Свой среди чужих. Часть 11. Танкетка Renault UE — качественный французский круассан
После того как самые известные образцы трофейной техники Вермахта уже получили свое отражение в наших заметках, возникла идея рассказать о менее известных машинах. И начнем, пожалуй, с легкого бронетранспортера Renault UE.
Машина родом с рубежа 20-30-х годов, когда по Европе (и не только) гуляла идея сверхлегких бронированных гусеничных машин (авторы концепции товарищи Дж. Карден и Г. Мартель). Военные, как и положено, интересовались возможностью непосредственного их боевого применения, что представлялось весьма сомнительным ввиду слабости бронирования и вооружения (а порой и полного его отсутствия). Так что подобного рода техника заинтересовала в первую очередь страны, которые по экономическим причинам не могли позволить себе большое количество полноценных танков, например, Польша (танкетки TKS) и Румыния (те же Renault UE, выпускаемые по лицензии).
Подобные машины поначалу интересовали и французскую армию, но на рубеже десятилетий этот интерес по понятным причинам поутих. Плюс на новые виды вооружения урезали бюджет, львиная доля ассигнований в этот момент шла на строительство укреплений линии Мажино. И, тем не менее, французской армии было нужно универсальное транспортное средство.
ТТ3 было выдано трем фирмам: Renault, Citroen и Brandt. В начале высказывалась мысль о приобретении лицензию у фирмы Vickers на танкетку Mk VI. Но компенсировать расходы производителям французское правительство было не намерено. Вопрос также состоял в том, какое шасси, гусеничное или колёсное, лучше выбрать для будущей машины.
Летом 1930 года было принято окончательное решение в пользу гусеничной машины. Самым близким по конструкции к Mk VI оказался проект фирмы Renault. Машина разрабатывалась как универсальная, с возможностью установки вооружения. На заводе транспортер проходил как Renault UE, а специально разработанный для него прицеп Renault UK.
В октябре 1931 года на заседании ССА (консультативный совет по вооружениям) бронетранспортер был принят на вооружение под обозначением Chenillette de ravitaillement d’Infanterie Modele 1931 R.
В серию он пошел только в середине 1934 года. Но уже буквально через год командование французской армии решает, что им нужен более мощный тягач весом до 2,6 тонны. Был объявлен конкурс и победителем стала фирма Lorraine с машиной Lorraine 37L (про нее еще будет сказано отдельно). А в качестве временной меры оставили в производстве Renault UE, и слегка улучшенный вариант Renault UЕ2.
До лета 1939 года выпускали Renault UE, а до 1 апреля 1940 года выпустили 1630 Renault UE2, общее же число выпущенных машин составило 5158 единиц. Из числа которых, по минимальным оценкам, 4600 штук поступили в войска.
Стоит отметить, что попытки установить вооружение на данную бронированную машину французами все же были сделаны. Еще в 1932 году в опытном порядке, по инициативе кавалеристов, переоборудовали одну машину, которая получила название Automitrailleuse legere de contact tout terrain. Но испытания она не прошла, и на вооружение не принята.
В 1936 была еще одна попытка вооружить бронированный транспортер. По просьбе правительства Китая Франция должна была поставить 10 танкеток, вооруженных пулеметами, и несколько танков. Машины были благополучно отправлены, но до заказчика так и не дошли.
Уже во время боевых действий против немцев в мае 1940 года, DI (Direction de l’Infanterie, руководство французской армией) распорядилось сообразить аж 200 транспортеров по китайскому типу с небольшой бронированной рубкой и одним 7,5-мм пулеметом Reibel.
31 мая 1940 года прототип был готов, и по имеющейся информации, успешно выдержал испытания. В связи с чем был выдан заказ на 150 машин данного типа. Сколько их выпустили до капитуляции Франции, сказать сложно, есть лишь несколько снимков: немецких трофеев, и уже трофеев союзников. Информацией о применении данных импровизированных САУ на Восточном фронте автор не располагает, но считает уместным упомянуть о них.
По приблизительным подсчетам немцам в качестве трофеев досталось минимум 2700 Renault UЕ обеих модификаций. Несколько сотен машин, в основном в крайней степени изношенности, были оставлены правительству Виши. А 67 транспортеров немцы передали Италии. В немецкой армии Renault UE получил обозначение UE 630 (f). Часть машин прошла модернизацию именно как тягачи, которая заключалась в установке внешнего крепления для пулемета MG-34 и усиленных буксировочных креплений, что позволило транспортировать орудия калибром 50, 75 и 76,2 мм. Транспортеры были перекрашены в соответствии с немецким стандартом.
Решение о переоборудовании 700 машин в САУ было принято 17 декабря 1940 года для последующего использования в противотанковых подразделениях пехотных дивизий. Сколько из вышеназванного количества воевало на Восточном фронте, сказать трудно. Есть информация, что, помимо пехотных частей, ими были укомплектованы шесть танкоистребительных дивизионов РГК (216 машин по 36 в дивизионе):
— 463-й (горнострелковый корпус «Норвегия» армии Норвегии);
— 525-ый (49-й горнострелковый корпус 17-ой полевой армии Группы армий «Юг»);
— 652-й (3-й механизированный корпус 1-ой танковой группы ГА «Юг»);
— 654-й (12-й армейский корпус 2-ой танковой группы ГА «Центр»);
— 560-й (11-й армейский корпус 11-й полевой армии ГА «Юг»);
— 563-й (1-я рота в 18-ой армии; 2-я, 3-я роты в 26-ом армейском корпусе 18-ой полевой армии ГА «Север»).
Можно выделить две разновидности машины. Собственно, использование транспортера как стационарного лафета для 37-мм пушки (о чем говорится выше).
И эрзацвариант: использование транспортера по прямому назначению, но с временным размещением орудия (без демонтажа лафета).
Временной период использования данных САУ автору выяснить не удалось. Но логично предположить, что с появлением более мощных САУ типа «Мардер», вооруженных длинноствольными танковыми орудиями, применение данных машин было признано нецелесообразным, и они были выведены с первой линии.
В 1941 году небольшой партией в 40 единиц была выпущена машина для артиллерийских наблюдателей под аббревиатурой Kleiner Funk- und Beobachtungspanzer auf Infanterie-Schlepper UE(f).
Доработкой занималась фирма Alfred Becker (специализация — трофейная техника). На месте транспортного отсека соорудили рубку для двух человек. Машина применялась в качестве подвижного наблюдательного пункта в дивизионах полевой артиллерии (150-мм гаубицы). По одной из версий, чуть ли не все машины данного типа поступили в 21-ю ТД, но для такого подразделения это слишком много. Поэтому можно достаточно смело утверждать, что данные “ноу-хау” состояли на вооружении и других подразделений.
Еще одним, весьма полезным и простым, как пара домашних тапочек, улучшением, сделанным фирмой Becker, стала машина для прокладки кабеля Fernmeldekabel-Kraftwagen UE. Отличие от базового тягача Renault UE заключалось в монтаже в кормовой части оборудования для прокладки кабеля. Дешево, практично и довольно безопасно (для связистов). Использование данной модели позволило заменить БТРы Sd. Kfz.251/11 (также машина для укладки кабеля). Количество выпущенных машин, так и сколько их было на Восточном фронте выяснить, не удалось.
Также имелось небольшое количество машин-транспортировщиков расчетов Mannschaftstransportwagen UE (f)…
…и танкеток под названием Gepanzerte-MG-Trager UE (f), вооруженных одним 7,92-мм пулеметом МG-34. Стопроцентно утверждать, что машина применялась на Восточном фронте, нельзя, ввиду того что танкетка окрашена в песочный цвет. А это могло произойти в 1942 году в Африке, летом 1943 года на Восточном фронте или в Германии в это же время.
Достаточно большое количество машин досталось Люфтваффе. Поначалу их использовали для перевозки различных грузов (топлива, авиабомб и пр.) на полевых аэродромах.
Спустя некоторое время часть машин переделали для охраны аэродромов от партизан и диверсионных групп. Они получили название Sicherungsfahrzeug UE(f). Первая версия оснащалась достаточно большой бронированной рубкой по правому борту и одним пулеметом. Танкетка имела некоторое сходство с MG-Trager.
Куда более радикальной и сумасбродной была вторая версия. Фактически это был все тот же Sicherungsfahrzeug UE(f), но с установленной вместо грузовой платформы вертикальной бронированной рубкой с 13-мм пулеметом.
Данные чудеса инженерной мысли немецкие техники делали не от хорошей жизни. Партизаны досаждали основательно, и часто нахождение аэродрома в прифронтовой полосе их нисколько не смущало. И, чтобы оперативно реагировать на возникшую угрозу, а не ставить через каждые 100-200 метров пулеметы (которых в 1943-1944 году местами уже сильно не хватало), и были созданы подобные передвижные огневые точки. А вы говорите, НИ-1…
Самым невероятным, наверное, является применение данных транспортеров в качестве ходовой части для РСЗО. Одно дело использовать блоки Wurfrahmen 40 на трофейных танках R-35, или родных немецких БТРах Sd. Kfz. 251, там ходовая покрепче, да и сами машины побольше будут. Совсем иное дело на Renault UE. И все же в 1943 году была создана пусковая установка 28/32cm Wurfrahmen (Sf) auf Infanteriaschlepper UE (f), состоящая из четырех ракет калибра 280 мм (фугасный заряд) или 320 мм (зажигательный заряд).
Устройство для запуска реактивных снарядов изнутри машины были смонтированы на месте командира, а на лобовом бронелисте была установлена штанга с прицельным приспособлением. Но немецкие инженеры не позаботились об усилении ходовой части. Поэтому при совершении длительных маршей случались поломки ходовой. На вооружение поступило два варианта: на первом 4 реактивных снаряда размещались в рамах на крыше рубки, а на втором подвешивались по бортам (по два заряда на борт).
Суровая русская зима внесла свои коррективы в использование машины UE 630 (f). Около полусотни машин были оборудованы снегоуборочным отвалом для расчистки взлётно-посадочных полос.
Самым мирным способом применения Renault UE может по праву считаться роль ходовой части для фанерных макетов танка Т-34-76 для обучения личного состава Вермахта. Установка получила название Panzerkampfwagen-Attrappe auf UE(f). Количество подобных переделок неизвестно.
Panzerkampfwagen-Attrappe auf UE(f):
А вот данный агрегат в большинстве интернет-источников фигурирует как “Однобашенная бронированная патрульная машина на базе Renault UE”, хотя при ближайшем рассмотрении закрадываются сомнения.
Помимо немцев, на Восточном фронте Renault UE активно применяли румыны. Еще в 1938 году Румыния приобрела у Франции лицензию на производство данного транспортера. Производство наладили на заводе фирмы Malaxa в Бухаресте. А машина получила название Senileta Malaxa Tip UE.
По плану хотели сделать 300 единиц. Но ввиду поражения Франции и прекращении поставок ряда деталей концерном АМХ, успели выпустить только 126 штук. В распоряжении румынской армии также были и 52 машины чисто французского производства: 13 штук были куплены у французов еще до войны, а 39 переданные немцами трофеи.
Senileta Malaxa Tip UE находились на вооружении механизированных кавалерийских полков, где выполняли роль тягачей 47-мм противотанковых пушек Schneider Modèle 1936. Большинство тягачей было уничтожено или захвачено частями Красной Армии в первые полтора года войны.
В начале 1943 года Румыния располагала еще как минимум 50 транспортерами, 33 из которых использовались для обучения экипажей, а 17 были доработаны фирмой Malaxa, что позволило буксировать немецкие 50 мм орудия Pak 38/L60.
В заключение хотелось бы сказать, что транспортер Renault UE оказался довольно удачной машиной. Полный её потенциал, как ни странно, смогли раскрыть немцы, создав порядочное число вспомогательных машин, полностью подтвердив фразу “Вторая мировая война — это война моторов”. А обратные трофеи, доставшиеся французам летом 1944 года, и машины вишистской Франции использовались вплоть до начала 50-х годов.
Источник — https://topwar.ru/107204-svoy-sredi-chuzhih-kachestvennyy-francuzskiy-kruassan.html