если не вдаваться в детали — то получилось. Но вот если вдаваться…

Toldi páncélvadász, или история о том, как венгерская промышленность чуть-чуть недотянула

Самоходка в 3/4 спереди-справа

Меньшие габариты машины сыграли злую шутку — всего чуть-чуть, но боекомплект коварно не помещался. Из-за меньшей длины машины она стала перегруженной на передние катки, и чтобы выровнять дифферент на нос часть боекомплекта (первой очереди, как я понимаю?) разместили в ящике на корме машины. В принципе, конечно, выглядит удобно, но есть тонкость: прямо под ним оказался двигатель. Ящик пришлось делать откидным, для обеспечения доступа к мотору.

Toldi páncélvadász, или история о том, как венгерская промышленность чуть-чуть недотянула

Ящик с 16 (из 21) снарядами в боевом положении

Что, конечно, ни прочности ящику не прибавило, ни надежности (весь БК размещался в видимых и уязвимых снаружи ящиках с противопульным бронированием). Да и мало снарядов помещалось, 21 выстрел против 37 у Marder-II. Да и бронирование машины, как видите, даже и сравнивать смешно — у немецкой машины то, что более-менее можно назвать рубкой, за которой укрыт расчет и боекомплект, а у венгров так, переразвитый щит. От осколков (а то и пуль) сбоку уже не прикрывает.

Toldi páncélvadász, или история о том, как венгерская промышленность чуть-чуть недотянула

Второе известное фото машины, вид сзади. Хорошо видны бортовые и кормовой снарядные ящики

Почему так? Потому, что венгерская промышленность не осилила торсионы. Даже у базового танка Toldi IIA весом 9,3 тонны были большие проблемы с ними, а после того, как на это же шасси водрузили тяжеленную баллистику Pak 40* с боекомплектом и машина прибавила еще две тонны — стало совсем плохо. Короче, кончилось все довольно печально: венгерская армия посмотрела на результат НИОКР в виде единственной самоходки и решила, что овчинка выделки не стоит. Производство и ремонт танков Toldi было важнее, чем эти сомнительные эксперименты.

Toldi páncélvadász, или история о том, как венгерская промышленность чуть-чуть недотянула

Вид на БО, очень и очень тесно, кажется?

* — немецкое орудие было лишь одним из возможных вариантов, окончательно с вооружением должны были определиться по соображениям наличия самих орудий и боеприпасов к ним.

Источник — https://strangernn.livejournal.com/1688614.html

boroda
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account