23

Эта альтернатива начинается с возможной развилки после раздумий Николая 2 , связанных с сомнениями, оставлять ли О.В.Старка на должности командующего 1 ТОЭ, или заменить на более решительного командира. Слишком большие потери понесла 1 ТОЭ в начале войны с Японией. На эту роль предлагали главного Командира Кронштадского порта С.О.Макарова. Однако в итоге сложились вместе природная осторожность Николая 2, привычка не принимать поспешных решений и случай, столкнувший ВКн Александра Михайловича и адмирала Макарова в корридорах Морского министерства в день начала войны. Сандро предложил тому должность Начальника отдельного отряда крейсеров во Владивостоке, собственный план ведения крейсерской войны и личное содействие в его осуществлении.  Макарова это заинтересовало. Он согласился обсудить планы подробно. После детального обсуждения С.О. согласился на должность Начальника ВОК, и в целом, с планом крейсерской войны.

Старк остаётся

Суть плана вкн. А.М. состояла в принуждении Японии к заключению мира, путём блокирования её морской торговли, через которую она получала большую часть своего снабжения и рыбной ловли, составлявшей значительную часть продовольствия. Для этого была необходима скорейшая покупка ряда быстроходных лайнеров для переоборудования их в вспомогательные крейсера и отправке их на торговые пути вокруг Японии.

Макаров давал своё согласие, при условии скорейшего сбора пригодных кораблей на ДВ. Также, высказав вкн А.М. своё отрицательное мнение о крейсерских операциях в Атлантике и европейских водах, считая, что кроме скандала и вреда от этого ничего не будет. Ещё одним условием своего согласия было, чтобы немедленно по готовности на ДВ отправлялись пх ДФ «Смоленск» «Петербург», «Орёл», «Саратов», крейсер 2.р. «Алмаз» и пр.

Старк остаётся

Устаревшие крейсера несущие парусное вооружение, и поэтому имевшие значительную автономность действий, также предполагалось задействовать в операциях против японской торговли, если их техническое состояник позволяло это. Координацию всех этих вопросов в СПб Сандро брал на себя. Кроме этого Макаров оговорил передачу под его командование пх «Москва», который для этого следовало в П-А вооружить как вспомогательный крейсер и вывести в крейсерство, с бункеровкой углём в китайских портах и последующим переходом во Владивосток вокруг Японии. П-А-е устаревшие клипера «Забияка» и «Разбойник» также предполагалось перевооружить и вывести на коммуникации. Также Макаров требовал отправки во Владивосток значительного количества орудий 6 и 8 дм, пусть даже сухопутного исполнения, в качестве резерва для замены повреждённых в боях и довооружения крейсеров при необходимости, а также морских мин.

Отдельно пришлось оговорить вопрос связи и координации действий. Для обсуждения вопросов радиосвязи была проведена отдельная встреча с А.С. Поповым. По её итогу было решено, что необходимо создавать сеть радиостанций для надёжной передачи сообщений между П-А, Мукденом и Владивостоком. Предположили заказ и установку радиостанций в П-А, Инкоу, Владивостоке, на п-ве Шантунг на Китайской территории (по согласованию с Правительством или с китайскими торговыми посредниками), в Харбине и Мукдене. Реализовать радиостанции преимущестенно на базе жд вагонов.

По обоюдному согласию Вкн Александр Михайлович обещался контролировать и продвигать намеченные планы, а также обращение Макарова в Морское министерство о посылке на ДВ кораблей Средиземноморской эскадры и ускорении отряда А.Н.Виринеуса, частями собиравшегося в Джибути и в Сомали. В РИ 02.02.1904 г. случилось  Высочайшее повеление о возвращении отряда Виренеуса в Россию. В нашей версии истории Вкн А.М. доложил Николаю 2 о состоявшемся разговоре, намеченных планах и использовал всё своё влияние, чтобы ускорить движение подкреплений на ДВ, и возвращения Виринеуса на Балтику не произошло.

   На тот момент «Алмаз» выходил из дока в Танжере, Алжир. «Николай 1» и «Абрек» только пришли на Балтику со Средиземного моря.

Старк остаётся

После совещаний с родственниками Николай принял решение О.В.Старка пока оставить. Этому сильно  поспособствовала инициатива двоюродного брата Николая 2 Великого князя Александра Михайловича, Сандро. В итоге Николаем 2 было решено направить С.О.Макарова на театр военных действий в качестве Начальника Владивостокского отряда крейсеров. Надо сказать, что амбиции Макарова могли бы быть и больше, чем командование ВОКом и крейсерской войной на ДВ, однако это назначение  давало большую степень свободы для инициативы и принятия решений, что отвечало характеру Макарова.

Приказ о назначении Макарова Начальником ВОКа и Сибирской флотилии состоялся только 7 февраля, когда Макаров уже три дня был в дороге. В тот же день командующим Манчжурской армии был назначен  генерал О.К. Гриппенберг (вместо А.М. Куропаткина в реальности), отправившийся в Харбин через неделю. Назначение Командующим А.М.Куропаткина, желаемого общественным мнением и очень многими из приближённых Царя, не состоялась из-за банальной простуды, переросшей в жестокое воспаление лёгких, после прогулки на яхте в обществе великих князей. Хотя в среде либеральных журналистов ходили упорные слухи об отравлении, подтверждений они не имели. Полномочия и единоличная ответственность Наместника на Дальнем Востоке Е.И.Алексеева, как Главнокомандующего всеми сухопутными и морскими силами России на ДВ, были подтверждены специальным Указом.

Не задерживаясь долго, уже спустя четыре дня после согласования своего назначения  Макаров 04.02.1903 г. отправился поездом в большой компании из старых сослуживцев — М.П. Васильева, бывшего командира «Ермака», К.Ф. Шульца, минного офицера и старого соплавателя адмирала, корабельных инженеров и рабочих для ремонта повреждённых кораблей в Порт-Артуре. Также, по приглашению Макарова с ним отправляся во Владивосток полковник ГШ. профессор А.П.Агапеев. Было решено, что сначала необходимо прибыть в Мукден и П-А для встречи с Е.И.Алексеевым и О.В. Старком и обсуждения предстоящих операций.

18 февраля поезд прибыл в Мукден. Макаров остановился на несколько дней для совещаний с наместником. Встреча в Мукдене с Наместником была полезной. Они оба были сторонниками активных действий и нашли общий язык. С.О. изложил ему план крейсерской войны, разработанный с Великим князем А.М.Романовым — Сандро. Договорились передаче в ВОК «Разбойника», «Забияки», пх «Москва» и 4 ЭМ немецкой постройки, о связи  и размещении радиостанций в пределах  их рабочей дальности, в том числе на китайской территории, для чего Алексеев обещал задействовать свои знакомства. В ГШ был направлен запрос о выделении шифровальщиков. Для будущих крейсерских операций согласовали аренду угольщиков и районы ожидания.

Утром 26 февраля 1904 г. поезд с Макаровым прибыл в П-А в самый разгар боевых действий. В море погибал миноносец «Стерегущий», не сумевший прорваться  в гавань после ночной разведки. Вышедшие ему на помощь крейсера не спасли никого. А чуть позже к крепости подошли главные силы японского флота и начали обстрел гавани и крепости. Они обстреливали крепость более трёх часов и выпустили более 200 снарядов. «Севастополь», «Ретвизан» и «Аскольд» получили попадания. День оказался весьма горячим и уединиться с О.В.Старком и В.К.Витгефтом для обсуждения совместных действий удалось только к вечеру. Сначала все обсуждали, конечно же, текущие злободневные вопросы. Почему погиб «Стерегущий» и что сделать, чтобы такое не повторялось. Достаточно ли вооружение наших миноносцев? Как осуществлять их безопасное возвращение в базу. Почему обстрел крепости и рейда был безнаказанным?

Сравнив вооружение наших и японских миноносцев, все сразу отметили, что наши уступают как  минимум на одно 75-мм орудие и пару малокалиберных, причём они у японцев также больше калибром. Решили провести опытное перевооружение пары контрминоносцев и по результатам провести работы на всех оставшихся. При обсуждении вопроса, где взять необходимое число 75-мм орудий Макаров, знакомый с этим типом крейсеров по испытаниям «Авроры» в 1902 г.,  высказал мнение, что на «Дианах» излишне много 3-дм, которых не хватает на миноносцах, но как минимум не хватает пары 6-дм орудий, а то и 4-х. И раз уж нам теперь не хватает крейсеров, то следует подумать, как усилить имеющиеся, что и занесли в протокол совещания.

Чтобы предотвратить будущие обстрелы, адмиралы сошлись, что необходимо организовать корректировку перекидного огня с кораблей эскадры. Для чего следовало установить дальномерные посты на берегу и организовать связь со штабом. Встречать миноносцы, уходящие в ночь на разведку, утром должны 1-2 крейсера. На случай, если им самим  потребуется поддержка при встрече с броненосными «Асамами» было предложено найти способ быстрого выведения, либо безопасного дежурства на внешнем рейде «Пересвета» и «Победы».

Привезённая Макаровым идея «закошмарить» японскую торговлю, ослабить и раздёргать в разные стороны крейсерские и конвойные отряды японского флота адмиралам также понравилась, и они обещали своё содействие. Пообещав подготовить и вывести в океан «Москву», «Разбойника» и «Забияку». И даже, по указанию Наместника отдать ему четыре больших контрминоносца, при перегонке «Москвы». Для их безопасной проводки в океан следовало провести отдельную ночную операцию, главным в которой был скрытный ночной выход. Один из клиперов предполаглось отправить на Камчатку для дйствий против японского рыболовства и на Японо-Американской линии. Другой – для диверсии, минирования японских вод, с последующими действиями в районе Южно-Китайского моря и Зондского архипелага. От Формозы и южнее.

Ответно О.В.Старк попросил Макарова вернуть в П-А «Богатыря», в связи с возникшей крайней нехваткой скоростных и сильных разведчиков при эскадре. В то же время Витгефт высказал осторожное мнение, что в связи с потерями эскадры было бы разумно объединение броненосных кораблей, возможно, после того, как С.О. сумеет наладить ведение крейсерства у японских берегов. Это же мнение высказывал и Наместник. Макаров возразил, что и «Рюрик», и «Россия» и даже «Громобой», несмотря на улучшение его бронирования, не являются кораблями, предназначенными для линейного боя. На что адмиралы заметили, что время у него ещё немного есть и пусть он примет меры по улучшению их эскадренных качеств и в целом ремонтных возможностей Владивостокского порта. Для координации работ и последующего командования отрядом кораблей уходящих в крейсерство в  П-А оставался капитан 2 ранга М.П. Васильев. Проведённое на следующий день после этого штабное совещание детализировало и оформило договорённости в приказы и распоряжения.

Макаров лишь ближе к утру отправился во Владивосток.  – Вы, Михаил Петрович , не забудьте загрузить «Забияку» провиантом и старым китайским оружием, мало пригодным для армии, но в самый раз годным, чтобы вооружить всё Камчатское население для отпора японцам. И посмотрите сами на китайских трофейных складах, что найдёте полезного отправить. «Манчжур» то нынче не смог туда прийти.

Старк остаётся

   В конце февраля состоялось Особое Совещание при Морском министерстве, на котором были оформлены решения о формировании крейсерских сил для ведения торговой войны против Японии.

До февраля был приобретён лайнер «Фюрст Бисмарк» («Дон»).

21 апреля приёмка «Марии Терезии» («Урала»).

4 мая была подписана приёмка пх «Аугуста Виктория» (будущая «Кубань»).

15 мая подписан приёмный акт на «Колумбию» («Терек»). 12 июля при доковании «Кубани» произошла авария и она легла на борт в доке. 14 июля прибыл внк Александр Михайлвич, а 15-го корабль вывели из дока.

«Дон» и «Урал» («Мария Терезия») были готовы и отправились на ДВ 16 июля, а 25 июля проходили мимо Лиссабона. Однако уже с 12 августа на «Доне» начались проблемы с котельной водой, повышенным расходом угля и появилась течь в трюме. Из-за чего ему пришлось окончательно вернуться на Балтику.

 7 августа на ДВ ушли «Кубань» и «Терек» (б. «Колумбия»).

Через 5 дней, 6 марта поезд встречал холодный весенний рассвет, проходя пригородную станцию Седанка.  На вокзале С.О.Макарова встречала группа офицеров с прежним командующим отряда к1ранга Н.К.Рейценштейном. К-адм К.П.Иессен в этой версии остаётся в П-А. Его способности будут там совсем не лишними. Не задерживаясь, офицеры отправились на флагманскую «Россию».

Через час Макаров уже проводил совещание командования ВОК, Сибирской флотилии, порта и крепости Владивосток.

— Я должен ознакомить вас, господа, с планами ведения операций, согласованными мной с Наместником и Морским министерством, над осуществлением которых нам предстоит трудиться. У нас – Владивостокский отряд крейсеров, и нам надлежит заняться своим прямым делом – уничтожением вражеской торговли, морских промыслов и воинских перевозок. Кроме этого на нас лежит обязанность по снабжению и обороне Сахалина и Камчатки.

Морское министерство закупит порядка 5-8 быстроходных пароходов, переоборудует, вооружит их в крейсера 2 ранга и перегонит их на ДВ для организации торговой блокады Японии. Имеющиеся «Смоленск» и «Орёл» уже направляются сюда. «Петербург» готовится. Ещё ряд судов рассматриваются на пригодность. Нам же предстоит организовать встречу в океане «Ангары», которая снова вооружается в П-А, и 4 контр-миноносцев немецкой постройки, а также перегон в Порт-Артур крейсера «Богатырь», который нужен там.

Угольщиком при отряде в дальних рейдах и по совместительству рейдером пока будет «Лена» (пх «Херсон»). После прихода «Ангары» будем использовать и её. После ремонта и подготовки, в район Сингапура и Зондских проливов уйдёт из П-А «Разбойник», ввиду сохранившегося парусного вооружения и способности к продолжительному плаванию. «Забияка», соответственно, уйдёт на Камчатку, в Охотское море и к Коммандорам, а также будет действовать на Американской линии и против японского рыболовства.  Привезёт туда что-то из снабжения п-ва и оружия.

Нам следует установить крепостную радиостанцию дальнего действия и организовать устойчивую связь с Мукденом, а через него и с П-А и Циндао.

С Сухопутным командованием нужно проработать совместные меры по обороне Кореи. Перевозка войск, снабжение, связь и прочее. Продвижение японских войск должно быть  максимально затруднено и, желательно, остановлено в Корее. Нужно установить связь с генералом Мищенко и выяснить, какую мы можем оказать помощь нашей кавалерии по снабжению войск и  диверсиях на коммуникациях японских войск в Корее.

Прошу Н.К.  продумать и доложить мне предложения по усилению боевых качеств наших броненосных крейсеров. Очень велика вероятность встреч и боёв с японскими крейсерами типа «Асама», которые хорошо бронированы и превосходят наши крейсера в бортовом залпе. Командира крепости прошу доложить о состоянии укреплений крепости и предложениях по её усилению, а также о имеющихся запасах боеприпасов и продовольствия. Начальника  порта (к-адм Н.А.Гаупта) прошу любезно поделиться с нами информацией о имеющихся возможностях по ремонту кораблей и имейщихся потребностях для нормального обеспечения флота, имея в виду возможность перехода сюда и дальнейшего базирования эскадры и возможных пополнений с Балтики. Я бы просил составить план требующихся для этого мероприятий в Порту и закупок по максимуму.  Пока Золотой Рог скован льдом и выход в море крайне затруднён, это время следует потратить на приведение наших крейсеров в состояние, допускающее их применение в линейном бою против японских броненосных крейсеров, превосходящих нас в бортовом залпе и бронировании. Более чем вероятно, что часть их будет действовать против нас постоянно. Все предложения по их усилению передавать Н.К.Реценштейну. Прошу всемерного участия Порта в осуществлении модернизации кораблей. Заявки на материалы, станки, орудия подавать мне в первоочередном порядке.

14 марта в Германии русская комиссия начала приёмку пх «Фюрст Бисмарк», впоследствии «Дон», а уже 17-г он пришёл в Либаву.

Первым на модернизацию встал «Рюрик», как старейший и слабейший. Для усиления бортового залпа  8-дм орудия устанавливались в диаметральную плоскость. Для этого полностью убирались бушприт и кормовая мачта. Два орудия ставились на верхней палубе в самые нос и корму, два – за ними с некоторым промежутком. На их места в бортовых спонсонах  поднимались 4 — 6-дм орудия  с батарейной палубы, для них были заказаны щиты в мастерских порта. Впрочем, допускалось, что это временное решение и после присылки 4-х 8-дм орудий их можно будет вернуть на штатные места. 6 — 120мм орудий снимались совсем и предназначались для вооружения вспомогательных крейсеров. На их места устанавливали 6 75-мм орудия. В итоге бортовой залп Рюрика теперь составлял бы 4 — 8-дм/35 орудия, 8 — 6-дм/45. Минные аппараты оставлялись, мины заграждения сдавались в порт. В батарейной палубе устраивались противоосколочные траверзы. Все эти работы заняли 3 недели и были закончены только к 28 марта. Возможно, что они были бы закончены ранее, но привычное выполнение ремонтных работ 22 марта было прервано внезапным появлением отряда японских броненосных крейсеров в составе  «Идзумо», «Адзума», «Якумо», «Ивате» и бронепалубных крейсеров «Иосино» и «Касаги» в Уссурийском заливе и обстрелом ими города с плохо защищённой стороны.

Одновременно с началом работ на «Рюрике», на «России» и «Громобое» была начата подготовка мест для перестановки 8-дм орудий в диаметральную плоскость.  Однако из-за нехватки рабочих она продвигалась медленно. Погонные 6-дюймовки также переставлялись на борт.

Появление японского отряда у Владивостока было неожиданным для Макарова. Казалось, что состояние ледового покрова не давало возможности для внезапного нападения, однако японцы, несмотря на льды, выпустили по городу около 200 снарядов, не принесших, впрочем, большого вреда, кроме паники среди населения. Своевременно выйти в погоню крейсерам помешали льды, навалившие «Громобой» на «Россию». «Рюрик» же и вовсе вышел с часовым опозданием из-за необходимости сворачивания ремонтных работ и эвакуации на берег рабочих. Отряд лишь заметил верхушки японских мачт на горизонте. Макаров долго ругался. Вечером пришлось с командиром крепости согласовывать установку новых батарей на незащищёных участках с моря.

На следующее утро японцы появились снова со стороны о. Аскольд. На этот раз выход отряда был гораздо быстрее. Огонь открыли уже на выходе. С береговых постов сообщили, что японцы сбрасывали мины, но С.О. не стал отменять выход. Некоторое время стороны обменивались залпами, после чего японцы повернули на отход. «Россия» получила четыре попадания и добилась одного в концевого «Ивате». «Громобой» повреждений не получил и добился двух попаданий в «Якумо». «Богатырь» погнался за Иосино и его артиллеристы вызвали пожар у того на юте. «Рюрик» отставал и в бое не участвовал. Дальнейшему преследованию помешал сгущающийся туман и Макаров приказал возвращаться. С этих пор Камимура не покидал Японского моря, а у ледокола «Надёжный» добавилось много работы по поддержанию возможности выхода ВОК в море.

Утром 22 марта – обстрел Владивостока японской эскадрой в составе «Идзумо», «Адзума», «Якумо», «Ивате» и б.п. крейсеров «Иосино» и «Касаги». Выпущено более 200 сснарядов. На следующий день японцы вернулись, сбрасывали мины, заходили в заливы Америка, Стрелок, Посьет и не открывая гоня ушли. 28.03.1904 г. в Пасху икона П-А Бм прибыла в СПб и передана адм. Верховскому В.П.

На совещании по итогам выхода было решено ускорить завершение работ на «Рюрике» и начало на «России». Также Н.К. Реценштейн, ставший начальником штаба ВОК, попенял Макарову за пренебрежение сообщениями о минировании, потребовал впредь не игнорировать минную угрозу и начать создание тральной службы.

Кроме того, поспели новости. От Виринеуса, который пришёл во французский Камрань и намеревался бункероваться углём и провести артиллерийские стрельбы. И от к2р М.П. Васильева, который сообщал, что на «Ангаре» (б. «Москве») вновь установлены 4 -120 мм орудия, 4 – 75-мм, 8 — 47 мм, погружены снаряды, корабль и 4 ЭМ готовы к выходу в любое время. «Забияка» и «Разбойник» в ближайшие дни закончат ремонт машин и котлов, перевооружение и приступят к погрузке припасов для выхода в океан.

— Значит, недели через 2 надо быть южнее Цусимского пролива, проводить в П-А «Богатыря», обезпечить выход «Забияки» и «Разбойника», встретить и проводить во Владивосток Виринеуса. Сообщите приказ Васильеву: пусть выходит на «Ангаре» в самое ближайшее время по способности, ночью, без огней. ЭМ с собой не брать. Пусть грузится углём в Шанхае, сколько сможет, и идёт в круговую вокруг Японии. По пути пусть ищет призы. Клипера пусть готовятся к выходу, выходят на внешний рейд и исполняют брандвахтенные обязанности. В подходящую ночь пусть снимаются и уходят без огней. О выходе доложить.  Работы на «Рюрике» закончить к 28, на «России» ко 2 апреля, на «Громобое» перевооружение отложим на конец апреля, пока же готовить новые фундаменты под 8дм орудия — закончил совещание С.О.

В середине марта из Порт-Артура пришла телеграмма с приказом Старка начать весеннее обучение комендоров и арт прислуги. Учебные стрельбы приказывалось начать, как только позволит ледовая обстановка.

Старк остаётся

К2р М.П.Васильев, оставленный Макаровым в П-А, провёл грандиозную работу по переоборудованию кораблей для крейсерства и в ночь на 25 марта из П-А ушла «Ангара», а 28-го после полуночи тихо снялись со своих обычных мест на внешнем рейде и ушли «Забияка» с «Разбойником». «Забияка» с «Разбойником» прошли перевооружение на современные пушки, получив по 2 – 120/45 мм орудия Кане («Забияка» – 2 120 мм бывшие пушки с «Ангары», «Разбойник» – 2 с береговой батареи), 4 – 75/50 мм, 2 – 47 мм и по 1 бортовому минному аппарату. Кроме того для обстрела берега получили по старой крупповской 150 мм гаубице из числа китайских трофеев. Им было приказано следовать по назначению самостоятельно, ближе к китайскому побережью.

 

Старк остаётся

По предложению Васильева по  той же схеме был перевооружён и 3-й клипер «Джигит», а также «Всадник» и «Гайдамак» получили по 1 — 120 мм орудию береговой обороны. Снятыми с клиперов старыми пушками вооружили несколько П-А частных пароходов для охраны внешнего рейда, взятых в казну на время боевых действий (для них в т.ч. использовали 4 – 107 мм снятые с  «Забияки»). На внешнем рейде ни днём, ни ночью не прекращалась битва за контроль над прилегающей к базе акваторией и попытками японцев минировать рейд.

Не смотря на это 31 марта случился подрыв на мине «Петропавловска» с Командующим О.В. Старком во время учебного выхода эскадры. Старк был тяжело ранен, на «Петропавловске» затоплена носовая часть по батарейную палубу, сам броненосец посажен на мель у Тигрового хвоста, почти  на месте только недавно переведённого на внутренний рейд «Ретвизана» и заведён на внутренний рейд только в начале мая. Через день вышел царский указ о назначении Комфлота С.О.Макарова, исполняющим должность Начальника ВОК — Н.К.Рейценштейна, исполняющим должность Начальника эскадры в Порт-Артуре — В.К.Витгефта.

А 1 апреля были учебные стрельбы ВОК в Уссурийском заливе по баржам и целям на берегу. Кроме того изучали заметность с моря новых батарей. По их итогам обнаружилось слабое разрушающее действие снарядов. Впрочем, до похода сделать уже ничего не удавалось. Озаботив главного артиллериста и написав рапорта о испытаниях в МорМин и Наместнику, Макаров занялся насущными делами, которых накопилось множество. Встреча отряда Виринеуса, организация действий «Ангары», «Забияки» и «Разбойника», прорыв «Богатыря» в П-А, организация торговой войны и защита своих промыслов от японских браконьеров, организация службы траления рейда (К.Ф.Шульц).

6 апреля пришла телеграмма от «Разбойника» из Манилы, грузившегося углём. Досмотрел по пути 6 пароходом и потопил п.х. с жд грузами.

6-го же апреля пришла из П-А «Ангара», загрузившись по пути углём в Шанхае. Потопила у берегов Японии 2 парохода с текстилем, захватила  английский пх с ж.д. рельсами и принадлежностями и отправила его во Владивосток с призовой командой.

8 апреля начался поход ВОК с «Леной» и «Ангарой» к Хакодате, ночной прорыв через Сангарский пролив и рывок к Токийскому заливу. Как впоследствие выяснилось, отряд только случайно разминулся в тумане с крейсерами Камимуры, шедшими к Владивостоку. Эскадра Камимуры выставила минное заграждение перед Владивостоком и оставлась ещё неделю в Японском море в ожидании возвращеня крейсеров ВОКа. В середине месяца эскадру вернули в Сасебо, на фоне известий о подходе отряда Виринеуса.

Крейсера же С.О. Макарова спускались к югу вдоль Японских островов. Не доходя до Токийского залива произвели пробную бункеровку углём с «Лены», северо-восточнее мыса Инубо. Провели суточное крейсерство в районе Токийского залива, где было потоплено 7 пароходов с военной контрабандой, и ушли дальше на юг. Бункеровка углём с «Лены» восточнее пролива Осуми у южной оконечности острова Кюсю. 22 апреля в ночь — проход ВОК в Восточно-Китайское море проливом Токара и отправка «Лены» для бункеровки углём в Шанхае, с тем, чтобы успеть загрузиться до встречи с отрядом Виринеуса. Отряд восточнее Шанхая медленно спускался к югу, ожидая отряд Виринеуса. «Богатырь» пошёл в П-А один. Миновав оживлённые торговые пути, «Богатырь» вошёл в Жёлтое море и, пройдя траверз Чифу, попытался установить радиосвязь со станцией в Порт-Артуре, рассчитывая подойти к базе на утре 24-го.

Старк остаётся

Подписаться
Уведомить о
guest

24 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account