Танк, сломавший хребет Кайзеррейху. Лёгкий русский танк Первой Мировой Войны – Вездеход №3
Как известно, в начале 1916 года военное министерство Российской империи прекратило финансирование «Вездехода» Пороховщикова, однако молодой талантливый инженер продолжил работы над машиной на свои собственные средства.
Главной проблемой машины была ненадёжная и чрезмерно сложная ходовая часть. Тогда Александр Пороховщиков решил переделать свою машину и оснастить её более традиционной ходовой частью.
Содержание:
Разработка
Опытная машина была сделана в мастерской Пороховщикова (в Петрограде). Ходовую часть для своей машины он спроектировал на основе тракторной, правда, изрядно переработанной. От невероятно сложно многослойной брони конструктор также отказался, установив на машину листы из обычной броневой стали толщиной полдюйма, что соответствует 12,7 мм. При этом вся броня на машине была одинаковой толщины во всех проекциях. Она обеспечивала защиту экипажа от пуль винтовочного калибра и осколков.
Двигатель на танк также поставили новый, по сравнению с первыми прототипами «Вездехода». Теперь на машине стоял карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый мотор жидкостного охлаждения «Руссо-Балт», развивший мощность 40 л. с.
С этим силовым агрегатом 4-тонная машина разгонялась по шоссе до 30 км/час.
В качестве основного вооружения для танка был выбран 7,62-мм пулемёт Максим.
Технические характеристики:
- Боевая масса, т – 4;
- Экипаж, чел – 2;
- Броня, мм – 12,7;
- Вооружение – пулемёт «Максим» калибра 7,62 мм;
- Двигатель – «Руссо-Балт» мощностью 40 л. с.;
- Максимальная скорость;
- По шоссе, км/час – 30
- По пересечённой местности, км/час – 20;
Боевое применение
После того как в конце 1916 года машина была показана военным, она их полностью удовлетворила. Тем более что первые танки уже были применены на Сомме и проявили себя в высшей степени удачно. После чего русское военное руководство задумалось о том, что неплохо бы было иметь такой вид боевых машин. Таким образом, танк Пороховщикова оказался для российской армии очень кстати. Был сразу дан заказ Пороховщикову на выпуск 100 танков. Производство их было развёрнуто на заводе Пороховщикова в Петрограде.
К февралю 1917 года было построено 20 машин. Когда грянула революция, танки получили своё первое боевое крещение, что прискорбно, не против врагов России, а против своего народа. В ходе мятежа в Петрограде все 20 танков выехали на улицы города и участвовали в его подавлении.
К началу летнего наступления на германском фронте 1917 года в войска поступило 63 машины, которые были собраны в броневой полк. Большего количества машин Пороховщиков выпустить не смог по причинам перебоев с поставкой силовых агрегатов. Но даже этого количества танков хватило для взламывания германского фронта и развития наступления на Запад.
После сверхудачного боевого опыта применения танков, военное министерство разместило заказ на изготовление сразу 1000 боевых машин. А их производство, кроме завода Пороховщикова, было размещено ещё на заводе Руссо-Балт.
В 1917 году Пороховщиков подготовил пушечную модификацию своей машины. В достаточно просторной башне была размещена 47 мм пушка Гочкиса.
Дальнейшее развитие
За годы Первой Мировой Войны Пороховщикову удалось заработать круглую сумму денег, которую он вложил в расширение своего предприятия. Была создана многопрофильная корпорация «Пороховщиков», которая стала основным поставщиком танков для армии Российской империи. Кроме танков корпорация Пороховщикова выпускала ещё и самолёты, как военные, так и пассажирские, автомобили и двигатели. Но об этом будет рассказано в будущем.