Средний бомбардировщик и пассажирский самолет Д. П. Григоровича. Проект. 1935 г.
Представляю малоизвестный проект бомбардировщика/пассажирского самолета Д. П. Григоровича.
В план опытного самолетостроения на 1933–1934 гг. были заложены два «бомбардировщика ближнего действия». Создание цельнометаллической машины поручалось ЦАГИ – в итоге появился знаменитый СБ Архангельского. На Ильюшина возложили проектирование самолета аналогичного назначения, но смешанной конструкции. В результате возник проект ЦКБ-26, уже имевший многие основные черты будущего ДБ-3.
Но были и другие проекты.
В 1935 г., возглавляя ЦКБ-39, Григорович предложил ГУАП проект среднего бомбардировщика с убираемым шасси. Это был классический низкоплан с двумя двигателями М-22, но предполагалась и установка более мощных двигателей (М-25, М-34РН). Шасси с внешним подкосом наполовину убиралось поворотом назад. Выступающая часть колеса прикрывалась обтекателем. В известной степени это предохраняло фюзеляж от разрушения при вынужденной посадке с убранными шасси. Вооружение состояло из 3-х открытых спаренных пулеметных установок, которые обеспечивали защиту самолета спереди и сзади. Бомбы общим весом в 1000 кг находились в 2-х фюзеляжных бомбоотсеках. Экипаж: пилот, штурман и 3 стрелка.
По конструкции он был типичными представителем машин поколения середины тридцатых годов, то есть в определенной степени консервативным. Впрочем, Дмитрий Павлович не стремился к особой оригинальности конструктивных решений.
ЛТХ двухмоторного бомбардировщика Григоровича:
Размах крыльев: 22,5 м
Длина: 14,5 м
Площадь крыла 75 м²
Вес конструкции: 3350 кг
Взлетный вес: 5880 кг
Двигатели: 2×М-22, мощность 480 л.с.
Скорость макс: 250 км/ч
Дальность: 900 км
Экипаж: 5 чел.
Вооружение: 6×7,62-мм пулеметов ДА, бомбы – 1000 кг.
Григорович не смог заинтересовать своим проектом ГУАП. Маломощные двигатели М-22, выбранные для бомбардировщика, не давали ему шансов против уже испытуемых СБ и ДБ-3.
Интересно, что самолет имел изначально двойное назначение – ближний бомбардировщик и пассажирский. На основе бомбардировщика Григорович предлагал проект двухмоторного 11-местного пассажирского самолета.
Скоростной двухмоторный пассажирский самолет
Размах крыльев: 22,9 м
Длина: 14,5 м
Несущая поверхность: 75 м²
Нагрузка коммерческая: 1000 кг
Вес конструкции: 3350 кг
Вес полетный: 5330 кг
Мощность 960 МФ
Скорость макс. 250 км/ч
Дальность: 900 км
Экипаж: 2 чел.
Пассажиры: 11 чел.
Проект пассажирского самолета также развития не получил, весной 1936 КБ Григоровича закрыли.
Летом 1936 Д.П.Г. работает в ГУАП начальником морского отдела и в конце года был назначен главным конструктором.
В 1937–1938 гг. он занимался проектированием воздушной трассы для осуществления дальних пассажирских перевозок и самолета для ее обслуживания.
Дмитрий Павлович считал экономически целесообразной организацию международных перевозок по трассам Москва – Сан-Франциско и Москва – Нью-Йорк через Северный полюс – на десятиместных пассажирских самолетах с экипажем 3 человека, рассчитанных и на транспортировку почты.
Интересны его соображения по этому вопросу:
«Решение задачи следует искать в двух направлениях: первое предусматривает промежуточную посадку либо на о.Рудольфа, либо на Св.Земле, либо в Гренландии. При такой посадке трасса будет разбита на две части: европейскую, длиной 2800–3000 км и американскую – 4000–4200 км», – писал Дмитрий Павлович, – «…второе предусматривает заправку горючего в полете в двух пунктах на трассе у европейского и американского побережья Ледовитого океана с самолетов-заправщиков».
Очевидно, что Григорович одним из первых предложил использовать систему дозаправки в воздухе при дальних пассажирских перевозках. В обоснование такого подхода он писал в наброске доклада для Наркомата авиационной промышленности:
«Второе решение представляется наиболее простым и выгодным, потому что не связано с посадкой при крайне неустойчивой полярной погоде с риском обледенения и пр.
Этот второй путь открывает очень большие возможности, не связан с потерей времени и высоты, позволяет решить вопрос о скором и очень надежном воздушном сообщении с крейсерской скоростью около 400 км/ч.
Преимущество этого метода заключается в том, что самолет производит взлет в нормальных условиях, нисколько не перегруженным, что делает взлет и быстрым, и надежным… не будет стесненным расходом горючего…, может точно выдерживать график, прибавляя скорость в случае встречного ветра».
Григорович спроектировал самолеты на базе собственного проекта пассажирского самолета 1936 г.
Самолет имел герметичную кабину на 10 пассажиров при двух летчиках и бортмеханике, одновременно исполнявшего роль стюарда. Два двигателя мощностью по 850–960 л.с. должны были обеспечить самолету крейсерскую скорость 400–420 км/ч – при максимальной скорости до 480 км/ч. Выдвижная штанга системы заправки в воздухе располагалась под полом кабины пилотов. Площадь крыла составляла 65,4 м².
Самолет-заправщик должен был иметь аналогичную конструкцию, но на месте пассажирской кабины располагались танки с горючим. Из хвостовой части фюзеляжа выдвигались шланги системы заправки в полете.
В развитие своей идеи конструктор разрабатывал и военный вариант самолета – дальний бомбардировщик с системой дозаправки топливом в воздухе.
К сожалению, смерть Д. П. Григоровича от рака 26 июля 1938 г. не позволила реализовать эти перспективные проекты.
Источники: Роман ГРИГОРОВИЧ, Владимир ИВАНОВ «Неизвестный Григорович» // Самолеты мира 2000-02
Рисунки: Сергей Сыч
С уважением, Сергей Сыч