Стадиальное отставание?
Статья из жж историка-медиевиста Виталия Пенского.
Перечитав книгу О.А. Дмитриевой об английском парламенте, отложил ее в сторону, занявшись обратно нашим родными осинами и березками, но тут такая непруха случилась — в последние годы установился у меня обычай с вечера готовить пост на утро, а тут хлоп — света нет. Плюнул со злости и пошел спать. Утром свет есть — привел все текущие неотложные дела (кота там накормить, убрать за ним, потом семейство накормить, убрать за ним, потом принять поздравления в богомерзском ФКонтатеге и пр.) — ну все, выдохнул, можно и за работу, но прежде надо бы зафиксировать на будущее одну мысль из области сравнительно-исторических исследований.
Мысль эта касается наших посконных земских соборов в сравнении с «ихними» парламентами, кортесами, сеймами, риксдагами и прочими собрания достойнейших людей от всенародства и не очень и пр. Тут вроде бы вот какая вырисовывается картина. Сами по себе эти так-скать «сословно-представительные органы» (поганый термин, но другого пока не придумали, а я сам по себе еще не готов предложить ему замену да и кто я такой по сравнению со столичными мэтрами? Так, погулять вышел) возникают как своего рода расширенный королевский (императорский) и прочий совет — только если раньше в этот совет входили представители аристократии, земельной, а затем и церковной (князья светские и князья церковные), то теперь туда допускаются представители, условно говоря, «среднего класса», от благородных донов и городского патрициата. Опять же это связано, с одной стороны, со слабостью государства как института, которое не может обойтись при решении своих насущных задач без опоры на «землю» а с другой стороны — с чисто «феодальными» (опять поганый термин, но другого пока тоже нет) взглядами власти на обязанности своих «подданных»(тут можно развести казуистику на много страниц относительно сущности «подданства», «вассалитета», «министериалитета» и пр., но я это принципиально делать не буду — пока не стоит). «Подданные» обязаны службой государю — деньгами людьми и советом. И, поскольку ресурсов королевского (великокняжеского) «домена» явно недостаточно для решения возросших и количественно, и качественно задач государственного строительства и развития, но король (император, великий князь) и начинает созывать «лутчих» и «излюбленных» людей «всея земли» на свой совет (по принципу — «что всех касается, всеми и должно быть одобрено»).
Но! Созыв подобного учреждения есть результат доброй воли монарха. Король сказал, король сделал, но никто его не может принудить к этому снова, кроме него самого. Другое дело, что потом созыв этих парламентов и прочих кортесов становится традицией и тогда это прекратить становится сложнее, тем более, что, как уже было отмечено выше, государство что в Средние века, что в раннее Новое время институционально слабо и не может вот так просто взять и разогнать парламент — ну а как бароны восстанут и церковь проклянет? И вот созыв этих парламентов становится традицией, все об этом знают, даже короли, и… Короче, когда Карл I попробовал править без парламента, то ему пусть и не сразу, но сильно поплохело — одеялко перетянуть на свою сторону он не сумел, не нашлось у него своего Ришелье, а Бэкингем или Страффорд, увы, совсем не Ришелье.
А что у нас? А у нас участие в земских соборах так и осталось родом службы государевой и даже обязанностью, а не привилегией, т.е. все остановилось на первом, «служебном», этапе развития этих представительных органов. Традиция сложиться толком не успела, и пока она складывалась, государство успело нарастить «мускулатуру власти» и сформировать опору «внизу» с тем, чтобы обойтись без соборов, тем более что потрясения Смуты показали всю опасность ослабления верховной власти. В общем, когда царь Алексей Михайлович почувствовал, что ему по силам обойтись без созыва собора, он его созывать и не стал — все уже и так катилось по накатанной колее. А потом пришел царь Петр и занялся построением регулярного полицейского военно-фискального государства, война там, чума, голод и прочие всадники Апокалипсиса в одном флаконе, в котором всякие парламенты и соборы и вовсе были нужны как зайцу стоп-сигнал. Вот если бы земские соборы созывались еще лет двести, то тогда…
Как-то так в первом приближении, очень популярно и ненаучно выражаясь…