К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Первоначально смысл флажного сигнала определялся только местом расположения флага, при этом использовались любые флаги, включая рыцарские штандарты.
Первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку. В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий. В 1780 году (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1800 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. "Морской словарь", в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот.
Но всё это время флажные сигналы оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями Фредерика Марриата был составлен "Кодекс сигналов для торгового флота". Система состояла из 15 флагов и вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Система использовалась только британцами.
Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1857 году была разработана "Система кодовых сигналов для торгового флота" из 18 флагов. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции. В 1887 году "Система кодовых сигналов для торгового флота" была переименована в "Международный свод сигналов". Все морские государства приняли этот cвод. Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1931 году межданародная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года(
C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице. (Морской сайт.
Русский военно-морской свод сигналов также имеет свою историю развития. Имеются немногочисленные материалы, свидетельствующие о некотором использовании флагов для сигнализации еще до Петра I. Так, например, сохранились сведения о том, что для корабля Орел, построенного в 1667–1668 гг. было отпущено на знамена (флаги) и яловички (флюгарки, вымпела) «из меновых товаров» 310 аршин «киндяков» (набойки, кухмачу), до 150 аршин «тафты черчатой (красной), белой и лазоревой».
Первым официальным документом, свидетельствующим об использовании русским флотом флажных сигналов, является указ Петра I на второй азовский поход в 1696 г., в котором наряду с другими указаниями о порядке плавания были указаны также сигналы флагами, выстрелами, барабанным боем и фонарями.
В 1720 г. был издан морской устав Петра I под названием «Книга устав морской, о всем что касается доброму управлению в бытность флота на море». К этому уставу было дано особое приложение о сигналах, в котором изложен порядок производства сигналов дневных, туманных и ночных на корабельном и галер-ном флоте и указано значение каждого сигнала, а также даны две таблицы сигнальных флагов, корабельных и галерных. Количество сигналов в то время было весьма ограниченным (22 корабельных и 42 галерных).
В 1773 г. вышла в свет сигнальная книга, составленная адмиралом Спиридовым, которая содержала уже 332 сигнала. В этой сигнальной книге впервые были даны раздельно наборная и разборная части.
Значительные изменения в систему флажной сигнализации были внесены в 1797 г. генерал-адъютантом Кушелевым. Количество сигналов возросло до 1500, но сама сигнальная книга Кушелева была довольно громоздкой, а система сигнализации весьма сложной. Для каждого сигнала было сделано подробное наставление, как его исполнять, например, описание сигнала «Приготовиться к сражению» занимало семь страниц.
В Своде военно-морских сигналов, разработанном в 1807 г. адмиралом Головниным, были установлены заменительные, ответный, вопросительный, отменительные, числительные (цифровые) и компасные вымпела. Одновременно были отменены пушечные выстрелы, сопровождавшие каждый сигнал. Изменилась расцветка флагов и их форма — клинообразная заменена прямоугольной. Самым важным изменением, значительно упростившим флажную сигнализацию, явилось установление независимости значения сигнала от места подъема флагов.
В 1869 г. под руководством генерал-адъютанта Бутакова был издан Свод сигналов в трех книгах, а в 1875 г. была издана первая шлюпочная сигнальная книга, которая дала возможность осуществлять флажную сигнализацию между шлюпками и шлюпок с кораблями и берегом. В 1901 г. вышел в свет Свод военно-морских сигналов. (Зрительная связь и зрительное наблюдение./ В.В. Полозок. – Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, Москва – 1954.
Желающие могут обратиться и к более поздним изданиям, например: СПРАВОЧНИК СИГНАЛЬЩИКА Редактор Л. П. Демчук. Редактор (литературный) Я. Ф. Отмахова. Технический редактор Н. Я. Богданова. Корректор Э. В. Ежова — Воениздат, 1983.
Но меня по ходу дела интересует именно то, что было до дедушки Ленина. А именно — «Правила сигналопроизводства на военных кораблях». / (для сигнальщиков) – С.-Петербург. Типография морского министрества. 1901 год. (
Двухфлажная сигнальная книга содержит: а) Эволюционные сигналы и важнейшие походные; б) Боевые сигналы; в) Эскадренные позывные сигналы.
Трехфлажная сигнальная книга содержит: словарь, сигналы рандеву, числовые, градусные, компасные и вообще все сигналы Морского Военного Свода. В ней повторены и сигналы двухфлажной книги, кроме эволюционных, требующих обозначения чертежами.
Таким образом, два или три поднятых флага составляют кодовую фразу, которая имеет смысл только в случае определенного сочетания этих флагов. Статья 1065 Морского Устава Российской Империи требует сохранения этих кодов в тайне. Выписки. Списки и иные копии делать запрещается. «Посторонним лицам читать оные не дозволяется». Например, несчастный «глаголь» в сочетании с одним или двумя флагами может значить всё, что угодно от сообщения о появлении кораблей противника, до посылки по известному и весьма далёкому адресу.
Хотя существует и "профессиональное мнение", что упомянутый флаг оповещает исключительно о кораблях противника.
Ноги байки растут отсель — Манвелов Н. В. Обычаи и традиции Российского Императорского флота. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. Книжка для детей младшего и среднего дошкольного возраста. "Треугольный синий флаг «Глаголь» означает «обнаружен противник», а по международному своду — требование прислать лоцмана". Глава 2. "На флаг и гюйс".
Проблема в том, что автор даже не понимает разницы между буквой и флагом. Так "глаголю", то есть букве "Г" в МСС соответствует буква "G" — "гольф" и это совершенно другой флаг. Флагу же "глаголь", то есть синему треугольнику соответствует "D" — "дельта", именно так обозначавшаяся до тридцатых годов ХХ века. "Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом".
Есть и несколько другие версии, например, сайт
Сигнал составной, трехфлажный. Соответствует правилам установленным трехфлажным Сводом сигналов ВМФ СССР. Один флаг ("глаголь"), или даже флажной сигнал, обозначает, что обнаружены корабли противника, второй указывает направление-пеленг, третий — расстояние. А, например, два флага "глаголь" предлагают кораблю «Следовать курсом …». Другой пример сигнал «Не извещать о ходе дела или работ» — (ГФШ, ВЙ9). "Глаголь-ферт-шапка веди-и краткое-девять". В данном случае первый трехфлажный сигнал, в который входит и «глаголь», означает отрицательное значение второго сигнала. Правила составления таких сигналов также указаны в источниках упомянутых как на сайте. так и в настоящем материале. Даны ссылки.
Во всех флажных сигналах "глаголь", сам по себе, как и любой другой флаг, никакой смысловой нагрузки не несёт — он часть кодовой фразы имеющей смысл лишь в сборе.
Пример из МСС. Сигнал «С» («чарли») означает «Да» (утвердительный). Сигнал «N»(«новембер») означает «Нет» (отрицательный). Сочетание этих двух флагов в двухфлажном сигнале МСС – «NC»(«новембер-чарли») – является морским флажковым сигналом бедствия ( дословно – «отрицательное положение»), аналогичным «SOS».
Сигнальное дело. Учебник для подготовки сигнальщиков РКВМФ. – Военно-морское издательство народного комиссариата военно-морского флота СССР. Москва-1939-Ленинград.(
Каждый же отдельный сигнал имеет свое, строго определенное значение. Будучи же поднят после телеграфного флага – обозначает исключительно букву алфавита.
ФЛАГИ СВОДА ВОЕННЫХ МОРСКИХ СИГНАЛОВ. 1901 год.
Так тот же «глаголь» на нашем военном флоте в соответствии с морским уставом и, начиная, по крайней мере, с 1853 года и по настоящее обозначает брандвахту. И никак иначе.
РК ВМФ:
ВМФ СССР (
Как менялась расцветка флагов в Российском и Советском ВМФ можно посмотреть тут: