Сумрачный карпатский гений. Эскадренные миноносцы УРО «Мэрэшешти»

7

В Европе есть только одна страна, которую я так и не смог понять. Это Румыния. Весьма странное государственное образование, детище Влада Дракулы, Великого Кондукатора и Гения Карпат. Что в итоге они там себе думают, ведает только Сам. Может быть…

История этих внебрачных потомков римских легионеров в 1944 году сделала очередную загогулину и из союзников фашистской Германии перебросила Румынию на сторону антигитлеровской коалиции, наградила короля Михая Орденом Победы, а затем заставила строить социализм. Но с румынским лицом.

Возглавивший в итоге в 1965 году Социалистическую республику Румыния Николае Чаушеску уверенно вел свою страну в светлое будущее, сохраняя при этом пионерскую дистанцию с Советским Союзом, заигрывая с Западом и социалистическими диссидентами, Китаем и Югославией. Был многовекторным, но из Варшавского договора как Албания не выходил, подавление чехословацкой контрреволюции осудил. Но в целом был вхож во все приличные дома.

Чаушеску умудрялся даже покупать часть вооружений в западных странах, хотя от СССР тоже получал практически все, что хотел.

Сумрачный карпатский гений. Эскадренные миноносцы УРО «Мэрэшешти»

Внутри страны Чаушеску за несколько лет объединил в своих руках почти все главные посты. Он был и генеральным секретарем РКП и президентом и главнокомандующим, Председателем Госсовета и Совета Обороны. Конкуренты были устранены. Внутренняя политика в итоге стала румынским вариантом доктрины чучхе, только вместо корейцев были румыны, а роль великого вождя играл сам Чаушеску. Попытка построить себе культ личности особым успехом не увенчалась, окружение величало его «Гением Карпат», а народ относился достаточно прохладно.

В экономике, несмотря на очень солидные послевоенные достижения (15 кратный рост промышленности с предвоенного времени), ставка была сделана на ускоренное развитие за счет западных кредитов, однако без параллельного обеспечения рынков сбыта. В итоге, кредитная удавка заработала так эффективно, что Чаушеску посадил весь народ на скромный паек продуктов, электричества и прочего, лишь бы избавиться от долгов. Он избавился, доведя обнищание народа до края, а как только ему это удалось, его и свергли весьма мутные заговорщики, получившие в наследство идеальную кредитную историю и отсутствие долгов.

Сам Чаушеску вместе с супругой Еленой закончил жизнь у стенки, без суда и следствия. Потому что нельзя…

Румынский флот при Чаушеску достиг своего максимального расцвета. Гений Карпат пытался сделать Румынию «Great Again». Одним из компонентов величия был сильный флот. Поставки кораблей из СССР уже не удовлетворяли. Румыны на западные кредиты в 70-х годах приняли амбициозную судостроительную программу, в стране были построены десятки боевых кораблей, более сотни катеров и много вспомогательных судов.

Основная румынская военная судоверфь, «Имени 2 мая»(Santierul 2. Mai) в Мангалии освоила серийное производство боевых кораблей вплоть до уровня легких фрегатов.

Однако самой большой вишенкой на торте румынского флота или жемчужиной румынского флота стал флагман будущего «большого флота регионального масштаба» эскадренного миноносца УРО «Мунтения». Разработан он был румынскими специалистами по инициативе самого Гения Карпат.

Толчком послужила операция «Дунай» против чехословацких мятежников в 1968 году. Румыния не только отказалась участвовать в помощи союзной стране, но и осудила ввод союзных войск. Затем Чаушеску примерил брежневскую доктрину «ограниченного суверенитета» на себя и понял, что в случае чего Румыния советского десанта не вывезет. В судостроительную программу был включен пункт о пополнении флота в 1995-2000 годах 5 противолодочными крейсерами с противокорабельным и зенитным вооружением.

Разработку этих крейсеров поручили профильному проектному институту из города Галаць “ICeProNav” (Institutul de Cercetare și Proiectare pentru construcții Navale). Руководителем проекта стал инженер К. Станчу (C. Stanciu). Проект получил шифр “999”, соответственно построенный корабль иногда упоминается как “крейсер проекта Icepronav-999”. Все системы вооружения и электроники были советского происхождения, разумеется, в экспортном варианте. Дизельные двигатели также были из СССР.

Строить крейсера должна была все та же верфь в городе Мангалия. Верфь в марте 1980 года разделили на гражданскую ( “Şantierul Naval Mangalia” (судостроительная верфь Мангалия) или “U.M. 02029”) и военную (“Şantierul Naval 2 Mai” (судостроительная верфь имени 2 Мая)) части.

В датах есть некоторые противоречия, но наиболее вероятно, что строительные работы по будущему крейсеру начались 1 марта 1978 года, а торжественная закладка состоялась 7 августа 1979 года.

В апреле 1981 года сообщение о торжественной церемонии закладки крейсера в присутствии товарища Чаушеску напечатала газета румынской компартии “ Scînteia” (Искра).

Крейсер сошел на воду 4 июня 1981 года, в 1985 году вышел в море на испытания и был введен в эксплуатацию 3 июня 1985 года. После митинга, по старинной морской традиции товарищ Чаушеску (по другим данным его жена, Елена) разбил о борт корабля бутылку шампанского и перерезал ленту, но забыл отдать командиру корабля военно-морской флаг. 2 августа 1985 (иногда упоминается 1986) года Чаушеску присвоил крейсеру имя «Мунтения» (Muntenia) в честь исторической провинции Румынии.

Неопытные румынские проектировщики не учли еще один нюанс, крейсер по высоте не проходил под мостом, чтобы выйти в море. Пришлось всю церемонию проводить в акватории верфи, потом снимать мачту и радиоантенны, проводить корабль под мостом и снова монтировать снятое оборудование.

Это до сих пор самый большой военный корабль, который был спроектирован и построен в Румынии. Финансовое бремя строительства даже одного такого корабля оказалось непосильным для Румынии. Для экономии он получил не газотурбинные, как у большинства коллег, а дизельные двигатели. От постройки остальных четырех крейсеров тоже пришлось отказаться.

Изначально румыны классифицировали его как легкий вертолетный крейсер» (crucişător usor port-elicopter) или “эскортный крейсер” или “противолодочный крейсер”.

С 1985 года по 2004 год корабль являлся флагманом румынского флота, пока его не сменил фрегат “Regele Ferdinand” (бывший британский “Ковентри” HMS Coventry 1988 года постройки).

“…Корабль стал плодом сотрудничества специалистов обеих верфей: его корпус был заложен и построен в сухом доке на гражданской верфи имени 2 мая, а достраивался и оснащался уже у нас… …Планировалось приспособить его для приема и размещения со всем мыслимым в то время комфортом супружеской четы Николая и Елены Чаушеску, глав других государств и сильных мира сего во время их визитов (nava de protocol cu cabine prezidentiale).

VIP-каюты оборудовались и переоборудовались по несколько раз, менялось даже их расположение на корабле. Даже офицерская кают-компания внушала уважение: шириной 10 метров и уставленная массивными деревянными стульями-полукреслами, а стены отделаны деревянными панелями и гобеленами. В корабль было вложено огромное количество денег…”-интервью “Ziua de Constanța” Еуджен-Лучиан Тудор (Eugen Lucian Tudor), инженер и генеральный директор военной верфи Мангалия (в 2004-2006 гг.)

До наших дней на корабле сохранились и поддерживаются 2 VIP-каюты, и каждая состоит из двух помещений: кабинета и спальни. Говорят, к визитам VIP-гостей готовились самым тщательнейшим образом, например, перед каждой задраиваемой дверью устанавливали деревянные ступеньки и их устилали ковриками, дабы никто из них не споткнулся о какой-нибудь комингс. По той же причине и такими же ковриками покрывали и любые невысокие порожки. Но никакой комфорт не смог компенсировать приступы морской болезни, которым был подвержен тов. Чаушеску, и поэтому он посетил корабль всего несколько раз.

По внешнему виду корабль скорее напоминал железного Франкенштейна, собранного из различных кусков на живую нитку или контейнеровоз. Вооружение и электроника были в основном советского производства или было сделано по лицензии.

Во время ходовых испытаний гордость румынского флота чуть не опрокинулась. Даже при спокойном моря наблюдался большой крен, затруднявший использование вооружения. Штатный вертолет так и не смог воспользоваться вертолетной площадкой.

Корабль в июне 1988 года вернули на верфь и румынские конструкторы и судостроители принялись бороться за остойчивость своего творения: срезали часть надстроек, укоротили дымовую трубу и изменили ее форму, укоротили обе мачты и опустили ниже из тяжелые основания, а пусковые установки ракет «Термит» ( модернизированные П-15) переместили на уровень ниже, на верхнюю палубу, для чего под носовые комплексы пришлось сделать специальные вырезы в бортах и палубе. Носовая надстройка была адаптирована к новым ракетным установкам с глубинными бомбами, а расположение радаров было изменено. Реконструкция продолжалась до 15 августа 1992 года.

Модернизация вооружения и электроники продолжалась и позже, для чего поставки из СССР и уже РФ продолжались до 1998 года. Например, противокорабельные ракетные комплексы П-15 “Термит” румыны ждали несколько лет, лишь в 1988 году из СССР поступили установки П-21, упрощённый экспортный вариант П-15У “Термит”, которые и установили на флагман.

2 мая 1990 года крейсер «Мунтения» был переклассифицирован в эсминец и переименован в «Тимишоара» (Timișoara) в честь города, где началась румынская «революция» 1989 года. Но ненадолго.

27 августа 1990 года «Дитригаторул» (distrugător, «дестройер» по- румынски) был переименован в «Мэрэшешть» ( «Мэрэшешти», Mărășești), в честь в честь эсминца NMS времен Второй мировой войны, а также румынского городка, у которого состоялось крупное сражение Первой мировой войны летом 1917 года между русско-румынскими и германо-австрийскими войсками. В ознаменование победы румын в городе был построен мавзолей с останками 5073 погибших в бою румынских солдат.

Следующий выход в море для чудо-эсминца состоялся только в 1992 году, через три года после расстрела четы Чаушеску в декабре 1989 года.

Великая Румыния и мечты о великом румынском флоте умерли вместе с Гением Карпат. В феврале 1993 года румыны пытались выставить на продажу гордость своего судостроения. Но покупателей не нашлось.

1 апреля 2001 года Генеральный штаб Румынии классифицировал «Мэрэшешть» как фрегат (F111) в соответствии со стандартами НАТО.

Сумрачный карпатский гений. Эскадренные миноносцы УРО «Мэрэшешти»

Сумрачный карпатский гений. Эскадренные миноносцы УРО «Мэрэшешти»

Сумрачный карпатский гений. Эскадренные миноносцы УРО «Мэрэшешти»

«Мэрэшешти» F-111 ROS Marasesti ( Мунтения (1986-1990), Timișoara (1990)). Военно-морская верфь 2 мая (Santierul Naval 2 Mai), Мангалия. Заложен 7 августа 1979 г. Спущен на воду 4 Июня 1981. Введен в эксплуатацию 3 июня 1985 года (поступление на вооружение), 2 августа 1985 года (официальная церемония). Введен в эксплуатацию после реконструкции 1992 г.

Водоизмещение стандартное 4754 тонн (4679 длинных тонн), полное 5790 тонн (5700 длинных тонн). Длина 144,6 м (474 фута 5 дюймов). Ширина 14,8 м (48 футов 7 дюймов). Осадка 4,9 м (16 футов 1 дюйм)

Двигатели- Мощность двухвальной дизель-газотурбинной установки 64 ООО л.с. .

4 × Дизельных двигателя, по 8,440 л.с. Всего 32000 л.с. Скорость 27 узлов. 2 вала / 2 гребных винта. Дальность 2800 морских миль со скоростью 12 узлов или 1500 морских миль. Экипаж 233-270 человек.

Датчики и системы обработки данных. Радар наблюдения и обнаружения целей MR-302 Rubka. Радар обнаружения цели Garpun-E. Радар управления огнем MR-105 Turiel. Радар управления огнем MР-123 «Вымпел». Гидролокатор MG-322 «Аргун». Навигационный радар Racal Decca. 2 установки для разбрасывания дипольных отражателей ПК 16. РЛС: Обнаружения ВЦ и НЦ — Strut Curve. Обнаружения НЦ — Plank Shave. Навигационные — Nyada. Управления огнем — 2 Drum Tilt ; Hawk Skreech. Гидроакустическая станция в носовой части (активная ГАС).

Вооружение- 2 × 2 76-мм/ 59 (3,0 дюйма) универсальные автоматические орудия АК-726. 4 × одиночные 30 мм /65 (1,2 дюйма) АК-630М CIWS. 4 × 2 пусковые установки для П-15M «Термит» (SS-N-2C Styx) противокорабельных ракет. 2 × 12-ствольный 213 мм (8,4 дюйма) RBU-6000 противолодочные ракетные установки. 2 × 3 533-мм торпедные аппараты (российские торпеды типа 53-65). Мины. Вертолет 1 × IAR 330 Puma Naval или 2 вертолета ПЛО IAR-316B Alouete III. , кормовая полетная палуба и ангар

Николае Чаушеску с масштабной моделью Мунтении


Николае Чаушеску с масштабной моделью Мунтении

Корабль у румын получился большим, внушительным и щедро насыщенным оборудованием и вооружением. Теоретически он мог действовать против воздушных, надводных и подводных целей.

В оборудование корабля входили отопительная и водоопреснительная установки, автоматизированная система пожаротушения, которая могла удалять кислород на нескольких этажах (удушение пожара). Корабль мог, в случае неисправности одного двигателя, идти на другом, пока устраняется неполадка. На случай выхода из строя ГКП на корабле был и запасной командный пункт (ЗКП).

У корабля была непрерывная от носа до кормы пологая верхняя палуба, ниже-открытый ют. Над мостиком на платформе установлена РЛС управления огнем Hawk Screech. Над ограждением мостика стоит короткая решетчатая мачта, В корме на приподнятой платформе перед дымовой трубой размещена вторая решетчатая мачта.

Корпус имеет конструкцию заподлицо с палубой, с высоким надводным бортом и небольшим уклоном в носовой части.

Высота надводного борта составляет примерно 7 метров в носовой части и около 6 метров на миделе. Слегка наклоненный тупой форштевень. Форма корпуса ниже ватерлинии неудачна, ибо на низких скоростях создает дополнительные волны. У корабля длинная надстройка, в том числе большая многоэтажная и квадратная носовая архаичной формы.

На крыше мостика на коробчатой надстройке установлен радар управления огнем, в задней части мостика встроено основание носовой мачты.

В средней части корабля стоит вторая надстройка, переходящая во встроенный вертолетный ангар. Прямоугольная кормовая палуба заканчивается вертолетной площадкой, а ниже нее, в конце транцевой кормы, в корпусе вырезана рабочая полупалуба со швартовными и якорными стойками.

Стандартное водоизмещение на 2006 год составляет 4754 тонны (4679 длинных тонн), а полное водоизмещение — 5790 тонн (5700 длинных тонн). Длина корабля составляет 144,6 м (474 фута), ширина — 14,8 м (49 футов), а осадка — 4,9 м (16 футов). Мореходность эсминца оставляла желать лучшего, даже в спокойном море у него были проблемы с остойчивостью.

Силовая установка состояла из четырех четырехтактных шестицилиндровых дизельных двигателей советского производства 61D, работающих независимо друг от друга, приводящих в движение четыре вала через одноступенчатые редукторы с установленными на них трехлопастными пропеллерами. Мощность двигателя составляет 8000 л.с., в общей сложности 32 000 л.с. Максимальная скорость составляет 27 узлов. Дальность плавания корабля 2800 морских миль при скорости 12 узлов или 1500 морских миль при скорости 25 узлов. Кроме того в силовую установку входят четыре дизель-электрических генератора общей мощностью 2800 кВт.

Вооружение корабля наиболее часто было предметом критики, оно было бы оптимально для корабля уровня корвета. Кроме того оружие поступало в экспортном исполнении, с урезанными возможностями, и не последних образцов.

Одна артиллерийская установка AK-726 стояла на носу на палубе, вторая выше, на первом ярусе надстройки. На следующем уровне стояли РБУ, а выше-ходовой мостик. По обе стороны от носовой и кормовой надстройки стоят большие двойные контейнеры для пусковых установок противокорабельных ракет (по проекту они были на верхней палубе за артустановкой).

Ракета P-15 Термит запущена с Марешешти


Ракета P-15 Термит запущена с Марешешти

Для поражения надводных целей крейсер получил 8 (4х2) ракетных установок П-21 (П-20M, упрощённый экспортный вариант П-15У “Термит”с противокорабельными ракетами П-21 с активной радиолокационной головкой и П-22 с пассивной тепловой головкой самонаведения.

Ракеты запускаются из четырех стационарных двойных контейнерных пусковых установок KT-138E, вмещающих восемь ракет, две из которых направлены в нос, а две — в корму. Дальность полета ракет составляет до 83 км (45 миль). Ракета управляется системой Koral-E.

Количество пусковых установок и ракет было всего вдвое больше, чем на ракетных катерах проекта 1241E.

Сразу не была приобретена специальная РЛС для обнаружения целей Garpun-E, которая была установлена только в 1990-х годах. До реконструкции корабль не имел никаких ЗРК, хотя в проекте были предусмотрены советские пусковой установки для ракет малой дальности 4K33 Osa-M. Только в 1990-х годах были установлены две счетверенные балочные пусковые установки Fasta-4M / 2 для зенитных ракет малой дальности 9К32М «Стрела-2М»(SA-N-5 «Grail») с инфракрасным самонаведением. Однако эти ракеты были уже устаревшими и практически эффективны только на дальности 2800 м при потолке до 2300 м. Пусковые установки Fasta-4M производились в ГДР по лицензии

Артиллерия была представлена четырьмя 76,2-мм автоматическими морскими пушками АК-726 в двух двухорудийных башнях ZIF-67, управляемых радаром MR-105 Turiel. Боекомплект 1600 выстрелов на башню, дальность стрельбы 13 км по надводной цели и 9 км по воздушной цели, а скорострельность 90 выстрелов в минуту на ствол.

Сумрачный карпатский гений. Эскадренные миноносцы УРО «Мэрэшешти» Сумрачный карпатский гений. Эскадренные миноносцы УРО «Мэрэшешти» Сумрачный карпатский гений. Эскадренные миноносцы УРО «Мэрэшешти» Сумрачный карпатский гений. Эскадренные миноносцы УРО «Мэрэшешти» Сумрачный карпатский гений. Эскадренные миноносцы УРО «Мэрэшешти»

С 1990-х годов на корабле также установлены четыре 30-мм шестиствольных автоматических пушки AK-630M в дистанционных турелях в кормовой части по обе стороны от ангара и трубы. Они защищают корабль в ближней зоне вместе с двумя радарами управления огнем MР-123 Вымпел, размещенными между парами башен по бокам, и резервными электрооптическими прицелами Kolonek. Первоначально на корабле были установлены четыре двухорудийные 30-мм башни АК-230, а радары MР-104 Рысь располагались вдоль продольной оси корпуса. В целом, зенитное вооружение корабля, основанное только на пушках, уже в начале его службы считалось недостаточным.

Сумрачный карпатский гений. Эскадренные миноносцы УРО «Мэрэшешти»

Для противолодочной обороны есть два тройных поворотных торпедных аппарата ТТА-53 калибра 533,4 мм, по обе стороны миделя, стреляющих торпедами калибра 53-65K или противолодочными торпедами SET-53. С них также производилась постановка мин. Противолодочное вооружение дополняется двумя автоматически перезаряжаемыми ракетными установками с глубинными бомбами РБУ-6000 Смерч-2 на носовой надстройке. Их дальность действия составляет до 6 км, а вес боеголовки — 31 кг. В 1990-х годах они заменили первоначально установленные 16-ствольные РБУ-2500 Смерч-1 с ручным заряжением. Упоминаются даже 5-ствольные бомбомёты-две установки РБУ-1200 “Ураган”.

Ангар вмещает два легких вертолета IAR 316B (французский лицензионный Aérospatiale Alouette III). Позже они были заменены одним средним морским вертолетом с большими возможностями IAR 330 Puma Naval (модифицированная лицензионная версия Aérospatiale Puma, впервые поднята в воздух в 2007 году).

Современная версия IAR 330 Puma Naval у фрегата Мэрэшешть. День открытых дверей 13 августа 2011 года


Современная версия IAR 330 Puma Naval у фрегата Мэрэшешть. День открытых дверей 13 августа 2011 года

Радиоэлектронное оборудование и датчики корабля изначально были полностью советского производства. Для управления навигацией крейсер был оборудован навигационной РЛС МР-312 «Наяда». Радар общего наблюдения и обнаружения целей МР-302 «Рубка» обеспечивал дальность обнаружения до 98 км по воздушным целям и 30 км по кораблям. Его антенна стояла на передней мачте, а в 1990-х годах ее переместили на кормовую мачту. Эсминец также получил навигационный радар «Дон-2».

Для дальнего наблюдения, обнаружения и опознавания надводных и низколетящих целей, раннего предупреждения о радиолокационном обнаружении своего корабля, выдачи загоризонтного ЦУ для ракет, а также приема и обработки информации от внешних источников на крейсере была предусмотрена радиолокационная станция целеуказания «Гарпун-Б». Однако только в 1990-х годах к носовой мачте была добавлена радиолокационная станция Garpun-E, которая использовалась для обнаружения морских целей и целеуказания для ракет П-20M.

С самого начала корабль также был оснащен радарами управления огнем: МР-105 “Турель” для пушки AK-726 и двумя ПУС М-104 «Рысь» для пушек AK-230, замененными в 1990-х годах на MR-123 Wympiel для пушек AK-630.

Для обнаружения подводных лодок применялась гидроакустическая станция MG-322 «Аргун»( по другим данным корабельная поисковая гидроакустическая станция кругового обзора и целеуказания МГ-332 «Титан-2»), а для обнаружения подводных лодок на дистанции до 10-15 км при неблагоприятных гидроакустических условиях буксируемая ГАС “Вега” МГ-325.

Корабль был также оборудован системой радиотехнической разведки с двумя наборами антенн Zaliv 13-14 и Zaliv 14-15 на кормовой мачте и системой идентификации Nikiel-KM.

В 2001 году в ходе перехода на натовские стандарты были модернизированы некоторые системы путем установки цифровой системы связи и идентификации стандарта Mk XII немецкой компании Aeromaritime Systembau. Также были добавлены приемники GPS, система спутниковой связи и стандартная линия обмена данными Link 14 с устройством маскировки KWR-46, а также новый навигационный радар Racal Decca.

В 2007 году был заключен контракт с датской компанией Terma A/S на установку новой компьютеризированной системы боевого управления C-Flex с консолями оператора MFC 2000, предназначенной для интеграции существующих систем корабля.

  • для некоторых видов советской техники приведены экспортные обозначения латиницей.

Попытка избавиться от корабля на свободном рынке успехом не увенчалась. Хотя пришедшие к власти переворотчики президент Ион Илиеску и премьер Петре Роман пробовали даже креативные способы избавиться от корабля. Едва не объявили референдум на предмет подарить СССР это наследие холодной войны, угрожая в противном случае пустить его на иголки.

Но пришлось использовать корабль самим. В сентябре 1993 года эсминец участвовал в маневрах флота, и даже провел первые ракетные стрельбы системы П-20M. В 1994 году он впервые принял участие в совместных с НАТО учениях «Морской партнер». Потом было еще много маневров в Черном море.

Ходит байка, что всякий раз, когда бывший крейсер выходил в море, на кораблях флотов сопредельных держав объявлялась боевая тревога.

Но эсминец побывал и в Средиземном. В 1994, 1995 (дважды), 1998 он совершал походы по местным портам. В 1998 году на Средиземноморье с его участием прошли маневры «Сильная решимость 1998». Он стал первым румынским военным кораблем после Второй мировой, который посетил Атлантику. В этом дальнем походе на борту эсминца находился IAR 316B из 59-й вертолетной группы «Тузла» (Grupului 59 Elicoptere Tuzla), но ему лишь дважды удалось взлететь. Все время что-то мешало, то шторм, то сильный крен неустойчивого корабля.

В 2006 году кораблю присвоили номер вымпела НАТО F111. В 2013 году фрегат посещал Одессу во время маневров «Си бриз-2013».

Сейчас он входит в состав 56-й флотилии фрегатов Военно-морских сил Румынии и дислоцируется в Констанце. Самый мощный корабль румынского флота.

«Диктатора» Николае Чаушеску многие румыны сейчас вспоминают добрым словом. Сегодня у страны нет ни независимости, ни собственной экономики, ни сильного флота. Только право гастарбайтерствовать в Старой Европе. Памятник чете Чаушеску ухожен и всегда с цветами. Только прошлое не вернуть.

На память остался только большой несуразный корабль, то ли крейсер, то ли эсминец, то ли фрегат…

Источник — https://dzen.ru/a/ZqvsVDIMHhjJu2U5

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account