Т-35 на шасси Т-26. Танк для парадов.

23

Содержание:

Вот статья из Альтпедии про Т-35:

Т-35 на шасси Т-26. Танк для парадов.

Уж для такого выдающегося танка, как Т-35, статья явно маловата.

И картинка, которая конечно передает атмосферу военного парада, но вызывает сомнение тип изображенного танка. Хотя на борту и написано “К.Маркс”, но есть сильное подозрение, что это не Т-35. Опять, же – подпись к картинке. Получается, что Т-35А образца 1936 года участвует в параде на Красной площади в 1934 году. Что странно.

И что это за “небольшие различия в устройстве ходовой части”?

Давайте разбираться.

Для начала, кто такие инженера из обуховского ОКБ? Да это же наши старые знакомые, коротышки из Цветочного города. Их дебют был не очень удачным, но коллектив сложился перспективный, и вскоре они разработали средний и малый танки и БМП.

Но им еще с мая было дано задание на разработку пары тяжелых танков к ноябрьским праздникам. И как то все руки не доходили заняться этим делом, и вдруг – бац! До парада остался месяц, задание на контроле, и еще ничего не сделано. Нет даже эскизных набросков! Дальнейшие работы ведутся в авральном режиме. На усиление бригады направляются зам. по связям с общественностью т. Незнайка, зам по связям с прессой поэт т. Цветик, и художник т. Тюбик на должность художественного руководителя проекта.

Незнайка сразу наладил связи с троллейбусным парком и с моряками КБФ. Экипаж эскадренного миноносца “Карл Маркс” взял шефство над проектом одноименного танка. Это потом сильно помогло.

Цветик на своем участке тоже хорошо продвинулся. Много материала выдал, и в стихах, и прозой. С Лебедевым-Кумачем у них вышел творческий союз. Помните стихи:

Танк летит – земля дрожит.
Враг повержен и бежит.

Это их совместное творчество.

Тюбик на основании фотографий с первомайского парада и имеющегося в цеху железа выдал следующую идею – надо взять колеса или гусеницы от Т-26 (ага, вот и он, двадцать шестой!) и поставить на них корпус требуемого размера с соответствующим прикладом.

А внешний вид можно срисовать с фотографий, это не проблема.

Т-35 на шасси Т-26. Танк для парадов.

Сказано-сделано. Благо, 26-й стоял без башни, так что на него без проблем установили корпус длиной 7,5 и шириной 2,2 м. См. картинки ниже.

Т-35 на шасси Т-26. Танк для парадов.

Т-35 на шасси Т-26. Танк для парадов.

Понятно, что длинный корпус на коротких гусеницах смотрится кургузо, поэтому для зрительной завершенности машины по бокам были установлены дополнительные накладные гусеницы. Так возникло своеобразное многогусеничное шасси, рассмотрим его поподробнее.

Внутренняя ходовая часть взята от Т-26 обр. 1931г почти без изменений, если не считать, что пришлось по-новой организовывать подвод/отвод охлаждающего воздуха. Также, место механика-водителя было перенесено вперед и вверх, что потребовало перестановки рычагов управления.

Внешняя ходовая часть, применительно к одному борту содержит два направляющих катка спереди и сзади, шесть поддерживающих, шесть опорных и три дополнительных катка.

Опорные катки крепятся на торсионной подвеске, причем торсионы проходят внутрь корпуса сквозь внутренние гусеницы и подвеску от Т-26.

На первых порах внешние гусеницы были бесприводные. Предполагалось, что они будут перематываться за счет трения о грунт. Да, на грунте так и было – внутренняя пара гусениц создавала тягу, танк кое-как двигался, а внешние гусеницы перематывались, создавая видимость полноценного танка. Но на асфальте, а тем более на брусчатке Красной площади, внешние гусеницы иногда пробуксовывали; танк двигался с неподвижными гусеницами, выглядело все безобразно.

Поэтому было решено сделать задние внешние колеса ведущими. Так как искать подходящий привод было некогда, то поставили, что было под рукой – на каждое заднее колесо установили реверсивную пневматическую турбину с гидромуфтой и планетарным редуктором. Дешево и сердито. Точнее, может быть и не так дешево, но зато быстро.

Т-35 на шасси Т-26. Танк для парадов.

Сперва попытались крутить турбины от выхлопной трубы двигателя Т-26. Это не получилось, не хватало давления. Тогда в машинном отделении танка установили дополнительный дизель-компрессор. Компрессор подогнали флотские, а рядный 4-х цилиндровый дизель мощностью 45 лс взяли от немецкого грузовика. То ли Benz, то ли Mann. Незнайка где-то достал.

И тут, опять же, подходящую схему нашли не сразу.

Попробовали подавать сжатый воздух на всос в карбюраторный двигатель ГАЗ-26. Эффект получился интересный – мощность движка явно увеличилась, это при том, что выхлоп шел на противодавление и вращал турбины. Но двигатель работал нестабильно, то глох, то шел вразнос.

Разбираться было некогда, поэтому схему переделали – пустили сжатый воздух от компрессора непосредственно в турбины. Такая схема работала стабильно. А еще моряки подарили аппарат подогрева сжатого воздуха от торпеды со впрыском воды. Теперь турбины приводились в движение подогретой паро-газовой смесью.

Обе пары гусениц стали приводные! Танк легко разгонялся до 30 км/ч, а вой и грохот стояли такой, что сразу было ясно – едет настоящий тяжелый танк.

Пневмотурбины установили также на вентиляторы охлаждения и на привода поворота башен.

Т-35 на шасси Т-26. Танк для парадов.

Исходной внутренней ходовой частью от Т-26 управлял водитель, расположенный слева по ходу движения. Пулеметчик, расположенный справа, управлял внешней ходовой частью, что, в общем то было несложно. Так как они сидели рядом, это облегчало согласованность их действий. Пулеметчик из задней башни тоже помогал управляться с обширным пневматическим хозяйством, присматривал за гидромуфтами итд.

Итак, “Карл Маркс” стал первым советским танком, получившим торсионную подвеску и дизельный двигатель. Более того, он получил многотопливную силовую установку, так как ГАЗ-26 работал на бензине, дизель на солярке, а аппарат подогрева – на керосине.

Т-35 на шасси Т-26. Танк для парадов.

Еще одной характерной особенностью танка стало наличие 4-х выхлопных труб. От бензодвигателя, от дизеля и от парогазовых турбин.

Посадка экипажа из 6-ти человек производилась через заднюю дверь, экипаж попадал на свои места, проходя через машинное отделение, что довольно необычно.

Внутренние гусеницы решили не закрывать фальшбортом, так как оказалось, что многогусеничная схема хорошо соответствует эстетической концепции тяжелого танка.

Следующий танк “Фридрих Энгельс” слепили в точности по головному образцу, за исключением привода задних колес.

Привод решили сделать попроще и установили на задние ведущие колеса по электродвигателю ДТБ-60, а запитали их от электрогенератора, приводимого бензиновым мотором М-11.

Так что “Фридрих Энгельс” стал первым советским танком, получившим электротрансмиссию и звезду воздушного охлаждения.

Привода вентиляторов и поворота башен на «Энгельсе» тоже сделали электрическими. А на месте ресивера установили аккумуляторную батарею.

Вооружение танка

Вооружение вполне типичное для тяжелых танков межвоенного периода — одно орудие и четыре пулемета, размещенные в корпусе и двух башнях.

Два пулемета ДТ установлены в шаровых установках в главной башне и в лобовом листе корпуса.

Два новейших пулемета ШКАС установлены в спаренной установке в задней башенке. Особенность спаренной установки — во внешнем расположении пулеметов, что удобно по компоновке. Патронные коробки заменяются через люк в крыше машинного отделения.

Еще одна особенность — возможность ведения плотного зенитного огня. По скорострельности два ШКАСа соответствуют 6-ти пулеметам «Максим».

В качестве орудия предполагалось установить новейшую универсальную пушку Ф22. Также с возможностью ведения зенитного огня. Но она пока только разрабатывается, 92-й завод обещал поставить два орудия только в 35 или 36 году. Поэтому пока на Т-35 были установлены муляжи пушек. Как и в реальной истории, где первые Т-35 тоже получили муляжи. Но они получили муляжи короткоствольных пушек КТ-28, а у нас — Ф22. У нас круче.

Однако, так как Т-35 должны были выполнить боевые стрельбы в ходе показательных учений, то потребовалось срочно поставить хоть какие-то настоящие пушки. Снова помогли моряки — выдали со своих складов пару зениток Лендера в хорошем состоянии. Эти пушки и «прижились» на Т-35. Оно и к лучшему — тонкостенный корпус не выдержал бы отдачи Ф22. Возможность ведения зенитного огня сохранилась.

Любопытная деталь архитектуры танка — так как поверх ходовой части Т-26 был положен настил, то свободное место под настилом было использовано для оборудования снарядного погреба, как на боевом корабле.

Боевое применение

В отличии от иностранных тяжелых танков межвоенного периода, Т-35 довелось поучаствовать в боевых действиях.

На ноябрьском параде 1941 года пара тяжелых танков “Карл Маркс” и “Фридрих Энгельс” получила задание “возглавить колонну сводного танкового батальона парадного расчета”. Но, так как эта колонна прямо с парада шла на фронт, то и Т-35 продолжили движение на запад, и вечером того же дня въехали в расположение 53-й сд на нарском рубеже. Через мост на р.Нара тяжелые танки не пропустили военные регулировщики, так как грузоподъемность моста всего 40 т, а танки – тяжелые. По факту масса Т-35 была не более 20 т, точное значение неизвестно, никто не мерил. А проектная масса была — до 70 т. Вот и нечего ездить по мостам. Т-35 остались на восточном берегу, действуя как подвижные огневые точки и прикрывая советские войска от атак авиации.

Атаки авиации начались на следующий же день, когда немцы обнаружили, что против них действуют тяжелые танки. Но эта цель оказалась фашистским стервятникам не по зубам. Танки маневрировали и вели интенсивный зенитный огонь.

За двое суток боев было уничтожено пять вражеских самолетов и один мотоцикл.

А потом тяжелые (а по сути – бутафорские) танки срочно сняли с фронта и отправили в Казань на студию документальных фильмов. Для использования, так сказать, по прямому назначению. Для агитации и пропаганды. Тоже дело нужное.

Экипажи Т-35, составленные из специалистов ОКБ во главе с младшим лейтенантом Знайкой, были награждены медалью “За отвагу” и срочно отправлены в Ленинград для работы над развитием малого танка сопровождения.

Т-35 на шасси Т-26. Танк для парадов.

Оценка проекта

  • С постройкой танков Т-35, Советский Союз вступил в пятерку ведущих танкостроительных держав, построивших тяжелые танки в межвоенный период. Германия построит два своих первых тяжелых танка только в следующем 1934 году. Всего же тяжелых танков перед войной во всем мире было построено 20 (двадцать) штук. Два из них — советские.
  • На танках Т-35 были отработаны многие прогрессивные технические решения, такие, как зенитное вооружение, многогусеничное шасси, различные типы трансмиссий и силовых установок.
  • Безусловным успехом советского танкостроения было создание тяжелого танка, максимально отвечающего своему предназначению, а именно — опытный танк «представительского» класса (для парадов).
  • Некоторые историки, особенно западные, предлагают рассматривать Т-35 не как танк, а как спецмашину на базе Т-26. Тем самым принижая достижения советского танкостроения, выдавая новый, не имеющий аналогов танк за «всего-лишь» глубокую модернизацию Т-26. По материалам, приведенным в этой статье, читатель и сам сможет увидеть, что количество инноваций, внесенных в процессе постройки Т-35, явно вывело эту якобы «модернизацию» на принципиально-новый уровень.
  • Т-35, возможно, был первым в мире серийным танком, над внешним видом которого работали профессиональные художники (дизайнеры). (материал не проверен)

 

Подписаться
Уведомить о
guest

17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account