0

 

Бурное развитие управляемых ракет "воздух-воздух" в конце сороковых – начале пятидесятых годов определялось, в первую очередь, угрозой прорыва носителей ядерного оружия к жизненно важным объектам СССР. Одной атомной бомбы хватало практически на любую цель, и бомбардировщики могли действовать поодиночке, что более отвечало возможностям применения управляемого оружия "воздух-воздух" для своевременного уничтожения носителей до применения ими ядерного оружия.

Сверхтяжелый перехватчик ПВО Ту-4 Д-500, комплекс Г-310. 1953г.

Согласно первоначальному проекту система С-25 ПВО Москвы должна была включать в себя кроме ракет В-300 самолет-перехватчик  с ракетами "Г-300" класса "воздух-воздух".

При разработке авиационного управляемого вооружения системы Г-300 требования по длительному продолжительному барражированию комплекса и по максимальной независимости самолета-носителя от наземных радиолокационных средств определили выбор в качестве базы для создания "истребителя" самого тяжелого из отечественных серийных военных самолетов того времени – бомбардировщика Ту-4. Носитель получил индекс Г-310.

Система Г-300 предусматривала объединение функций самолета дальнего радиолокационного дозора – своего рода АВАКС – и истребителя-перехватчика в одном летательном аппарате. Самолет был оснащен 4 радиолокационными станциями системы "Тайфун" Д-500 с дальностью 80–100 км, обеспечивающими обзор передней, задней, верхней и нижней полусфер. Главным конструктором РЛС стал возглавлявший НИИ-17 В.В.Тихомиров.

Помимо радиолокационных средств, самолет должен был нести 4 ракеты с дальностью 40…50 км. Для них изготовили балочные держатели с параллелограммными механизмами. Поскольку головным разработчиком системы Г-300 стали не самолетчики, а электронщики КБ-1, они хорошо представляли, во что может вылиться полуактивная радиолокационная ГСН, так как подобное устройство стояло на их первенце – "Комете". Поэтому они пошли по более простому пути, использовав систему наведения по лучу.

Применение могучего Ту-4 заодно упрощало и чисто конструкторскую задачу создания ракет "воздух-воздух" – к ним не предъявлялись жесткие массово-габаритные ограничения, свойственные вооружению истребителей. Прославленный создатель самолетов военного времени, а в начале пятидесятых годов – главный конструктор ЗУР В-300 ("изделий 205") для системы "Беркут", С.А.Лавочкин, не мудрствуя лукаво, решил спроектировать предназначенное для Ту-4 "изделие 210" как уменьшенную копию своей зенитной ракеты, использовав проработки по ее более раннему, легкому варианту. Диаметр уменьшили с 650 до 530 мм, длину – с 11,3 до 8,3 м, сохранив при этом все основные особенности В-300 – жидкостную двигательную установку с вытеснительной системой подачи топливных компонентов (азотной кислоты и триэтиламинкислидина), аэродинамическую компоновку по схеме "утка" с размещением элеронов только в одной плоскости.

Для первого варианта ракеты "воздух-воздух" была принята комплектация с двумя твердотопливными стартовыми ускорителями, установленными по "пакетной" схеме посередине длины ракеты в горизонтальной плоскости. Это упростило старт при отработке ракеты с наземных пусковых установок. На последующих стадиях работ от стартовых двигателей отказались. В дальнейшем ракета была доработана, получив наименование "изделие 211".

С мая по июнь 1952 года на Г-310 выполнили 10 полетов, в т.ч. с макетами ракет Г-300.

Далее в период с января по июнь 1953 года ОКБ-301 провело ряд мероприятий по устранению недостатков, выявленных при первых испытаниях, проведена замена автопилота АПГ-301р на новый АПГ-301с, доработан двигатель. Одновременно в ЦАГИ выполнены продувки модели М121 изделия "211" с моделью крыла самолета Ту-4 на аэродинамическую совместимость. Готовилось проведение пусков с системой радиоуправления. На Государственном центральном полигоне с 4 по 19 августа 1953 года после наземных отработок осуществлялись испытания второй партии изделий в автономном варианте (без системы наведения, с новым АП) с носителя Ту-4.

Сверхтяжелый перехватчик ПВО Ту-4 Д-500, комплекс Г-310. 1953г.

Запуски осуществлялись на высотах 5000-9000 м. для проверки баллистических характеристик, работы двигателя и качества стабилизации. Всего на тот год было подготовлено и сделано 7 пусков. Показан нормальный старт и удовлетворительная стабилизация по крену и тангажу. Получены ценные характеристики и принципиальные выводы по возможностям систем "воздух-воздух". На 3 квартал 1954 года были запланированы испытательные пуски с аппаратурой радиоуправления. В проектировании находился вариант изделия "211" с системой РЛ самонаведения (создавалась в ОКБ-339 под рук. гл.к. В.А. Малахи). Однако, по причине бесперспективности носителя на комплексные испытания с системой радиоуправления Д-500 снаряд так и не был передан и приказом МАП №507сс от 14.8.53г. работы по нему прекратили.

С началом разработки по Постановлению Правительства от 20 ноября 1953 г. № 2837-1200 комплекса К-15 на базе сверхзвукового самолета Ла-250 и ракет "воздух — воздух" "275" было принято решение продолжить дальнейшую отработку изделий "211", но только в объемах, необходимых для обеспечения создания нового комплекса. По приказу Минавиапрома от 16 августа 1954 г. все работы по ракетам "211" прекратили.

Однако через некоторое время были проведены некоторые доработки (по заказам "211-75" и "275-50") и испытательные пуски изделий в целях получения материалов по динамике полета и управляемости уже по программе более перспективной системы перехвата из УР К-15 .

Сейчас трудно однозначно оценить оправданность этого решения. С одной стороны, в результате опытно-конструкторские работы по самолетам дальнего радиолокационного обнаружения в нашей стране прервались до конца десятилетия и были возобновлены почти с чистого листа на Ту-126. И только спустя еще много лет заложенная в систему Г-300 идея сочетания истребителя и самолета типа "АВАКС" "в одном флаконе" была наконец реализована в комплексе на базе самолета МиГ-31 с РЛС "Заслон" и ракет К-33.

Реконструкция: Сергей Сыч
http://www.alternathistory.ru/blogs/Serg


Источники:  

  • Ракета Г-300 (изделия 210 и 211) // Р.Ангельский, Авиация и космонавтика 11-2002
  • Самолеты С.А.Лавочкина // Н.В.Якубович, М, "Русавиа", 2002
  • www.laspace.ru/rus
Подписаться
Уведомить о
guest

53 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account