Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

17

Предыдущие части цикла

Говорить о кораблях интересно. Корабль — создание несколько иного плана, нежели самолет или танк. И если судьба отдельно взятого танка или самолета коротка и понятна, то корабль, особенно боевой, — совсем иная тема.
Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота
Начать стоит с итальянцев, которые не были получены по репарациям, а как бы изначально были с русской пропиской. Или советской.

Содержание:

Крейсеры проекта 26. «Киров» и «Ворошилов»

Вообще, в истории появления этих кораблей столько белых пятен и недомолвок, что о них можно отдельно копать и копать историю. Факт в том, что, несмотря на постройку на ленинградских верфях, у этих кораблей предки были итальянцы.

Первым «предком», на которого смотрели советские специалисты, был легкий крейсер «Раймондо Монтекукколи». Быстрый (до 37 узлов) и неплохо вооруженный крейсер. Главный калибр составляли 8 орудий калибра 152-мм в 4-х башнях, ПВО состояло из 6 орудий 100-мм, 4-х спаренных 37-мм автоматов и 8 пулеметов 13,2-мм. Плюс 2 двухтрубных торпедных аппарата и катапульта с двумя гидросамолетами.

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

И этот корабль вполне мог стать родоначальником семейства советских крейсеров. Однако наши инженеры корабелы предпочли взять за основу более современный и энерговооруженный корабль — крейсер следующего поколения «Эудженио ди Савойя».

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

Кстати, крейсер носил имя известного военачальника принца Евгения Савойского, и являлся «тезкой» немецкого тяжелого крейсера «Принц Ойген».

Сказать, что советские корабли были копией итальянских, нельзя. Да, была передана вся техническая документация и даже закуплена силовая установка с лицензией на самостоятельное производство, но корабли отличались. И по водоизмещению, и по вооружению, и по бронированию. Налицо был некий «перепил» под местные условия, а именно, советские крейсеры отличались меньшей осадкой, что в условиях Балтики и Черного моря несомненно являлось плюсом.

Главным калибром наших кораблей были 180-мм орудия Б-1-П количеством 9 штук, что делало крейсера однозначно более грозными соперниками, чем итальянцев. ПВО было более слабым (но это отличительная черта всех советских кораблей), 6 универсальных 100-мм орудий, 6 полуавтоматов 45-мм и 4 пулемета 12,7-мм.

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

Корабли получились весьма и весьма хорошими. Чуть более медленные (35 узлов), но обладающие хорошей живучестью. Коллекция авиабомб, которую собрал на себя «Киров», не потеряв при этом боеспособности, лучшее тому доказательство.

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

То же самое можно сказать и в адрес «Ворошилова», действовавшего на Черном море.

Крейсеры проекта 26-бис. «Молотов» и «Максим Горький»

Это более усовершенствованные корабли по сравнению с «Кировым» и «Ворошиловым». Водоизмещение было немного больше (9792 полного в/и против 9436 у «Кирова»), скорость упала совсем незначительно (0,7-0,8 узла), зато были проведены усовершенствования, которые оказались весьма полезными. Например, корабельные катапульты от Хейнкеля заменили на отечественные, немного усилили зенитное вооружение (9 полуавтоматов 45-мм против 6-ти).

"Максим Горький"


«Максим Горький»

[/center]"Молотов"


«Молотов»

Если боевые действия «Максима Горького» на Балтике были более чем скромные, то боевые успехи «Молотова» и его экипажа заслуживают отдельного повествования. И боевой выход, закончившийся попаданием торпеды и потерей кормовой части, тоже свидетельствуют об отличной живучести корабля.

Если сравнить боевой путь советских крейсеров проектов 26 и 26-бис, то он будет более впечатляющим, нежели у их итальянских собратьев.

Лидер «Ташкент»

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

Чистокровный итальянец. От проекта до места постройки. Исключение составили только турбины, которые были английскими, от фирмы «Парсонс» и советское вооружение.

Красивый и очень быстрый корабль. Возможно, боевой путь «Ташкента» был бы более долгим, если бы не откровенно слабое бронирование корпуса и хоть и усиленное по сравнению с советскими эсминцами, но далекое от идеала ПВО.

8 автоматов 37-мм — это неплохо в сравнении с теми же эсминцами «проекта 7», но все равно, в реалиях той войны слишком мало. Три бомбардировщика «Ю-88» — согласитесь, для корабля такого класса это печально.

Далее переходим к итальянцам, которые попали в советский флот не по своей воле.

Линкор «Джулио Чезаре»/ «Юлий Цезарь» / «Новороссийск»

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

Наверное, ни один корабль в истории советского флота не имел такой трагичной судьбы. Его гибель 29 октября 1955 года унесла жизни 829 человек, включая аварийные партии с других кораблей.

«Джулио Чезаре» появился еще как дредноут, в компании однотипных монстров «Леонардо да Винчи» и «Конте ди Кавур» спущенных на воду во время Первой мировой войны.

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

Линкор был спущен на воду 15 октября 1911 года и вошёл в строй 14 мая 1914 года. Получил девиз «Чтобы выдержать любой удар».

Полное водоизмещение составило 25 000 тонн. Скорость хода была всего 21,5 узла, а дальность плавания составила 4800 миль при 10 узлах.

Вооружение.

Главный калибр — 13 × 305-мм орудий. Противоминное вооружение состояло из 18 × 120-мм и 16 × 76-мм орудий.

Зенитная артиллерия: 6 орудий 76-мм.

Имелся трехтрубный торпедный аппарат 450-мм.

Во время Первой мировой войны линкор принял участие в одной боевой операции: 13 марта 1916 года, прикрывал другие корабли при захвате военно-морской базы Курцола на полуострове Саббионцела.

В 1928 году стал учебным артиллерийским кораблём.

В 1933—1937 годах претерпел коренную модернизацию по проекту инженер-генерала Франческо Ротунди. Проект предусматривал рассверловку стволов 305-мм орудий до 320 мм (по другим данным — изменение объёма проволочной намотки и вкладной ствол большего диаметра), замену станков для повышения дальности стрельбы, усиление бронирования и противоторпедной защиты, замену котлов и механизмов, удлинение корпуса с изменением обводов.

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

Во Второй мировой войне модернизированный линкор принимал участие в нескольких операциях. Вошел в историю, получив с расстояния в 25 км снаряд главного калибра с английского линкора «Уорспайт» в столкновении, где «Джулио Чезаре» прикрывал конвой в Африку.

Вообще, вся боевая служба в основном сводилась к прикрытию африканских конвоев.

В январе 1942 года боевая служба линкора была окончена. До конца 1942 года «Чезаре» стоял в Таранто, а в январе 1943 года перешёл в Полу, где был до конца войны превращен в плавучую казарму.

Всего за кампанию 1940—1943 гг. «Чезаре» совершил 38 боевых выходов в море, пройдя 16 947 миль.

После выхода Италии из войны страны-победительницы разделили итальянские боевые корабли в счёт репараций. Советский Союз претендовал на новые линкоры типа «Литторио», однако нам достался лишь устаревший «Джулио Чезаре».

Так как к концу войны в строю из советских тяжёлых кораблей оставались лишь два старых линкора — «Севастополь» и «Октябрьская революция», даже их ровесник «Джулио Чезаре» имел относительную ценность.

9 декабря 1948 года «Чезаре» покинул ВМБ Таранто и перешёл в Аугусту, откуда 15 декабря направился в албанский порт Влёра (Валона). Там 3 февраля 1949 года состоялась передача линкора, получившего временное обозначение Z11, советской комиссии во главе с контр-адмиралом Г. И. Левченко.

6 февраля на корабле был поднят военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название «Новороссийск».

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

Фактически с 1949 по 1955 гг. шла тяжелая работа по реанимации линкора, простоявшего без какого-либо обслуживания с 1943 по 1948 гг. на приколе.

В ходе выполненных работ на линкоре установили советские зенитные автоматы и радиолокационную станцию «Залп-М», переделали фок-мачту, модернизировали приборы управления стрельбой главного калибра, установили средства радиосвязи и внутрикорабельной связи, заменили аварийные дизель-генераторы, провели частичный ремонт главных и вспомогательных механизмов, установили новые турбины Харьковского завода.

Скорость корабля возросла до 28 узлов. Дальность плавания составила 3100 миль при 20 узлах.

Вооружение тоже претерпело изменения. 10 × 320-мм, 12 × 120-мм, 8 × 100-мм орудий.

Зенитная артиллерия была увеличена до 30 × 37-мм орудий (12 сдвоенных, 6 одинарных).

29 октября 1955 года в 1 час 31 минуту под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, насквозь пробивший корпус линкора, вырвавший часть палубы полубака и пробивший в подводной части дыру в 150 м². Кроме того, через 30 секунд раздался второй взрыв по левому борту, в результате которого образовалась вмятина в 190 м².

В 4 часа 14 минут линкор лёг на левый борт и через мгновение уткнулся мачтами в грунт. В 22 часа корпус полностью исчез под водой.

Летом 1956 года экспедиция подводных работ особого назначения ЭОН-35 приступила к подъёму линкора. Корабль был поднят и разделан на металл.

Крейсер «Эммануэле Филиберто Дюка ди Аоста»/«Керчь»

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

Однотипный собрат уже упоминавшегося «Евгения Савойского», «Герцог Аосты». (Аоста — небольшая провинция на севере Италии).

Легкий крейсер водоизмещением 10 300 тонн, скорость хода составляла 36,5 узла, дальность хода на 18 узлах 4100 миль.

Артиллерия главного калибра: 4 × 2 орудия 152-мм.

Зенитная артиллерия 3 × 2 орудия 100-мм, 4 × 2 автомата 37-мм, 20 автоматов 20-мм, 6 × 2 пулемета 13,2-мм.

Противолодочное вооружение: 2 бомбосбрасывателя, 2 бомбомёта, 12 глубинных бомб.

Минно-торпедное вооружение: Два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, 112 мин заграждения.

Авиационная группа: 1 катапульта, 2 гидросамолёта IMAM.

Заложен 24 января 1932 года на верфи Cantieri Odero Terni Orlando в Ливорно, Италия, спущен на воду 22 апреля 1934 года, вступил в строй итальянского ВМФ 11 июля 1935 года.

За весь период Второй мировой войны имел лишь одно боестолкновение, когда 9 июля 1940 года в бою у мыса Пунто Стило прикрывал получивший повреждения линкор «Джулио Чезаре».

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

До 10 сентября 1943 года совершил 78 боевых выходов в море, выполнил более 90 боевых задач и пошел около 30 тыс. миль, однако огневых соприкосновений с надводным противником не имел. За всю Вторую мировую войну легкий крейсер не получил ни одного серьезного повреждения.

В момент капитуляции Италии находился в Тарано, откуда он 8-10 сентября 1943 года совершил переход на Мальту для сдачи английским властям.

В результате жеребьевки при разделе итальянского флота, крейсер попал в советскую часть.

6 февраля 1949 года в порту Одессы крейсер «Emanuele Filiberto Duca D’Aosta» был передан советскому экипажу от итальянского, и 26 февраля того же года он получил новое название — «Сталинград», которое вскоре изменили на «Керчь».

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

Легкий крейсер «Керчь» формально входил в состав дивизии крейсеров Черноморского флота, но с самого начала использовался в основном для учебных целей. 16 февраля 1956 года его официально переклассифицировали в учебный крейсер, а 11 марта 1958 года переоформили в опытовое судно «ОС-32».

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

Исключили крейсер «Керчь» из списков Черноморского флота 20 февраля 1959 года.

Почти десятилетняя служба «Керчи» в составе ВМФ СССР не была отмечена какими-либо значительными событиями, однако за это время с кораблем не произошло ни одной серьезной аварии. За все эти годы на крейсере пошли подготовку немало флотских специалистов.

Эскадренный миноносец «Артильери»/ «Ловкий»

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

Заложен 6 января 1937 года на судоверфи «Одеро-Терни-Орландо» в Ливорно (Италия), спущен на воду 08 августа 1937 года, вступил в строй 30 июня 1938 года.

До 25 июля 1943 года назывался «Камиция Нера»[«Camicia Nera»], потом был переименован в «Артильери»(«Artigliere»).

Корабль активно участвовал во Второй мировой войне, совершил более 120 боевых выходов, участвовал в 4 сражениях.

9 сентября 1943 года перешел на Мальту, где сдался союзникам.

21 января 1949 года прибыл в Одессу, 23 января 1949 года принят советским экипажем от Италии по репарациям и 24 февраля 1949 года включен в состав Черноморского флота как эсминец «Ловкий».

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

30 ноября 1954 года выведен из боевого состава, разоружен и переформирован сначала в корабль-цель и 17 октября 1955 года — в корабль воздушного наблюдения.

27 марта 1960 года исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в Отдел фондового имущества для разделки на металл.

Водоизмещение 1830/2460 т.
Скорость 39 узлов Дальность плавания 2200 миль на 22-х узлах. Экипаж 215 человек.

Вооружение 2 x 2 120-мм, 2 x 2 37-мм и 4 x 2 20-мм орудия, 2 x3 533-мм торпедных аппарата, 64 мины.

Эскадренный миноносец «Фуцилиере»/ «Легкий»

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

Заложен 10 мая 1937 года на судоверфи в Анконе (Италия),
спущен на воду 31 июля 1938 года и вступил в строй 15 января 1939 года.

Водоизмещение: 1830/2460 т.

Вооружение: 2 x 2 120-мм орудий, 2 x 2 37-мм и 4 x 2 20-мм зенитных автоматов, 2 x 3 533-мм торпедных аппарата, 64 морские якорные мины.

Скорость 39 узлов. Дальность плавания 2200 миль. Экипаж 215 человек.

«Фуцилиере» с 1940 по 1943 годы принимал участия во всех средиземноморских операциях итальянского флота.

9 сентября 1943 года, после гибели линейного корабля «Рома» участвовал в спасательной
операции, после чего перешел к Балеарским островам где и сдался союзникам.

После окончания Второй мировой войны достался при разделе советской стороне.

1 февраля 1950 года принят в Одессе советским экипажем от Италии и 13 марта 1950 года включен в состав Черноморского флота как «Легкий».

30 ноября 1954 года выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в корабль-цель, а 21 января 1960 года исключен из списков судов ВМФ и разделан на металл.

Миноносец «Ардиментозо» / Эскадренный миноносец «Лютый»

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

Очень условно эсминец, выполнявший у нас роль учебного корабля, да и то очень недолго.

Миноносец типа «Ciclone». Заложен 7 апреля 1941 года, спущен 29 мая 1942 года, вступил в строй 14 декабря 1942 года.

Водоизмещение полное: 1250 т.

Вооружение: 2 орудия 100-мм, 6×2 зенитных автомата 20-мм, 2 двухтрубных 457-мм торпедных аппарата, 20 морских якорных мин.

Скорость максимальная 25 узлов. Дальность плавания 2200 миль при 16 узлах. Экипаж 130 человек

За свою недолгую службу в итальянских ВМФ выполнял роль эскортного миноносца. В сентябре 1943 года сдался англичанам на Мальте.

Исключен из состава итальянского флота 6 октября 1949 года, 29 октября 1949 года в Одессе по репарациям передан СССР, 28 ноября 1949 года включен в состав ЧФ как эсминец «Лютый».

30 ноября 1954 выведен из боевого состава разоружен и переформирован сначала в корабль-цель, а с 29 апреля 1958 года в плавучую казарму. 31 октября 1959 года исключен из списков судов ВМФ и в 1960 году разделан на базе «Вторчермета» в Севастополе.

Миноносец «Анимозо»/Эскадренный миноносец «Ладный»

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

Заложен 3 апреля 1941 года, спущен на воду 15 апреля 1942, вошел в строй 14 августа 1942 года.

ТТХ такие же, как у «Ардиментозо».

Исключен из состава итальянского флота 14 января 1949 года, передан СССР 16 марта 1949, переименован в «Ладный».

Использовался в качестве учебного корабля, в 1958 году выведен из состава флота и 28 августа 1959 потоплен как мишень ракетой П-15.

Миноносец «Фортунале»/Эскадренный миноносец «Летный»

Однотипный с «Ардиментозо» и «Анимозо» миноносец.

Заложен 9 мая 1941, спущен на воду 18 апреля 1942, вошел в строй 16 мая 1942.

В боевых действиях участия не принимал.

Передан СССР 1 марта 1949, переименован в «Лётный», до 1959 года использовался в качестве учебного судна, в 1959 году переклассифицирован в корабль-мишень и потоплен при испытаниях противокорабельных ракет.

Что можно сказать в качестве итога? Наблюдение непростое. Те крейсеры, которые были построены по итальянским проектам, имели довольно долгую жизнь.

«Киров», спущенный на воду в 1938 году, до 1974 года вполне активно совершал походы по Балтике в качестве учебного корабля, и был разобран на металл только в 1975 году.

«Ворошилов» превратили в плавказарму только в 1972 году, а в 1973 вывели из состава флота и утилизировали.

«Молотов», несмотря на полученные повреждения, прослужил в качестве боевого корабля до 1961 года, с 3 августа «Молотов», который был переименован в «Славу», стал учебным крейсером. Что, замечу, не мешало ему совершать вполне боевые походы в Средиземное море в 1967 и 1970 годах. И только 4 апреля 1972 года крейсер исключили из состава ВМС и вскоре разобрали на металл в Инкермане.

 

 

Сталин и Косыгин на борту крейсера "Молотов". 18 августа 1947 года.


Сталин и Косыгин на борту крейсера «Молотов». 18 августа 1947 года.

Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота Свой среди чужих. Часть 17. Итальянцы советского флота

«Максим Горький» имел более короткую судьбу. 17 февраля 1956 года корабль был выведен из боевого состава КБФ и переформирован в опытовый крейсер, а 18 апреля 1959 года исключен из состава ВМФ и передан на слом.

Тем не менее, эти корабли имели намного более долгую жизнь, чем полученные по репарациям итальянцы.

Некоторые эксперты выражают такую точку зрения, что трагедия с линкором «Новороссийск» сыграла свою роль, и от всех «чужих» кораблей решили попросту избавиться «на всякий случай».

Источник — https://topwar.ru/112581-svoy-sredi-chuzhih-italyancy-sovetskogo-flota.html

Подписаться
Уведомить о
guest

13 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account