Дальний бомбардировщик ДБ-2 (АНТ-37). СССР
В истории авиации найдется немало примеров, когда на этапе проектирования и испытаний фаворит заказчика, построенный на основе технических требований, опыта и отработанных конструкций, проигрывает темной лошадке, созданной на грани везения, технического риска и иногда не по тем требованиям, которые были заложены в ТЗ.
В Германии это были He-112A и Bf-109B, в нашей же стране — дальние бомбардировщики ДБ-2 и ДБ-3. Если ДБ-3, ставшего впоследствии Ил-4, ждали тысячные серии, Война и слава, то о ДБ-2 помимо историков авиации мало кому известно.
В начале тридцатых годов командование ВВС Франции и Великобритании поставили перед своей авиационной промышленностью задачу создания бомбардировочного самолета промежуточного класса, который должен был выполнять роль «длинной руки», нанося точечные бомбовые удары по целям, находящимся на большом удалении от своих баз. В отличие от тяжелых бомбардировщиков, состоявших на вооружении в начале 30-х годов, подобные боевые машины должны были иметь значительно меньшую полетную массу, нести меньшую бомбовую нагрузку и иметь в несколько раз больший радиус действия.

ДБ-1, предтеча ДБ-2
Еще в начале проектирования АНТ-25 (РД) предусматривалось создание его военного варианта для ВВС в качестве дальнего бомбардировщика и дальнего разведчика. Согласно ТТТ ВВС дальний бомбардировщик должен был иметь с бомбовой нагрузкой 1000 кг радиус 2000 км при крейсерской скорости 200 км/ч. Приоритет отдавался дальности полета, затем шла бомбовая нагрузка и наконец скорость. К августу 1933 г. КБ подготовило проект и построило макет дальнего бомбардировщика, получившего внутреннее обозначение АНТ-36 и официальное – ДБ-1. Проект и макет были приняты заказчиком, и сразу же было решено запустить самолет ДБ-1 в серию на заводе №18, построив первую партию машин в количестве 24 самолетов. Общий выпуск намечался в 50 машин.
Но в 1934 г. ВВС РККА начали менять свои взгляды на самолеты класса дальний бомбардировщик. Были составлены технические требования, в соответствии с которыми новый бомбардировщик должен был нести 1000 кг бомб на дальность не менее 3000 км и на расчетной высоте обладать максимальной скоростью полета не менее 350 км/ч.
На основании новых требований осенью 1934 г. КБ А. Н. Туполева было выдано задание на постройку дальнего бомбардировщика, получившего по КБ обозначение АНТ-37, официальное – ДБ-2. Срок передачи опытного самолета на испытания был намечен на лето 1935 г. Как и в случае с ДБ-1, новым проектом в КБ занималась бригада П. О. Сухого.
За основу проекта самолета была взята аэродинамическая схема АНТ-25 с крылом большого удлинения (11,3) и с относительно небольшой удельной нагрузкой на его площадь. При постройке самолета решено было использовать отдельные части и агрегаты АНТ-36. АНТ-37, в отличие от АНТ-25, проектировался по схеме двухмоторного моноплана под два двигателя Гном-Рон «Мистраль-Мажор» К-14 с номинальной мощностью 800 л.с. (в отечественной постройке М-85). Нормальная бомбовая нагрузка при внутренней подвеске равнялась 1050 кг и могла быть увеличена до 2050 кг при использовании наружных бомбодержателей. Оборонительное вооружение должно было состоять из трех скорострельных пулеметов ШКАС. Расчетная дальность полета АНТ-37 составляла около 5000 км при скорости полета 250 км/ч.

Виды самолетов семейства АНТ-37
В январе 1935 г. был утвержден макет, а 15 июня заканчивается постройка первого самолета. 16 июня самолет был вывезен на аэродром и начались заводские испытания, которые проводили летчик-испытатель К. К. Попов и ведущий инженер М. М. Егоров. 15 июля заводские испытания заканчиваются и опытный самолет передается на государственные испытания. 20 июля АНТ-37 потерпел катастрофу: Попов и Егоров спаслись, погиб бортэлектрик Титов. Причиной катастрофы стали вибрации хвостового оперения, в результате отвалилась хвостовая часть фюзеляжа по сидение второго летчика. Эта катастрофа послужила основанием для дальнейших исследовательских работ по флаттеру и бафтингу.
В июле-августе 1935 г. началась постройка второго экземпляра самолета – «дублера». В самолете-дублере ДБ-2 в отличие от первой машины выполнили силовые зализы крыла и усилили фюзеляж. 18 февраля 1936 г. «дублер» был построен и 25 февраля совершил первый полет. После окончания заводских испытаний, 20 августа 1936 г. «дублер» с бомбовой нагрузкой 1000 кг под управлением летчика М. Ю. Алексеева совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва – Омск – Москва, пролетев 4955 км за 23 ч 20 мин со средней скоростью 213 км/ч.

ДБ-2 (АНТ-37)
Учитывая огромное влияние Туполева в ГУАПе, можно было не сомневаться в скором запуске его детища в серийное производство, тем более что соответствующее решение было вскоре принято и завод №39 начал готовить оснастку для его производства. Уже в 1936 г. предприятие должно было выпустить головной серийный ДБ-2. Следом к программе должны были подключиться завод №18 в Воронеже (общий объем серии 30 машин), на котором при активной помощи КБ началась постройка двух головных экземпляров ДБ-2. Также к серийному производству планировалось подключить завод №126 в Комсомольске-на-Амуре. В дальнейшем, при возможном развертывании серии, АНТ-37 предполагалось строить в гражданском варианте.

АНТ-37 «Дублер». Государственные испытания, 1937 г.
Второй опытный самолет ДБ-2бис впервые взлетел 25 февраля 1936 г. Испытания показали, что его скорость ниже требований технического задания, но дальность существенно превысила эти требования. 19 февраля 1937 г. «дублер» передали в НИИ ВВС на государственные испытания. В ходе испытательных полетов на сравнительно небольших скоростях 140-150 км/ч была обнаружена вибрация хвостового оперения, в результате командование ВВС сняло самолет с испытаний. Дальнейшие работы по самолету в варианте бомбардировщика были прекращены. Еще одним обстоятельством прекращения работ по ДБ-2 стали успехи самолета Ильюшина, который продолжал летать, демонстрируя существенный перевес в крейсерской скорости, скороподъемности и маневренности по сравнению с ДБ-2 и ставя последнего в разряд неперспективных.
Однако на заводе №18 оставался незаконченный экземпляр ДБ-2. Поскольку ДБ-2 обладал хорошей дальностью полета, то в соответствии с заданием Правительства была произведена переделка ДБ-2 под рекордный самолет с дальностью полета 7000–8000 км. Переделка производилась в Москве на заводе №156.

Рекордный самолет «Родина»
При переделке головного ДБ-2 в рекордный, получившего в КБ обозначение АНТ-37бис (ДБ-2Б) или «Родина», планер был оставлен почти без изменений, но установлены были более мощные двигатели М-86 в 950 л.с. у земли и 800 л.с. на высоте 4200 м, винты ВИШ – трехлопастные. С самолета было снято вооружение, увеличен объем баков и произведено переоборудование носовой части фюзеляжа применительно к рекордному полету. Все работы были произведены бригадой П. О. Сухого – фактического автора этого самолета. Строился и четвертый экземпляр – копия «Родины» с крылом-баком для полетов на дальность 12 000 км, но, к сожалению, он закончен не был.

Схемы АНТ-37бис «Родина»
Конструкция и оборудование самолета «Родина» были более совершенными, чем в предыдущих военных и рекордных самолетах. Крыло и оперение имели гладкую обшивку, баки были вставные. Лонжероны крыла – ферменные из металлических труб. Стабилизатор был расчален лентами к фюзеляжу и воздушному килю. Шасси — убираемое назад в мотогондолы. Управление подъемом и выпуском шасси – электрическое «кнопочное», что было для СССР впервые.

Самолет АНТ-37бис «Родина» перед взлетом
24-25 сентября 1938 года самолет «Родина» экипаж,состоявший из командира корабля В. С. Гризодубовой, второго летчика П. Д. Осипенко и штурмана М. М. Расковой, совершил дальний перелет, установив мировой рекорд беспосадочного полета для женщин. Стартовав из Москвы, самолет «Родина» пролетел 5947 км (по прямой 5908 км) за 26 ч 29 мин со средней скоростью 224 км/ч и совершил посадку с убранным шасси недалеко от Комсомольска на Амуре.

Первые летчицы — Герои Советского Союза: П. Осипенко, В. Гризодубова и М. Раскова
В дальнейшем самолет после ремонта эксплуатировался сначала в Аэрофлоте, а затем до 1943 г. в системе НКАП.

М. М. Раскова, П. О. Сухой, В. С. Гризодубова и П .Д. Осипенко у самолета «Родина»
Модификация | АНТ-37 (ДБ-2) | АНТ-37бис «Родина» |
Размах крыла, м | 31,00 | 31,00 |
Длина, м | 15,00 | 15,00 |
Высота, м | 5,20 | 5,20 |
Площадь крыла, м2 | 85,00 | 85,00 |
Масса, кг | ||
пустого самолета | 5800 | 5855 |
нормальная взлетная | 9456 | 12500 |
Силовая установка | ||
тип двигателя | ПД М-85 | ПД М-86 |
мощность, л.с. | 2×800 | 2×950 |
общая мощность, л.с. | 1600 | 1900 |
Максимальная скорость, км/ч | ||
на высоте | 342 | 340 |
у земли | 301 | 300 |
Практическая дальность, км | 5000 | 7300 |
Практический потолок, м | 7400 | 8000 |
Экипаж, чел. | 3 | 3 |
Вооружение | ||
стрелковое, мм | 3×7,62 ШКАС | отсутствует |
бомбовое, кг | 1000 |
список источников:
- http://www.airwar.ru/enc/bww2/db2.html,
- http://www.airwar.ru/enc/cw1/rodina.html,
- http://lib.rus.ec/b/203659/read,
- Владимир Котельников «Незаконнорожденный бомбардировщик» // История Авиации 06/2000.
отличная идея! а как именно это реализовано было? есть в уме несколько вариантов, но сначала хочется услышать авторский
интересно, как все же в этой АИ соотносились скости асамоидов и наших?
продолжу комментарий,
сразу же возникает вопрос:
могли ли желтолицые черти что-то нехорошее учудить с этими угольщиками?
В Шанхае их агентов как блох на собаке, плюс телеграф, так что всё будет под колпаком. Японцы будут знать где эти ещё до их прихода на рейд. А высмотрят ещё на подходе. Накинуть 1000 тонн угля не успеют, как японцы перекроют подходы.
вот и я про это, так и хочется от них какую гадость …
Спойлерберем тротил, смешиваем его в растопленном состоянии с угольной пылью, формуем, охлаждаем, а потом кидаем в бункерНу я в одной альтернативке так и сделал. Только там был гексоген.
я использовал тротил, так как он уже активно применялся в промышленности более 10 лет, гексоген же начали использовать как ВВ только в 20-е годы + я вот вообще не уверен в возможности промышленно делать из него эффективную шашку произвольной формы в период РЯВ
Ну так они и не были эффективными особо.По моему описанию. Но там был попаданец. Который знал что это «лекарство» взрывается. И были кучи угля, на железнодорожных станциях, в порту Дальнего и на Эллиотах. Но это другая история. А тут даже подрывать ничего не надо. Пара пароходов, якобы случайно, таранит сильнейшие корабли. При погрузке угля. И эскадра вообще ни куда не идёт. Если и грузить уголь с угольщиков. То в укромной бухте, на малонаселённом островке. Уничтожив на нём телеграф. А не там где британские, а то и японские пароходы шастают. И ты им ничего сделать не можешь. Так и представляю: «На «Пересвете» как раз заканчивали погрузку угля, все устали и не обратили внимание как проходивший мимо них пароход, под британским флагом, вдруг резко прибавил ходу и круто заложил руль. Нацеливаясь на кормовую оконечность крейсера. При этом «Юнион Джек» резво пополз вниз. И перед самым ударом в районе винтов крейсера, над пароходом, под крики «банзай» взвился флаг японского торгового флота. И в следующий миг сминая винты пароход вошёл в борт «Пересвета», разрывая его обшивку. На несколько мгновений оба корабля застыли. Как будто оказались спаяны друг с другом. А потом японский пароход дрогнул и стал отползать назад. Открывая поступлению воды пробоину в борту… Подробнее »
Совершеннейший бред. Невозможно себе представить, что русский военный корабль позволит приблизиться к себе пароходу любой державы. Сперва будет сигнал, потом предупредительные выстрелы, потом — огонь на поражение.
в статье четко написано:
а не «возможность бункероваться в море у Шанхая», потому совершенно логично предположить множество гражданских судов, проходящих мимо эскадры, в том числе и совсем рядом
Что японцы не осмелятся на подобную диверсию, в нейтральном порту да под чужим флагом. К тому же Харламов пишет
Это как?:))) По Харламову что, во время погрузки угля вахты отменяются, так что ли? Или у него вахтенные офицеры тоже уголь грузят, прямо на ходовом мостике?:)))
Ну справедливости ради:
«Все уже решили, что экспедиция не удалась, как вдруг среди этих «купцов», стоявших с якорными огнями и с освещёнными изнутри иллюминаторами, показался какой-то тёмный силуэт без единого огонька. Это, конечно, военный корабль. Через несколько минут мы были уже достаточно близко, чтобы убедиться, что это действительно так. <…> Наконец, когда «Эмден» прошёл на расстоянии около 1 кабельтова под кормой у загадочного корабля и вышел к нему на траверз, мы окончательно установили, что это крейсер «Жемчуг». На нём царили мир и тишина. <…> С дистанции около 1 каб. мы выпустили свою первую мину из правого бортового аппарата и в тот же момент открыли огонь всем бортом по носовой части «Жемчуга»…»
Справедливости ради Черкасов был больным человеком (видимо, еще и на голову) так как прямо отменил ряд требований РИФ, такие как ночные дежурства у орудий. Происходило это ещё и от того, что он был совершенно уверен в том, что Жемчугу никто не угрожает.
Подобного я как-то не заметил на кораблях 1ТОЭ, которые, находясь в нейтральных портах и так постоянно ждали появления неприятеля. Стоит ли по одному дегенерату оценивать всех остальных командиров РИФ?
Если уж умучивать несчастную справедливость, то в нейтральном порту, каковым являлся Шанхай, вряд ли кто даст русской эскадре устанавливать свои порядки. То есть требовать соблюдать установленную дистанцию и открывать огонь по неподчиняющимся русские корабли точно не будут. Как и досматривать входящие на рейд гражданские суда под нейтральными флагами. А строгое соблюдение вахтенного режима и готовые к открытию огня расчеты у орудий, с дистанции 1-2 кабельтова предотвратить таран в принципе не смогут. Даже если шарахнуть главным калибром.
В порту — не остановят. Но «не заметить устав от разгрузки» — едва ли. А японцы не то, чтобы совсем сумасшедшие, прикрываться чужим флагом в нейтральном порту.
А почему нет? Японцы то как раз на нейтральность. когда им это нужно, внимания не обращали. ЕМНИП, Варяг на прорыв пошел потому что ему особого выбора то не предоставили, пообещав расстрелять прямо в порту. Ну а капитан транспортника, ежели Аматерасу душу сразу не отдаст, мало-мало сделает себе сеппуку. нормальный такой размен.
И, кстати, да. На всё про все у русской эскадры 24 часа, а уложиться надо значительно быстрей. Интернета конечно нет, но рации то уже есть. так что о мероприятии японский флот будет знать уже через несколько часов. И это знание командование будет учитывать. Так что кроме брандвахтенных кораблей , на всех остальных экипажи будут летать как бджолами ужаленные и вахты будут сокращены по максимуму.
И не он одни.Но ключевое слово «когда нужно»
Обратите внимание — никаких брандеров, никаких внезапных торпедных атак. Хотя и крейсер и Кореец держали под прицелом ТА на рейде. И это был корейский рейд, на нейтральность которого япы вообще облокотились, они там войска высадили. Но одно только наличие нейтральных кораблей европейских держав заставило Уриу отказаться от любых не согласованных инициативных пакостей на рейде
Кого это будет волновать? Инцидент есть инцидент
А что, размен транспортника на крейсер такая уж ненужная весчь?
Инициативных пакостей на рейде не было, потому что Руднев с него ушел, справедливо полагая, что на нейтральность «япы вообще облокотились«.
Правильно — никого не буде волновать. Военный корабль атакован не таким же военным кораблем, а гражданским судном с гражданской командой. В случае успеха весь цивилизованный мир будет этим гражданским морякам рукоплескать, а экзальтированные дамочки проливать слезы по трагической судьбе отважного японского капитана.
Сие предположение опровергается одним простым фактом — несмотря на вышедшее время ульттиматума, японцы не преследовали Варяг на рейде, когда он туда ушел.
Угумс И это пишет человек, всерьез претендующий на знание морского права…
Во-первых, некомбатант не может атаковать военный корабль. Ну нет у него такого права. А если он это делает, то он становится военным преступником. Про то, как военное право определяет статус партизан объяснять надо? А тут у нас еще и действия под чужим флагом….
Не могли бы конкретизировать — так Руднев вышел с рейда на бой или не вышел?
Угумс. И это как-то остановило наших партизан? Или я чего-то не знаю?
«Незаконный захват интернированного русского корабля в нейтральном порту вызвал большой резонанс в мире; правительствам Японии и Китая вручили ноты протеста. За «непринятие надлежащих мер» адмирала Са Чжен-бина отдали под суд, но Япония «Решительный» России так и не возвратила.«
Вышел. И?:)))
Как бы да. И это — захват разоруженного, который априори не мог сопротивляться и не создавал никому угрозы.
Вышел.И?;))) Это вы себя спрашиваете? А то у меня доступа в параллельную вселенную, где Варяг рейд не покинул, нет.
Как бы нейтральный порт, и как бы «облокотились». За ради эсминца. А у вас как бы приз поболее будет.
Это я Вас спрашиваю. Вы тут решили доказать, что Уриу готов был воевать на нейтральном рейде. Ну так доказывайте. И не забудьте ответить на вопрос, почему японские корабли не пошли добивать Варяга и корейца когда те отступили на рейд. Время, определенное ультиматумом давно прошло, так что Уриу вроде как был в своем праве — он же грозился устроить драку на рейде. Но не устроил. Почему?
Или в Вашей перпендикулярной вселенной Варяг и Кореец после боя на рейд не вернулись?
Готовность японцев оперировать на нейтральном рейде, я вам уже подтвердил. Или вы желаете утверждать, что истории с «Решительным» не было?
А Урио сам загнал себя в ловушку. Его условия были полностью выполнены. Преследование русских кораблей привело бы к бою на рейде уже по вине японцев. Причем с непредсказуемыми для них последствиями. И не столько политическими. Да и менталитет сработал. Достойный противник, даже проиграв, имеет право сам распорядиться своей жизнью. Вот ежели Варяг попробовал бы интернироваться, тогда вместо «Решительного» мы бы его вспоминали.
Простите, но выход Варяга не есть подтверждение готовности японцев воевать на рейде. Это как бы вообще совершенно разные вещи. Уриу утверждал, что готов воевать на рейде. Руднев поверил в это, особенно после разговоров с командирами нейтралов.
Товарищ Сухов, Вы такое слово — логика- слышали когда-нибудь? А что, если бы Варяг не вышел драться и японцы вошли на рейд — бой случился бы не по вине японцев? Тогда, уж простите, атака вернувшегося на рейд Варяга также не могла бы считаться виной японцев. Если считать что в бое на рейде будет виноват Варяг в случае его невыхода, то же будет верно и по его возвращении
Ну давайте исчо раз. Мне не тяжело.
В отличие от Руднева, я обладаю послезнанием. Для меня подтверждением готовности японцев плевать на нейтралитет порта, является реальный случай с «Решительным». У Руднева таких знаний нет. Но предполагать, что японцы могут нарушить международное право, он обязан. Ведь «Корейца» они накануне атаковали ДО объявления войны. То есть уже создали прецедент.
Если бы Варяг не покинул рейд, то произошедший бой с юридической точки зрения был бы на совести японцев. А вот с моральной — покрыл бы несмываемым позором РИФ. Трус не противник, она — смазка для меча. Но при всей личной хитрожопости и беспринципности, самураи не любят шиноби. так что после того как Варяг по ультиматуму вышел на безнадежный бой, его попытка добить на рейде не вызвала бы понимания у японского общества и покрыла бы несмываемым позором как Уриу, так и весь японский флот. Понимание всего этого японцы и продемонстрировали впоследствии.
«Увидев выходящие русские корабли, мы испытали радость и облегчение от того, что не придётся вести бой на якорной стоянке, где находились корабли иностранных держав. Мужественное решение командира «Варяга» позволило 4-му Боевому отряду не уронить нашу честь и заслуживает только благодарности»
Для меня подтверждением готовности японцев плевать на нейтралитет порта, является реальный случай с «Решительным». Ясно. То есть прямых доказательств готовности Уриу воевать на рейде Вы представить не можете, да это и немудрено. Вместо фактов Вы предлагаете Вашу личную гипотезу. Что ж, смею Вас заверить, гипотеза Ваша вполне логична, но вот Вам на рассмотрение другая. На самом деле, Уриу вполне мог вломиться на рейд Чемульпо и воевать там. Но…. Во-первых, Япония изначально приняла решение на самом высоком уровне, что она не будет уважать нейтралитет Кореи. А вот нейтралитет Китая она уважать собиралась, что опять же было зафиксировано на самом высоком уровне. История с Решительным была, как я понимаю, чистой воды самодеятельностью командиров на местах, она удалась и победителей не судят. Во-вторых, нейтралитет Кореи изначально был фикцией, которую не воспринимали всерьез ни Япония ни Россия, ни Англия, ни другие державы и, по всей видимости , ни сама Корея. То есть у Японии для действий на рейде Чемульпо изначально были развязаны руки. Но, несмотря на столь весомое «во-вторых», японцы не рискнули атаковать русские корабли, не поставив предварительно в известность о своих планах командиров боевых кораблей нейтральных стран. Причем это уведомление было ими произведено до предъявления ультиматума Рудневу. И вот что интересно — в… Подробнее »
Любите же вы, Андрей, мыслью по древу растекаться;) Объем текста большой, при смысловой нагрузке не соответствующей объему. Увы. Согласно приведенной в этом тексте лично вами же информации, в случае невыхода Варяга с рейда, он был бы в любом случае атакован на нем. Не артиллерийским огнем, так торпедами. Этот приказ имел место до боя с Варягом. Посему высказывать версии о действиях самураев ПОСЛЕ боя, я имею полное право. Узнать же, был бы реализован первоначальный замысел ночной торпедной атаки, на ВЕРНУВШИЙСЯ из боя русский крейсер, я не имею возможности по уже озвученным причинам. Ваших возможностей я не знаю. А по сему предпочитаю считать адмирала Уриу человеком чести. То есть вы, по большому счету, толкли воду в ступе. Ну тут уже каждому свое. То что японцы не собирались нарушать нейтралитет Китая, это их личная проблема. А захват «Решительного» свершившийся факт. Атака под чужим флагом — да, пиратство. Но увы, ваш корабль атакует транспортное судно именно под японским флагом. При этом иностранным судам, о которых вы так страстно печетесь, это судно никакого вреда не наносит. Скорее открывающие огонь по любому подозрительному судну русские корабли будут обвинены в нарушении международных норм. И говоря вашими словами, пусть атака транспортники и была «чистой воды самодеятельностью командиров на… Подробнее »
Таки мысью по древу —
Мысь она ж типа белка… (Паки-паки… Иже херувимы)
То есть Вы хотите сказать, что таран военного корабля в акватории порта — это такое ерундовое в исполнении действие, ничем не угрожающее нейтралам? Ну-ну.
Нет, по Харламову оно поднимает флаг только во время атаки. А до того следует под юнионджеком.
Мне, в данном случае, нужно было дать исчерпывающую информацию для читателей нашего небольшого диспута.
В том, что Вы будете продолжать стоять на своем я и не сомневался. Так что не следует воспринимать этот коммент, как адресованный Вам.
именно поэтому я и предложил случайный таран
Встречный вопрос;) Таки ви считате, что ночная торпедная атака действие «ничем не угрожающее нейтралам? Ну-ну.«.
Вам как специалисту по военно-морской истории наверняка знакомы эти события: » … В ответ на сигнал крейсера Дитмерс отдал приказ сбросить маскировку, поднять вместо голландского флага флаг Кригсмарине и открыть огонь из всех орудий и торпедных аппаратов. …».
Если бы вы старались донести исчерпывающую информацию до читателей, то не стали бы разбавлять короткую цитату из приказа Уриу своим обширнейшим переводом. Переживаете, что читающие не правильно поймут-с? Правильно переживаете;)
Во-первых, все же вечерняя, во-вторых, дальность мин легко выставлялась на 600 м, так что зацепить нейтрала стреляя с 2-3 кабельтов было практически нереально. В-третьих это была крайняя мера, которую Уриу оттянул до последнего
Да. И мне известно, что данные события случились в годы ВМВ, когда Германия совершенно облокотилась на правила морской войны, посему приравнивать данный эпизод к РЯВ немножко неправильно.
Я это делаю, как считаю нужным. Обычно жалобы поступают исключительно от оппонентов:)))
Ну так и тут вообще день;) И транспорт начинает таран не от Северного полюса;) Да и не помню, чтобы в фанфике дымили где-то рядом корабли Того. так что и тут мера крайняя;)
Бой «Сиднея» и «Корморана» породил дискуссию исключительно из-за момента открытия огня — до поднятия флага Кригсмарине или после. А не сам факт использования рейдером нейтрального флага. Стыдно не знать такого.
Повторяю — ВМВ. Эпоха использования кораблей-ловушек, вооружённых гражданских транспортов и т.д.
Угу. Только вот для тарана надо хоть чуть разогнаться, а то будет не таран а навал, после него и таранящий может потерять управление, протараненного может сорвать с якоря, отчего тот сам может на кого-то навалиться, там возможно все вплоть до детонации боеприпасов. А корабли в порту стоят чуточку ближе, чем Варяг и нейтралы на рейде Чемульпо.
Грустно-то как.
HMS Kingfisher (1675) был специально разработан для противодействия атакам берберских пиратов на Средиземноморье. Замаскированный под торговое судно, он прятал пушки за фальшь-панелями. Кроме того корабль был оснащён различными средствами изменения внешнего вида.
Поближе будет РОПиТовский пароход «Великий князь Константин». Перечислять все вооруженные бывшие пароходы 19-20 веков весьма объемно. Немцы в качестве рейдеров ПМВ даже парусные барки использовали;)
«… надо хоть чуть-чуть разогнаться. …» Мне показалось, или японец таки уже двигался с некоторой скоростью? То есть уже «чуть-чуть разогнался»;)
Тысяча Шестьсот Семьдесят Пятый Год. Да еще и не для войны, а для противодействия пиратам.
Вы еще викингов в пример приведите.
Вам показалось, что судно, идущее самым малым в порту (там не газуют), да еще после резкого разворота может уверенно затаранить военный корабль гарантируя тому повреждения, несовместимые с походом и боем
Повторю — эпоха использования кораблей-ловушек отнюдь не эксклюзив ВМВ
Безопасная скорость в порту около 4 узлов. Потопить может и не потопит, а хода лишит запросто.
Да, широко их использовали британцы в ПМВ. Секретно:))) Как известно, джентльмен — это тот кто не попадается.
Потопить — в любом случае не потопит, а хода может лишить, может — не лишить, и даже до 4 узлов надо разогнаться, потому что любой резкий маневр, как изменение курса, сильно роняет скорость
случаем не тот ли, кто сказал так:
а если судно под Юнион Джеком идет не 4, а 9, что именно наши сделают? шмальнут в него? ой, сомневаюсь
Инщаллах
а что ему было делать? стать причиной аршинных заголовков по всем у миру типа:
«трусливые гады вынудили японцев воевать на рейде и стали причиной туевой хучи ущерба нейтралам и нескольких случайных жертв — взыскать персонально с Руднева каждый доллар, фунт, франк … !»
а зачем? если варяг не взорвется, а утонет на мелководье, то у японцев было два варианта:
1.
все идет по плану и через пару лет он бороздит моря под флагом с восходящим солнцем
2.
все идет не по плану и тогда его несложно доломать до состояния, когда дешевле и проще построить новый
Поздравляю, шмелев. Вы только что пришли к выводу, что японцы не собирались воевать на рейде, потому что это было не в их интересах.
Читаем, с чего начался спор:)))))
так Варяг же тонуть собирался — вот и не было в их интересах
вот если бы он собирался отсиживаться за нейтралами — тогда …
зы
зачем топить, если почти наверняка можно затрофеить так или иначе?
Процитируйте пожалуйста рапорт с любого японского корабля, в котором утверждалось бы что Варяг собирался тонуть.
а может процитировать рапорт с японских кораблей, что не было судоходного канала между Чемульпо и Кронштадтом, коим Варяг мог сбежать?
что, так было непонятно, что он
-или будет взорван (плохо)
-или будет затоплен (хорошо)
-или придется его топить (плохо)?
готов признать свою вину в том, что не изложил мысль таким образом: «Японцы порадовались бы получению с минимальными усилиями трофея, потому, учитывая высокую вероятность самозатопления Варяга, никуда не спешили, в чем оказались правы»
угу, аж на целях 12 часов :)))
Неужели? И что же случилось потом? Японцы вошли на рейд, и всех убили?
Жгите шмелев:)))
с моментом сопротивления ничего не случилось, Победа была спроектирована отлично, ибо
в отличие от Пересвета именно ее корпус впервые в России считали как двутавровую балку, а не как брусв ее корпусе воплотились передовые достижения инженерного искусстванет, так скучно, надо бы придумать красивое противодействие
что «совершенно логичные предположения» нашего руководства в период РЯВ таковыми не оказались
а единственное что могло на русской эскадре в 1904 году начать бычить на пароход под Юнион Джеком который (пока) просто идет мимо в акватории нейтрального Шанхая — енот с пулеметом Максима
тут, да, спору нет! дело будет так:
на британском угольщике «Clampherdown» на вахте были старпом из Северной Шотландии и рулевой из Западного Уэльса, единственное общее слово в их словарном запасе «fuck» они произносили сильно по разному и не могли вычленить в общем потоке речи, потому имело место некоторое недопонимание,
а дальше стандартно:
«ууу!-ээй!-ааа!-бабах!-ять!-дыдыщ …
мужики, сорян, мы не нарочно, больше не будем, честное слово, чтобы не так обидно было, держите пол-литра»
Японцы знали, что русский флот рано или поздно будет прорываться во Владивосток?
Знали
Японцы понимали, что наши корабли вполне могут зайти в Шанхай или Циндао для пополнения запасов того же угля?
Знали , тем более что некоторое количество угля там можно было купить и не делая запасов заблаговременно. И разведку туда гоняли потом.
Японцы придумали какую-то дичь с диверсиями в нейтральных портах с таранами боевых кораблей?
Нет. Единственно, на что их хватило — это попытка захватить разоружившийся корабль (Решительный)
Исторично ли предположить, что в АИ будет то же самое, то есть никакой дичи с брандерами не будет?
Да.
Стоит ли всерьез воспринимать очередные рассуждения шмелёва о енотах с пулеметами?
Не думаю:)))))
как в анекдоте:
«а наши разведчик что сейчас делают? почему народ ничего не знает про их подвиги?»
разберем:
допустим японцы придумали какую-то дичь с диверсиями в нейтральных портах, с тем же тротилом в угле, и? ради КОГО им было раскрывать эти карты в реальной истории?
а ради альтернативы АиЧ — самое оно.
и только АиЧ точно знает, если он не знает про вражеского разведчика, то его нет и быть не может
а, ну, да, первая же дичь с диверсиями и привет альтернативе
почему?
потому что по общему правилу «каждое действие рождает противодействие», а тут мы меняем образ действий, а они нет, збс 😉
продолжу комментарий:
как только русский корабль в 1904 году посмеет допустить
бросок окурканедружественные действия в сторону Юнион Джека в нейтральном порту, будет следующее:1.
вся наглоязычная пресса извизжится на тему, что таран стал следствием действий русских варваров
2.
под восторг общественности, требующей обуздать взбесившегося медведя,
бандеровцам отгрузят хаймарсыяпонцам продадут Вакандо, Оккупанто и еще всего дофига, мотивировав свои действия «репрессалиями» (действия вне конвенции, направленные вторым нарушающим на понуждение соблюдать конвенцию первого нарушившего)3.
парламент догонит и добавит денюжки еще на десяток Дредноутов, чтобы можно было
отгрузить бандеровцам также абрамсыи дальше поддерживать друзейКоллеги нужно кому объяснять, почему шмелев, как обычно, несет редкостную чушь?
Мне пожалуйста обьясните —
Зачем Вы вообще поддерживаете тему?
Какой смысл так горячо обсуждать непредсказуемое где каждый последующий момент дробит перспективу на сотни вариантов?
А то невольно закрадывается подозрение что читаешь переписку человека с самим собою…
Вы на это не способны 🙂 уже попытались с моментом сопротивления сечения и
поимели …обманули сами себя в … как Вы наивно тешите себя иллюзией всего двукратным превышением мнимой экономии фактическими потерямиХи-хи… Кажется есть продолжение фанфика. «После тарана «Пересвета», погружающийся пароход, с британским названием и с британским же портом приписки, но под японским торговым флагом, стал отходить на фарватер, что бы затонув, затруднить выход из Шанхая русским кораблям. И в этот момент его стала обстреливать дежурная 75-мм. пушка. Что бы остановить пароход. Но, по несчастью, первые её выстрелы прошли над палубой это тонущего парохода. И попали, как в британского купца, стоящего у стенки Международного сеттльмента, так и стали попадать в здание принадлежавшее поданным Британии. Что тут же вызвало ответный огонь стоявшего в порту британского стационера. И ответную беспорядочную стрельбу с кораблей русской эскадры. В том числе, и одним орудием главного калибра, выстрелила «Бородино» «Победа». И по иронии судьбы новейшая, тонкостенная, из отличной стали, снаряженная повышенным зарядом пироксилина, бомба попала в в этот британский шлюп. И… Она, к величайшему сожалению, взорвалась. Моментально превратив место где стоял колониальный шлюп в огромное облако огня, дыма и пара. И когда облако опало, тоа на этом месте ничего не было. В результате разразился международный скандал. А на рейде Шанхая стали собираться корабли британской Китайской станции. В город из Вен-Хай-Вэя прибыл китайский колониальный полк британской армии. А России был предъявлен ультиматум, разоружить все свои корабли в порту… Подробнее »
Уважаемый коллега, а как насчет вот этого?
т.е. японских корабль под торговым (ТОРГОВЫМ) флагом, ударил русский боевой корабль, причем проигнорировав предупредительные выстрелы, а потом еще и решил топиться на реде. Другими словами, японское судно нарушило все нормы войны, и является преступным. Что касается британского корабля — то на войне, как на войне (напомню, что английских рыболовов обстреляли), и да это можно компенсировать.
Но, вот то что воющая страна может в нейтральном порту, купить судно, совершить акт агрессии, и все это спустить на тормазах…. Ну что же, тогда прецендент создан при отличнейший
А как по японски называется захват торговых судов за четыре дня до начала боевых действий, блокада стационеров в нейтральном порту, нападение сначала миноносцами, а потом всем флотом, на корабли противной стороны, до объявления войны, а потом, когда противная сторона после этого всего объявляет войну, назвать эту сторону агрессором? Вы не поверите, но по японским военным понятиям, это военная хитрость. Ещё вопросы, по японским понятиям, есть?
А потом где вы тут видели нападение японцев на русских. Просто, в нейтральном порту, произошло столкновение в результате аварии рулевого управления\ошибки рулевого\неправильно отданной команды(ненужное зачеркнуть), после чего торговое судно, с некомбатантами на борту, подвёрглось обстрелу. В результате чего затонуло.
Дурацкий вопрос, какую версию, из озвученных, мою, или вашу, примут, при рассмотрении, за основную? И второй дурацкий вопрос, где вы тут видели нападение с японской стороны? С их стороны не прозвучало ни одного выстрела.
Партизан ВОВ такая постановка вопроса как-то не останавливала.
Кроме того женевская конвенция 1864 года предусматривала в качестве комбатантов и лиц не включенных в состав регулярной армии. Кроме того экипаж транспорта запросто мог входить в состав ВМС Японии и носить соответствующую форму. Торговый флаг перед атакой был поднят японский, то есть корабль явственно обозначил свою принадлежность к державе противника.
https://studfile.net/preview/16472509/page:9/
ахахаха, +100500
Как раз способен, а по сопротивлению не убедил я только Вас. Но столь неблагодарной задачи я себе и не ставил — для очистки совести объяснил где Вы неправы, и будет с Вас
лишь бы сами верили 🙂
Видите ли, шмелев, есть человек, который вполне может нас рассудить. Зовут его Рафаил Михайлович Мельников. Безусловно, к нему, как к историку есть много вопросов. Но вот как кораблестроителю, ему вполне можно доверять, ибо это его специальность.
Я так подозреваю, что считать тот же эквивалентный брус Мельников умел немного лучше Вашего. А он писал:
Ну, а согласно Вашим «расчетам» такое решение должно было лишь увеличить перегрузку корабля.
Уважаемый Андрей. Эквивалентный брус — это прочность корпусных конструкций. Остойчивость — это метацентрическая высота. Изменение высоты жилой палубы, уменьшает как просто вес корпусных конструкций, так и изменяет «возвышение метацентра над центром тяжести плавающего тела.»
вот только не надо, умоляю Вас, смешивать две вещи: 1. факты 2. способы объяснения таковых разберем чуть подробнее и совсем просто: 1. Победа была легче, но на ее прочность никто не жаловался, даже наоборот, тут Вы полностью правы, вопросов быть не может 2. вопросы и даже негодование возникли из-за объяснения фактов облегчения корпуса, разберем совсем простыми словами: 2.1. берем линейку, например (деревянную, металлическую, пластмассовую) и пытаемся ее немного согнуть сначала по плоскости, что совсем не трудно, а потом по ребру, что не получится вообще вопрос: почему так происходит, если площадь сечения остается неизменной? ответ: да потому, что сопротивление изгибу зависит от произведения площади сечения на высоту в степени, то есть, упрощенно говоря, при неизменной площади сечения (в отношении корпуса корабля — связей) сопротивление изгибу кардинально меняется с изменением расстояния точек сечения от нейтральной оси, то есть, чем выше относительно оси сгиба балка, корпус корабля или любая другая деталь, тем лучше сопротивляется при неизменном сечении 2.2. при некоторых упрощениях можно сказать, что сопротивление изгибу корпуса корабля растет в геометрической прогрессии (возводится в степень) с увеличением его высоты, а также снижается в геометрической прогрессии с уменьшением его высоты, также при некоторых упрощениях можно сказать, что вес корпуса корабля растет в арифметической прогрессии… Подробнее »
продолжу комментарий
рассмотрим площади
квадратного сечения = ребро во второй степени
и прямоугольного сечения = ширина * высота
тогда момент инерции
квадратного сечения = ребро в четвертой степени /12
а прямоугольного сечения = ширина * высота в третьей степени / 12
тогда момент сопротивления
квадратного сечения = ребро в третьей степени /6
а прямоугольного сечения = ширина * высота во второй степени / 6
и сделаем вывод:
если уменьшить высоту сечения, то заикнемся увеличивать ширину для сохранения равной прочности
извините за некоторую многословность, думаю, для тех то не имеет времени или желания собирать ветку спора по куче комментариев надо сделать небольшое пояснение в ходе дискуссии прозвучал тезис, что при снижении высоты борта можно было потратить экономию веса корпуса за счет высоты борта на усиление продольных связей, тем самым восстановив его прочность также прозвучал тезис о том, что при нехватке усиления продольных связей за счет высоты борта всегда можно отщипнуть от экономии на барбетах и прочих трапах внутри корпуса в ответ отвечаем: во-первых, обшивка борта вообще-то тоже является составной частью сечения балки, потому первый тезис совсем мимо во-вторых, пример с шириной и высотой балки математически показывает, что заикнешься компенсировать (точнее как, в принципе компенсировать можно, бросив максимум веса на верхнюю палубу и связи у нее, но смысл этим заниматься?) в-третьих, расчетом по методике согласно указанному АиЧ учебнику экономия высоты корпуса для 10 килотонного корабля в 200 тонн от 4 000 тонн общего веса корпуса, при сохранении длины заставляет снизить водоизмещение на 2 000 тонн для обеспечения неизменного усилия в точке верхней палубы (а эти 2 000 тонн надо искать по принципу «крутись как хочешь, теща, через два часа похороны» с учетом того, что еще и К пропорциональности надо как-то сохранить… Подробнее »
Коллега, при всем почтении, сугубо ИМХО, вы сейчас заняты….странным делом))..
Я б даже сказал, весьма странным :wpds_smile: . Что отнюдь не уменьшает почтение и вызывает лютую зависть и осознание собственного несовершенства :wpds_smile: , но, тем не менее….
Вот-вот..
А что мне? Альтернатива написана, давно и полностью, выкладывать ее все равно надо частями, могу развлечься немного:)))
С уважением, Андрей
Разве что так)). Тут один персонаж что-то про макивары писал))…. Если в этом плане — то да, вполне себе :wpds_wink: .
А то я было подумал, что вы хотите «краткий курс», правда, не той самой истории)), коллеге изложить. Его и очно не все вкуривают)))
++++++++++
А ведь Того правильно думал, что русские пару месяцев будут не боеспособны. После боя в Жёлтом море, вернувшиеся в П-А корабли восстановили боеспособность только к октябрю. Японцы на месяц раньше. Так что, ну уж очень оптимистичненько, тут всё выходит.
В нашей реальности корабли после боя 28 июля восстановили свою боеспособность 20 августа, о чем есть свидетельство Кутейникова. Но, конечно, что может знать какой-то там судостроитель, лично принимавший участие в ремонте эскадры в сравнении с несравненным Игорем Харламовым:))))
Ех, вышли бы опять… (как вы предлагали) Вот две картинки, первая из реала, а вторая- если не разбежались, а все возвратились в Артур.
Орудия «вылетали» не только у японцев. Тот же «Пересвет» имел после боя в Жёлтом море, на 18 августа, три орудия ГК. Из четырёх.
Да и вообще полное восстановление кораблей в П-А было невозможно. Тот же Севастополь ходил «косой и хромой» до бухты Белого Волка. А полностью исправили «Цесаревич», после повреждений полученных в первую ночь войны, уже после её окончания.
Пушки и станки показали себя недостаточно прочными. У многих 6 дм пушек отлетали дула. Подъемные механизмы постоянно сдавали, их зубчатые дуги гнулись и ломались. Компрессоры, накатники и разные детали станков часто портились. В результате, к вечеру 28 июля, большая часть пушек на всех кораблях эскадры была выведена из строя … Замечу только, что большинство дефектов было такого характера, что в порту пушки скоро приводились в порядок …
Кутейников, стр. 148
Только вот все японские орудия вышли из строя по техническим причинам, а в ствол 254-мм орудия Пересвета залетел 57-мм снаряд. И единственное орудие ГК, которое вышло у нас из строя — это пушка Севастополя, крякнувшая при стрельбе на дальние дистанции ещё до боя при Шантунге.
По крайней мере все поврежденные в бою башни ГК вернули в строй.
++++++++++
Андрей, с «Богатырем»не перебор ли? По количеству кораблей с нашей стороны на данный момент больше погибших и вышедших из строя, Того и в реале такого не снилось.
Я думаю, все же нет, с учетом общего сальдо потерь. И я стараюсь не забирать достижения японцев, а Баян таки на мине подорвался в РИ. Тут его место забирает Богатырь
С уважением, Андрей
У Того весьма прилично сократилось количество капитальных кораблей. В майском бою потоплены три из шести броненосцев. А также сгинул большой броненосный крейсер. В реальности у русских успехи были, как бы не в два раза меньше, чем в АИ Андрея. К тому добавим, что на «Fuji» и «Shikishima» в реальности разменяли полдюжины (!) броненосцев утопших в Порт-Артуре и крейсер-рейдер «Рюрик». Здесь пока только один бронекрейсер, да четыре броненосца, три из которых устарели ещё до спуска на воду. Не так и плохо
Два, сэр:))) 15 июня разменяли Севастополь и Полтаву на Якумо и Асаму
Еще в Реале Цесарь самовыпилился из войны в догонку к упомянутой выше «полудюжине» …
и наши бронепалубники 1й ТОЭ в полном составе ..
Всеж (за вычетом недобитого Цесаря) Андрей чутка подыгрывает нашим —
если и избавляется бесповоротно то только от старья…
Три устаревших, на уровне мировых образцов того времени. А то что не добирали в скорости это все зависело от степени квалификации рабочих на ремонтных работах и степени подготовки машинных команд. Сравнение по Потемкину и Трем Святителям. Как они ходили до 1906 г. и спустя 10 лет, вижимали из машин больше чем на сдаточных испытаниях. Когда перестали экономить на подготовке экипажей, что артиллеристов, что команд КМУ, так и результаты стали другие.
Вы посчитайте количество погибших легких крейсеров.
Но тут есть оговорка в тексте, «нужны месяцы». Наверное самый главный приз АИ это Порт-Артур, который останется за нами. Не думаю что Андрей отдаст в качестве трофея «Богатырь» японцам или утопит его.
не…
Не отдаст — там еще и Цесарь ремонта ждет)))
Да и нафига японцам тот Пртур без эскадры?
Армия Ноги позарез нужна для наступления в других местах — они б мож и Харбин бы взяли…
Так то в Реале выходит вполне выгодный размен —
1я ТОЭ и Пртур ….
на Харбин и 2 ЭБРа
Хм… Армия Ноги в битве под Ляояном? Очень интересная для японцев альтернативка.
А то с чего бы Ноги руки на себя наложил?
Про Полтавы Вы пожалуй преувеличили — как проект они конечно выделяются отличным вооружением (для своего времени) а по факту на этом их достоинства исчерпываются и вылезают недостатки обусловленные экономией на ВИ и технологической отсталостью по части производства движков…
Соотношение потерь в этой Альтернативе более чем выгодно для РИ….
++++
Польза очевидна- уцелеть до соединения с 2 ТоЕ. А «помогать Порт-Артуру» не цель войны, а средство. Если просто «сидеть и помогать», то лучше уходить. А если из Артура шастать из ЖМ, то да, Артур лучше как база.
У вас мощные крейсера, думал пуститесь в «пиратство» в ЖМ… 🙂 (раньше начал такую альтернативу, но забросил 2 часть- лит. таланта нет((
Кстати нельзя ли из Шанхая продолжить с угольщиками на запад… чую что то такое))
вангую, все закончится победой при Цусиме 2 ТОЭ, где результат будет обеспечен лучшими снарядами русского флота
+++
Всё это безусловно хорошо, почтенный коллега, но нет ли риска, что ублюдки наглосаксы устроят нам в самый неподходящий момент облом с «заранее заказанным» углем?
Нет, уважаемый коллега, такого риска я не вижу. Что интересно, даже когда британцы вмешались и немецкие угольщики отказались сопровождать 2ТОЭ от Мадагаскара, уголь для дальнейшего движения вполне можно было изыскать — полную блокаду бриты наложили на продажу угля уже позднее, когда эскадра шла индийским океаном. А тут… Собственно, даже сообразить, что уголь закупается для русских кораблей будет не так легко, если осуществить его приобретение через посредников.
хочется конкретики хитрой маскировки:
вариант 1 — делаем заранее:
1.
закупили уголь, свалили — никуда не везем
2.
пригнали пароходы-угольщики, загрузили, никуда не плывем
=
мудрено что-то заподозрить
вариант 2 — делаем в последний момент:
1.
кто-то что-то не привез, не догрузил, не доплыл
2.
эскадра задержалась почему-то и мы переходим в вариант 1
шмелев, там никакой хитрой маскировки не надо.
Русские представители обращаются к китайским торговым компаниям и передают им деньги. Затем китайские компании закупают уголь/фрахтуют угольщики, в те годы информационная прозрачность околонулевая, так что не то, что сопоставить закуп потребностям русской эскадры, но даже выявить сам факт сделки для японцев и британцев — задача очень непростая. Затем угольщики незадолго до прорыва и к определенной дате приходят в Шантунг. Если не будут заходить в порт, чтобы не светить декларациями, там даже не будут знать что пришло немало угля. А если даже зайдут, то информатору надо ещё сообразить, что транспорты нескольких компаний привезли как-то много угля, и это подозрительно.
Допустим, информаторы все же узнали и сообщили японцам. Дальше-то что? Их главные силы как стояли у Эллиот, так и будут стоять, защищая Дальний. Пока русская эскадра в Артуре, японцы не могут никуда идти.
красиво, но противоречит суровой реальности
1.
угольщики не таксисты — толпой у кафе не стоят, просто так взять и насобирать в любой момент не факт, что получится
2.
договор фрахта предусматривает точные место и период погрузки, например, в Шанхае с 10.07 по 05.07.1904, а также точные место и период выгрузки, например, в Маниле с 12.07.1904 по 16.07.1904
можно предложить им за 1000% стоимости поменять маршрут с Манилы на «поболтаться у Шантунга», можно, конечно, когда «Ллойд» каждый за лямку фунтов застрахует, а тот застрахует по результатам консультаций в Адмиралтействе
Шо бы Ви таки знали о суровой реальности.
Вот уж не знал, что для семи крупных кораблей, даже с миноносцами, у которых ну вот точно какое-то количество угля будет с собой, нужна толпа угольщиков
Да, да, в контракте с германскими угольщиками, сопровождавшими 2ТОЭ так и было прописано — точные координаты каждой погрузки в море. И время:)))))
так нет, но им было сразу понятно, на что именно они подписываются, не сомневаюсь, что и вот это условие было соблюдено
можно заменить «адмиралти» на «адмиралитет», а также «сосайте» на «гезельшафт», но это при большом везении
АЖПИ.
Судя по безумию хейтеров, в результате получается вполне себе качественное Литературное Произведение.
Увы…
Категорически нехватат….
главного герроя)))
И… Романтической линии…
И блин… за политику —
Чисто поддержать традицию трех составных частей и прочего триединства….
Ну, все же эта АИ не задумывалась, как книга. А книга будет, но… это уже совсем другая АИ-история
будет интересно! с нетерпением ждем