На выставке вооружения AAD (ЮАР, сентябрь 2010) Украина впервые показала ОБТ Т-64 БМ «Булат» — последнего представителя Морозовской линейки Т-64, Т-64А, Т-64Б. Она вызвала повышенный интерес у представителей стран Африки, Южной Америки и Юго-Восточной Азии к украинским образцам бронетанковой техники…
ВВЕДЕНИЕ
Буквально за неделю до этого события, была опубликована статья: «Сравнение ходовых систем танков Т-64, Т-72 и их модификаций по конструктивным, весовым, стоимостным и эксплуатационным показателям»).
Германия представила «Леопард-2А4». После Второй мировой войны, это было первое открытое противостояние двух ведущих конструкторских школ мирового танкостроения: «Krauss-Maffei Wegmann» и ХКБМ имени А.А. Морозова.
Данное противостояние началось в середине 30-х годов ХХ века продолжалось до середины 70-х годов — назначения Н.А. Шомина на должность главного конструктора ХКБМ. С этого времени началось изменение идеологии танка Т-64 и его модификаций, которое проявилось в создании Т-80 УД.
Назначение в марте 1990 году на должность Генерального конструктора ХКБМ им. А.А. Морозова М.Д. Борисюка, развал СССР, потеря смежников в России, тяжелая экономическая ситуация на Украине и пакистанский танковый контракт заставили его отказаться от перспективных наработок в области силовых передач (электро-механических трансмиссий), танковых информационно- управляющих систем (ТИУС «Боксер»), электромагнитных пушек и автоматизированных систем комплексных испытаний и отработки танка (АСКИО), что привело к появлению двух образцов: дешевого «Булата» и дорогого «Оплота».
Серьезные организационные изменения произошли в украинской промышленности в конце 2010 года.
В соответствии с указами Президента Украины от 9 и 28 декабря 2010 года, постановлением Правительства №1221 от 29 декабря 2010 года был создан государственный концерн «Укроборонопром». В его состав были включены: госкомпания «Укрспецэкспорт» и ее дочерние предприятия «Прогресс" "Укроборонсервис», "Укринмаш», «Спецтехноэкспорт», «Промоборонэкспорт», а также ГП «Внешнеторговая фирма "ТАСКО-Экспорт» и 117 предприятий ОПК.
Концентрация промышленного потенциала в рамках ГК «Укроборонопром», свидетельствовала о возрастающей активности Украины на международном рынке бронетанковой техники на 2011 год, где ее основными конкурентами в ценовом сегменте являлись Германия и Россия. Состоявшиеся контракты с Эфиопией и Таиландом только подтверждают сказанное.
В середине 2011 года к танку Т-64Б проявила интерес одна из стран Южной Америки, которая объявила тендер на поставку ОБТ. Помимо украинского танка, в нем участвовал немецкий «Леопард-2А4». По нашему мнению, достойную ему конкуренцию мог составить только «Булат»…
Авторы благодарны Юрию Апухтину и Василию Чобитку за помощь в работе над статьей.
Идеология танка Т-64 и его модификации
Стирание различий между боевыми характеристиками машин средней (Т-54) и тяжелой (Т-10) весовых категорий и переход к понятию основного боевого танка.
Оставаясь в весовой категории до 40 тонн, повышение всех показателей по огневой мощи, защите и подвижности за счет новых технических решений и их взаимного дополнения друг другом.
Создание 20…30 % запаса прочности по всем составным системам танка для его последующей модернизации.
Пути реализации принятой идеологии
Сокращение численности экипажа до 3 человек за счет введения механизма заряжания (МЗ)
Применение 125 мм гладкоствольной пушки Д-81ТМ.
Создание компактного МТО с дизелем 5ТДФ, работающим в блоке с двумя БКП и эжекционной системой охлаждения.
Применение облегченной ходовой части с соосными торсионами и ажурной гусеницей, повышающей проходимость и тягово-сцепные свойства танка.
Применение комбинированного бронирования с подбоем.
Применение зенитной установки закрытого типа НСВТ калибра 12.7.мм
танков Т-64Б (БМ «Булат») и «Леопард-2А4»» border=»0″ height=»620″ src=»https://alternathistory.ru/files/250112_Bulat_vs_Leo2_02.jpg» width=»680″ />
Танк Т-64БМ1 и «Леопард-2А4».
Компоновка Т-64
В начале 50-х годов для А.А. Морозова стало очевидно, что компоновка танка Т-54 себя полностью исчерпала (заряжающий, компоновка трансмиссии с механической КП, и т.п.). Конструкция и параметры корпуса и башни, броневой защиты и вооружения, силовой передачи и ходовой части уже не обеспечивали эффективное противостояние перспективным средним и тяжёлым танкам США, Великобритании и Германии. Выходом из сложившегося положения стала разработка принципиально нового танка Т-64.
В основу компоновки Т-64 были положены:
- Сокращение численности экипажа до 3 человек. Вместо заряжающего впервые в мировом танкостроении применен механизм заряжания для серийного основного танка.
- Применение компактного МТО на основе дизеля 5ТД со встречно движущимися поршнями и двумя бортовыми планетарными коробками передач.
- Повышенные требования к плавности хода обеспечивались соосными торсионами и телескопическими гидроамортизаторами.
- Использование облегченной ходовой части с опорными катками с внутренней амортизацией и ажурной гусеницей, позволяли уменьшить холостые потери в гусеничном обводе и повысить тягово-сцепные свойства движителя.
- Обеспечение последующей модернизации танка за счет создания 20-30% запаса прочности для всех основных систем и узлов.
Компоновка «Леопарда-2А4»
Танк «Леопард-2» спроектирован по классической схеме: отделение управление спереди, боевое отделение в средней части и МТО — в кормовой. Экипаж танка 4 человека: командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий.
В отделении управления размещается водитель, основная часть боекомплекта и фильтро-вентиляционная установка.
Рабочее место водителя смещено к правому борту. Сиденье водителя регулируется по высоте и может устанавливаться в два положения: по-боевому — при закрытым люке и по- походному — с открытым люком. Для наблюдения за местностью перед люком установлены три перископических смотровых прибора.
На корпусе танка установлена трехместная сварная башня.
Классическая компоновочная схема этой машины практически исчерпала свои возможности и не позволяет с помощью дальнейшей модернизации резко повысить боевые характеристики танка и особенно его защиты.
На выставке вооружения AAD (ЮАР, сентябрь 2010) Украина впервые показала ОБТ Т-64 БМ «Булат» — последнего представителя Морозовской линейки Т-64, Т-64А, Т-64Б. Она вызвала повышенный интерес у представителей стран Африки, Южной Америки и Юго-Восточной Азии к украинским образцам бронетанковой техники…
Буквально за неделю до этого события, была опубликована статья: «Сравнение ходовых систем танков Т-64, Т-72 и их модификаций по конструктивным, весовым, стоимостным и эксплуатационным показателям»).
Германия представила «Леопард-2А4». После Второй мировой войны, это было первое открытое противостояние двух ведущих конструкторских школ мирового танкостроения: «Krauss-Maffei Wegmann» и ХКБМ имени А.А. Морозова.
Данное противостояние началось в середине 30-х годов ХХ века продолжалось до середины 70-х годов — назначения Н.А. Шомина на должность главного конструктора ХКБМ. С этого времени началось изменение идеологии танка Т-64 и его модификаций, которое проявилось в создании Т-80 УД.
Назначение в марте 1990 году на должность Генерального конструктора ХКБМ им. А.А. Морозова М.Д. Борисюка, развал СССР, потеря смежников в России, тяжелая экономическая ситуация на Украине и пакистанский танковый контракт заставили его отказаться от перспективных наработок в области силовых передач (электро-механических трансмиссий), танковых информационно- управляющих систем (ТИУС «Боксер»), электромагнитных пушек и автоматизированных систем комплексных испытаний и отработки танка (АСКИО), что привело к появлению двух образцов: дешевого «Булата» и дорогого «Оплота».
Серьезные организационные изменения произошли в украинской промышленности в конце 2010 года.
В соответствии с указами Президента Украины от 9 и 28 декабря 2010 года, постановлением Правительства №1221 от 29 декабря 2010 года был создан государственный концерн «Укроборонопром». В его состав были включены: госкомпания «Укрспецэкспорт» и ее дочерние предприятия «Прогресс" "Укроборонсервис», "Укринмаш», «Спецтехноэкспорт», «Промоборонэкспорт», а также ГП «Внешнеторговая фирма "ТАСКО-Экспорт» и 117 предприятий ОПК.
Концентрация промышленного потенциала в рамках ГК «Укроборонопром», свидетельствовала о возрастающей активности Украины на международном рынке бронетанковой техники на 2011 год, где ее основными конкурентами в ценовом сегменте являлись Германия и Россия. Состоявшиеся контракты с Эфиопией и Таиландом только подтверждают сказанное.
В середине 2011 года к танку Т-64Б проявила интерес одна из стран Южной Америки, которая объявила тендер на поставку ОБТ. Помимо украинского танка, в нем участвовал немецкий «Леопард-2А4». По нашему мнению, достойную ему конкуренцию мог составить только «Булат»…
Авторы благодарны Юрию Апухтину и Василию Чобитку за помощь в работе над статьей.
Идеология танка Т-64 и его модификации
Стирание различий между боевыми характеристиками машин средней (Т-54) и тяжелой (Т-10) весовых категорий и переход к понятию основного боевого танка.
Оставаясь в весовой категории до 40 тонн, повышение всех показателей по огневой мощи, защите и подвижности за счет новых технических решений и их взаимного дополнения друг другом.
Создание 20…30 % запаса прочности по всем составным системам танка для его последующей модернизации.
Пути реализации принятой идеологии
Сокращение численности экипажа до 3 человек за счет введения механизма заряжания (МЗ)
Применение 125 мм гладкоствольной пушки Д-81ТМ.
Создание компактного МТО с дизелем 5ТДФ, работающим в блоке с двумя БКП и эжекционной системой охлаждения.
Применение облегченной ходовой части с соосными торсионами и ажурной гусеницей, повышающей проходимость и тягово-сцепные свойства танка.
Применение комбинированного бронирования с подбоем.
Применение зенитной установки закрытого типа НСВТ калибра 12.7.мм
танков Т-64Б (БМ «Булат») и «Леопард-2А4»» border=»0″ height=»620″ src=»https://alternathistory.ru/files/250112_Bulat_vs_Leo2_02.jpg» width=»680″ />
Танк Т-64БМ1 и «Леопард-2А4».
Компоновка Т-64
В начале 50-х годов для А.А. Морозова стало очевидно, что компоновка танка Т-54 себя полностью исчерпала (заряжающий, компоновка трансмиссии с механической КП, и т.п.). Конструкция и параметры корпуса и башни, броневой защиты и вооружения, силовой передачи и ходовой части уже не обеспечивали эффективное противостояние перспективным средним и тяжёлым танкам США, Великобритании и Германии. Выходом из сложившегося положения стала разработка принципиально нового танка Т-64.
В основу компоновки Т-64 были положены:
- Сокращение численности экипажа до 3 человек. Вместо заряжающего впервые в мировом танкостроении применен механизм заряжания для серийного основного танка.
- Применение компактного МТО на основе дизеля 5ТД со встречно движущимися поршнями и двумя бортовыми планетарными коробками передач.
- Повышенные требования к плавности хода обеспечивались соосными торсионами и телескопическими гидроамортизаторами.
- Использование облегченной ходовой части с опорными катками с внутренней амортизацией и ажурной гусеницей, позволяли уменьшить холостые потери в гусеничном обводе и повысить тягово-сцепные свойства движителя.
- Обеспечение последующей модернизации танка за счет создания 20-30% запаса прочности для всех основных систем и узлов.
Компоновка «Леопарда-2А4»
Танк «Леопард-2» спроектирован по классической схеме: отделение управление спереди, боевое отделение в средней части и МТО — в кормовой. Экипаж танка 4 человека: командир, механик-водитель, наводчик и заряжающий.
В отделении управления размещается водитель, основная часть боекомплекта и фильтро-вентиляционная установка.
Рабочее место водителя смещено к правому борту. Сиденье водителя регулируется по высоте и может устанавливаться в два положения: по-боевому — при закрытым люке и по- походному — с открытым люком. Для наблюдения за местностью перед люком установлены три перископических смотровых прибора.
На корпусе танка установлена трехместная сварная башня.
Классическая компоновочная схема этой машины практически исчерпала свои возможности и не позволяет с помощью дальнейшей модернизации резко повысить боевые характеристики танка и особенно его защиты.
Основные характеристики боекомплекта Т-64Б и «Леопард-2А4»
Тип |
индекс: |
V0, м/с. |
масса выстрела, кг. |
масса снаряда, кг. |
масса сердечника, кг. |
длина сердечника, мм. |
материал |
Масса ВВ, кг. |
Танк |
БПС |
3ВБМ-13 |
1700 |
20,4 |
7,05 |
4,85 |
480 |
Вольфрам |
— |
Т-64Б
|
БПС |
3ВБМ-17 |
1700 |
20,43 |
7,05 |
4,85 |
574 |
«Материал-Б» |
— |
|
БК |
3ВБК16 |
905 |
29 |
19 |
— |
— |
— |
1,76 |
|
ОФ |
3ВОФ36 |
850 |
33 |
23 |
— |
— |
— |
3,4 |
|
БПС |
DM 23 |
1650 |
18,7 |
7,2 |
4,6 |
480 |
Вольфрам |
4,6 |
Леопард-2А4
|
БПС |
DM 33A1 |
1650 |
19 |
7,3 |
4,6 |
590 |
Вольфрам |
4,6 |
|
БПС |
DM 43 |
1740 |
20 |
7,5 |
~4,6 |
650 |
Вольфрам |
4 |
|
БК |
DM 12A1 |
1140 |
23 |
14,1 |
— |
— |
— |
1,6 |
Т-64Б (БМ «Булат»)
В процессе войсковой эксплуатации конструкция систем и узлов танка Т-64 постоянно совершенствовалась. К системам вооружения танка Т-64Б относятся:
Гладкоствольная танковая пушка 2А46-2 калибр 125 мм, которая позволяет вести стрельбу, как обычными боеприпасами (БПС, КС, ОФС) так и управляемыми снарядами (ракетами). Общий боекомплект — 42 выстрела из них 28 в МЗ.
Спаренный пулемет ПКТ калибр 7.62 мм, его боекомплект 1500 патронов.
Закрытая зенитная установка ЗУ-64 (стабилизированная установка с системой управления 1ЭЦ29 на танке БМ «Булат») с боекомплектом 450 патронов.
Ствол танковой пушки снабжён термозащитным кожухом, предназначенным для уменьшения влияния неблагоприятных метеорологических условий на изгиб ствола при стрельбе, а в противооткатные устройства введён тормоз отката с встроенным компенсатором жидкости.
Основными боеприпасами танковой пушки являются:
- бронебойно-подкалиберные снаряды 3БM-42 с сердечником, изготовленным из вольфрамового сплава и ЗБМ-32 и 3БМ-48 с сердечником из сплава на основе обедненного урана с добавками молибдена, титана (приняты на вооружение до 1992 года).
- снаряды «Кончар-2» с моноблочным сердечником из вольфрамового сплава (современной разработки).
- кумулятивный снаряд 3БК12…3БК 16;
- осколочно-фугасный выстрел 3ОФ19…3ОФ36.
- ТУР «Комбат».
«Леопард-2А4»
«Леопард-2» стал первым западным танком, оснащенным 120 мм гладкоствольной пушкой Rh-120, разработанной и изготовленной немецкой фирмой «Рейнметалл». Соединение ствола пушки с казенником выполнено быстроразъемным с помощью секторной резьбы. Затвор — вертикальный, клиновой. Монтаж и демонтаж пушки осуществляется через амбразуру, без снятия башни с танка. Центр тяжести качающейся части орудия находится в районе оси цапф. На пушке смонтировано два симметрично расположенных тормоза отката. С целью исключения значительных нагрузок при выстреле на конструкцию башни и, в особенности, на элементы системы управления огнем, максимальная сила сопротивления откату оставлена на уровне танка «Леопард-1» и не превышает 69 тс, в то время как длина отката увеличена с 300 до 340 мм. Благодаря значительной массе орудия вместе с бронемаской и отсутствию динамического плеча, влияние выстрела на ухудшение точности стрельбы сведено к минимуму.
Ствол пушки имеет теплозащитный кожух, выполненный из стеклопластика. Ближе к казенной части ствола установлен эжектор для удаления пороховых газов, эксцентричная установка эжектора не уменьшает угла снижения пушки.
Основными боеприпасами танковой пушки являются:
- бронебойные подкалиберные снаряды DM 23, DM 33, DM 43. В настоящее время поступили на вооружение DM-53 и DM 63, адаптированного для применения в условиях повышенных температур.
- кумулятивный DM-12А.
Заряжение пушки производится вручную. Общий боекомплект составляет 42 выстрела. Часть боекомплекта (15 выстрелов) размещена в удобной для доступа укладке в левой части кормовой ниши башни за бронированной перегородкой. Время на цикл заряжения из этой укладки для первых выстрелов составляет до 7…8 секунд. Остальная часть боекомплекта (27 выстрелов) находится в укладке, размещенной в отделении управления, слева от места водителя. Для ее использования танк должен выйти из боя, повернуть башню на 90 градусов и заряжающий должен перегрузить снаряды в башенную боеукладку.
В боекомплект «Леопард-2А4» входят бронебойно-подкалиберные снаряды DM 23, DM 33A1, DM 43.
DM 23 – цельнокорпусной сердечник на основе вольфрамового сплава, аналогичный применяемому в БПС М111, поступил на вооружение в 1979 году, снят с производства. Благодаря конструкции сердечника обеспечено пробитие верхней лобовой детали танка Т-64Б.
Следующим поколением стал DM 33A1. Конструкция снаряда послужила основой для БПС М829.
DM 43 – достаточно распространенный БПС с повышенным удлинением сердечника. Масса выстрела 20 кг, масса сердечника – 4 кг, начальная скорость повышена на 100 м/с. по сравнению с предшественником DM 33A. Во Франции выпускается Nexter с индексом 120 OFL F1, в США General Dynamics как KE-W. БПС следующего поколения DM 53 был так же разработан в сотрудничестве немецкой Rheinmetall DeTec и французской Nexter.
В боекомплекте «Леопард-2А4» нет специального осколочно-фугасного снаряда для борьбы с пехотой, кумулятивный DM 12A1 используется как многоцелевой, это обусловлено тем, что «Леопард-2А» преимущественно предназначался для борьбы с танками.
Отсутствие ОФ снаряда является серьезным недостатком, поэтому в последние годы активизировались разработки выстрелов осколочно-фугасными снарядами для 120 мм пушки Rh-120, такие как DM-12A2 которые в целом соответствуют отечественным осколочно-фугасным снарядам.
Дополнительным вооружением является спаренный с пушком пулемет MG3А1 калибра 7.62 мм (боекомплект — 1200 патронов). Для борьбы с воздушными целями применяется аналогичный пулемет, устанавливаемый на кольцевой турели башни заряжающего. Общий боекомплект пулеметов — 4750 патронов.
Комплекс управления вооружением
Т-64Б
Система управления огнем 1А33, установленная в танках Т-64Б предназначена для обеспечения ведения эффективного огня из пушки и спаренного с ней пулемета по танкам и другим бронированным целям противника, движущимся со скоростями до 75 км/ч, по малоразмерным целям (ДОТ, ДЗОТ и др.) и по живой силе противника при стрельбе с места и с ходу, при скоростях до 30 км/ч, на дальностях действительного огня пушечного и пулеметного вооружения как при прямой видимости целей через прицел-дальномер, так и с закрытых огневых позиций. Система 1АЗЗ совместно с комплексом управляемого вооружения 9К112-1, установленные в танке Т-64Б, обеспечивают стрельбу из пушки управляемыми снарядами.
Комплекс управляемого вооружения Т-64Б позволяет с вероятностью 0,8 поражать неподвижные, движущиеся и малоразмерные цели на расстоянии до 4000 метров.
БМ «Булат» оснащен современным комплексом управления вооружением, обеспечивающим ведение стрельбы наводчиком и командиром с высокой вероятностью попадания с первого выстрела.
Это достигнуто благодаря применению усовершенствованного стабилизатора вооружения (средняя ошибка стабилизации по вертикали 0,3 и 0,4 мрад горизонтали), обеспечивающего большую точность по сравнению с применявшимися на Т-64Б, Т-80У, Т-90 (средняя ошибка 0,4…0,6 мрад). Башня БМ «Булат» поворачивается на 180 градусов менее чем за 5 секунд (скорость вращения башни относительно корпуса составляет до 40 град/сек, у Т-90А, Т-90С – 16…24 град./с.).
Усовершенствованный прицел наводчика 1Г46М обеспечивает повышенную точность стабилизации и автоматическую компенсацию увода линии визирования. Баллистический вычислитель 1В528-1 обеспечивает расчет углов прицеливания и упреждения с учетом данных датчиков входной информации.
За счет стабилизации поля зрения и автоматического ввода углов прицеливания и упреждения вдвое увеличена эффективность стрельбы и в 2-3 раза сокращено время на подготовку выстрела ночной комплекса наводчика ТО1-КО1ЭР. Дальность видения цели (танк) ночью – 1400 м.
Прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-4СР стабилизирован в вертикальной плоскости и обеспечивает ведения стрельбы из танковой пушки и спаренного с ней пулемета, зенитной установки в дневных и ночных условиях.
Возможна установка тепловизионного прицела ПТТ-5.
Возможна установка комплекса ПНК-5-1 с встроенным лазерным дальномером, обеспечивающий командиру возможность измерения дальности до цели независимо от наводчика (увеличение эффективности стрельбы в режиме дубль на 15…20%).
В целом комплекс управления вооружением БМ «Булат» по основным показателям (точность стабилизатора улучшена в 1,5 раза, скорость поворота башни в 2 раза, отсутствие увода стабилизатора при крене 15 град, улучшенная точность линии визирования, введена автоматическая компенсация отклонения линии визирования) превосходит комплексы, применяемые на танках Т-64БВ, Т-80У, Т-90А и находится на уровне «Леопард-2А4».
Недостатком по сравнению с «Леопард-2А4» заключается в отсутствие тепловизионного прицела. Преимущество по сравнению с «Леопард-2А4» — наличие комплекса управляемого вооружения, недостаток – отсутствие панорамного прицела.
«Леопард-2А4»
Леопард-2 оснащен развитой системой управления огнем. Ее основными элементами являются: перископический комбинированный лазерный прицел-дальномер наводчика EMES-15; панорамный перископический прицел-прибор наблюдения командира PERI-R17; вспомогательный телескопический шарнирный прицел наводчика FERO-Z18; электронный цифровой баллистический вычислитель FLT2; электрогидравлический стабилизатор вооружения WHA-H22, система встроенного контроля функционирования СУО; коллимационная система встроенной выверки.
Основной прицел наводчика совмещен с лазерным дальномером, имеет тепловизионный канал для стрельбы ночью на дальностях до 2000 метров. Поле зрения независимо стабилизировано в двух плоскостях. Диапазон измерения дальности лазерным дальномером равен 200-10000 метров. В танке предусмотрено дублированное управление огнем из пушки от командира. Дневной прицел-прибор наблюдения PERI-R17 имеет независимую стабилизацию поля зрения в двух плоскостях.
В танке применяется стабилизатор вооружения WHA-H22 электрогидравлического типа. Бак с рабочей жидкостью и гидроаккумулятор размещены в правой кормовой нише башни и изолированы от боевого отделения и боеукладки перегородкой. Кроме электрогидравлического привода, имеется дублирующий ручной гидропривод наведения.
Максимальная скорость наведения в горизонтальной плоскости 48 град./с, в вертикальной — 9,5 град./с. Углы наведения в вертикальной плоскости от -9 до +20 град.
Для сведения к минимуму погрешности стрельбы за счет искривления ствола при нагреве, ввели минутную остановку стрельбы после каждого десятого выстрела, совмещенную с юстировкой, которая производится наводчиком с помощью оптического прицела и коллиматора, установленным на дульном срезе.
Преимущества и недостатки комплекса вооружения БМ «Булат» и «Леопард-2А4»:
Пушка повышенного калибра 125 мм, которая в сочетании с существующими выстрелами 3БМ-32, 3БМ-42, 3БМ-48 и перспективными «Кончар-2» не уступает немецкой Rh-120 с боеприпасами ДМ-33 (поставляемыми на экспорт) и современным ДМ-53;
Механизм заряжания с боеукладкой 28 выстрелов исключает человеческий фактор и обеспечивает стабильную работу в боевых условиях;
Механизированная укладка Т-64Б – 28 выстрелов значительно превышает готовые к применению 15 выстрелов в башенной укладке «Леопард-2А4».
Закрытая зенитная установка имеет больший радиус действия, стабилизирована в вертикальной плоскости и защищает экипаж от поражения;
Комплекс управляемого вооружения существенно повышает боевые возможности танка и позволяет вступать в боевой контакт на безопасных для себя дистанциях.
Танк с управляемым вооружением имеет следующие преимущества:
- вступать в боевое соприкосновение с танком противника на дистанции 3000…4000 м не подвергается ответному огню противника;
- начиная с дальности 2500 м выигрывает вследствие высокого могущества боеприпаса и большей вероятности попадания.
- Даже наличие сильной бронезащиты на танке противника в этом случае не служит определяющим фактором, поскольку могущества управляемого вооружения достаточно для поражения танка независимо от дальности.
Модернизированные танки «БМ Булат», оснащенные КУВ с управляемой ракетой «Комбат» получают принципиально новые боевые возможности: дальность стрельбы управляемой ракеты в 2…2,5 раза превышает дальность ответного огня БПС любых современных танков. Это позволяет танку «Булат» выигрывать бой до входа в зону эффективного огня танков противника не оснащенных управляемым вооружением. Повышение дальности стрельбы современных танков до 3000 метров делает актуальным борьбу с ними на этом расстоянии, повышение лобовой защиты танков снижает дальность эффективного применения бронебойных подкалиберных снарядов. При этом наиболее эффективным средством поражения высокозащищенных бронированных целей является управляемое вооружение.
К недостаткам Т-64Б следует отнести недостаточную скорость горизонтального наведения 28 град/с. у Т-64БВ («Леопард-2А4» — 48 град/с). На танке БМ «Булат» недостаток устранен, обеспечена перебросанная скорость 40 град/с.
В целом комплекс вооружения танка БМ «Булат» усовершенствован на основе опыта совместных испытаний с зарубежными танками, на ряду с повышенным качеством стабилизации прицела наводчика и более точного стабилизатора важным фактором обеспечивающим высокие показатели БМ «Булат» при стрельбе с хода является особенности его ходовой части – соосные торсионы и мягкий ход.
Преимуществом комплекса вооружения танка «Леопард-2А4» является наличие панорамного прицела командира PERI-R17 с обзором по 360 град. Прибор наблюдения PERI-R17 обеспечивает хорошее качество изображения местности, удаленных предметов и целей при низкой вибрации поля зрения. Находящийся в тех же условиях отечественный прицел 1Г42 устанавливаемый на Т-80Б обладал худшими показателями.
Испытания панорамного прибора [1] PERI-R17 по требованиям технических условий на командирский стабилизированный прицел ТКН-4С подтвердили его устойчивость к вибрации, отсутствие механического резонанса конструктивных элементов и стабильность разрешающей способности.
Наличие тепловизионного канала в прицеле наводчика EMES-15 обеспечивает весомые преимущества в случае применения ночью и в условиях затрудненной видимости. Установка на танк БМ «Булат» тепловизионного прицела устраняет данный недостаток.
Недостатком прицела EMES-15 является постоянное увеличении 12х с углом обзора 5° что не позволяет наводчику оперативно обнаруживать цели вблизи танка.
3. Защита |
Защита Т-64Б и его модификации
Танк Т-64 стал первым в мире серийным танком, имеющим принципиально новую комбинированную защиту, адекватную новым средствам поражения. До его появления — все бронированные машины имели монолитную или разнесенную броню.
Лобовая броня корпуса: верхняя лобовая деталь состояла из комбинированной брони, состоящей из 80 мм стальной листа, два 52 мм листа стеклопластика и тыльного 20 мм стального листа. Для снижения бронепробиваемости бронебойных и кумулятивных снарядов угол наклона верхней лобовой детали корпуса от вертикали был увеличен до 68°.
В литой башне помещен наполнитель — массив корундовых шаров.
Схема защиты башни и корпуса Т-64Б.
В 1984 году защита Т-64Б была модернизирована – усилена пассивная защита корпуса и башни, установлен комплекс навесной динамической защиты «Контакт-1» обеспечивающий защиту от моноблочных кумулятивных противотанковых средств. Танк с динамической защитой принят на вооружение в 1985 году с присвоением ему марки Т-64БВ.
Установка модульного комплекса ДЗ и дополнительной пассивной защиты на модернизированный танк Т-64БМ обеспечивает защиту от разработанных в 80-е годы БПС типа ДМ-23, ДМ-33, М829, а так же кумулятивных средства с пробиваемостью до 1000 мм гомогенной стали.
Установка ДЗ и дополнительного бронирования на башню Т-64Б (на основе ЭДЗ 4С22).
Такое решение имеет низкую стоимость и обеспечивает защиту от большинства существующих угроз. Но ему свойственен и ряд существенных недостатков, не позволяющих считать его перспективным:
- Низкая вероятность инициирования устройств БПС при скоростях удара сердечника менее 1500 м/с.
- Комплексы на основе устройств 4С20, 4С22 не обеспечивают защиту от современных БПС (DM 43, DM 53, М829А2).
- Не обеспечивают защиту от тандемных кумулятивных средств с широким диапазоном задержки инициации основного заряда.
- Не обеспечивают защиту от средств на основе «ударного ядра».
Наиболее перспективным направлением по модернизации защиты танков являются современные устройства динамической защиты типа ХСЧКВ, разработанные БЦКТ «Микротек».
Устройства «ХСЧКВ» лишены недостатков существующих устройств с плосконаправленной схемой.
В частности в источнике [2] указывается возможность преодоления встроенной динамической защиты танка без детонации ВВ для чего служит боеприпас со сплющивающимся предзарядом фугасно-направленного действия, разрушающим ДЗ либо непосредственным воздействием выбитой из экрана «пробки», либо за счет образовавшего откола.
Главной особенностью устройств «ХСЧКВ» является применение принципа воздействия на атакующие боеприпасы при помощи кумулятивной струй и продуктов взрыва удлиненных кумулятивных зарядов (т.н. «кумулятивных ножей»).
«Кумулятивные ножи» разрушают и дестабилизируют атакующий кинетический боеприпас или кумулятивную струю. В результате удалось добиться значительного роста эффективности по сравнению с существующими типами защитных устройств типа 4С20, 4С22 и 4С23.
Модули «Нож» отличает:
- высокая надежность (100% срабатывания);
- обеспечивает защиту танков или других боевых машин от бронебойно-подкалиберных снарядов, кумулятивных средств поражения и ударно-кумулятивных боеприпасов типа «ударное ядро»;
- повышенная в 1,8-2,7 раза (по отношению к 4С22) эффективность;
- безопасность при обстреле из стрелкового оружия, отсутствие детонации от осколков и зажигательных смесей типа «Напалм»;
- взаимозаменяемость с элементами ДЗ 4С22 в соотношении 1:2;
- Значительное снижение действия защиты на броневую преграду (до 33% по сравнению с 4С22). ББМ наряду с новой конструкцией ячеек для размещения устройств защиты позволяет более чем в два раза увеличить живучесть комплекса по сравнению с комплексом «Контакт-5»;
- пониженная величина запреградного действия на броню;
- простота монтажа и обслуживания.
Модули динамической защиты «Дуплет» и «Нож» (БЦКТ «Микротек», г. Киев).
Комплекс «Нож» доказал свою эффективность в ходе многочисленных испытаний обстрелом с применением широкой номенклатуры ОБПС калибра 125 мм а также современных 120 мм боеприпасов производства западных стран, полностью подтвердив заявленные разработчиком характеристики. Установка модулей «Нож» на БМ «Булат» обеспечивает защиту от современных БПС танка «Леопард-2А4» — DM 43 (120 OFL F1), DM53. Фрагмент БПС DM 43 (120 OFL F1) после испытаний показан на фото.
По уровню защищенности танк Т-64БВ, по-нашему мнению, не уступает «Леопарду-2А4», а его модернизированный вариант БМ «Булат» — превосходит.
Защита «Леопард-2А4»
Конструкция корпуса и башни «Леопард-2А4» – сварная с применением многослойной катаной брони и комплекса конструктивно-компоновочных мероприятий. Увеличена дифференциация толщины брони по периметру танка; за счет ослабления бронирования на второстепенных участках (толщина брони бортов и крыши корпуса и башни 20..70 мм) резко увеличена толщина брони лобовых фрагментов.
Верхняя лобовая деталь (ВЛД) имеет большой угол наклона 81°, а форма башни в плане выполнена клинообразной. Ряд элементов конструкции используются в качестве дополнительной защиты: так, расположенные на надгусеничных полках топливные баки уменьшают вероятность поражения при обстреле с бортов. На бортах корпуса установлены резиновые экраны, армированные броневыми пластинами. С целью повышения противоминной стойкости усилено днище корпуса и его соединение с бортами. Наиболее важные оптические приборы могут закрываться бронированными створками.
В целом, по уровню бронезащиты танк «Леопард-2» превосходит своего предшественника «Леопард-1» примерно в 1, 4 раза.
Многослойная броня башни, состоит из лицевого и тыльного слоев броневой стали и пакета наполнителя полуактивного типа. В верхнем лобовом листе корпуса снаружи имеется люк для замены пакетов наполнителя.
В лобовой части башни установлена мощная маска пушки шириной 950 мм, изготовленная из комбинированной брони (с габаритом до 400 мм). Лобовые вертикальные листы башни скошены в плане примерно на 35 град. Площади зон бронирования, ослабленных вырезами, по сравнению с танком «Леопард-1», уменьшены.
В крыше кормовой ниши башни, над боекомплектом, установлены вышибные панели. В целом, бронезащита обеспечивает непробитие брони подкалиберными снарядами 105-мм пушек L7 и 120-мм Rh-120 на дистанции 1…1,5 км при курсовых углах обстрела ±20 град.
Для защиты бортов корпуса установлены экраны, передняя часть которых (прикрывающая отделение управления) изготовлена из разнесенной многослойной брони. Стойкость основного бронирования лобовых фрагментов защиты танка «Леопард-2А4» к воздействию БПС составляет 400…450 мм. Противокумулятивная стойкость составляет 550…600 мм [3].
Толщина борта составляет 50…60 мм и перед ним установлен экран. Кратчайшее расстояние между бортом и экраном составляет 700 мм. Большинство ПТУР и гранат РПГ, имеющих БЧ с бронепробиваемостью 500…600 мм, при попадании в борт лишат танк возможности передвижения или ведения огня.
На данный момент для модернизации защиты танка «Леопкрд-2А4» предложены ряд вариантов усовершенствования защиты. Блоки дополнительной защиты, устанавливающиеся на танке «Леопард-2А5», «Леопард-2А6» требуют серьезного вмешательства в конструкцию танка – усиления стабилизаторов и опоры башни. Варианты усиления защиты танка «Леопард-2А4» разработаны рядом европейских фирм, наиболее совершенные из которых, по нашему мнению, созданы IBD «Вeisenroth engineering».
танка «Леопард-2А5, А6» (масса каждого блока – 500 кг).Трещины в области обечаек вращающей опоры башни танка с усиленной броней башни.» border=»0″ height=»219″ src=»https://alternathistory.ru/files/250112_Bulat_vs_Leo2_11.jpg» width=»439″ /> танка «Леопард-2А5, А6» (масса каждого блока – 500 кг).
Трещины в области обечаек вращающей опоры башни танка с усиленной броней башни.
» border=»0″ height=»220″ src=»http://btvt.narod.ru/raznoe/bulat-leo2.files/image021.jpg» width=»264″ />
Блоки дополнительной защиты танка «Леопард-2А5, А6» (масса каждого блока – 500 кг).
Трещины в области обечаек вращающей опоры башни танка с усиленной броней башни.
В результате установки средств защиты от снарядов кинетического действия масса башни может увеличиться примерно на 2,5-3,5 т. Из-за статического увеличения массы могут произойти разрушения или возникнуть трещины в области обечаек вращающей опоры башни, а именно, в случае недопустимого увеличения момента трения, особенно при наклонном положении башни [4].
Следующая проблема – увеличение массы и связанное с этим возрастание момента неуравновешенности относительно вертикальной оси (оси вращения башни). Изменение момента инерции потребует, по меньшей мере, приведения в соответствие регулировочных характеристик стабилизации орудия. Для повышения мощности орудийной установки необходимо оснастить ее совершенно новым приводом. Так же на срок службы приборов наведения (приводов горизонтального и вертикального наведения) оказывают влияние высокие динамические нагрузки.
Дополнительное бронирование приведет к значительному утолщению корпуса машины.
Результатом станет ограничение пространства в области люка водителя. При усовершенствовании бортовой защиты башни технические отверстия (крышки горловины баков) должны оставаться доступными. Для обеспечения замены двигателя дополнительная защита на бортах модернизированного танка «Леопард-2А5» выполнена откидной.
Ослабленные зоны
Уязвимыми зонами в бронировании танков являются участки с обеих сторон от пушки, не имеющие спецбронирования (в месте установки спаренного с пушкой пулемета). Ослабленная зона также имеется на верхней лобовой детали корпуса в области смотрового прибора водителя (на Т-64Б по центру верхней детали лобового узла корпуса, на «Леопард-2А4» — слева).
Данные уязвимые зоны характерны также для всех танков, однако их особенности определяются разработчиками в зависимости от стоящих задач.
Ослабленные зоны в бронировании лобовой проекции БМ «Булат» и Леопард-2А4.
Рассмотрим башню танка «Леопард-2А4». Видны обширные ослабленные зоны и неоднородность бронезащиты в углах безопасного маневрирования, связанные с конструктивными решениями принятыми немецкими разработчиками — установка прицела наводчика в лобовой детали башни, размещение пушки в массивной маске с ослабленной защитой, слабая защита бортов башни в месте размещения бункера боекомплекта.
Защита башни танка «Леопард-2А4» была осознанно ослаблена из-за требований по обзору панорамного прибора наблюдения командира PERI—R17A1. При этом для обеспечения обзора панорамного прибора прицел наводчика был помещен в шахту в лобовой детали башни. Это значительно ослабило защитные свойства из-за наличия «баллистических окон» и уменьшенного габарита бронирования.
Ослабленные установкой прицела наводчика и маской пушки зоны, по мнению авторов, уязвимы для большинства современных противотанковых средств и составляют до 2/3 лобовой проекции башни.
Схема защиты башни Т-64Б.
Схема защиты башни «Леопард-2А4».
При углах обстрела 30…35 градусов конструкция башни танка «Леопард-2» не обеспечивает равномерной защиты.
4. Подвижность |
Двигатель
«Сердцем» танка «Леопарда-2А4» является многотопливный V-образный 12 цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель MB-873 Ка500 мощностью 1500 л. с. при 2600 об/мин. Он относится к дизелям предкамерного типа, имеет жидкостное охлаждение и турбонаддув. На двигателе смонтированы два турбокомпрессора и два интеркулера, включенные в общую систему охлаждения. Он является дальнейшим развитием 10 цилиндрового МВ383 Са500 танка «Леопард-1», при этом остались без изменения размеры поршней и шатунов, повышена частота вращения коленчатого вала в режиме максимальной мощности с 2200 об/мин до 2600 об/мин и снижена степень сжатия для с 19.5 до 16.75.
Моторно-трансмиссионная установка объединена в единый конструкционный блок, включающий двигатель и трансмиссию HSWL-354/3, два турбокомпрессора и два охладителя наддувочного воздуха. Двигатель в МТО расположен вдоль корпуса танка, а между МТО и боевым отделением установлена огнеупорная перегородка.
Пуск двигателя осуществляется электростартером. Для облегчения пуска в зимнее время используются свечи накаливания, установленные в предкамерах, а при температуре ниже -20° С производится предпусковой прогрев двигателя от обогревателя.
Топливные баки общей емкостью 500 л находятся в МТО, еще два бака емкостью 700 л — на надгусеничных полках.
Над картером трансмиссии расположены два кольцевых радиатора системы охлаждения, в центре которых установлены центробежные вентиляторы с приводом от трансмиссии через гидромуфту. Гидромуфта позволяет осуществлять бесступенчатое регулирование скорости вращения вентиляторов в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Мощность, затрачиваемая на привод вентиляторов, достигает 220 л. с. Воздух для охлаждения двигателя поступает через круглые решетки на крыше МТО и выбрасывается вместе с выхлопными газами через решетки на крыше корпуса.
Воздух для питания двигателя поступает через два воздухозаборника, расположенные на крыше МТО и прикрытые сверху кормовой нишей башни, в два воздухоочистителя, закрепленные с двух сторон на двигателе и соединенные короткими патрубками с турбокомпрессорами.
Воздухоочистители-двухступенчатые. В качестве первой ступени используется циклон, а в качестве второй — сменные кассеты с фильтрующими элементами. Пыль, отфильтрованная на первой ступени, удаляется электро вентиляторами.
Над картером трансмиссии расположены два кольцевых радиатора системы охлаждения, в центре которых установлены центробежные вентиляторы с приводом от трансмиссии через гидромуфту. Гидромуфта позволяет осуществлять бесступенчатое регулирование скорости вращения вентиляторов в зависимости от температуры охлаждающей жидкости. Мощность, затрачиваемая на привод вентиляторов, достигает 220 л. с. Воздух для охлаждения двигателя поступает через круглые решетки на крыше МТО и выбрасывается вместе с выхлопными газами через решетки на крыше корпуса.
На танке Т-64Б установлен двухтактный дизель 5ТДФ мощностью 700 л.с. Ряд принципиальных идей двигателя 5ТД были заложены в немецком авиационном двигателе «Jumo 205». Двигатель имеет пять цилиндров, два коленчатых вала, соединенных зубчатой передачей и 10 встречно движущихся поршней.
Дальнейшим развитием дизеля 5ТДФ явился шестицилиндровый 6ТД мощностью 1000…1500 л.с. Двигатели серии 6ТД в настоящее время применяется на танках Т-80УД, «Аль-Халид», БМ «Оплот» и в новом китайском танке VT1-А и его модификациях.
Разработчики двигателя MB 873 Ка500 заявляют о его мощности 1500 л.с. Однако, эта величина соответствует стендовым условиям. В объектовых условиях будут иметь место потери мощности на всасывание и выхлоп, что приведет к снижению свободной мощности (входная мощность на входе в трансмиссию) до ~1200 л.с.
Трансмиссия
На немецком танке «Леопард-2А4» применяется трансмиссия HSWL-354/3 фирмы «Ренк». Это двухпоточная гидромеханическая трансмиссия с блокируемым комплексным гидротрансформатором, четырехступенчатой планетарной коробкой передач с дифференциальным механизмом поворота и гидрообъемной передачей. Гидротрансформатор выключается с помощью блокировочного фрикциона.
Трансмиссия обеспечивает четыре передачи переднего и две передачи заднего хода. Вокруг оси танк поворачивается за 10 секунд. Остановочные тормоза комбинированные, с гидродинамическом замедлителем. Они обеспечивают остановку танка при движении с максимальной скоростью за 3.6 секунды
Коробка передач состоит из трех планетарных рядов с дисковыми тормозами, обеспечивающими включение 1, 11 и III передач, и блокировочного фрикциона для включения IV передачи. Реверс включается с помощью фрикционных элементов; он дает возможность быстрого переключения с переднего на задний ход в момент, когда танк еще продолжает двигаться вперед (со скоростью не более 8 км/ч). Применение гидрообъемной передачи механизма поворота позволяет производить кинематическое регулирование радиуса поворота по аналогии с автомобилем и уменьшает динамические нагрузки на трансмиссию и ходовую часть. Гидрообъемная передача состоит из регулируемого аксиально-поршневого насоса и нерегулируемого гидромотора. Качающаяся шайба гидронасоса связана через тягу с сервоприводом штурвала управления поворотом танка. Поворот штурвала регулирует производительность насоса.
В трансмиссии установлена автоматическая гидродинамическая муфта, выполняющая следующие функции:
- увеличение крутящего момента гидромотора с возрастанием нагрузки при малых радиусах поворота;
- торможение танка в сочетании с двумя механическими остановочными тормозами.
- Муфта включается и работает как гидрозамедлитель до 15 град. хода педали тормоза;
- в остальном диапазоне когда она работает совместно с остановочными тормозами. В результате обеспечивается уменьшение износа металлокерамических дисков тормозов и высокое замедление танка при торможении — до 5, 5 м/с2.
Бортовой редуктор — планетарный, передаточное число — 4,67.
Система управления трансмиссией — механо-электрогидравлическая, обеспечивает автоматическое переключение передач. Управление механизмом поворота — гидравлическое от штурвала; привод управления остановочными тормозами — механический. Система управления двигателем и трансмиссией, в случае необходимости, позволяет командиру управлять танком.
Трансмиссия HSWL-354/3 содержит значительное количество гидравлических устройств: гидротрансформатор, гидро-объемная передача, гидро-динамическая муфта и 7 фрикционных устройств, которые выделяют значительное количество тепла. Дополнительно к нему добавляются потери мощности в зубчатых зацеплениях и подшипниках качения. Фирма-разработчик не раскрывает истинные значения холостых потерь в трансмиссии, но по нашим оценкам они составляют не менее 200 – 250 л.с.
Таким образом, входная мощность в гусеничный движитель, с учетом потерь мощности на ведущем колесе составляет ~ 800 л.с.
БМ «Булат»" имеет перспективы последующей модернизации за счет установки более мощной силовой установки с двигателем серии 6ТД.
Танки Т-64БМ с двигателем 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. успешно прошли Государственные Испытания на 12 000 км и были приняты на вооружение СССР приказом Министра обороны СССР от 21.12.83 №0262
При этом важно отметить, что двигатели 6ТД-1 отработали в модернизированных танках по 500 ч в различных климатических зонах без замечаний, подтвердив высокий уровень надежности. Это полностью опровергает мнения скептиков о том, что Т-64 не имел потенциала по модернизации по массе и по мощности двигателя.
На танке Т-64 и его модификациях установлены две бортовые коробки передач (БКП).
Семискоростная БКП, была разработана в начале 60-х годов для танка Т-64 под двигатель 5ТДФ, мощностью 700 л.с.
В 70-е годы БКП была усилена под двигатели В-46, 6ТД-1 и унифицирована для ВГМ тяжелой весовой категории. В настоящее время она является основной трансмиссией танков Т-64, Т-64А, Т-64Б, Т-80УД, Т-72, Т-90С, тягачей МТ-Т, инженерных машин БТМ-4М «Тундра», БРМ-3, БРЭМ-1, МТУ-72, МТУ-90, выполненных на шасси МТ-Т, Т-72 и Т-90С, и гусеничных машин ГМ-831..ГМ-835, носителей ракетного вооружения (комплексы С-300В).
БКП включает 4 планетарных ряда, 4 тормозных и 2 блокировочных фрикционов, бортовой редуктор с передаточным отношением 5.454.
БКП – трех степенная, для обеспечения прямолинейного движения требуется включение двух фрикционов в каждой БКП. Поворот танка осуществляется за счет включения пониженной передачи в БКП отстающего борта. Трансмиссия обеспечивает 7 передач переднего хода и 1 – заднего. Система управления механо-гидравлическая.
Суммарные холостые потери мощности в трансмиссии, в режиме максимальной мощности двигателя (2850 об/мин), составляют ~ 70 л.с.
К достоинствам БКП относятся:
- высокая надежность и ресурс до капитального ремонта;
- относительная дешевизна;
- небольшие габариты и масса;
- незначительные холостые потери мощности в зубчатых зацеплениях, подшипниках качения и на барботаж масла;
- простота в обслуживании.
К недостаткам БКП относятся:
- конструкция БКП не имеет запасов прочности для работы с двигателями, мощность; которых превышает 1200 л.с.;
- управляемость танка с БКП существенно уступает зарубежным образцам.
Ходовая часть
В связи с отсутствием достоверных данных по эксплуатации «Леопарда-2», воспользуемся материалами по эксплуатации Т-80. Это позволит выполнить ориентировочное сравнение ходовых систем рассматриваемых машин.
Система подрессоривания танка «Леопард-2» имеет несоосные торсионы т.е. опорные катки левого борта смещены вперед на межцентренное расстояние между торсионами (около 140 мм) относительно опорных катков правого борта. Это конструктивное решение вызывает:
- постоянный увод машины с необходимой траектории движения и требует постоянной работы штурвала и связанных с ним гидросистем трансмиссии (имеют место потери мощности и требуется постоянный отвод тепла);
- дополнительные поперечные колебания корпуса, отрицательно влияющие на экипаж и точность стрельбы.
Торсионы имеют диаметр 62 мм и длину 2100 мм и монтируются на всю ширину корпуса.
На подвесках трех передних и двух задних опорных катков каждого борта установлены фрикционные амортизаторы двухстороннего действия, а на ограничителях катков этих подвесок — гидроупоры. Динамический ход опорного катка — 320 мм, полный ход катка 526 мм.
Конструкторы пошли на определенный риск, применив подобные амортизаторы, так как их эффективность сильно зависит от температуры воздуха, степени износа, а реальный коэффициент демпфирования амортизатора с трудом поддается проверке.
Опорные катки двускатные с резиновыми шинами и съемными дисками из алюминиевого сплава, ступицы — стальные. Диаметр катков, по сравнению с танком «Леопард-1», увеличен с 660 мм до 700 мм. Поддерживающие катки односкатные, обрезиненные, установлены в шахматном порядке, по четыре на борт. Направляющие колеса по конструкции аналогичны опорным каткам, однако их диаметр меньше — 600 мм. Ведущие колеса имеют стальные съемные зубчатые венцы.
Разрушение резинового бандажа опорных катков опорных катков «Леопард-2» при эксплуатации в условиях каменистой местности (Афганистан).
Гусеницы с резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, шаг гусеницы 184 мм. Для уменьшения давления на грунт фирма Диль разработала новые траки шириной 635 мм; в пазах трака крепятся пружинными защелками по две асфальтоходные подушки. Для увеличения сцепления при движении по снегу, льду или скользкому грунту часть подушек (до 10 на гусеницу) может заменяться съемными стальными грунтозацепами Х-образной формы. В приливах по краям траков имеются по два конических отверстия, в которые для преодоления коротких участков тяжелых грунтов забиваются заостренные стержни-шпоры. Кроме того, для снижения среднего удельного давления на грунт при движении по рыхлому грунту на каждый 8-й или 9-й трак могут устанавливаться уширители.
Ходовая часть, отделения управления и моторно-трансмиссионное, а также силовой блок танка «Леопард-2А2/А4»" без существенных изменений позаимствованы у танков «Леопард-2» и «Леопард-2АV».
Конструкции системы подрессоривания и гусеничного движителя танка «Леопард-2» наиболее близки к советскому Т-80: трак, шириною 580 мм и обрезиненной беговой дорожкой, разборной алюминиевый опорный каток с наружным резиновым ободом диаметром 670 мм.
По нашим оценкам, холостые потери мощности в гусеничном движителе "Леопарда-2" составляют ~350 л.с. за счет введения седьмого опорного катка, существенного увеличения массы гусеницы (ширина трака 635 мм).
Т-64Б
«Изюминкой» системы подрессоривания танка Т-64 явились укороченные в два раза торсионы. Именно это конструкторское решение обеспечивает их соосность. Для сохранения требуемого динамического хода, который определяется углом закручивания, пришлось в два раза повысить допускаемые касательные напряжения кручения.
Технология изготовления торсионов танка Т-64 позволяет достичь допускаемые касательные напряжения 1500 МПа (на «Леопарде» — только 1050 МПа).
На первых порах эксплуатации танков Т-64 имели место случаи поломок торсионов, но это вызывалось отступлением от технологии изготовления и микроповреждениями поверхностного слоя. Его защита, путем обматывания изоляционной лентой, оказалось предельно простой и достаточно эффективной. В последствии, конструкция была доведена до требуемого уровня, замечаний по их работе не возникало. Укороченный в два раза торсион сохранил требуемый угол закручивания 620.
Опорный каток танка Т-64 — двухскатный, обод стальной с внутренней амортизацией. Диск и ступица выполнены из алюминиевого сплава.
Конструкция катка выполнена в лучших традициях морозовской конструкторской школы. Обратите внимание на два буртика на ступице в зоне нижней части стального обода – это ограничители радиального перемещения обода. Изящно, просто и надежно…
Случаев разрушения внутренней амортизации при эксплуатации на типовых танковых трассах не было. Исключение составляет бетонная трасса — наблюдался перегрев резины и возникали высокочастотные вибрации, обусловленные звенчатостью гусеницы. Опорные катки Т-64 обладают повышенной надежностью по сравнению с обрезиненными катками танков Т-72 и Т-80, обеспечивают высокую проходимость и имеют более низкую стоимость.
На танке Т-64 применяется телескопический гидроамортизатор, одноступенчатый двустороннего действия. В качестве рабочей жидкости используется 7-50-СЗ. Ее применение повысило надежность гидроамортизаторов. Величина усилия отсечки на прямом ходе равна 9000 кг. Гидроамортизатор работает очень эффективно. Расплатой за эффективность стал перегрев рабочей жидкости. Выходом из сложившейся ситуации явилось установка термоклапана. При интенсивной работе амортизатора и нагреве масла биметаллическая пластинка, под воздействием тепла, вследствие разных коэффициентов расширения составляющих пластин, будет деформироваться и больше откроет отверстие, через которое легче и больше пойдет поток масла. Жидкость охладиться, пластинка возвратится в исходное положение, и амортизатор снова будет работать в своем режиме.
На первых порах, из-за износа, часто разрушались шток и уплотнения гидроамортизатора. В последствии установили резиновый кожух и проблема исчезла.
Гусеница танка Т-64 имеет параллельный резино-металлический шарнир (РМШ), металлическую беговую дорожку, цельно-штампованные звенья с хорошей ажурностью, что обеспечивает достаточную очищаемость ее от грунта, снижает коэффициент трения качения опорного катка по беговой дорожке.
К преимуществам гусеницы танка Т-64 можно отнести высокие сцепные качества, низкий вес, хорошую очищаемость, высокую надежность, достаточный ресурс (10 – 11 тыс. км), низкие холостые потери мощности в гусеничном обводе при перематывании (~280 л.с. в режиме максимальной скорости движения), что обусловлено относительно незначительными силами инерции и гистерезисными потерями в РМШ.
Высокие сцепные качества гусеницы танка Т-64 объясняются формой опорной поверхности и конструкцией опорного катка.
Маленький стальной (жесткий) опорный каток обеспечивает высокие контактные давления на стальную беговую дорожку трака. Под их воздействием гибкий (с параллельным шарниром) трак, лежащий на податливом несущем основании, деформируется с переменным радиусом кривизны. Жесткий цельный трак, с последовательным шарниром танка Т-72, этим свойством не обладает. Максимальные давления в системе «гусеница-грунт» возникают в центре трака, в зоне башмака, а там полость, которая забивается грунтом и удерживает его шпорами. Именно она обеспечивает высокий коэффициент трения в системе «гусеница-грунт» и высокие тягово-сцепные качества гусеничного движителя. 20…25% тяговых (сцепных) качеств гусеницы танка Т-64 реализуется БАШМАКОМ.
Форма опорной поверхности звена и отверстия в нем не только уменьшают вес (снижают холостые потери на перематывание), повышают очищаемость гусеницы, но и повышают ее сцепные свойства: работают внутренние связи (усилия) между частицами грунта, находящимися под и над гусеницей. За счет этого реализуется еще 15…25% тягового усилия. Остальные 50…65% реализуются грунтозацепами (шпорами) трака. Гениальность ходовой части морозовского Т-64 в ее простоте и эффективности. «В танке мелочей не бывает», — любил повторять А.А. Морозов и ходовая часть Т-64 этому подтверждение.
Преимущества и недостатки силовой установки Т-64Б (БМ «Булат»)
При оценке боевых возможностей танков используется удельная мощность танка, как отношение стендовой мощности двигателя к весу танка.
- Для «Леопарда-2» этот показатель равен 27,2 л.с./т.
- Для Т-64Б – 17,7 л.с./т.
- Для БМ «Булат» с 5ТДФ и 6ТД 19 и 22л.с./т. соответственно.
Такой подход не учитывает потерь мощности в системах двигателя, трансмиссии и ходовой части.
Мы считаем более объективным критерием может быть отношение мощности, расходуемой на движение танка к его подрессоренному весу.
Немецкий двигатель МВ 873 по мощности в 2 раза превосходит украинский 5ТДФ, но за счет значительных потерь мощности в системах двигателя, трансмиссии и ходовой части, а так же значительного веса «Леопард-2А4», действительная удельная мощность двигателя, приведенная к подрессринному весу танка «Леопард-2А4» составляет 7.84 л.с./т. Для Т-64Б этот показатель составляет 6.35 л.с./т. При установке форсированного двигателя 5ТДФ мощностью 850 л.с. или 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. модернизированный танк не уступает «Леопард-2А4».
Проходимость танка Т-64
Танк Т-64 показал высокие показатели проходимости при движении по заболоченным участкам и снежной целине. На фото показаны рабочие моменты испытаний Т-64 на проходимость и предельную забиваемость грязью, при которой теряется подвижность машины.
Оценивая эффективность ходовым систем танков Т-64, Т-72 и Т-80 на основании материалов экспериментальных исследований, установлено, что ходовая часть танка Т-64 показала лучшие тягово-сцепные качества, а в дополнении с ажурностью и самоочищаемостью траков, обладал наименьшими холостыми потерями мощности в гусеничном движителе.
На фото показана предельная забиваемость ходовой части танка Т-80, при которой теряется его подвижность. Считаем, что танк «Леопард-2» покажет результаты близкие к Т-80.
танка Т-64″ border=»0″ height=»399″ src=»https://alternathistory.ru/files/250112_Bulat_vs_Leo2_22.jpg» width=»582″ />
Ходовая система танка Т-64 хорошо приспособлена к эксплуатации в заболоченных участках местности.
Преодолеваемые препятствия
Характеристики преодолеваемых препятствий танков «Леопард-2А4» и Т-64 приблизительно одинаковые, исключение составляет преодоление водных преград. Некоторое преимущество «Леопард-2А4» обусловлено его большими геометрическими размерами.
Характеристики |
Т-64Б |
«Леопард-2А4» |
|
|
Глубина преодолеваемых водных преград, м: |
без подготовки |
1,8 |
1,2 |
|
с подготовкой |
5 |
4 |
|
|
Градиент, % |
63 |
60 |
|
|
Боковой крен, % |
36 |
30 |
|
|
Высота преодолеваемой стенки, м |
1 |
1,1 |
|
|
Ширина преодолеваемого рва, м |
2,81 |
3 |
|
На танке «Леопард-2» при преодолении глубоких водных преград, охлаждение двигателя осуществляется забортной водой, поступающей в радиаторы, вентиляторы при этом отключаются. Встроенная система клапанов, при этом, обеспечивает перекрытие отверстий воздухозаборников. Воздух в МТО поступает или через люк командира, или через телескопическую трубу-лаз.
Конструкция Т-64 позволяет преодолевать водные рубежи глубиною до 5 метров. По длине преодолеваемого участка — ограничений нет. Подготовка танка к преодолению водной преграды имеет три этапа.
До 10 км от места форсирования. Его длительность 35-40 минут.
До 5 км от места форсирования. Его длительность 25-30 минут.
Контрольный осмотр машины перед форсированием. Время до 5 минут.
Важным преимуществом танка Т-64Б являются меньшие требования к инфраструктуре, так для передвижения Леопарда-2А4 подходят только мосты соответствующие стандарту MLC 70.
5. Выводы |
По компоновке. Компоновка танка «Леопард -2 А2/А4» выполнена по классической схеме. Это привело к значительному увеличению веса машины до 55.2 тонны, что повлияло на повышенные требования к мощности двигателя, пропускной способности трансмиссии и росту нагруженности ходовой части.
Революционная компоновка Т-64 позволила повысить характеристики огневой мощи, защиты и подвижности танка не превышая 45 тонн.
По защите. Анализ защищенности танков «Леопард-2А4» и Т-64Б показывает:
Для обоих танков, в современных боевых условия, слабозащищенным местом является крыша башни и МТО. Лобовое бронирование находится приблизительно на одинаковом уровне 400 – 600 мм;
Боковая защита боекомплекта в башне «Леопард -2А4» уступает Т-64Б;
За счет установки на танк Т-64Б динамической защиты его защитные функции могут быть существенно повышены.
По основному вооружению. Основное вооружение танка Т-64Б (2А46М-1) превосходит немецкий аналог Rh-120 как по калибру (125 мм), так и по штатной номенклатуре боеприпасов БПС, КС, ОФС и КУВ.
По дополнительному вооружению. На танке Т-64Б установлена закрытая зенитная установка ЗУ-64 с пулеметом «Утес» калибром 12.7 мм, что превосходит MG-3 калибра 7.62 мм и обеспечивает защиту экипажа при ведении боевых действий. Преимуществом БМ «Булат» является возможность применения стабилизированного по вертикали пулемета при стрельбе с ходу.
По двигателю. Немецкий двигатель МВ 873 по мощности в 2 раза превосходит украинский 5ТДФ, но за счет значительных потерь мощности в системах двигателя, трансмиссии и ходовой части, а так же значительного веса «Леопард-2А4», действительная удельная мощность двигателя, приведенная к подрессринному весу танка «Леопард-2А4» составляет 7.8 л.с./т. Для БМ «Булат» этот показатель составляет 6.3 и 7,5 л.с./т для варианта с двигателем 5ТДФ и 6ТД. При установке форсированного двигателя 6ТД мощностью 1000 л.с. модернизированный танк не уступает «Леопард-2А4».
По трансмиссии. БКП танка Т-64Б значительно уступает немецкой HSWL-354/3 по пропускной мощности и управляемости.
Другим недостатком БКП Т-64 является малая скорость заднего хода, при установке реверсивных бортовых передач обеспечивающих дополнительно 4 передачи заднего хода показатели Т-64 соответствуют «Леопард-2А4». При установке системы управления автоматической трансмиссией (СУАТ) показатели управляемости выходят на уровень «Леопард-2А4».
По гусеничному движителю, тягово-сцепным качествам и проходимости. Имеющиеся у нас материалы показывают значительные преимущества ходовой части Т-64Б в сравнении и «Леопард-2 А4».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Танк Т-64БМ «Булат» по основным ТТХ не уступает «Леопарду-А4» и значительно превосходит его по показателю «боевая эффективность/стоимость».
На базе шасси танка Т-64, ХБТРЗ создало опытные образцы семейства ВГМ, обеспечивающие решение основных задач современного сухопутного боя.
танка Т-64, ХБТРЗ создало опытные образцы семейства ВГМ, обеспечивающие решение основных задач современного сухопутного боя.» border=»0″ height=»274″ src=»https://alternathistory.ru/files/250112_Bulat_vs_Leo2_23.jpg» width=»680″ />
Литература:
1. Л. И, Абрамов, С. М. Гарнов, В.И. Самойленко, В.Е. Тютина, П. С. Чернец. «Натурные испытания западногерманского панарамического прибора командира». Вестник бронетанковой техники, №11. 1990
2. С. А. Диков, М. М. Растопшин, А. А. Лукьяница, С. А. Почкин. Вестник бронетанковой техники, №5. 1990
3. Г. Ф. Татарин, канд. техн. наук. В. Г. Толочин, Ю. А. Шишков «Оценка защиты зарубежных танков на основе метода воссаздания схем бронирования». Вестник бронетанковой техники, №11. 1979
4. Rolf Hilmes Schützverbesserungen bei gepanzerten Fahrzeugen Möglichkeiten und Grenzen von Kampfwertsteigerungen. Soldat und Technik. Februar, 2002, S. 17-21.
Источник — http://btvt.narod.ru/raznoe/bulat-leo2.htm