Давняя статья коллеги Ансара, ещё лета 2016 года. Она очень хорошо перекликается с его самым свежим материалом — Основной боевой танк Красной Армии 30-х — ОБТ-26.
Блин, ну как ещё только над несчастным Т-26 не глумились! Однако… ещё хочу!
Больно уж «материал» благодатный. Что с ним не сделай – хуже уже точно не будет! А ведь это – один из лучших танков своего времени! Именно СВОЕГО времени на момент разработки на рубеже 20-30-х г.г. Да ещё, очень желательно помнить одно важное обстоятельство – он создан фирмой «Виккерс» специально на продажу слабо/недо-развитым странам. И то, не всем подряд, а лишь тем, которые уже не довольствуются хламом, перепавшим после ПМВ, и игрушечными танкетками и хотят чего-то малость посерьёзнее.
Логично спросить – что в таком случае принимают на вооружение страны развитые – лидеры танкостроения. Англичане пришли к убеждению, что старый 12-тонник пора менять на трёхбашенный 16-тонник, а французы уже начали одевать свои танки в самую настоящую противоснарядную броню. Понятно, что шеститонная жестянка с сугубо противопульной бронькой, армиям этих стран не нужна (танки-разведчики не в счёт).
Тем не менее, танк вызвал среди потенциальных слаборазвитых потребителей фурор и настоящий детский восторг у таких авторитетов РККА, как Халепский и Тухачевский.
Причём восторг настолько умопомрачительный, что Тухачевский потребовал немедленного освоения «шеститонника» в серии в первозданном виде, несмотря на кучу недостатков, делающих его практически небоеспособным в условиях эксплуатации в РККА в частности и в России вообще. Реально боеспособным отечественный Т-26 стал только году, этак к 1934-му. Ах, о чём это я! Какой оптимист! Уже в 35-36-ом, наблюдая за грандиозными манёврами КВО и БОВО, Б. М. Шапошников с горечью констатировал, имея ввиду танки РККА: «Техника повсеместно выходит из строя». Понятно, что основой этой чудо-техники были Т-26 (кстати, по надёжности далеко не самые плохие!). Счастье, что к гражданской войне в Испании кое-что всё-таки начало меняться к лучшему и наша техника показала там себя достаточно надёжной, но, как и следовало ожидать, крайне слабо защищённой.
Впрочем, объективности ради, надо отметить, что большинство недостатков «шеститонника» по надёжности относилось к силовой установке машины и конструктивной перегрузке Т-26. Зато, по соотношению цена/ТТХ «шеститонник», на момент принятия на вооружение, действительно был одним из лучших танков в мире, поэтому отказываться от него даже в АИ не очень-то правильно.
Так вот. Множество альтернативщиков и до меня, и сам я в т. ч. уже многожды всячески переделывали и перекраивали «двадцатьшестой», с одной благородной целью – улучшить ТТХ Т-26 с тем, чтоб летом 1941-го эта «рабочая лошадка РККА 30-х» смогла принести хоть какую-то пользу Красной Армии, избиваемой немецкими панцерваффе на всех фронтах.
Но насиловать изначально дохлую конструкцию «Виккерса» мне уже поднадоело, и я решился на нечто экстраординарное (ей-Богу опять побьют!). А чтоб моя идея не заставила поперхнуться продвинутых в технике лиц, относящихся к моим прожектам чрезмерно серьёзно, я снимаю с себя всякую ответственность, пришлёпав тэг «юмор». О.К.? Кому моя альтернатива нереализуемой не покажется – на тот тег могут внимания не обращать. Договорились?
Теперь, после столь длинного вступления и чрезвычайно важного предупреждения, непосредственно к АИ.
Итак. В январе 1931 года «Виккерс-6 тонн» с блеском демонстрируется высшему руководству РККА и Советского государства. Как следствие, в феврале танк принимается на вооружение с запуском в серию в течение всё того же 31-го года под маркой Т-26.
Однако, предположим, фанатик всяких танкеток и прочей едва-едва бронированной херни (но которую можно штамповать десятками тыщь!) Тухачевский, в силу своего темперамента, подцепил где-то французский насморк, стал нерукопожатным, подвергся обструкции на партсобрании и в добровольно-принудительном порядке «отошёл от дел», переквалифицировавшись в управдомы. Халепский также по какой-то причине либо сменил профессию, либо взгляды.
Кто занял их должности, для данной АИ не важно. Важно, чтоб люди не были идиотами с багажом знаний ниже, чем у комроты и хотя бы общими усилиями сумели сложить в уме две простые вещи:
1. Танк Т-26, которому прочили роль самого массового в РККА, будет нести сугубо противопульное бронирование.
2. Ещё в 1930-ом году на вооружение РККА была принята скорострельная 37-мм противотанковая пушка, которая за полминуты сделает из «замечательного» Т-26 дуршлаг.
И такие малокалиберные, скорострельные и не шибко дорогие пушки распространялись по миру как идеи марксизма-ленинизма – не зная преград и с непременной победой в глобальной перспективе.
Логичный вывод: бронетанковые части РККА не должны становиться машиной для переработки своих людей и техники в фарш, и ей нужен прочный и надёжный, и притом достаточно массовый танк, способный выполнять задачи под огнём таких пушек.
Конечно, в РИ эту проблему тоже решить пытались – для качественного усиления Т-26 было начато проектирование среднего танка Т-28, изначальную 20-мм лобовую броню которого вскоре заменили на 30-мм, которая должна была выдерживать огонь из 37-мм ПТП с дистанций, превышающих пол км.
Но, в итоге, вместо массового среднего танка массой не более 17 тонн, советская промышленность «осчастливила» РККА мелкосерийным 25-тонным трёхглавым чудовищем, которое армии, вместо смешанных механизированных соединений, пришлось немедленно сводить в отдельные бригады (по-другому обеспечить качественное ТО и инженерное обеспечение столь тяжёлых и сложных машин было невозможно) и, соответственно, ни о какой массовой поддержке картонных Т-26 средними танками в текущих боевых операциях уже и речи не было.
Всё. что могли предложить две на всю РККА эксклюзивные бригады Т-28 – это взять на себя главную роль в стратегических операциях – скажем при прорывах фронта противника, когда Т-28 фактически работают за тяжёлые танки, а Т-26, напротив, уже им оказывают посильную поддержку (что мы собственно и наблюдали в Зимней войне).
Тяжёлые же танки – Т-35А на поверку оказались всего лишь агитационно-парадными страшилками.
Кого мы должны за этот маразм благодарить? Ясно кого. Начальника вооружений и начальника АБТУ! Не Ворошилова же, который в полном соответствии с занимаемой должностью сделал всё от него зависящее, чтоб у РККА БЫЛО то, что промышленность ей может дать.
Но, мы отвлеклись.
И вот те специалисты (надеюсь, с полным т.е. академическим военным образованием и умением мыслить логически, а не экстравагантно), приходят со своими тревогами к Ворошилову и предлагают: танкетки ВКЛ и 12-тонный «Виккерс» не покупать вообще. Купить только «Виккерс-6 тонн» в однобашенной пушечно-пулемётной модификации «В» и использовать его отечественную версию исключительно в качестве недорогой учебной машины. А вот боевой танк спроектировать быстро и качественно методом… (чур не ржать!) масштабирования того однобашенного «шеститонника»! Точнее, не его самого, а уже нашей учебной версии Т-26.
Т. е. имея все необходимые чертежи и технологии по Т-26, мы оперативно перерабатываем их, малость масштабируя в сторону увеличения с тем, чтоб на выходе получить конструктивно подобную машину, но побольше, защищённую не хуже, чем трёхбашенный монстр Т-28, и вооружённую изначально трёхдюймовкой (ведь назначение танка остаётся прежним – поддержка пехоты). Ну и, само-собой, чтоб двигатель подходящей мощности в моторный отсек влез. Если всё это счастье «утрамбуется» в 15-16 тонн (против 9 т у РИ Т-26 и не более 7 т у учебного АИ Т-26) – респект конструкторам и уважуха.
А пока такой танк разрабатывается, наша промышленность в полном соответствии с РИ осваивает выпуск Т-26, правда учебного и однобашенного – поскольку без этой промежуточной технологической «инстанции» нам никак к более серьёзным танкам не перейти (промышленность банально пока не готова), да и современные учебные танки РККА очень нужны. Но, учитывая, что переход к более тяжёлой машине тоже стоит денег, а Т-26 нам теперь нужен исключительно как учебный, мы, помимо виккерсовских танкетки и 12-тонника, экономим ещё и на освоении в серии двигателя того Виккерса-6 тонн. Мы из «шеститонника» делаем реально учебный танк, массой практически в те самые 6 тонн! Полудюймовую цементованную броню меняем на дешёвую 9-мм гомогенную (такая же шла на сборку бронемашин), а вместо оригинального мотора воздушного охлаждения мощностью 85 л.с. ставим серийный двигатель жидкостного охлаждения от АМО-3 (будущий ЗиС-5) мощностью первоначально 66 л.с., а с 1933 года 73 л.с.
Будет наш учебный Т-26 ползать со скоростью чуть больше 20 км/ч – для первоначального обучения вполне достаточно. Тут ведь главное – готовить кадры для армии, а для промышленности осваивать комплектующие, которые в ближайшие год-два, с переходом на сварганенный инженерами проект увеличенной модификации, просто чутка «подрастут», почти не меняясь технологически.
Ну и, вот вам в итоге той работы, Основной Боевой Танк (ОБТ) РККА 30-х (первая версия, которая могла быть запущена в серию гденить в самом начале 1933 года):
С виду – АИ Т-27 почти тот же Т-26. Но побольше ростом, с той же «архитектурой», тем же передним расположением трансмиссии (и соответственно приводом) и на конструктивно той же подвеске. Ой, не надо говорить мне, что она никуда не годится и вообще листовые рессоры в танковой подвеске – это плохо. На листовых рессорах благополучно бегали «чехи», немецкие Т-3 в модификациях до Е, все Т-4, бритовская Матильда-1, французские В-1 и S-35. И даже 54-тонный советский Т-100!
Возможно, кто-то скажет, что подвеска именно типа «шеститонника» не предрасполагает к высоким скоростям. А можно спросить таких пессимистов, какая максимальная скорость была у претендовавшего на роль маневренного танка РККА сходной массы, и имевшего другую подвеску Т-24? А основной британский танк того времени Виккерс-12 тонн? А французский D-1? Да и в ТТЗ на проектирование Т-28 значилась скорость всего 30 км/ч.
В общем, я уверен – даже если наш «раскормленный на анаболиках» Т-26 в виде АИ Т-27 будет разгоняться хотя бы до тех же 30-31 км/ч, что и, собственно, Т-26 – для начала 30-х этого вполне достаточно.
Двигатель карбюраторный М-6. Благо этот авиамотор уже отработан в качестве танкового аж в трёх вариантах: 180 л.с. для Т-12, 200 л.с. для Т-24 и максимально возможные 300 л.с. для Танка Гротте.
Поскольку Т-27 с бронёй «как у Т-28» вытянет на 15-16 тонн, а скорость нам нужна примерно как у Т-26, двигатель используем наиболее отработанный, в модификации средней мощности, 200-сильный (для начала!).
Вооружение. Большой корпус позволит установить курсовой пулемёт и башню, аналогичную разработанной для Т-28. Более того. В ту башню мы втиснем 76,2 мм пушку ПС-19, разработанную Сячинтовым для танка ТГ на базе скорострельной зенитки Лендера-Тарнавского. На тот момент это была самая мощная и совершенная танковая пушка в мире!
В РИ, на базе этой пушки Сячинтова, КБ Маханова пыталось сделать мощное скорострельное орудие Л-7 для установки в башни Т-28 и Т-35А. Но проблема заключалась в запрете ГАУ на использование применённого Сячинтовым в своей конструкции дульного тормоза. А без него и так довольно громоздкая казённая часть зенитки, при длинном откате, исключала третьего башнёра. Т. е. при установке пушки Л-7, трёхместная башня становилась двухместной.
В РИ это для многобашенных Т-28 и Т-35А признали неприемлемым, предпочтя громоздкой Л-7 последнюю попытку довести до серии значительно более компактную ПС-3, а затем, после неудачи с ПС-3, разработку новых Л-10 и Ф-32.
В данной АИ, поскольку два человека в башне Т-26 – норма и, соответственно, такой же нормой будет восприниматься два танкиста в башне его увеличенной версии. Зато Т-27 вооружён самой мощной в мире, и к тому же скорострельной как ПС-3, полуавтоматической танковой трёхдюймовкой, дополненной пулемётом.
И от «дульника» мы отказываться нипочём не будем! В АИ ГАУ АБТУ нисколько не указ! Зачем вообще отказываться? Пехтуре в принципе ничто не угрожает – просто надо соблюдать требования безопасности. Чтоб из засады стрелять? А чё нам по засадам ховаться, при полуавтоматической «длинной руке» с баллистикой зенитки, и танковых доктринах тогдашней РККА, проповедующей для танков сугубо атакующую тактику?
Итак, предположим, что Т-26 – танк учебный. Из производственной программы 174-го танкового з-да вообще исключён в 1934 году, когда выпуск Т-27 развернули на полную мощность. И с того же года Т-27 быстро становится основным танком РККА. Соответственно, громоздкий и дорогой Т-28 (который я люблю и от которого отказываться не хочу) ещё добронируется и вполне обоснованно занимает нишу танка тяжёлого. Тема запуска в серию Т-35А вообще закрывается.
Нормально?
Но время идёт, и скоростные качества Т-27 армию уже не удовлетворяют в полной мере. Проблему решают созданием его скоростной версии Т-27М. Танк получает 300-сильную модификацию танковой версии М-6 и подвеску о четырёх катках большого диаметра на борт. На опять-таки пластинчатых рессорах (как у Lt-38).
Разумеется, ради достижения высоких скоростей пошаманили и с трансмиссией (ежели не придумаем ничего получше, думаю, четырёхскоростная КПП американского образца от БТ подойдёт). Ради увеличения дальноходности, танк получил на надгусеничные полки дополнительные бензобаки коробчатой формы. Похожие ставили на танки БТ.
Вооружение тоже довели, наконец, до ума – пушка, которую Сячинтов сварганил для ТГ, была всё-таки опытным образцом, полуавтоматика которого давала сбои при интенсивной стрельбе. Разумеется, доводка заняла определённое время, и по-настоящему надёжную пушку получила только новая, скоростная версия танка. В боекомплект включили новейшие бронебойные снаряды (прежде их роль с успехом выполняла просто закалённая стальная болванка).
Итог превзошёл все ожидания. С 300-сильным мотором танк уверенно разгонялся до 45 км/ч по щебёнчатому шоссе, а по асфальту мог шпарить и ещё быстрее.
Бронезащита осталась на прежнем уровне, хотя корпус теперь стал полностью сварным. Начались интенсивные эксперименты по сварке цементованных бронеплит, с которыми стойкость брони танка могла быть существенно увеличенной без наращивания толщины бронедеталей.
Эта версия полностью устраивала армию. Но, только до Испании. После оной, усилению бронезащиты придали особое значение.
На танк установили новую башню конической формы. Подбашенная коробка также теперь сваривалась из наклонных бронеплит (как у РИ Т-26 обр. 39 г.).
Толщина брони была увеличена с 30 мм лоб, 20 мм борт-корма, до 40 мм лоб, 35 мм борт-корма. Причём если на первом этапе это была ещё гомогенная броня, то в перспективе на танк должна была устанавливаться броня цементованная.
В связи с увеличением массы, танк получил усиленную трансмиссию и более широкие гусеницы. Скорость при этом снизилась до 41 км/ч. А вот запас хода почти не сократился, благодаря использованию более вместительных цилиндрических навесных бензобаков.
Вооружение также усовершенствовали, увеличив длину ствола орудия. Но сделано это было не для повышения бронепробиваемости, а сугубо для увеличения эффективной дальности, с которой наш танк сможет уверенно уничтожать бронетехнику противника. Для той же цели в БК была увеличена доля бронебойных снарядов – благо их выпуск рос вслед за потребностями (а потребность была велика, учитывая уже довольно большой и продолжающий стремительно увеличиваться парк танков с трёхдюймовками). А чтоб движение и стрельба стали более стабильны, на первый и последний катки с каждой стороны довесили по гидравлическому амортизатору.
В самом конце 30-х, пока заводы осваивали эту версию, на подходе уже была принципиально новая модификация танка… Точнее, принципиально новыми в нём были «только» пятикатковая (катки уменьшенного диаметра) торсионная подвеска, 400-сильный дизель с планетарной трансмиссией чешского образца, да сделанная под немецким влиянием трёхместная башня большего размера с командирской башенкой и новой маской в очередной раз модернизированной пушки. Башенка, правда, располагалась не по оси, как у немцев, а из-за довольно длинного отката пушки, со смещением вправо.
Само-собой под всё энто счастье был соответствующе удлинён корпус, свариваемый из цементованных бронеплит той же толщины, что и на предыдущей модели (40 мм лоб, 35 мм борт-корма).
Несмотря на существенно увеличившийся, благодаря дизелю, запас хода, руководство РККА, строя глобальные планы глубоких наступательных операций, потребовало оснастить новую модификацию танка двойным комплектом дополнительных навесных топливных баков.
Теперь, что касается производства Т-27 и танков вообще. Тут всё просто. ЛКЗ, как и в РИ, собирает лучше защищённый и вооружённый, чем в РИ, Т-28 (напомню – теперь он классифицируется как тяжёлый танк), который в конце 30-х сменит значительно более мощная машина массой 35-40 тонн.
Т-27 – основная продукция 174-го з-да, на которую он перешёл в полном объёме, обеспечив учебными Т-26 все танковые и общевойсковые училища РККА. Поскольку Т-27 крупнее, тяжелее и соответственно более трудоёмкий, объём выпуска Т-27 составляет чуть более половины от выпуска РИ Т-26. Т.е. к началу ВОВ вместо 11 тыс. Т-26, РККА получит не более 6 тыс. Т-27 всех модификаций.
Танк поступает исключительно на вооружение механизированных бригад (200 Т-27 на бригаду), придаваемых стрелковым корпусам. В бригаде два танковых полка по 100 танков Т-27 в каждом.
ХПЗ строит БТ (без БТ нет Т-34!) сугубо для мехбригад механизированных и бронекавалерийских корпусов, в несколько меньших объёмах, чем в РИ (вместо 7,5 не более 5 тыс.), за счёт чего (а также за счёт Т-35А) существенно больше выпускает арттягачей «Коминтерн».
Перед войной ХПЗ переходит на выпуск нового танка. Какого, в свете наличия довольно быстроходных Т-27М/М2/М3 – вопрос дискуссионный. Не исключено, что Т-27 уже во второй модификации (Т-27М) станет основным танком РККА и на том же ХПЗ сменит в серии БТ-5. И что-то подобное Т-34 вырастет на ХПЗ уже из него?