Свой среди чужих. Часть 12. Крейсер «Мурманск». Одинокий замерзший ковбой
В заключительной статье, посвященной иностранным кораблям, воевавшим на Северном флоте, рассказ пойдет о крейсере «Мурманск».
Судьба этого корабля чем-то схожа с линкором «Архангельск». Свой путь крейсер, о котором пойдет речь, начал в городе Такома, в Соединенных Штатах, где он был построен и спущен на воду 29 июня 1922 года, а через год вошел в состав американского флота. При крещении корабль получил имя «Милуоки».
Это был крейсер класса «Омаха», со стандартным для того времени водоизмещением 7 960 тонн.
Паротурбинная установка мощностью 90 000 л. с. Позволяла развивать скорость до 30 узлов и пройти без дозаправок 6 600 миль экономичным ходом в 12 узлов.
Бронирование было не выдающимся, борт — 75 мм, палуба — 37 мм, башни — 6 мм.
Вооружение «Милуоки» состояло из 10 орудий главного калибра 152 мм, четыре из которых размещались в двух башнях и 6 обычных для того времени в казематах.
Кроме того, имелись 6 универсальных орудий калибра 76 мм, способных вести огонь как по надводным, так и по воздушным целям.
Зенитное вооружение состояло из 3 спаренных 40-мм установок и 12 20-мм «Эрликонов».
Минно-торпедным вооружением служили 2 трехтрубных торпедных аппарата 533 мм и 2 бомбомета МК-6.
В 1940 году корабль был оснащен радиолокаторами в количестве 4 штук.
Установка SC для обнаружения воздушных целей, SG для обнаружения надводных целей, Мк.3 для наводки орудий на крейсер поставили целых две: основную и дублирующую.
Кроме того, крейсер имел две катапульты и два гидросамолета-разведчика.
В целом довольно неплохой легкий крейсер.
«Милуоки» с 1928 по 1940 годы исправно нес службу на Тихом океане, находясь в составе 2-й дивизии крейсеров Азиатского флота. В конце 1940 года, крейсер передали во 2-ю дивизию крейсеров на Атлантику. С начала Второй Мировой войны, после вступления США в войну был назначен для несения службы в составе океанских патрульных сил.
После выполнения краткого боевого выхода в Тихий океан для прикрытия конвоя в начале 1942 года, базировался на Ресифе, и на протяжении последующих двух лет патрулировал Южную Атлантику.
В феврале 1944 года крейсер возвратился в Нью-Йорк для ремонта и далее использовался в Северной Атлантике.
В марте 1944 года «Милуоки» сопровождал в СССР конвой JW-58, а по прибытии в Мурманск был передан ВМФ СССР вместо итальянского крейсера «Duca d’Aosta».
Передача состоялась 20 апреля 1944 года, после чего корабль переименовали в «Мурманск». Американский экипаж на кораблях обратного конвоя вернулся в Америку.
Стоит отметить, что из всех кораблей, полученных от союзников согласно договору, «Милуоки» стал единственным кораблем, переданным согласно букве договора, то есть, в советском порту.
К лету крейсер был полностью освоен советской командой и начал осуществлять совместные плавания с другими кораблями флота.
Первый выход в море состоялся 4 июля 1944 года. Отряд в составе крейсера «Мурманск», лидера «Баку», эсминцев «Гремящий», «Громкий», «Грозный» и «Разумный» вышел из Кольского залива в Белое море.
На переходе командующий Северного флота управлял эволюциями кораблей соединения с помощью РЛС крейсера. В Белом море крейсер отрабатывал элементы взаимодействия с «Гремящим» и «Громким». Советские корабли впервые выполнили артиллерийские стрельбы по полигону на Летнем берегу Белого моря с использованием РЛС.
25 августа 1944 года началось формирование эскадры Северного флота. Эскадра формировалась из Отряда кораблей ВМФ СССР, прибывшего из Англии, и бригады эскадренных миноносцев. «Мурманск» также вошел в состав эскадры.
Осенью крейсер совершил единственную боевую операцию, которая осталась зафиксированной документально. 30 октября из Молотовска в Мурманск вышла группа из 15 транспортов и двух танкеров. Суда составляли Беломорскую группу конвоя RA-61. Боевое охранение транспортных судов возглавил «Мурманск».
До окончания войны «Мурманск» в боевых операциях флота участия не принимал.
Пять лет крейсер нёс службу в составе эскадры Северного Флота, но большую часть времени провел на бочке на рейде Ваенги (Североморска), изредка совершая непродолжительные выходы в море для отработки задач боевой подготовки.
Пройдя в 1945 году плановый ремонт, «Мурманск» стал чаще выходить в море и даже принял участие в итоговых учениях эскадры в Белом море в августе 1947 года.
16 марта 1949 года в Филадельфии крейсер был возвращён ВМС США и продан на слом 10 декабря того же года.
Не очень примечательный путь боевого корабля. Почему я и заметил, что его судьба схожа с участью английского линкора, ставшего «Архангельском».
Волей-неволей задаешься вопросом, а стоило ли огород городить? С крейсером, правда, понятно, его, что называется, на рейд пригнали американцы. Но сколько усилий было вложено в тот же «Архангельск», у которого при сдаче обратно англичанам башни не проворачивались, так как они несколько лет бездействовали… А за переходом «Архангельска» и английских эсминцев стояла целая эпопея. Но эсминцы хотя бы повоевали.
По моему мнению, ценность откровенно старого линкора и крейсера не первой свежести скрывалась именно в радиоэлектронной начинке. Не секрет, что в области проектирования и постройки радарных систем СССР был очень мягко говоря, не на лидирующих позициях. И то, что эти корабли оказались в нашем распоряжении, несомненно, сыграло свою положительную роль, позволив как изучить РЛС союзников, так и подготовить кадры для работы с ними.
Так что американец не зря простоял в Ваенге, не зря.
Источник — https://topwar.ru/106994-svoy-sredi-chuzhih-odinokiy-zamerzshiy-kovboy.html