Sukhoi Supersonic Business Jet. Гражданский сверхзвук корпорации Сухого
Тема сверхзвуковой гражданской авиации неизменно пользуется большим интересом у читателей. Еще бы, в сверхзвуке есть некая магия, некое стремление к будущему и только он может сделать планету по-настоящему доступным для всего человечества.
Вот только есть одна беда, сделать сверхзвук массовым не получится еще долго. И дело не только в недостатках самих сверхзвуковых лайнеров, а скорее в совершенстве их дозвуковых собратьев, которые за прошедшие 60 лет стали максимально дешевыми и надежными.
Однако, есть направление, где скорость важнее финансовых издержек, а именно бизнес авиация.
Идея о том, что неплохо было бы собрать сверхзвуковой бизнес- джет пришла в голову генеральному конструктору ОКБ Сухого Симонову еще в 1981 году, а возглавил проект будущий глава корпорации Погосян.
Самолет получил индекс С-21 и создавался как административный джет для советских руководителей высокого ранга. По замыслу, С-21 позволял вылететь из Москвы и через 2,5 часа приземлиться во Владивостоке раньше чем в городе будет разыграна извечная сценка Гоголя «к нам едет ревизор».
В теории, после развала СССР проект даже получил новые рынки, но вместе с тем, ОКБ Сухого пришлось искать внешних инвесторов. И они были найдены, уж слишком лакомым был кусок для иностранных компаний.
В 1993 инвестор из числа «новобогатых россиян» вложил в проект $25 млн, было подписано соглашение с лидером сегмента бизнес-авиации компанией Gulfstream, всерьез интересовались проектом в Dassault Aviatio.
К концу 1990-х удалось выполнить эскизный проект и завершить наземные испытания двигателей НК-32.
Рынок самолетов оценивался в 500-750 единиц, при стоимости в $50 млн за один самолет, а на реализацию программы реально требовалось около $3 млрд.
В 2001, мир на некоторое время испытал шок и боязнь авиации. Примерно в это время из проекта вышли иностранные участники, а новые эко-нормы сделали сверхзвуковые самолеты малореальным средством транспорта.
В настоящий момент, SSBJ останавливает даже не финансовая составляющая (хотя для того, чтобы самолет окупился надо серьезно постараться), а невозможность уложиться в экологические нормы и нормы уровня шума.
Развитие дальнейших событий возможно по следующим сценариям. Это либо создание технологий по снижению звуковой нагрузки подобного рода летательных аппаратов и в этом направлении ведутся активные работы, либо включение сверхзвуковых самолетов в определенную категорию исключений из эко-правил.
Таким образом, SSBJ рано сбрасывать со счетов и вполне возможно, что по мере роста интереса к сверхзвуковой бизнес-авиации проект будет возобновлен.