Т-90 по-ирански. Основной Боевой Танк «Каррар» (Кarrar)
Вообще в наших источниках, этот танк носит название Т-72 Каррар. Однако сами иранцы утверждают, что это полностью самостоятельная разработка с использованием некоторых узлов и агрегатов наших танков.
Впервые машина была представлена 12 марта 2017 на специальной презентации в Тегеране. В ходе этого мероприятия заявлялось что «Karrar» по своему уровню соответствует новейшим вариантам российского танка Т-90 и американского М1 «Абрамс».
В частности, так утверждает бывший министр обороны Хосеан Дехкан в новостях Шабестана. Отмечается, что Дехкан сыграл центральную роль в разработке этого танка. Предполагается что «Каррар» будет построен в количестве порядка 800 штук как для национальной армии, так и в Корпус стражей исламской революции. А командующий сухопутными войсками Ирана бригадный генерал Киомарс Хейдари в прошлом году заявил, что поставки начнутся уже вот-вот. Однако, по моему четкому убеждению, все эти заявления носят исключительно популистский характер. Выдают желаемое за действительное.
Дело в том, что на самом деле Иран не располагает технологиями по производству танков. В свое время в Даруде было открыто сборочное производство танков Т-72S по еще советской лицензии. Однако этот проект не был завершен из-за введения в отношении Ирана режима санкций и подписания соглашения «Гор-Черномырдин». Благодаря некоторым послаблениям, достигнутым в середине «нулевых» годов благодаря соглашению по ядерной программе, Иран получил возможность приобретать танки и вновь обратился за помощью в Россию, надеясь получить Т-90S и лицензию на него. Однако и этим планам было не суждено сбыться благодаря операции проведенной Соединенными Штатами совместно с Саудовской Аравией. В 2010 году Совбез ООН принял резолюцию №1929, запрещающую поставку Ирану «любых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, ударных вертолетов, военных кораблей, ракет и ракетных систем, в соответствии с определениями Регистра обычных вооружений ООН», что еще более затруднило Ирану военно-техническое сотрудничество в области этой категории вооружений.
Тем не менее Иран успел обзавестись рядом технологий и образцов для копирования. В рамках политики «ходке-файи» — «самообеспечения» – аналога российского «импортозамещения» иранская промышленность освоила выпуск СУО КАТ-72 – копии EFCS3-55 словенской фирмы Fotona, тепловизионных прицелов на основе китайских матриц, копий советского КУВ 1К13 «Неман» и ракет 9М119М «Инвар», а также бронебойно-подкалиберных боеприпасов. Продвинулась иранская промышленность и в металлургии броневых сталей.
Однако всего этого недостаточно для освоения полного цикла производства тяжелой бронетехники. Лично я смогу поверить в возможности иранского машиностроения только в случае если будет показано одновременно не менее 30-50 таких новых танков. А пока Иран демонстрирует только отдельные опытные образцы, причем большинство из них представляет собой модернизации и переделки старых танков американского, английского и советского производства.
С 1993 года Иран уже разрабатывал свой собственный танк под названием «Зульфакар», «Зульфикар» или «Зольфикар» — всякий раз это наименование пишут по-разному. К 1997 году было построено 6 прототипов, но дальше них дело так и не продвинулось, хотя некоторые источники считают, что Иран смог собрать до 150 таких машин. В техническом плане он представляет собой очень причудливую гибридизацию американских М48, М60 и советского Т-72. Были еще варианты «Зульфакар-2» и «Зульфакар-3». О последнем так же говорят, что его выпустили в количестве 100 экземпляров. Но реальных доказательств, да и вообще хоть каких-то мало-мальских подтверждений тому нет. «Зульфакары» из года в год показываются на парадах в единичных экземплярах. Так же отдельными экземплярами представлены иранские танки Sabalan, Tiam, Samsam, Safir-74/Shabdiz и Mobarez. «Сабалан» — это переделка древнего американского М47 «Паттон» с словенкой СУО. «Тиам» — модернизированный вариант «Сабалана» на котором установлена новая башня с 105-мм американской пушкой М68 и динамической защитой типа «Контакт-1». «Самсам» — вариант переделки опять же американского М60. «Сафир» — это Т-72 на котором зачем-то поставили пушку меньшего калибра туже 105мм М68 и опять же словенское СУО. (с той же 105-мм пушкой и словенской СУО). «Тосан» — легкий британский «Скорпион» с 90мм пушкой. «Мобарез» — напротив, тяжелый британский «Чифтен» с доработанной трансмиссией и ходовой частью.
Как видим, пока Иран не может осуществлять полный цикл производства танков. Да и модернизациями его варианты переделок известных машин назвать сложно. Что касается «Каррара», то это тоже не новый танк, и даже не модернизированный. Тут уместнее применить аналогию с автопромом: «Каррар» — это «фейс-лифтинг» Т-72S.
Видя какие хорошие отзывы имеет российский Т-90МС «Тагил», который во многом является скорее новым танком, чем модернизацией Т-90С, иранцы скопировали его внешние особенности. Кроме того, добавили черт, заимствованных с одного из фантазийных рисунков, предполагаемого вида танка «Армата», тех времен, когда облик последнего был еще совершенно неизвестен широкой публике. Получилось красиво, но не более того.
Наивысшее достижение, которого добились иранцы при изготовлении «Каррара» — это сварная башня, напоминающая своими очертаниями башню все того же Т-90МС. Однако какова стойкость ее защиты – большой вопрос. Не думаю, что бы Иран смог существенно продвинуться в этом вопросе. Кроме того, вопреки тому что пишет «Википедия», динамическая защита «Каррара» не является копией или аналогом российского «Реликта». Она скорее всего представляет собой набор элементов 4С20 и 4С22 в новых блоках. СУО все тоже – аналог словенского. Причем, оно уже начинает устаревать. Отсутствие панорамного прицельно-наблюдательного комплекса у командира заменяет дистанционно-управляемая пулеметная установка со своими приборами наблюдения. Причем облик этой установки со временем менялся – она не всегда имела свой прицел. Очень важная деталь – в отличие от российского «прототипа», «Каррар» не имеет возможности выполнять ночные стрельбы ракетой. Дело в том, что на нем стоит все тот же КУВ 1К13, доставшийся в наследство от Т-72S. При этом он никак не сопрягается с тепловизионным прицелом. От Т-72S осталась и силовая установка с дизелем В-84МС мощностью 840 л.с. против 1130 л.с. дизеля В-92С2Ф танка Т-90МС.
Судя по всему, «Каррар» оснащен старой советской пушкой 2А46, в лучшем случае 2А46М, старым стабилизатором вооружения, старым автоматом заряжания. Да и боеприпасы по своей бронепробиваемости соответствуют лишь уроню середины-конца 1980-х годов.
Таким образом, кроме внешнего сходства, которого судя по всему и добивались иранцы, «Каррар» не имеет ничего общего с Т-90МС. Он уступает по всем параметрам не только Т-90МС, но и обычным серийным Т-90С. Уступает по подвижности, защите, огневой мощи, прицельно наблюдательным возможностям. Разумеется, нет у него никаких преимуществ ни перед американским «Абрамсом», ни перед израильскими «Меркавами» третьей и четвертой генерации. О его массовом производстве – речи нет от слова вообще! Максимум, что могут попытаться сделать иранцы – это модернизировать имеющийся парк Т-72S до уровня «Каррар». Однако выигрыш от реализации такого проекта будет незначительный. Гораздо проще и эффективней Т-72S оснастить новой СУО, дистанционной пулеметной установкой и новыми защитными экранами, не заменяя родную башню. Хотя возможно, иранцы идут на такую замену в силу того, что башня Т-72S – экспортного варианта советского танка Т-72Б имеет более слабую защиту. Если защита башни Т-72Б построена на схеме «с отражающими листами», то в качестве комбинированной защиты башни Т-72S выступают давно устаревшие «песчаные стержни».
В любом случае, «Каррар» не является чем-либо особенным. Он не более чем красивая праздничная открытка, которой можно помахать при случае перед носом доверчивых и не слишком разборчивых обывателей.
Характеристики танка «Каррар».
- Масса — 51 тонна.
- Длина 6,8 метра (корпус) Ширина 3,5 метра. Высота 2,3 метра.
- Экипаж 3 человека (наводчик, командир и водитель).
- Броня — композитная броня, с динамической защитой, возможно копия Relikt ERA, но скорее всего Контакт-1.
- Основное вооружение — 125 мм гладкоствольная пушка 2А46М со стабилизатором.
- Компьютеризированная система управления огнем с тепловизионными прицелами.
- Автомат заряжания, возможно карусельного типа как в Т-72.
- Скорострельность — 8 выстрелов в минуту.
- Стабилизатор обеспечивает стрельбу с хода, возможно первого поколения.
- Типы боеприпасов — кумулятивный, фугасный, подкалиберный, управляемые ракеты (иранские копии российского выстрела «Инвар-М» с управляемой ракетой 9М119М ).
- Вторичное вооружение, зенитный 12,7 мм пулемет / 7,62 мм пулемет, дистанционного управления.
- Двигатель — дизельный, возможно копия В-84, 840 л.с. (у танка Т-90МС — 1130 л.с.)
- Подвеска — торсионная, индивидуальная.
- Запас хода возможно 550 км (+ 280 км от подвесного бака).
- Скорость, около 70 км/ч.
Источники:
https://zen.yandex.ru/media/mitin/osnovnoi-boevoi-tank-irana-karrar-5e18152674f1bc00b1eca2ed
https://zen.yandex.ru/media/gurkhan/karrar-krasivaia-poddelka-5c476b21c08f7000ad30de2a