Т-51″Зубр» или же Зубр-51. эволюция ОБТ в Российской Национальной Республики из Vladkov Conspiracy Theory часть первая.
Создание последних средних танков Объект 049, Объект 050 и создание первого ОБТ Объекта 051
В начале 1950-х годов стало очевидно, что вооружение, компоновка, манёвренность и броня этих основных танков не отвечает современным требованиям, на тот период времени. Из-за чего они не в состоянии эффективно бороться с основными тяжёлыми и средними танками вероятного противника. Поэтому армии требовался качественно новый танк, который бы превосходил по своим боевым характеристикам русские и зарубежные танки. Создание танка Объект 049 началось в 1953 году на базе танка СТ-44 «Рысь», который уже был в производстве.
Танк был создан в металле в 1955 году и получил новую подвеску с дополнительными поддерживающими тремя роликами, а катки стали более маленькими по диаметру, но их теперь было шесть, а не пять, как раньше. В итоге танк продемонстрировал себя неплохо на полигоне, однако военные желали более продвинутую модель. Было принято решение начать разработку Объекта 050.
Объект 050 начали разрабатывать по инициативе Одесского Танкового Завода, за основу взяли опытный Объект 049. Военные поставили задачи, максимально облегчить танк и при этом максимально улучшить защиту нового танка. Танк должен был получить низкий силуэт, новую башню, сделанную на основе СТ-44 «Рысь» и новый корпус.
В конструкции «Объекта 050» была использована традиционная компоновочная схема. Сзади располагалось моторно-трансмиссионное отделение. Механик-водитель располагался в центре отделения управления. Благодаря специальной компоновке моторно-трансмиссионного отделения, был достигнут его наименьший объём среди послевоенных танков. В результате, бронированный объём танка получился практически вдвое меньше, чем у СТ-44 «Рысь»
Проект «Объект 050» был наиболее перспективным для тех времен. Его целью было создание танка, который обладал бы высочайшим уровнем защиты, высокими маневренными качествами и мощным вооружением. Следует отметить, что по окончании этапа эскизного проекта начался этап выпуска конструкторской документации и изготовления опытных образцов, что требовало большого объема работ. Большинство узлов машины использовались впервые, что делало этот проект особенно сложным и подверженным риску.
Для отработки ходовой части машины на заводе был изготовлен ходовой макет, на базе видоизмененного СТ-44 «Рысь» с катками малого диаметра и гусеницами с резино-металлическими шарнирами. Общий пробег ходового макета составил 900 километров, после чего в середине 1961 года ходовые испытания были прекращены. Виной этому стали усталостные разрушения резино-металлических шарниров, вызванные циклическими нагрузками во время перекатывания опорных катков машины по гусеницам. Однако, инженеры не сдались, и впоследствии дефект был устранен подбором более усталопрочного материала.
Первый образец шасси «Объект 050» был догружен до заданной массы, после чего машина была подвергнута ходовым испытаниям. В ходе испытаний были выявлены дефекты, включая поломки деталей при пробеге на максимальной скорости, а также тепловое разрушение внутренних амортизаторов катков. В течение 1957—1960 годов на Заводе № 7 были изготовлены 6 опытных машин. Образцы прошли приемо-сдаточные и предварительные испытания, в ходе которых были выявлены дефекты и недоработки большинства узлов и агрегатов ходовой части, двигателя, механизма заряжания и других подсистем танка. Ряд тактико-технических требований к машине не был выполнен.
После устранения замечаний танк был отправлен на государственные испытания, но, к сожалению, там он полностью провалился. В результате, машина не была принята на вооружение, и идея «Объекта 050» была заброшена.
Несмотря на провал при государственных испытаниях танка «Объект 050», Министерство обороны не собиралось отказываться от перевооружения армии новейшими машинами. По результатам анализа работы над старой моделью было установлено, что создание более совершенного танка с использованием прежних технологий невозможно. Поэтому было решено направить все усилия на создание новых производственных мощностей, построить новейшие цеха для изготовления самых сложных узлов танка и привлечь к работе ведущие научно-исследовательские институты танкостроительного направления.
С началом работ в 1960 году по дальнейшему усовершенствованию конструкции танка «Объект 050» (будущий Объект 051), было установлено 107 мм гладкоствольное орудие Яп-11п2м, которая позволила повысить его боевые характеристики. На Т-51 «Зубр» впервые в мире был использован автоматический механизм заряжания орудия с выбором типа снарядов, а также оптический стереоскопический дальномер. Броня танка стала комбинированной, что повысило его защищенность от новых видов снарядов. Кроме того, Ходовая часть танка была оборудована поворотными щитами, которые также улучшили его защитные свойства. Зенитный пулемет был удален с танка в связи с бесполезностью его использования, когда скорость фронтовой авиации стала выше, а вертолеты еще не представляли опасности для танков. Новый танк стал первым в мире основным танком, который сочетал в себе качества как среднего, так и тяжелого танка.
Первые полигонные испытания Т-51 «Зубр» были проведены в 1962 году на полигоне НИИ-24 в Кубинке (Московская Губерния). Испытания длились несколько месяцев и выявили ряд недостатков в конструкции танка, которые были устранены в версии образца 1965 года. Танк использует новую комбинированную броню
Согласно докладу технической комиссии, который был представлен 12 декабря 1962 года, испытания танка Объекта 051 прошли успешно. Основные тесты включали проверку боевых свойств танка, его маневренности, надежности и управляемости.
В результате испытаний было выявлено, что новый танк имеет высокую мощность двигателя, скорость передвижения по бездорожью, достаточную броню для защиты от кумулятивных боеприпасов, высокую точность стрельбы и устойчивость при движении в засадах.
Однако были также обнаружены некоторые проблемы, в том числе с работой топливного насоса и системы дозарядки. Были также выявлены небольшие проблемы с обслуживанием танка, так как его конструкция была довольно сложной и требовала специализированных знаний и навыков для обслуживания. В 1964 году, танк получил новое 125 мм гладкоствольное орудие которое вместе с АЗ, успешно прошла испытания и на момент 1964 года могло считать самым лучшим в мире. Танк получил новую классификацию ОБТ, и был должен полностью заменить СТ и ТТ как класс техники.
Образец 1965 года отличался доработанной ходовой частью которая была полностью доработана и без добавление седьмого катка потенциал нагрузки на танк мог достигать 54 тонны. Установлена новая система гидропневматической подвески с изменяемым давлением, которая предназначена для улучшения маневренности и уменьшения ударных нагрузок на членов экипажа во время передвижения по пересеченной местности. Башня была доработана, и изменена маска орудия, а боковые скосы щёк были доведены до 60°. Командир получил новую закрытую ЗПУ. Испытания Зубра-51 образца 1965 показали, что это был высокотехнологичный танк, который обладал выдающимися характеристиками, огромный потенциалом для модернизации и мог считаться одним из лучших танков в мире. Несмотря на то что Зубр-51 будет принят на вооружение только в 1966 году, серийное производство начнётся уже в 1965 году.
Принципиально новый танковый дизельный двигатель 4ТПД был разработан специально для «Зубра-51» в дизельном Конструкторском Бюро завода №75 под руководством А.Д. Чаромского. Двигатель был создан на основе концепции А.А. Морозова, которая возникла задолго до начала работ над танком «Объект 049». Официально работы над двигателем начались в 1946 году.
Продолжение следует… На последок можете поглядеть на 3д модель Зубров-51 собранных в Спрокете.