То, что сегодня само собой разумеется, еще вчера выглядело чудом. Мы выбрали 10 человек, которые перевернули наши представления о мире.
Речь идет о десяти исторических личностях, которые повлияли на мировой уклад жизни и изменили наше восприятие мира.
Галилео Галилей (1564-1642)
Итальянский ученый заложил основы классической механики. В 1609 году изобрел телескоп с 32-кратным увеличением, благодаря которому обнаружил фазы у Венеры, пятна на Солнце, четыре спутника у Юпитера и горы на Луне. Так человек впервые смог заглянуть. за пределы земной атмосферы и убедиться, что небо — это не твердь, к которой гвоздями прибиты планеты, а выход в космическое пространство.
Продолжатель идей Николая Коперника, он утверждал, что в центре мира находится Солнце, вокруг которого движется Земля. От этой идеи он был вынужден формально отказаться из-за возбужденного против него инквизиционного процесса. Причем часть допросов — явно для устрашения ученого – проводилась в зале пыток. 21 июня 1633 года Галилей на коленях приносит публичное покаяние и на девять лет становится «узником инквизиции». По легенде, после приговора и покаяния он воскликнул:
«А все-таки она вертится!»
– имея в виду нашу планету.
Жюль Верн (1828-1905)
Французский фантаст, один из самых переводимых в мире писателей, создавший множество рассказов и 66 романов, самые известные из которых «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой» и «Вокруг света в 80 дней». Фантастический сюжет сочетается у писателя с реалистическим описанием технических подробностей.
Жюль Верн предсказал множество изобретений и открытий, среди которых вертолет, видеосвязь, телевидение и акваланг. Вера Жюля Верна в науку и убеждение в неизбежности прогресса техники были столь велики, что изобретенные уже к тому времени подводная лодка и воздушный шар становятся в его произведениях «главными персонажами» задолго до сколько-нибудь заметных успехов подводного плавания и аэронавтики.
Винсент Ван Гог (1853-1890)
Нидерландский художник разработал живописную технику и художественные принципы, предвосхитившие искусство XX века и во многом послужившие ему основой. Без Ван Гога не было бы ни Сезанна, ни Пикассо, ни Кандинского, ни кубизма, ни абстракционизма. Он стал одним из предтеч нового искусства. При жизни его картины смогли оценить лишь единицы знатоков.
К сожалению, невзгоды и пристрастие к абсенту расшатали психику гениального Художника. В приступе безумия он отсек себе ухо. И написал автопортрет – один из самых знаменитых в мировой живописи. В конце концов он все же покончил жизнь самоубийством. Слава пришла к нему сразу после смерти. Сейчас его картины — самые дорогие в мире, цена на них доходит до 50 млн. долларов.
Огюст и Луи Люмьеры (1862-1954, 1864-1948)
Французские изобретатели, родоначальники кинематографа. Первый публичный кино-сеанс, с которого начинается история мирового кино, состоялся 28 декабря 1895 года в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинов, 14 в Париже.
Незадолго до этого Огюст и Луи – сыновья лионского владельца фабрики по производству фотобумаги – запатентовали свое изобретение, в котором сами они видели лишь развлекательный аттракцион, «живую фотографию». Но увидев реакцию зрителей (а те, как известно, бросались наутек от прибывающего на экране поезда), поняли, что открыли золотую жилу, и отправились со своим «синематографом» в мировое турне. Теперь их фильмы «Прибытие поезда» и «Выход рабочих с фабрики» считаются началом новой эры – эры кино.
Константин Станиславский (1863-1938)
Русский режиссер и актер реформировал театр. Переворот, совершенный им, заключается в том, что на смену театру антрепренерскому и актерскому пришел театр режиссерский. Главной фигурой становится режиссер-интерпретатор, проводник творческой воли. Станиславский создал особую систему, опиравшуюся на три основных постулата – сверхзадачу, перевоплощение и сквозное действие.
Сегодня во всем мире система Станиславского является фундаментом любого театрального образования. Можно сказать, что сейчас все актеры и режиссеры мира — ученики Станиславского.
Василий Кандинский (1866-1944)
Русский художник, основатель абстракционизма – одного из основных направлений искусства XX века. Свою первую абстрактную картину Василий Кандинский написал в 1909 году, а в 1911-м вместе с Францем Марком основал в Мюнхене группу «Синий всадник», положившую начало немецкому экспрессионизму. После революции эмигрировал сначала в Германию, потом – во Францию.
Абстракционизм, полностью отказавшийся от создания конкретных образов, глубоко повлиял на современное искусство и весь образ мира, в котором мы живем. Несмотря на полный отказ от подражания действительности, Кандинский считал свои картины «спрятанными в формы природы душевными состояниями». Так, в геометрических фигурах художник видел движение и драматизм, в ярких тонах – ощущение пространства, а в линиях – динамическую энергию и ритм. Кандинский открыл в живописи новое измерение, и теперь это уже стало одним из базовых элементов современного художеств венного языка и вообще видения мира.
Борис Розинг (1869-1933)
Российский ученый, изобретатель телевидения. «Способ электрической передачи изображений на расстояние» – таково наименование патента на изобретение, благодаря которому 9 мая 1911 года Розингу удалось добиться приема кинескопом (электронно-лучевой трубкой) изображения геометрических фигур.
Это была первая в мире телепередача – начало эры телевидения, которую он предвидел:
«Несомненно, наступит, наконец, такое время, когда электрическая телескопия распространится повсеместно и станет столь же необходимым прибором, каким в настоящее время является телефон».
Нильс Бор (1885-1962)
Датский физик, нобелевский лауреат (1922 год), один из основоположников квантовой механики, открывшей человечеству микромир. Оказывается, в микромире все не так, как в нашем (хотя мы сами состоим именно из объектов микромира – атомов и элементарных частиц). Нильс Бор первым догадался, как можно связать планетарную модель атома Резерфорда с экспериментальными данными. В 1901 году он опубликовал работу «О строении атома и молекулы». Эта публикация стала одним из поворотных моментов в истории науки. Появилась альтернативная физика со своими законами, в которых возможно невозможное.
Эйнштейн восхищался Бором, называл его ученым «с гениальной интуицией и тонким чутьем». «Это мне кажется чудом и теперь, – говорил он позднее об открытии Нильса Бора. – Это наивысшая музыкальность в области мысли».
Александр Родченко (1891-1956)
Русский художник-конструктивист, фотограф, основатель современного фотоискусства и рекламы. Представитель русского авангарда, соратник Маяковского и Кандинского, Родченко вошел в мировую историю как первооткрыватель многих приемов современного дизайна, в том числе рекламного. Он одним из первых применил фотомонтаж, проиллюстрировав книжку Маяковского «Про это». Он заложил основы дизайна современного рекламного плаката, билборда, постера, сделав рекламную кампанию для Моссельнрома (вместе с Маяковским).
Наконец, он произвел революцию в фотоискусстве ХХ века. Экспериментируя с ракурсом, композицией и светом, он создал серию классических фоторабот («Пионер-трубач», портрет Лили Брик), которые украшают хрестоматии и обложки книг по фотоискусству.
Мартин Купер (род. в 1928 году)
Американский инженер и физик, создатель первого сотового телефона. Первый звонок по мобильному телефону был сделан 3 апреля 1973 года. Когда же за три года до этого Купер, будучи руководителем отдела компании Motorola по разработке новых портативных устройств, закрыл все прочие проекты своего отдела, чтобы сосредоточиться только на одном, многие сочли его сумасшедшим. Действительно, разве не безумие пытаться создать беспроводной телефон, который можно, всегда носить с собой? Но цель была достигнута, и тот звонок полностью изменил картину нашей жизни.
По-настоящему массовыми мобильники стали только в 1990 году, когда в магазинах разошелся первый миллион таких телефонов. До этого мешала дороговизна – в 1983 году сотовый аппарат стоил 3900 долларов. А в ближайшее время, как считает Купер, из обихода исчезнут пластиковые карты, и расплачиваться мы будем исключительно с помощью мобильных устройств.
ПОДГОТОВЛЕНО ПО МАТЕРИАЛАМ LENTA.RU
источник: «Те, кто изменил нас» «КОНТАКТ-ШАНС» 1/2016