Старк остаётся. Часть 2. Высадка японцев в Бицзыво. Рейд крейсеров

20

Первая часть цикла

Старк остаётся. Часть 2. Высадка японцев в Бицзыво. Рейд крейсеров

   В Порт-Артуре же в этот день 23 апреля с утра была повышенная активность, случилось множество событий. В ночь на 20 апреля японцы провели операцию по заграждению брандерами входа на внешний рейд. Атака была отбита, а японские транспорты были затоплены в стороне от фарватера, что, впрочем, осталось неизвестным Того.

22.04.04 японцы начали высадку десант в Бицзыво, а за день до того по прямому указанию Царя Наместник Е.И. Алексеев покинул Порт-Артур, забрав с собой вкн Кирилла и тяжело раненого О.В. Старка.

   23 и 24 весьма штормило от прошедшего тайфуна. На совещании 22 апреля, которое собрал ВРИД Начальника эскадры Витгефт, обсуждалась телеграмма Наместника с требованием о посылке 10-12 эм атаковать японские транспорты при поддержке крейсеров и эбр «Пересвет». Командиры в большинстве  высказались о рискованности посылки кораблей, однако контр-адмирал  К.П. Иессен выступил в поддержку требования Наместника. В итоге Витгефт принял соломоново решение послать на следующий день 23 апреля для атаки сводный отряд крейсеров и 4 эсминцев немецкой постройки, командование которым поручить Иессену. Обсудили, как воспрепятствовать обстрелам крепости и рейда с моря, и вторым пунктом Протокола собрания было решено поставить минное заграждение с транспорта Амур.

В этот же день пришло сообщение из Морского Министерства, что 20.04.1904 г. вице-адмирал П.А.Безобразов выехал с иконой «Порт-Артурской Божией Матери» из СПб в Порт-Артур. Приказано было икону встретить и поместить в городской храм.

   Весь день 23 апреля эскадра готовилась к предстоящему выходу крейсеров. Грузились припасы. Тралился внешний рейд. Составлялись планы атаки. На «Диане» на шканцах устанавливали две 6-дюймовки, переданные с повреждённого «Петропавловска». Вирен также затребовал две  дополнительные 6-дюймовки на «Баян», предложив поставить их в диаметральной плоскости между кормовым мостиком и последней трубой. Работы запланировали выполнить до конца апреля.

Дежурные миноносцы в течении дня отогоняли дозорные суда японцев. «Сума» и «Акицусима» наблюдали выход крейеров и были отогнаны вышедшим в вечернюю воду на внешний рейд «Аскольдом». О чём была послана радиограмма адмиралу Того. В силу неизвестных причин Того её так и не получил. Остальные крейсера выходили уже с наступлением сумерек. В ночь 23 апреля отряд крейсеров вышел в море и отправился в сторону Бицзыво. Штормило  и миноносцам приходилось не сладко.

Вечером в Артуре поймали радиограмму с «Богатыря». «Ну, хоть одна радостная новость за сегодня, — перекрестился Витгефт. — Японцам утром будет явно не до Богатыря, а у нас добавилось фигур на доске!»

Старк остаётся. Часть 2. Высадка японцев в Бицзыво. Рейд крейсеров

   Хмурым, тёмным утром 24 апреля сигнальщики с «Аскольда» с трудом рассмотрели силуэты японских транспортов на фоне ещё тёмного берега с редкими чуть освещёнными верхушками холмов. Волнение было значительным и транспорта стояли на якоре  мористее места высадки. Прикрывающий высадку пятый боевой отряд стоял на якоре юго-восточнее транспортов, а шестой отряд крейсеров прикрывал с моря, двигаясь малым ходом с юго-запада на северо-восток вдоль берега. Миноносцев не было, вероятно из-за свежей погоды их отослали на ночь, на стоянку к о-вам Эллиота. Нападения русских не ждали, считая закрытым проход на внешний рейд П-А. До того, 20 и 22 апреля японцы подходили к внешнему рейду П-А, однако  навстречу им никто не вышел, как обычно бывало. В предутренней мгле отряд обошёл Эллиоты западнее и пошёл вдоль берега, прячась в прибрежной тени. Заметив тёмные силуэты японских транспортов, стоящих на якоре чуть мористее рейда Бицзыво в несколько колонн, «Баян» под флагом Иессена прибавил скорость и пошёл в минную атаку на крайний правый транспорт, дав световой  сигнал крейсерам к атаке уступом влево. Выпустив мину по переднему в восточной колонне, «Баян» пошёл мористее её, скорострелками левого борта расстреливая транспорты, а правым бортом ведя огонь поочерёдно по «Чин-Иену» и «Мацушимам». «Аскольд» пошёл между крайней колонной транспортов и более западной, «Диана» и «Новик» пошли ещё чуть западнее, также между колонн. Более жуткой картины для японских моряков было трудно представить. Крейсера шли полным ходом, ведя огонь с обоих бортов на максимальной скорострельности на пистолетной дистанции. «Бдительный» и «Безстрашный» также атаковали минами транспорта, а «Безпощадный» и «Безшумный» периодически и без всякой системы вываливали мины среди транспортов, чтобы затруднить последующую высадку.

Старк остаётся. Часть 2. Высадка японцев в Бицзыво. Рейд крейсеров

   Отряд  Катаоке пытался сняться с якоря и поднимал пары. «Чин-Иен» и «Мацушимы» могли вести огонь только по неплохо защищённому «Баяну», и то с осторожностью, боясь попасть по собственным транспортам. Проходя траверз «Чин-Иена», «Баян» выпустил по нему мину из бортового аппарата. В корме броненосца раздался взрыв, водяной столб скрыл происходящее на несколько секунд. По-видимому, были повреждены винты. Броненосец так и не дал хода и получил заметный крен, мешающий стрелять. Три оставшихся «Мацушимы» спешно снимались с якоря и начали разворачиваться, пытаясь обойти застопоренный броненосец. Условия для стрельбы были безобразные, однако японцы пытались вести беглый огонь по «Баяну» из своих 120 мм-к и время от времени из тяжёлых орудий.

(Крейсер 1 ранга «Баян» — капитан первого ранга  Р.Н.Вирен.

Крейсер 1 ранга «Аскольд» — капитан первого ранга  К.А. Грамматчиков.

Крейсер 1 ранга «Диана» — капитан первого ранга  Н.М.Иванов 2-й.

Крейсер 2 ранга «Новик» — капитан второго ранга Н.О.Эссен.)

   Крейсера вели беглый артиллерийский огонь на поражение по отряду высадки. Взрывы мин раздались на трёх пароходах. Ответный огонь с транспортов был редким и не организованным. «Идзуми», «Сума», «Акицусима», «Чиода» где-то в северной тьме начали поворот и  спешили к месту боя. В ближайшие несколько минут ещё два транспорта были подорваны из бортовых аппаратов и на 5 были отмечены сильные пожары. После чего игнорировать обстрел с «Мацушим» и «Чин-Иена» стало невозможно.  В «Баян» и «Аскольд» начались попадания 120 мм снарядов и опасность получить крупнокалиберный гостинец стала реальной. К тому же заметно приблизились малые крейсера. – Поднять флаги: «Курс Ост, в кильватер за мной, — скомандовал Иессен. – «Новику» идти впереди колонны. Держать 18 узлов. Эсминцам держаться вне обстрела». Крейсера обошли японцев с востока и на 18 узлах пошли к Артуру.

   Эллиоты удалось всё же проскочить до выхода броненосцев, однако после 9 утра «Иосино» и «Таказаги» начали нагонять. Вышедшие в погоню с временной стоянки «Азама» и «Якумо» не отставали, издалека обстреливая из 8 дм-ок. Совсем плачевная ситуация начала складываться на подходе к П-А, когда впереди  обнаружились дымы «Читосе» и «Касаги», находящихся в дозоре по близости от базы. «Новик» и «Аскольд» уже получили по несколько 120 мм попаданий, повредивших несколько орудий и вызвавших пожары, однако и «Новик» добился пары попаданий в «Касаги», разбив ему трубу. «Диана» попала в мостик «Асамы», убив сигнальщиков, старшего артиллерийского офицера и ранив рулевого. «Асама» рыскнула по курсу, но быстро выправилась. С «Дианы» грянуло Ура. Перед самым Артуром на «Новике» на 15 минут пришлось остановить машину из-за поломки. Крейсера спас выход «Пересвета» на помощь, а чуть позже точный огонь Электрического Утёса, отпугнувший японские крейсера.

   «Богатырь» появился уже на утре, внезапно для сигнальщиков с Золотой горы возникнув из клочков неплотного тумана. Отогнал патрульные «Акаси» и «Тацуту», не спеша подошёл к базе и дождался встречающего «Гайдамака», проведшего его через минные поля. К моменту возвращения крейсеров из диверсии он, совсем недавно вошедший на внутренний рейд, уже начал погрузку угля с подошедших барж.

   Через день после набега, от китайских лазутчиков выяснилось, что на рейде затонули 7 подорваных парохода, 3 парохода затонули у берега. Почти половина пароходов получила повреждения. Начисто выгорело семь из них. Высаженные в первый день части японской дивизии начали оборудовать позиции, прикрывающие место высадки, однако это и всё, что они пока могли. Потери артиллерии, боеприпасов и большого количества людей, потонувших из-за свежей погоды, сделало совершенно небоеспособной  и вторую дивизию японцев, а мины и опасность повторных вылазок не позволяла продолжить высадку почти целую неделю. Мины, хаотично набросанные эсминцами во время рейда, были опасны, а затонувшие пароходы сильно мешали тралению. Единственно, что существенного смогли сделать японцы – выслать конные разъезды к железной дороге и подорвать ж.д. полотно. 26.04.04 последний прорвавшийся в П-А до середины мая поезд с боеприпасами, когда работа железной дороги была восстановлена, провели Спиридонов, в компании двух русских писателей, Дмитрия Янчевецкого и Василия Немировича-Данченко. «Чин-Иен» отбуксировали на стоянку у Эллиотов, где и посадили на мель, в ожидании возможности буксировки в Японии. «Новик» по приходу в базу сразу поставили к заводу на осмотр и текущий ремонт КМУ.

   Наутро 25 апреля южнее Шанхая с «Авроры» заметили дымы крупных кораблей, сыграли боевую тревогу и через 20 минут рассмотрели, что навстречу идут «Россия», «Рюрик», «Громобой» и «Ангара». Встреча отрядов состоялась. Вскоре им встретилась и «Лена», доставившая сообщение о японских потерях на рейде Бидзыво. Также пришла новость о аренде Россией военно-морской базы в Черногории. После встречи и совещания адмиралов, отряд вновь разделился.

Старк остаётся. Часть 2. Высадка японцев в Бицзыво. Рейд крейсеров

«Ослябя» (под флагом Комфлота С.О.Макарова), «Громобой», «Рюрик», «Россия» (под флагом врио Начальника ВОК к1р Рейценштейна), «Аврора», «Лена» и 4 эм («Безупречный», «Быстрый», «Блестящий», «Буйный») направились  в Жёлтое море.

    «Дмитрий Донской», «Алмаз», «Ангара»,  п.х. «Смоленск», «Саратов», «Орёл» и 3 эм («Бодрый», «Бедовый», «Бравый») под командой к-адм А.А.Виринеуса отправились прежним кружным путём вокруг Японии во Владивосток. «Ангара» получила задачу демонстрации и нарушения вражеской торговли на восточном побережье Японии.

   На «Саратове» за время пути установили  2-120 мм с «ДД», 4-75 мм с «Авроры», 2-47 мм (по штату «Саратов» должен был иметь 7-120/45 мм, 6-47-мм, 10-37-мм.).  На «Орле» за время пути также установили 2-120 мм с «ДД», 4-75 мм с «Авроры», 2-47 мм («Орел» должен был иметь 3-120/45 мм, 12-75/45 мм, 6-47-мм.). «Смоленск» также имел 6-120 мм на борту. Однако, чтобы не нарушать международные законы, по которым переоборудование торговых судов в вспомогательные крейсера для борьбы с вражеским судоходством должно было происходить в собственном порту, С.О.Макаровым было решено поднять на них андреевские флаги и использовать их для крейсерства только после захода во Владивосток. «Алмаз», чтобы от него была хоть какая-то польза, как от крейсера, также требовалось довооружить. Было запланировано к установке 7-120 мм орудий.

   22.04.04 г. Депеша о начале войны пришла в Петропавловск-Камчатский, 23-го местные казаки и охотники собрали дружину. Используя прочный весенний наст, во все крупные селения были разосланы на собаках берданки, патроны и инструкции. Начальником штаба обороны Камчатки был назначен помощник Сильницкого штабс-капитан Векентьев, командиром Петропавловской дружины в составе 89 человек — прапорщик в отставке Цезарь Жабо. Отзывается с гражданской службы и назначается начальником обороны наиболее важного и уязвимого участка Камчатки — западного побережья старший унтер-офицер запаса Сотников. 25 апреля пришёл «Забияка» и привёл три японские шхуны. Привёз товар для снабжения местного населения, продукты, рыбу, керосин, немного оружия, боеприпасов, четыре немецкие полевые пушки, взятые с китайских трофейных складов для засадной батареи и 5 отставных офицеров для организации обороны и каперской службы. 

Старк остаётся. Часть 2. Высадка японцев в Бицзыво. Рейд крейсеров

   28 апреля состоялся повторный набег «Богатыря», «Аскольда» и «Баяна» на Бицзыво, вышедших в море сразу за полночь. «Победа», «Пересвет» и «Полтава» с  «Севастополем» вышли утром и стояли в готовности на внешнем рейде для встречи и дальней поддержки. По предварительному плану, посланому с «Богатырём», отряд Макарова прочёсывал всё западное побережье Кореи, с осмотром Чемульпо, Цинампо и выманивал на себя броненосцы Того с Эллиотов, обегчая задачу крейсерам, атакующим  транспорты у Бицзыво. Встреча отрядов Вирена, Витгефта и Макарова планировалась южнее Эллиотов, куда могли отходить крейсера после атаки. Макаров должен был уйти в П-А с «Ослябя», «Авророй», 4 эм и возглавить флот, а крейсера ВОК с Реценштейном, по возможности без боя, — оторваться от противника и уйти во Владивосток.

Старк остаётся. Часть 2. Высадка японцев в Бицзыво. Рейд крейсеров

   Набег получился хуже, чем в первый раз. Японцы ждали, мы это понимали, но и не попытаться было нельзя. Поэтому и расчёт был – кусай и беги, в надежде на скорость и надёжность машин крейсеров. Обстрелять транспорты получилось, но издалека и очень недолго. Три транспорта получили попадания и пожар на одном, но тут вступили в игру артиллеристы «Ниссин» и «Касуги», стоявшие в охранении, и трёх «Мацушим». Рисковать повреждениями и потерей скорости на приличном расстоянии от базы Р.Н.Вирен не захотел и начал отходить на Зюйд, как и планировалось. Старк остаётся. Часть 2. Высадка японцев в Бицзыво. Рейд крейсеров

   У Макарова получилось лучше. Вечером 27-го на подходе к Чемульпо удалось перехватить два войсковых транспорта по 3500 т. водоизмещением, пехота на борту попыталась отстреливаться из винтовок, поэтому оба транспорта просто расстреляли в упор и, не задерживаясь, пошли к Цинампо. Здесь перехватили большой пароход со стройматериалами, тысяч на 5 тонн. После осмотра и снятия экипажа начали топить его артиллерией, но тонуть он долго не хотел, хоть и значительно осел носом. «Потопите его минами, и идём к Артуру, — не выдержал Макаров, — потом будем разбираться, что у нас со снарядами!». Наутро, в 6-10 пришло радио от Вирена. – «Отходим от Бизцыво на Зюйд, преследуют «Ниссин» и «Касуга». К удивлению Р.Н. они действительно погнались, видимо рассчитывая на новые машины и паспортные характеристики. Расстояние они сокращали медленно, но всплески от единственной 10-дюймовки ложились довольно близко к концевому Баяну. Возможно японы рассчитывали, что с Эллиотов  транспорты быстро прикроют  броненосцы Того, а у Артура их встретит  вторая тройка броненосцев, блокирующих Порт-Артур, «Хацусе», «Шикишима» и «Яшима».

   «Мацушимы» остались с транспортами. Через 1,5 часа русский отряд повернул на Зюйд-Вест. Через четыре часа погони с концевого «Ниссина» заметили дымы на Зюйд-Осте. А ещё через 15 минут на нём поняли, что это Владивостокские крейсера, и повернули обратно, но было уже поздно. ВОК  шёл на север и их пути пересекались быстрее, чем японцы могли отойти к «Миказе». Счёт шел 1 против 4 — 10-дм, 6 против 10 8-дм-к, 14 против 29 6-дюймовок в пользу русских. Свою лепту внесли и подошедшие к месту боя «Баян» с бронепалубниками. Через 1,5 часа всё было кончено. «Ниссин» затонул, «Касуга» горел и едва держался на воде. Был видно, что он не жилец. Пришло время и русским уносить ноги к Артуру, пока не подошли толстые японские дядьки с 12-дюймовками. «Ослябя» получил несколько болезненных попадания в небронированный нос и получил заметный дифферент и крен на левый борт. У «Громобоя» был избит весь небронированный борт и трубы и большие потери в людях. «Рюрик» получил 10-дм фугас и тушил пожар на корме. Остальные были более-менее целы. «Встречайте нас, — отдал Макаров радио в Артур. Идём со стороны Сяньшантао». День ещё не закончился. На Северо-Востоке на горизонте были замечены дымы большого отряда кораблей.

Продолжение будет (хоть и не быстро).

Подписаться
Уведомить о
guest

57 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account