Этот танк существует всего в единственном экземпляре, и его испытания, ещё до конца, не закончены. Именно, эта машина, на сегодняшний день, является самой последней нашей разработкой в области бронетанковой техники.
Изначально он должен был получить название Т-92. И это не случайно, от своего донора Т-90, танк имеет столько отличий, что является, по сути, самостоятельной, новой машиной. Но что-то не сложилось, и он получил название то, что вы видите в названии статьи.
Как и все предыдущие модификации Т-90, эта разработана КБ ПО "Уралвагонзавод" (г. Нижний Тагил). В статье посвящённой Т-90 на нашем сайте (https://alternathistory.ru/osnovnoi-boevoi-tank-rossii-t-90), довольно подробно рассмотрен Т-90. Поэтому остановлюсь на основных отличиях. Кстати, до этого в средствах массовой информации эта машина проходила под индексом Т-90АМ.
История этой машины началась 8 декабря 2009 года, после совещания по состоянию танкостроения. На этом совещании руководство России высказало, недовольство как состоянием дел в танкопроме в целом, так характеристиками новейших российских танков, в частности. Если кто помнит, то тогда, шёл даже разговор о закупке танков, для армии России, за границей.
В ответ на критику в свой адрес, КБ ПО Уралвагонзавода, в течении 5 месяцев, с момента совещания, разработало новую модификацию танка Т-90, с учётом высказанных на совещании претензий к своей продукции. И уже 8-11 сентября 2011 года, новая машина, была показана на выставке вооружений в Нижнем Тагиле. После этого критика, как Уралвагонзавода, так и отечественных танков потихоньку сошла на нет. И вопрос о закупке танков за границей больше не поднимался.
Всё это произошло, потому что данная машина не только не уступала ведущим образцам зарубежных танков, но и в большинстве параметров их превосходила. Многие эксперты и не только наши, сегодня считают танк Т-90СМ лучшим в мире.
Но пройдёмся по его характеристикам. В отличии от стандартной модификации Т-90, Т-90 СМ получил модернизированный, более мощный, на 130 л.с., двигатель. Как и ранее это осталась, хорошо знакомая V-образная двенадцатицилиндровка. Но теперь она имеет мощность 1130 л.с. Повышения мощности двигателя стало необходимым в свете выросшей массы танка на 1,5 тонны. Которая теперь стала составлять 48 тонн. Так же удалось увеличить надёжность нового двигателя и его ресурс. Капитальный ремонт двигателя проводится после пробега 12 000 км, при этом ресурс гусениц составляет 6000 км.
Кроме этого, у танка новый кожух ствола пушки. Что существенно улучшает теплоотвод. Да и сама пушка новая. Она получила название 2А46М-5. Ствол пушки хромированный, его ресурс увеличен в 1,7 раза и гарантирует стабильность начальной скорости и кучности снарядов. То есть, по сути, новая пушка, более точная чем предыдущая.
Кроме пушки модернизации подвергся и автомат заряжания, но в чём её суть, не разглашается.
В угоду управляемости на танке появилась абсолютно новая автоматическая коробка передач. Данная коробка имеет функцию перехода с автоматического режима работы, на ручной. Я так понимаю для боевой обстановки.
Так же впервые на отечественных танках конструкторы отказались от традиционных рычагов. У танка появилась, привычная для автомобилей баранка, что уже давно реализовано на зарубежных танках. ЕМНИП такая система была ещё во время Второй Мировой на Пантере.
Кстати, что-то мне подсказывает, что, именно два последних пункта стали основными претензиями к отечественным танкам, высказанным на вышеупомянутом совещании 8 декабря 2009 года. Но вернёмся к характеристикам данной машины.
Танк Т-90СМ был модернизирован и в области своей защиты. На нём установлен новейший комплекс динамической защиты (ДЗ) модульного типа «Реликт». Основным его отличие является то, что он способен бороться не только с кумулятивными боеприпасами но и с бронебойно-подкалиберными, разрушая их сердечник (очень сомнительный пункт. Не представляю, что должна сделать летящая, на встречу снаряду, пластина что бы разрушить сердечник, скажем, из обеднённого урана?).
Кроме этого на танке Т-90СМ установлен ещё и комплекс активной защиты «Арена». Но он уже ранее устанавливался на отечественных танках.
Из менее значимых нововведений стоит отметить появившееся, противокумулятивные решётки, прикреплённые к экранам танка.
Всё вместе, по мнению экспертов, делает Т-90СМ самым защищённым танком в мире. По их мнению, в лобовую проекцию, современными противотанковыми средствами он вообще непробиваем.
Существенным доработкам подверглась и система управления огнём. Максимальная эффективность использования вооружения танка достигнута за счет обеспечения равных поисковых возможностей наводчика и командира. Это позволяет организовать в системе управления огнем высокоэффективный режим «охотник-стрелок», когда командир независимо от времени суток ведет наблюдение за обстановкой, обнаруживает и распознает цели, осуществляет захват их на автосопровождение, а затем через режим целеуказания «передает» наводчику для уничтожения, продолжая при этом поиск новых целей. Стабилизированная в двух плоскостях дистанционная пулеметная установка позволяет командиру, находясь внутри танка, вести эффективный огонь с места и с ходу независимо от основного вооружения.
О пулемётах. В отличии от старых советских танков Т-90СМ лишился зенитного пулемёта. Теперь роль борьбы с вертолётами и другими низколетящими целями поручена управляемым ракетам, выпускаемым через ствол. Но сам пулемёт с крыши башни ни куда не делся. Но стал не крупнокалиберный, как было ранее, а обычный, калибра 7,62 мм. И основной его задачей является борьба с живой силой противника. Пулемёт имеет дистанционное управление. Так же сохранён и 7,62 мм спаренный пулемёт.
Если отсутствие зенитного пулемёта можно считать недостатком только условно. А скорее я бы записал это техническое решение в особенности конструкции. То далее, я бы хотел рассказать о недостатке более существенном.
Все те кто видит короб в задней части башни может подумать что это автомат заряжания. Такой который на свои машины ставят, например в Харькове. Однако это не так. В задней части башни ни какого АЗ нет. Там просто ящик для части боекомплекта. Причём, в ходе боя им воспользоваться ни как нельзя. Связи с боевым отделением не существует.
Это и понятно, ни кто не хочет что бы подрыв этой части боекомплекта вывел из строя танк да и весть экипаж. Хотя я не сомневаюсь что в случае попадания в этот ящик экипаж выживет, но очень сомневаюсь что после столь мощного взрыва (как ни как там 10 выстрелов), танк останется боеспособный. Всё-таки контузию экипажу избежать будет очень трудно.
Другие ТТХ:
Экипаж, чел: 3
Масса танка с боекомплектом, т: 48
Длина корпуса, мм: 6860
Длина с пушкой вперёд, мм: 9530
Ширина корпуса, мм : 3795
Высота, мм : 2280
Клиренс, мм : 490
Двигатель, мощность: 1130 л. с. (831кВт) В-92С2Ф, на дизельном топливе
Удельная мощность, л. с./т не менее 24 (17,7 кВт/т)
Масса сухого двигателя, кг: 1100
Трансмиссия с системой автоматического переключения передач и штурвальным управлением поворотом
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 68
Преодолеваемый брод, м до 1,8
Преодолеваемая водная преграда с ОПВТ, м до 5 (ширина до 1000 м)
Машина оснащена последней модификацией 125 мм гладкоствольной пушкой семейства 2А46 – 2А46М5, имеющей повышенную живучесть ствола в 1200 выстрелов
Пушка 2А46М-5 — 125-мм гладкоствольная (применено хромирование ствола)
Масса пушки, кг 2500
Применяемые типы снарядов БПС, ОФС, БКС, УР
Выстрелы для пушки, шт.: 40 (22 в автомате заряжания)
Скорость переброса башни по горизонтали, °/с не менее 40
Пулемет, спаренный с пушкой 7,62-мм ПКТМ (6П7К)
Патроны к спаренному пулемету, шт. 2000
Пулеметная установка с 7,62-мм пулеметом 7,62-мм ПКТМ (6П7К) с УДП (Т05БВ-1)
Патроны к пулеметной установке, шт. 800 в двух магазинах
В состав вооружения входят танковые управляемые ракеты 9М119М1 с дальностью стрельбы около 5 км, которые могут пробивать гомогенную броню толщиной 950 мм.
Тип телевизионной камеры ТВКТ-95Н
Количество ТВ-камер в комплекте, шт. 4
Характеристики ТВ-камеры ТВКТ-95Н:
• угол обзора по горизонту, не менее, ° 95
• угол обзора по вертикали, не менее, ° 40
• разрешающая способность, не менее, ТВ-линий 460
• диапазон рабочей освещенности, лк 0,003 — 30 000
• прием сигналов спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС и NAVSTAR.
Прицельный комплекс:
Основной прицел наводчика многоканальный с визирным и тепловизионным каналами, лазерным дальномером, встроенным лазерным каналом управления
Увеличение визирного канала, кратность 4
Дальность распознавания цели типа «танк» через визирный канал, м: до 5000
Дальность распознавания цели типа «танк» через ТП канал, м: не менее 3500
Максимальная дальность, измеряемая дальномером, м: 7500
Баллистический электронный цифровой вычислитель с комплектом датчиков метео и топоусловий и датчиком учета изгиба ствола
Возможность автоматического сопровождения целейобеспечивается независимо с места наводчика и с места командира с реализацией режима «охотник — стрелок»
Броневая защита комбинированная, с модульной ДЗ и решетчатыми экранами на кормовых и бортовых проекциях
Система постановки завес оптико-электронная от противотанковых средств c лазерными ГСН или ЛД
Система защиты от оружия массового поражения коллективная, с приборным комплексом ПКУЗ-1А
Система электромагнитной защиты
Быстродействующее противопожарное оборудование
Защита экипажа от вторичного потока осколков танка противоосколочные экраны из арамидной ткани
Танк оснащен вспомогательной дизель-генераторной установкой. Это существенно уменьшает расход топлива, и значительно снижает заметность танка в инфракрасном диапазоне.
В заключении предлагаю вам невероятно подробный видеофильм посвящённый танку Т-90СМ. На нём при помощи высокоскоростных видеокамер снята работа элементов защиты танка, таких как КАЗ. Так же авторы фильма побывали в цехах завода. И вы увидите, как сегодня делают самые лучшие танки в мире. Ну и ведущий испробует себя на разных местах в танке Т-90СМ, и вы увидите насколько просто сегодня управление современным танком. И как оно, вообще, осуществляется.
Приятного просмотра.
PS. Лично от меня ускользает смысл создания данной машины. Так как уже осенью этого, 2013, должна быть показана Армата. А она изначально является танком следующего поколения, чем Т-90, пусть даже и Прорыв. Как по мне данную машину можно рассматривать только как переходную модель, и стенд для испытания узлов и агрегатов Арматы.
Правда не стоит исключать экспортный потенциал машины. Единственное в этом плане настораживает то, что даже за стандартными Т-90 очередь не стоит. Цены на наши танки кусаются.