Стахановец. Танк по цене маргарина

-2

Оказывается до войны танки стоили не так уж и дорого.

В начале 1940 г. «маргарин столовый I сорта» в «нормированной торговле» стоил 10,50 руб./кг . В свою очередь НКО закупал Т-28 по цене 287000 рублей за 27,8 тонны боевой массы, «…что на 18 копеек дешевле маргарина…».

Исходя из данных (по себестоимости танков) М.Н. Свирина (со ссылкой на отчет В.А. Малышева) видно, что заводская себестоимость (по данным завода № 183 вне зависимости от его местоположения) танков Т-34 составляла: в 1940 г. 429256 руб., в 1941 г. – 249272 руб., в 1942 г. – 166310 руб., в 1943 г. – 136500 руб., а в 1945 г. (Т-34/85) всего в 130500 руб.

Стахановец. Танк по цене маргарина

В этом аспекте, видимо, будут интересны данные по закупочным ценам на танки и бронемашины («План заказа НКО, НКВМФ, НКВД на 1940 г. Так, в частности, КВ-1 планировалось закупать по 950000 руб., Т-34 по 300000 руб., БТ-7 по 162800 руб., Т-26 по 90908 руб., Т-40 по 48715 руб., БА-10 по 46680 руб., БА-20 по 18749 руб. (а мотоцикл ТИЗ-50 с коляской закупали по 11500 руб.!?).

Оказывается, в 1944 г. 1 кг масла стоил в «коммерции» 1000..750 руб., а 1 кг картофеля на рынке – 50..32 руб. (1943..1944 гг.). Если сравнить себестоимость Т-34 (завод № 183) 1943..1944 гг. выпуска и эти продукты (в курсе, знаете ли, о карточной системе, однако…), то получается, что 1 танк = 2800 кг картофеля или 140 кг масла!

Но даже, когда в 1943 году конструкторы ГАЗ во главе с Н.Астровым совместно с КБ НАТИ подготовили два проекта бронированных САУ, фигурировавших в переписке по наркомату танковой промышленности, как «безбашенные танки-истребители ГАЗ-74″.

Стахановец. Танк по цене маргарина

(Между собой эти две САУ отличались расположением боевого отделения. В первой машине — ГАЗ-74а — боевое отделение должно было располагаться в корме машины по типу ГАЗ-71 и уже принятых на вооружение CУ-12(более известная как СУ-76), что улучшало распределение массы САУ на опорные катки, поднимало маневренность, правда, за это приходилось платить сравнительно большим силуэтом и массой машины.Второй вариант (ГАЗ-74б) очень напоминал СУ-ИТ-76, предложенный НИИ-13 в 1942г. Машина имела низкий силуэт, хорошее бронирование (в лобовой части — 45 мм) с наклонным расположением броневых листов и вооружалась 76-мм пушкой С-1 (такая же пушка стояла на серийной СУ-76И). Новый истребитель должен был получить дизельный мотор GMC-71 (поставлялись по ленд-лизу) организация производства которых в СССР планировалась на заводе ЯМЗ. Конструктивно самоходная установка ГАЗ-74б представляла собой «гибрид» из узлов и агрегатов танка Т-70, американского двигателя и оригинальных разработок. В переднем лобовом листе бронированного корпуса вырезана амбразура для 76-мм пушки, установленной на раме.

Основное вооружение, состоявшее из одной 76,2-мм пушки С-1, устанавливалось в лобовом листе надстройки. Рациональные углы наклона, чтобы обеспечить приемлемый внутренний объём для работы экипажа, имели бронелисты только передней части корпуса. В кормовой части находился моторно-трансмиссионный отсек, где устанавливался американский двигатель GMC-71, который начинали производить на Ярославском заводе под обозначением ЯАЗ-206. На крыше корпуса имеется три люка с крышками; на крыше командирского люка установлена башенка с шестью смотровыми приборами. ГАЗ-74б была построена, прошла заводские испытания, в целом была одобрена военными и даже под индексом СУ-76-И или СУ-74 допущена до государственных испытаний. Которые она успешно и прошла. Но в 1943 году вооружение таких машин 76-мм пушкой с длиной ствола 41 калибр считалось уже недостаточным для борьбы с немецкими тяжелыми танками. Поэтому запускать в серию САУ ГАЗ-74б с 76-мм пушкой С-1, посчитали неперспективным занятием. Летом того же 1943 года горьковский артиллерийский завод №92 с подачи начальника ЦАКБ В.Грабина при поддержке Д.Устинова возобновил производство 57-мм противотанковых пушек ЗИС-2, а также их танковых вариантов ЗИС-4, прекращенное в конце 1941 года. Эти орудия имели очень хорошие показатели бронепробиваемости. Это обстоятельство вновь подстегнуло проектировщиков к созданию противотанковых САУ. ГАЗ упорно продолжал работы над своим истребителем танков. Причем одновременно шло, как создание новой машины ГАЗ-74б с 57-мм длинноствольной пушкой С-1-57, так и совершенствование машины, оснащенной 76-мм пушкой (для нее из ЦАКБ ждали 76-мм пушку большой мощности С-54 с длиной ствола около 60 калибров). Вариант с 57-мм пушкой получила название СУ-57Б. В переднем лобовом листе корпуса в амбразуре размещена 57-мм танковая пушка ЗИС-4 с ручными механизмами наведения. Бронебойным снарядом обеспечивалась бронепробиваемость до 90 мм на дальности 1000 м и до 100 мм на дальности 500 м при нулевом угле встречи снаряда с броней. Несмотря на то, что СУ-57Б выдержала почти все предложенные испытания, на вооружение она не принималась.)

К числу причин непринятия на вооружение назывались ВЫСОКАЯ стоимость САУ.

Так может, нужен был, ещё до войны, танк или САУ, ещё дешевле? Конструкторы взяли ходовую Т-26, и задумались, какой двигатель поставить?

Работы по совершенствованию ГАЗ-74 в 1944 году привели к созданию улучшенной САУ, получившей индекс ГАЗ-76Д, или СУ-76Д («дизельная»). Правда, пушку С-54 для нее так и не получили, но броню в лобовой части довели до толщины 60 мм и в таком виде с 76-мм пушкой С-1 допустили до государственных испытаний под индексом СУ-80. Но на вооружение она принята не была опять же ввиду отсутствия явных преимуществ перед серийной СУ-76М и из-за наличия импортного дизеля, производство которого не было освоено ни в Ярославле, ни в Миасе, ни на подвергшемся в 1943 году повторной бомбежке, Горьковском автозаводе.
Строго говоря, история советской САУ истребителя танков началась еще до нападения фашистской Германии. В апреле 1941 года на совещании КО при СНК СССР, когда обсуждались планы выпуска танка Т-50 на текущий год, по инициативе маршала Г. Кулика «ввиду неготовности 57-мм танковой пушки для танка Т-50″ на совещании поднимался вопрос и «…о разработке на шасси Т-50 танка-истребителя, вооруженного 57-мм пушкой большой мощности обр 1941 г. (ЗИС-2), а также зенитного танка с 25-мм, или 37-мм автоматом для охраны танковых частей на марше и в развертывании от нападения вражеских танков и самолетов». 19 мая 1941 года С.Гинзбург докладывал в своем письме маршалу о разработанном конструкторской группой Отдела Главного Конструктора завода № 174 им. Ворошилова (руководитель проекта Наумов) об эскизном проекте такого танка-истребителя. В его докладе, в частности, говорилось:«Реализация танка-истребителя Т-50 с вращающейся башней па заданным ТТТ… в настоящее время не представляется возможным без значительной переделки корпуса и проектирования большого количества механизмов заново… Это потребует больших временных и материальных затрат…

А с началом войны завод 174 был озабочен спешным освоением танка Т-50, затем дважды уезжал в эвакуацию и, скорее всего, работы по этому «танку-истребителю» больше не проводились. Нужно еще немного задержаться возле силовой установки танка Т-50. Ведь в 1940 году для него был разработан специальный рядный дизельный двигатель В-4 (являвшийся как бы «половинкой» знаменитого В-2), который должен был в 1941–42 годах ставиться на легкие танки и гусеничные тягачи. К числу недостатков двигателя В-4 все проектировщики относили его обязательное вертикальное расположение, что усложняло его размещение в корпусах легких танков. Однако этот двигатель рабочим объемом 11,9 литров и номинальной мощностью 225 л.с. при 1750 об/мин был очень привлекателен для отечественной промышленности ввиду его высокой степени унификации с 12-цилиндровым В-2. Однако до начала войны завод № 75 его серийное производство так и не освоил. Также в 1940 году завод № 185 завершил разработку дизельного двигателя № 744, главной особенностью которого было то, что он целиком помещался вместо штатного двигателя танка Т-26. Это был четырехтактный четырехцилиндровый дизель водяного охлаждения номинальной мощностью 150 л.с. при 1700 об/мин. Дизель предполагался в первую очередь для оснащения танков Т-26-1 и боевых машин, создаваемых на его базе, в ходе проведения их широкомасштабной модернизации в 1941–43 годах. Однако его производство в 1941 году освоено не было, а в ходе войны ни один моторный завод, пытавшийся организовать его производство, НЕ СМОГ НАЛАДИТЬ ВЫПУСК ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ, а значит и двигателей в целом.

Значит берём освоенный и дешёвый двигатель от ЗИС-5, до 35 км в час разгонит и достаточно. А под какую пушку ? Освоенную и дешёвую Ф-34. Но в перспективе, для танка КВ-1 была разработана 76,2-мм пушка повышенной мощности Ф-27 с баллистикой 76,2-мм зенитной пушки. Ее бронебойный снаряд имел начальную скорость 815 м/с и на дальности 950 м пробивал по нормали 100 мм броню, на дальности 1500 м – 80 мм, под углом встречи 60° на дальности 1200 м снаряд пробивал 80 мм броневой лист. Подкалиберный снаряд этой пушки имел начальную скорость 1130 м/с и пробивал по нормали 100 мм броню со 1500 метров и 80 мм броню при угле встречи 60° на дальности 1500 метров. Конструкторы КБ В.Г. Грабина настолько проработали пушку, что она практически без изменений вписывалась в люльку и маску пушки ЗИС-5. Вот её и поставим, но потом.

Стахановец. Танк по цене маргарина

Пушка Ф-34

Аэту сейчас.

Башню, конечно, вращающуюся, но сдвинем назад, а двигатель вперёд, как на СУ-76. Погон минимальный под пушку. Башня очень узкая, на одного человека, и поэтому намного легче. Верх и заднюю часть башни сделаем распашными, для удобства экипажа, и отката и выброса гильзы Двери. Привод через кардан можно сделать задним, а можно и передним. Экипаж для компактности сократим до двух: командира-наводчика-стрелка и водителя-заряжающего-радиста. Но можно и лишних напихать, в тесноте, да не в обиде. Ширина танка до двух метров, а зачем больше для двоих, высота ниже двух, а если посадить командира , то и ещё ниже, длинна корпуса четыре, двигатель то тоже компактный.
Ширина корпуса не шире погона башни, по этому лобовой наклонный лист корпуса 60 мм, да и башни тоже. То есть, круче Т-34. Тяжёлый по бронированию, лёгкий по весу. Но двигатель слабенький, да и экономить надо, всё и горизонтальное бронирование 13 мм. Можно и больше, главное, чтобы вес маргарина не превысил 14 тонн. Зато двигатель экономичный и запас хода на автобензине 400 км. Пулемётик спаренный и ещё дин крупнокалиберный на крышу. Без этого никак.

Стахановец. Танк по цене маргарина

Вот вам и стахановец-многостаночник, и танк подобьёт одним снарядом, и блиндаж развалит, и пехоту покосит, а то и самолёт собьёт, да всё это вдвоём и за смешные деньги. 10000 наштамповать, по цене 1000 КВ, И похоронить танки вермахта.

Wervolf
Подписаться
Уведомить о
guest

104 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account