16

Тайная жизнь Diplodocus Militaris

В ходе дискуссии (гхм) на тему ранних танков, наткнулся на это совершенно неизвестное мне прежде видео испытаний третьего прототипа машины Бойро (фр. Automobile ‘la Machine Boirault écrase barbelé’ — самодвижущаяся машина (для) сокрушения колючей проволоки Бойро). Видео датировано 1918 годом, и похоже, что машина Бойро прекрасно себя чувствовала и французские военные интереса к ней вовсе не потеряли.

Небольшой ликбез: машина Луиса Бойро была одним из первых образцов бронированной вездеходной техники, созданных в начале Первой Мировой Войны. Гусеничное шасси, позднее породившее танки, на тот момент рассматривалось лишь как одно из возможных решений, и на свет появились такие системы как шарнирные лапки на ободе колеса («Pedrail Landship» Диплока), колеса огромного диаметра («Царь-танк» Лебеденко), и даже… переступающие полозья («Landpanzerkreuzer» Гёбеля).

Французский инженер Луис Бойро выбрал в качестве решения моногусеницу. Его машина представляла собой бронированную кабину, двигавшуюся внутри громадной цепи из соединенных шарнирами плит. Перекатываясь вперед, машина укладывала плиты впереди себя, а сзади поднимала, «выкладывая» себе дорогу. При этом она, разумеется, очень эффективно давила и вминала в землю проволочные заграждения, открывая дорогу наступающей пехоте — что и было основной идеей:

На испытаниях в 1915 году, первый прототип (прозванный за громоздкость Diplodocus militaries — военный диплодок) продемонстрировал работоспособность идеи, но не более того. Машина представляла собой по сути демонстратор концепции, не способный даже эффективно поворачивать (на испытаниях это приходилось делать посредством домкратов). Впрочем, интерес к идее у военных вполне себе возник, и Бойро продолжил работу.

Тайная жизнь Diplodocus Militaris

В 1916 году Бойро представил на испытания второй прототип своей машины. На этот раз, это уже был полноценный прото-танк, бронированный, приземистый и с амбразурами для установки оружия. Бойро кардинально изменил архитектуру «Диплодока», придав гусеничной раме ромбическую форму — подобно первым британским танкам. Удалось решить (правда, не слишком эффективно) и вопрос поворота: машина могла теперь слегка поворачивать опорные плиты в нужную сторону. Правда, радиус поворота составлял около ста (!) метров…

Тайная жизнь Diplodocus Militaris

Серия испытаний летом 1916 показала, что машина вполне в состоянии перемещаться по пересеченной местности, нести тяжелую броню и вооружение, преодолевать рвы шириной до 1,8 метра и не отставать особо от пехоты (скорость движения составляла около 1-2 км/ч). В конечном итоге радиус поворота удалось тоже уменьшить до приемлемого. В целом, третий прототип машины Бойро (вероятно, полученный переделкой второго, так как большинство источников упоминают лишь две построенные машины) отвечал требованиям французской армии.

Тайная жизнь Diplodocus Militaris

Однако к этому моменту были уже получены лучшие — в плане скорости и управляемости — результаты с гусеничными танками на базе трактора «Holt». И хотя машина Бойро могла похвастаться лучшей проходимостью, чем первые французские танки (и CA1 «Шнейдер» и «Сен-Шамон» страдали от неприспособленности тракторного шасси к преодолению рвов), да и в плане защищенности движителя имела определенные преимущества (разбить массивные опорные плиты было гораздо сложнее, чем сбить танковую гусеницу), военные от нее отказались. Считалось, что история машины на этом закончилась.

И вот оказалось, что это было далеко не так:

Тайная жизнь Diplodocus Militaris

На видео, датированным 1918 годом, машина Бойро (третий прототип) проходит испытания в качестве подвижного моста для серийного танка «Сен-Шамон». Судя по всему, идеей было использовать машины Бойро для облегчения преодоления танками рвов и крутых склонов. Для «Сен-Шамонов» с их длинным корпусом и сравнительно коротким тракторным шасси, эта проблема была более чем актуальна. Добравшись до траншеи или иного препятствия, машина Бойро становилась этаким самоходным мостом, на спину которого вскарабкивался танк, преодолевая таким образом препятствие.

Что можно отметить на данном видео?

Тайная жизнь Diplodocus Militaris

* С прототипа машины Бойро демонтировали броневые плиты, видимо, для уменьшения веса и улучшения проходимости.

* На опорные плиты машины нацеплены деревянные балки — по-видимому и для улучшения проходимости, и как опора для перебирающегося поверх танка.

* Позади машина буксирует прицепную аппарель на роллерах (без видимого усилия).

* Машина Бойро двигается быстрее, чем кажется; она явно не уступает в скорости современным ей танкам (возможно, за счет облегчения конструкции?)

* «Сен-Шамону» не хватает сил вскарабкаться «Боевому диплодоку» на спинку)

В целом… весьма интересный набор информации о весьма своеобразном проекте из эпохи раннего танкостроения! Примечательно, что французские военные не потеряли интереса к машине Бойро и нашли ей достаточно логичную нишу применения. Сам Бойро после войны весьма активно пропагандировал свой привод для применения в хозяйстве — например, транспортировке особенно крупных и массивных грузов, или самоходные мосты (!) для пересечения рек.

источник: https://fonzeppelin.livejournal.com/294311.html

The same Fonzeppelin
Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account