Содержание:
В этой статье я хочу рассмотреть альтернативу Т-34, которая решала бы главные проблемы Т-34 в 41 году. В порядке приоритета:
- Отвратительно ненадежный главный фрикцион
- Плохая обзорность
- Низкая технологичность корпуса и башни
[и таки да, я в курсе проблем с воздушным фильтром, но без понятия, что мешало просто использовать фильтры от БТ-7 (с которыми вроде как проблем не было), поэтому этого вопроса касаться не буду.]
Баллада о главном фрикционе
Как известно, танк Т-34 — это по сути А-32 с увеличенной толщиной брони (и, соответственно, массой). На А-32 стоял многодисковый главный фрикцион от БТ-7 (с небольшими изменениями) типа «сталь по стали», и работал он там вполне надежно. Более того, он хорошо выдержал испытания даже тогда, когда А-32 догрузили до 24 тонн, имитируя более толстую броню будущего Т-34. Однако для Т-34 главный фрикцион доработали, увеличив количество дисков. И сразу начались проблемы. Из-за меньших зазоров даже небольшое коробление дисков приводило к неполному выключению и невозможности включить передачу. И это сопровождало на испытаниях практически каждый выезд за ворота, иногда даже приходилось менять диски прямо в поле (а это работа на несколько часов!). И это с опытными водителями-испытателями, что уж ожидать от «строевиков». И танк с таким серьезным дефектом пошел в серию. Разумеется, это потом привело к большим небоевым потерям Т-34, поскольку в приграничных боях на марше пары лишних часов на замену покоробленных дисков уже не было, и танк приходилось бросать (или, что еще хуже, брать на буксир, что ожидаемо быстро «убивало» и ГФ танка-буксира). Этот злосчастный фрикцион долго дорабатывали, для уменьшения коробления меняли стальные диски на чугунные, добавляли специальные канавки и т.д., и вроде к 42 году наконец механизм худо-бедно заработал (по крайней мере постоянные жалобы на него в отчетах прекратились). Удивительным образом это совпало с внедрением новой коробки передач с переключением зубчатыми муфтами — возможно, с этой КПП можно было переключать передачи даже при неполном выключении главного фрикциона, и проблема потеряла былую остроту. Однако в самые критические моменты 41 года этот недоработанный главный фрикцион «попил много крови». Поэтому решение этой проблемы у добросовестного «альтернативщика» должно быть на первом месте.
Какие просматриваются варианты решения? Как минимум их два. Первый — возврат к надежному фрикциону А-32 с уменьшением веса танка до 24 тонн (возможно, он выдержал бы и больше, но таких испытаний никто не проводил, поэтому ограничимся этим весом). Второй вариант — установка фрикциона с накладками феродо от танка КВ. Поскольку у феродо коэффициент трения в разы больше, этот ГФ имел всего 3 ведомых диска — вчетверо меньше, чем у Т-34. Поэтому и проблем с зазорами не было, и диски меньше коробились из-за большей толщины. Вдобавок такой ГФ имел бы огромный запас по износу и теплоемкости, позволяющий увеличить вес танка — ну, скажем, до 30 тонн (напомню, что сам КВ весил больше 45 тонн).
Балладе о дефиците
Ходит версия, что для Т-34 был выбран ГФ без феродо по причине его дефицита. Очевидно, что это не так. Во-первых, при проектировании А-32 никто еще не знал, что он потом превратится в самый массовый танк войны. Во-вторых, на А-32 просто поставили отработанный ГФ от БТ-7, то есть пошли по самому простому пути, чтобы «не изобретать велосипед». А вот в более легком Т-50 ГФ был с феродо. Почему? А потому что у его «предка» Т-26 он тоже был с феродо. Более того, и более нагруженные бортовые фрикционы у самого массового предвоенного танка тоже были с феродо! Тяжелое наследие английского империализма, туды его в качель… Короче, конструкторы голову себе этим «дефицитом» не забивали и просто следовали в русле своей «конструкторской школы». Кстати, у всех автомобилей, малых танков и САУ на их базе сцепления и тормозные колодки тоже были с феродо… Это так, к слову о тотальном дефиците.
Если в альтернативке танк Т-50 все же будет выпускаться серийно, то есть смысл как раз на него поставить ГФ от БТ-7, ослабив пружины в соответствии с вдвое меньшим моментом. Такой ГФ имел бы небольшое усилие на педали (из-за более слабых пружин) и большой запас по износу и теплоемкости (все-таки вес даже «альтернативно нагруженного» Т-50 вряд ли бы превысил 20 тонн). Ну а сэкономленный феродо пустить на ГФ «типа КВ».
Концепция
Таким образом, «альтернативный» Т-34 у нас распадается на две модификации — «легкую» Т-34-24 весом 24 тонны с ГФ от БТ-7 и «тяжелую» Т-34-30 весом 30 тонн с ГФ от КВ. Дополнительно можно поставить важное условие, чтобы внешне они были очень похожи (чтобы сбивать с толку вражеских наводчиков).
Ну и заодно неплохо бы снизить вес (актуально для Т-34-24) и улучшить технологичность.
Подвеску на первое время оставляем свечную с перспективой ее замены на торсионную (особенно при внедрении на новых заводах). Торсионная подвеска легче и менее трудоемка (не нужно делать прорези в бортах и приваривать броневые «стаканы»). Все расчеты веса даны для свечной подвески.
Также в небольших количествах можно продолжать выпуск Т-34 с «родным» ГФ, чтобы наконец отработать его конструкцию. После этого выпуск Т-34-24 можно постепенно свернуть (что как раз по времени совпадет с появлением у немцев более мощных танковых и противотанковых орудий). При этом можно использовать корпус с 60-мм броней от Т-34-30 и «легкую» башню от Т-34-24, что даст вес в районе 28 тонн.
Корпус
Корпус делаем с прямыми вертикальными бортами (как у КВ) толщиной 45 мм (Т-34-24) или 60 мм (Т-34-30). Это облегчит корпус на 500 кг только за счет отсутствия горизонтальных полок надгусеничных ниш. Ширину корпуса оставляем как на Т-34, уширения в районе погона не предусматривается. Избавляемся от переднего гнутого листа, заменяя его на два отдельных со сварным соединением и усилением стыка изнутри вертикальной 15-мм бронепластиной высотой 15-20 см (которая заодно играет роль противоосколочного щитка). Пулемет с лобового листа убираем вместо со стрелком-радистом (кроме усиления лобовой брони и снижения веса, это освободит место для топлива и БК, что весьма актуально с учетом отсутствия надгусеничных ниш). На Т-34-30 ставим более толстый верхний лобовой лист (60 мм), что в эквиваленте дает 120 мм, то есть спереди может держать даже 88-мм снаряд.
Топливные баки располагаем внизу БО на месте снарядных «чемоданов» и справа от мехвода (на месте стрелка-радиста), над ним стеллаж для снарядов. Также стойки для снарядов а-ля СУ-76м ставим в БО у правого и левого борта между стаканами подвески. В МТО оставляем только маслобаки, все остальные топливные баки по периметру убираем.
За счет «укрупнения» общий вес баков и их трудоемкость при том же запасе топлива снижается. За счет размещения баков внизу снижается их уязвимость, особенно в бою на дальних и средних дистанциях (что, кстати, будет важно в будущем). На Т-34-24 из-за меньшего расхода топлива передний бак может не ставиться. Если на часть Т-34-30 будет ставиться бензиновый мотор М-17, емкость переднего бака может быть увеличена, а снаряды перенесены назад к стенке МТО (хотя БК при этом и уменьшится).
Башня
Ширины корпуса вполне хватит на установку трехместной башни с погоном 1535 мм (причем башню Т-34-30 можно унифицировать с КВ). За основу башни берем штатный «пирожок», увеличив его ширину на 100 мм и сдвинув орудие вправо на 50 мм (то есть у заряжающего места по ширине останется столько же, сколько и в двухместной башне, зато для наводчика и командира прибавится сразу 100 мм). Переход к трехместной башне даст примерно 300 кг дополнительного веса (для 45-мм брони), что вполне терпимо. Командирскую башенку ставить не будем (это лишние 200-300 кг веса, особо актуальные для Т-34-24, где каждый килограмм на счету), вместо нее ставим вокруг люка командира несколько перископов (3 — 5), получив с точки зрения обзора полный ее аналог. Вдобавок эти перископы можно сделать поворотными и съемными и тем самым уменьшить их количество (что было особенно актуально с учетом дефицита оптики). Пару перископов (вперед-вправо и вперед-влево с небольшим перекрытием спереди) ставим и наводчику, чтобы он мог быстро оценивать обстановку вне зоны телескопического прицела. Один поворотный перископ (назад и вправо) ставим в правом заднем углу башни для заряжающего. «Грибок» вентиляции переносим назад, чтобы не мешал обзору. Боковые смотровые приборы со стенок убираем. Загиб боковых стенок сзади убираем для лучшей технологичности, соответственно увеличив ширину задней стенки. Толщина стенок башни остается стандартной для Т-34-24 (45 мм, что дает примерно 52-мм эквивалент с учетом наклона). Для Т-34-30 используем литую башню с более толстыми стенками (75 мм), ее же ставим на КВ-1. Наклон и ослабление литой брони взаимно компенсируются, в результате получаем эквивалент 75-мм катаной брони.
Ходовая часть
На Т-34-24 ставим более узкие гусеницы (450 мм), на Т-34-30 оставляем стандартные (550 мм). Это должно дать очень приличную проходимость обоим вариантам. Конечно, разные гусеницы — это демаскирующий признак «легкой» или «тяжелой» модификации, но с этим можно смириться: это видно только спереди и если не слишком много пыли/снега, облако которого обычно закрывает при движении нижнюю часть танка.
Также на Т-34-24 ставим облегченные катки, где бандажи на 20% уже и на 20% тоньше (при этом катки сохраняют унификацию с обычными) — это минус 40 кг с катка. Заодно резину сэкономим. Среднюю пару катков (наиболее нагруженную) для повышения ресурса можно оставить стандартную.
Весовые расчеты
Для снижения веса Т-34-24 также принимаются следующие меры:
Ставится более тонкая броня кормы, как на предсерийных Т-34
Из ЗиПа убираются «шпоры», гусеница изначально делается с грунтозацепами
Толщина днища и крыши уменьшается до 15 мм.
Расчет веса Т-34-24
Исходный серийный танк 26700 кг
Трехместная башня +300 кг
Верт. борта 45 мм -900 кг
Крыша и дно 15 мм -550 кг
Шпоры -250 кг
Баки -50 кг
Более тонкая корма -250 кг
Узкие гусеницы 450 мм -600 кг
Облегченные катки -400 кг
Пулемет с бронир. и БК -50 кг
итого 23950 кг
Расчет веса Т-34-30
Исходный серийный танк 26700 кг
Трехместная башня 75 мм +2000 кг
Борт 60 мм +350 кг
Лоб верх 60 мм +350 кг
Пулемет с бронир. и БК -50 кг
Баки -50 кг
Доп. топливо +100 кг
Доп. БК +100 кг
итого 29500 кг
Подведем итоги.
Т-34-24 имеет следующие преимущества перед серийным Т-34:
- Высокая надежность трансмиссии
- Трехместная башня с выделенным командиром и хорошим обзором
- Более безопасное размещение топлива и больший запас хода
- Меньший вес
- Лучшая технологичность, отсутствие ослабления бортов
Недостатки:
- Худшая защита верхней части бортов
- Отсутствие курсового пулемета
Т-34-30 имеет следующие преимущества перед серийным Т-34:
- Высокая надежность трансмиссии
- Трехместная башня с выделенным командиром и хорошим обзором
- Более безопасное размещение топлива и больший его запас
- Лучшая защита башни, верхней части лба и нижней части бортов
- Унификация башни с КВ, технологичность при литье
- Увеличение БК пушки
Недостатки:
- Возможный дефицит феродо, ограничивающий объем выпуска
- Увеличенный вес (то есть больший расход топлива и нагрузка ходовой части)
- Отсутствие курсового пулемета
Курсовой пулемет штука полезная, есть вообще средние танки без курсового пулемета?
И не понял, на рации кто будет сидеть? Или по принципу мол все равно нету раций/плохие/не умеем, поставим только в 1943м году?
По состоянию на 41 год курсовой пулемет штука практически бесполезная из-за никудышного обзора. На Т-34-85 пулеметчика часто вообще не сажали (благо он уже не был радистом). На средних и тяжелых танках, разработанных в середине-конце войны, курсовые пулеметы поубирали ради лучшей бронезащиты.
А на рации будет сидеть командир, вестимо.
На Т-34/85 как раз стрелок-радист. На командира танка переложили обязанности радиста только на танках начиная с Т-44. Ну и вишенка на торте, командир из башни как будет управлять рацией, установленной в корпусе?
У Т-34-85 были варианты и с рацией в корпусе, и с рацией в башне, причем вторых сильно больше (можете сами фото посмотреть, на скольких из них антенна из башни торчит)
Да-да, поэтому на ис-2 аж 3 пулемёта дт: 1 в маске орудия, второй в жопке башни в шаровой установке и один курсовой в влд. Ну и крупнокалиберный на зенитном станке сверху. Ради лучшей защиты брони от SS-овцев с фауспатронами.
Курсовой пулемет на ИС — это рудимент КВ, который в 44 году все равно выкинули. Ибо толку от пулемета без пулеметчика один хрен не было.
Окей. Поднимаем ставки. Что там у кого из средних и тяжёлых в конце войны было:
Германия — пантера — с сиськой; королевский тигр тоже с сиськой.
Ссср — ис-2 — с сиськой; т-54 — два курсовых пулемета в коробах на надгусеничных полках.
Британия — черчиль и комета с сиськами в влд.
Сша — м26 першинг с сиськой и его наследник м46 паттон тоже с сиськой в влд.
Остальных за танковые державы не считаем.
Так чё там с рудиментами в середине-конце войны было?)
Специально упустили Центурион, без сиськи в лбу?
Хотя с мыслью согласен, США сохраняли курсовой пулемет до М-47.
Автор заявил что в середине и конце войны их не было. Я вынул аргумент и опроверг)
Так намертво впихнуть вообще нет проблем. Дырку просверлил, пара хомутов и все. Только нафиг он такой нужен?
Так намертво и не ставили
Без пулемёта его пехота чуть ли не голыми руками брать будет.
Люк мехвода в влд — слабое место.
Башня смещённая вперед порождает комплекс проблем, включая этот самый люк мехвода, перегруз передних катков, невозможность наростить толщину влд.
Подвеска Кристи редкостная дрянь и от нее стоило избавиться в первую очередь. У немцев покупались образцы танков, что мешало передрать ходовую?
Замена двигателя на бензиновый м-17 даст выигрыш в тонну веса при тех же характеристиках.
Перекинуть привод на передние катки и сместить башню назад.
Добавить командирскую башенку.
Башню сделать 3-местной: командир-радист, наводчик, заряжающий.
Кристи дрянь, если ее устанавливать как на Т-34 или английских кресерах. Но ее можно ставить и внешне. И вообще, танки с внешней подвеской отлично эксплуатировались. Те же Шерманы, или Валлентайны. Да и после войны подвеска Хорстманна или та же Кристи на Меркаве. Т.е. зашитые пружины еврокристи это какой то глюк из перестраховки с ненужным усложнением.
А чем пружинная подвеска на продольных рычагах плоха? Как я понимаю дело в отсутствии какого либо демпфирования (то есть просто не было никаких амортизаторов). Почему на переднем колесе сдвоенные параллельно пружины — нормально, а остальные- последовательно, увеличивая высоту — не понимаю. Что мешало поставить пружины снаружи прямо на балансир (Меркава в пример) и установить поддерживающие ролики? И конечно раз одинаковые двигатели, то и сцепление должно быть одинаковым с КВ-1. Надо с Лео позаимствовать механические демпферы на все колеса, установленные в узел вращения балансира.
Поперечное расположение двигателя было на МС-1 (как и собственно единый агрегат), но потом что-то пошло не так.
Рисунки нельзя вставить в ответ? Кто скажет? Или как это сделать

Очень приблизительный эскиз. Размеры пружины соответствуют подвеске переднего опорного катка. Ленивец и ведущее колесо одинакового диаметра. Корпус уже на 150…180мм (при той же габаритной ширине танка, но реально используемая внутренняя ширина корпуса будет больше. Под погон можно сделать местное уширение литой или сварной деталью. Это мне кажется проще, чем делать вырезы в броне. Удивлен креплением корпусов узла вращения балансира к днищу, а не к борту.
В принципе можно, хотя иногда эта штука глючит. При создании НОВОГО ответа в нижнем правом углу такая скрепочка есть — на нее нажимаешь и открывается диалоговое окно выбора файла.
Притом, заметьте, коллега — файлы должны быть размером не больше 2 мегабайт и форматов обычных — jpg, png, gif, а экзотику он не берет. Например jp2 и web я пробовал — не грузит.
При попытке вставить рисунок в уже созданное сообщение, при редактировании его, «скрепочка» просто отсутствует, ну и многие коллеги жалуются, что не добавляется оно. ХЗ, у меня грузятся.
«Теоретически, чисто теоретически»(с) :wpds_smile: , в правом нижнем углу есть скрепочка….
Но таки другим, внезапно, может быть не видно этих картинков :wpds_wink: . Только если входить не под логином, а как лицу, свершенно стороннему…. Вроде раньше так было, но могли и поправить. Я фотки цеплял в коммент за киевский спортивный машина. А уж видно их или нет….. Аллах ведает, всемилостивый и милосердный :wpds_smile:
1. Подкину вам обжигающей правды. В влд пулемёт сняли у прототипа т-50 который звался т-127 поставив заглушку. А вот у серийного т-50 было 2 пулемета дт в маске пушки. Уот так уот.
2. А после 41 он уже ничего не держал как и весь влд.
3. Это проблемы котина, который из-за нехватки конструкторов и поджимающих сроков собирал танк из уже имеющихся в его подразделении наработок по серии БТ. На т-34М уже были заложены торсионы, что добавляло 20% внутреннего объема, да и технологичнее они.
4. Тонна веса разницы. В неё влезет всё. К тому же м-17 выдавал 680 коней.
5. А чем вас не устраивает 5-скоростная кпп от т-28, на котором и стоял дрыгатель м-17т?
6. Про 3-местную башню это так размышления вслух. А по комбашенке возражений нет?))
расчЛенинградцев, надо было переделывать подчистую. И количество этих коробок — аж сто штук на шестом году производства, дааа, потрясающее.1. Ошибся. Т-126.
1. Слизано не слизано но они там были.
2. На 1 июня 41 года у немцев были pz-3 с 50 мм в количестве что-то вроде 760+штук. Неожиданно, да?
3. Ну ок, хозяин барин, минимальное так минимальное. Хотя торсионы ставятся с очень небольшими доработками и большинство деталей оставались без изменений.
4. Ок, пусть будет 300. На запас хода забиваем, блицкриг не наша стихия. Зато нет головняка с 2 разными видами топлива.
5. Т-28 настроили полтысячи штук, а значит и кпп к ним было сделано не меньше. К тому же они уже освоены в производстве, устранены слабые места, в наличии оснастка и документация.
6. Башенка это непрерывный круговой обзор, достаточно просто покрутить головой. Удобнее чем несколько перископов. Да и совмещается с верхним люком замечательно. Но тут уже вкусовщина.
Смотря каким. 96мм на 100м и 55 мм на 500м снарядом 40 года.
Не пробивала ни одна немецкая танковая пушка 41 года 96 мм даже в упор.
Тем более для танка стрельба со 100 м, мягко говоря, нехарактерна.
Кстати, предоставим слово очевидцам: Причем в отчете давалась также раскладка по числу подбитых танков, поступивших в ремонтные предприятия в ходе Московской битвы с 9 октября 1941 г. до 15 марта 1942 г. «Число поражений (сквозных или опасных) отечественных танков бронебойными снарядамиТип боеприпаса || Поражений | Из них Т-34 и КВ ||150-мм ББ снарядом || 7 | 3 ||105-мм ББ снарядом || 9 | 5 ||88-мм ББ снарядом || 9 | 8 ||75-мм ББ снарядом || 18 | 13 ||37-мм ББ снаряд || 43 | 21 ||45-50-мм ББ снаряд || 69 | 42 ||Неустан. калибра || 82 | 31 ||Бронепрожигающ. || 42 | 36 ||Малокалиберных. || 19 | 5 ||Всего танков изучено. || 230 | 83 ||Изучение поступивших в ремонт танков показало, что наибольшее число поражений приходится на борта и корму корпуса и башен советских танков. Лобовая проекция поражалась редко. Более того, в лобовой броне практически отсутствовали попадания вообще, что говорило о том, что немецкие артиллеристы и танкисты предпочитали в лоб советским тяжелым и средним машинам огня не открывать.В Т-34 пробоины чаше всего встречались в нижней части борта, где толщина бронирования составляла 40-мм, нижней части круга обслуживания башни, бортах и корме литой башни. Удивление составляли пробоины наклонных листов брони Т-34 толщиной… Подробнее »
5 см Pz.gr.40 на вольфраме. 925г с начальной скоростью 1080м/с
На 405кг, вообще-то.
Ближе к 600-ам кг.
Передний лист крыши 20мм толщиной, весил 155,5 кг ; 5мм будут весить, — 39кг. Остальное дно/крыша, — 16 и 13мм.
Броня кормы 40мм толщиной весила 970кг, 5мм с неё будут весить, — 120кг.
Около 10 кв.м. бортов 15мм-ой толщины, потянут на 1200 кг.
А вам 75мм зачем ? Вы от чего хотите защититься ?
75мм, очень не удачная толщина, — ни богу свечка, ни чёрту кочерга.
У надгусеничных полок еще был отгиб для приварки к бортам, так что со всей фурнитурой примерно 500 кг и выйдет Это не с «геометрии» взято, а со спецификации Т-34, поэтому все «отбортовки» учтены. Вертикальные борта 45 мм — это экономия 400 кг с бортов и 500 кг с полок ниш С полок ниш 405кг, а с подкрылков, — 2х680кг(45мм АИ) — 2х722(40мм РИ) = -84кг экономии. Итого 490 кг экономии, вместо ваших заявленных 900. В переднем листе крыши большую площадь занимает вырез под погон, так что не показатель Вырез(увеличенный) под погон, — минус 40кг и плюс увеличение веса самого погона +12 кг. Итого на круг: 39+28=67кг реальных, вместо 550 заявленных. Корма минус 10 мм, так что все правильно Так заявлялся возврат к предсерийным образцам, а там было 35мм в корме. Хорошо, пусть будет 30мм в корме и — 240кг. Не забывайте, что верхняя часть борта имела приведенную толщину примерно 55 мм, так что «плюс 15 мм» будут только в нижней части. Ни фига не так : наклонный подкрылок весил 722кг/сторона, а верт. часть, вместо него, 60мм толщины будет весить(по геометрии) — 910 кг. Т.е. почти 400кг в плюсе, только в верхней части бортов. И плюс 780 кг(с учётом всех вырезов)… Подробнее »
Средняя длина трапеции 4,35м, высота 0,44м, при 45мм толщине набегает почти 680кг.
Что есть «облегчённые стаканы», которые теперь почему-то не несущие ?
Если имеются ввиду шахты подвески, то они участвовали в передаче усилия с подвески на корпус и по-другому, со свечной подвеской не сделать.
На чём именно ?
Да они и так не сильно толстые(10мм),отнюдь, не противоснарядного бронирования.
Это у более поздних Т-34, вес которых был 28+ тонн.
У того, который весил 26,7т, только подбашенный лист был 20мм, остальные 16 и 13мм. Сильно понизить вес корпуса можно, только перейдя на 10мм горизонтальное бронирование.
Каких именно ? Будьте любезны указать. С чего можно наэкономить аж 500 кг ?
Гуд, пусть будет тригонометрически 200 кг с обоих подкрылков, плюс 405 с их гор. частей и по 15кг с каждого треугольника лба и кормы, а заявлено было, — 900кг.
Кронштейн понадобится не хилый, чтоб 2,5т выдерживал, да ещё и в динамике. Ну, пусть будет по 20 кг/шт., итого 160кг. Шахты из 6мм, метр высотой(низ оставляем из брони 10мм) и периметром 0,7м потянут на 260 кг. Экономия, — 100 кг.
А по моему вы оба в расчетах ошибаетесь. Сравните примерно равные по габаритам Т-50 (надгусеничные полки) и Валентайн (с прямыми бортами). У англичанина броня намного толще. То же самое можно сказать про пару Т-34-85 и Т-44. Похоже эти самые надгусеничные полки намного больше прироста веса дают.
Дьявол, девушка, в деталях, — Валя больше весил, чем Т-50. И это только одна деталь из длинного списка.
Накинем одну тонну на длину, ширину и высоту в совокупности, 200 кило на более мощный движок. В остатке 800 кило, неужели этот вес даст прирост брони чуть ли не вдвое больше по кругу и более толстые крышу и днище?
Вторая «дьявольская деталь», — более мощный В-4, весил 540кг, а менее мощный амерский GMC 6-71,- «всего лишь» 1012 кг.
Имхо стандартные 80мм листы после прокатки давали именно 76.
Да скорее просто поставили условие держать 76-мм ББ снаряд с 500 м
Ижорский завод освоил производство броневых листов с поверхностной закалкой и цементацией толщиной до 80мм. Видимо 76 был их реальной толщиной.
Броня КВ не была цементированной с поверхностной закалкой, а была гомогенной с закалкой на среднюю твёрдость.
С учетом нескольких заводов, его выпускавших, из чего его только не делали.
ИМХО, использовали прокат, что есть. Производство налажено, а более толстые листы прокатывать надо еще технологию подобрать. А может и прокатный стан переделывать.
Бронепрокат был 50, 70 и 100мм.
Просто меняется расстояние между вальцами.
У Харькова и Ленинграда был был одинаковый выбор? Все же корабли в Харкове не делали.
А при чём здесь корабли и Харьков ?
Броню, что для кораблей, что для танков делали на бронезаводах, — ИЗ и МЗ. И до середины 40 года, массовая корабельная броня относительно больших толщин была 50,70 и 100мм.
Потом пошла массовая танковая уже других толщин, на МЗ,- 45мм, на ИЗ, — 75мм.
Харьковские турбины и редукторы.
что-то не вставляется рисунок, хотя при редактировании виден.
Если заходить без регистрации — картинки видно
Зачем убирать надгусеничные полки? Логичнее сохранить надгусеничные полки, что в перспективе позволит дополнительно увеличить погон. Да, довольно редкое явление в мировом танкостроении танки без надгусеничных полок.
Хуже технологичность, хуже прочность бортов. Увеличить погон можно и без надгусеничных полок (см. КВ-85), тем более пока это неактуально. Тем более башня с погоном 1600 мм вставала и без местного уширения, достаточно сделать вырезы в бортах и приварить снаружи накладки (сразу плюс 120 мм по ширине для брони 60 мм)