Средиземноморский Ютланд. Сражение у острова Гавдос. Часть 3.

1

Схватка главных сил

Иакино получив донесение что авианосец обнаружен в 12.50, приказал катапультировать с линкоров оставшийся самолеты и резко повернул на северо-восток, наперерез Каннингхэму. Крейсера Сансонетти он развернул впереди себя.

Идущие в авангарде британские крейсера, шедшие примерно в 16 милях впереди главных сил, в 13.16 заметили итальянских бортовых разведчиков, а потом и дымы вражеской эскадры. Но не на северо-западе или западе, как ожидали, а на юго-западе. Придхэм-Уиппел повернулся им на встречу и вскоре увидел весь итальянский флот, вырастающий из-за горизонта и развертывающийся четко, как на тактических учениях. Первым был опознан их «старый знакомый» — «Тренто», а вкоре вокруг английских крейсеров стали падать и тяжелые снаряды линкоров. Придхэм-Уиппел отважно продолжал сближение до момента когда огонь открыли тяжелые крейсера 3-й дивизии и лишь тогда повернул обратно.

Получив его донесение о четырех линкорах Каннингхэм с искренней радостью бросил фразу которая стала крылатой: «Сукины дети, они все же решили сделать ЭТО»! В 13.32 итальянские линкоры бросили крейсера и перенесли свой огонь на «Уорспайт». Каннингхэм приказал повернуть на север, чтобы парировать маневр Иакино стремящегося аки Того охватить голову его колоны. С радостью он увидел как уже третьим залпом «Уорспайт» добился попаданий в головной линкор противника. Столбы желтого пламени разрывов поднялись выше мачт и на итальянском флагмане начался пожар. Одновременно британский адмирал почувствовал один или два сильных толчка, что свидетельствовало о том что артиллеристы противника тоже добились успеха. В этот момент было пришли тревожные вести с «Формидебла» ….

 

В 13.28 с мостика мчавшегося на соединение с главными силами авианосца был замечен дым на северо-западе. А уже через минуту было получено сообщение от  патрульного «Фулмара» , что 2 итальянских линкора и 3 крейсера подходят с этого направления. На самом деле это были Каттанео и Леньяни –  крейсера типа «Абруцци» был очень похожи на линкоры типа «Кавур».

 

Средиземноморский Ютланд. Сражение у острова Гавдос. Часть 3.

«Luigi di Savoia Duca Degli Abruzzi». Он и «Giuseppe Garibaldi» спутали все карты англичанам. 

 

Каннингхэм, уже поняв что ведет долгожданное им генеральное сражение, легко поверил сообщению Бойда, поскольку не знал об ошибке германской разведки и не допускал мысли о способности итальянцев выйти сражаться лишь 4 линкорами против 3 английских. Скорее всего их было все-таки шесть, и два из них сейчас подбираются к его авианосцу. Поняв что противник взял его в клещи, Каннингхэм приказал капитану авианосца Биссету повернуть на юг и уходить на максимальной скорости в Александрию, а Бойду — отдать приказ торпедоносцам 829-й эскадрильи (находилась в воздухе к западу от места первой торпедной атаки) лететь прямо к его эскадре, атаковать и любой ценой вывести из строя головной линкор противника.

 

Тем временем положение Бойда стало отчаянным. «Формидебл» мчался на юг со скоростью 30 узлов, но быстроходные итальянские крейсера и эсминцы подходили все ближе и в 13.53 открыли огонь. Эсминец «Хотспур» стал ставить дымзавесу, а «Хэвок», засыпаемый снарядами, пошел в отчаянную торпедную атаку на вражескую эскадру. Отважный капитан эсминца сумел сблизится с итальянцами, и прежде чем его корабль был буквально разнесен на куски бортовыми залпами крейсеров «Гарибальди» и «Абруцци», успел выпустить торпеды. Итальянцы легко от них уклонились, а проходящий рядом «Пессагно» подорвал потерявший ход и горящий остов англичанина торпедой.

 

Средиземноморский Ютланд. Сражение у острова Гавдос. Часть 3.

1-я дивизия атакует!

 

Настало очередь ЭМ «Хотспур», который тоже пошел в торпедную атаку. Ловко маневрируя эсминец, получив несколько попаданий, смог выйти на нужную дистанцию и уже начал разворот когда 203-мм снаряд попал в торпедный аппарат. Раздался мощнейший взрыв и корабль стал быстро погружаться. Самопожертвование эсминцев позволило «Формидеблу» на время разорвать дистанцию, но опасность не миновала. В довершение бед авианосец был атакован проскользнувшим незамеченным одиноким торпедоносцем S-79. Капитан Биссет заметил угрозу в последний момент и сам лично отдал приказ зенитчикам открыть огонь. Самолет сбросил торпеду справа по носу, круто повернул и помчался прочь. «Формидебл» уклонился от торпеды, но потерял на этом маневре драгоценное время – итальянцы снова приближались.

 

Каннингхэм, получив известие что Бойд находятся под огнем, в 14.00 приказал Придхэм-Уиппелу и Маку идти тому на выручку. После чего очередной снаряд с «Витторио Венето» вывел из строя радиостанцию «Уорспайта». Линкоры активно маневрировали, засыпая друг друга снарядами. Иакино упорно стараясь сделать противнику классическое «Кросинг Т», а Каннингхэм умелым маневром и метким огнем давал итальянцу наглядно понять, что тому до Того как до Луны пешком.

 

Будь на месте Иакино адмирал порешительней, то учитывая превосходство противника в скорости, англичанам могло прийтись совсем не сладко. Однако итальянец, получив пару снарядов в свой флагман в самом начале боя, предпочитал вести огонь с предельной расстояния, а меткая стрельба британских артиллеристов несколько раз заставила «наследников Рима» совсем разорвать дистанцию. К тому же итальянцев несколько раз атаковали бомбардировщики «Бленхейм» с Крита, заставляя маневрировать чтобы уклонится от бомб. Это пока полностью устраивало Каннингхэма, намеревавшегося сломить вражескую боевую линию комбинированным торпедным ударом с воздуха и моря, после чего добыть поврежденные линкоры противника артиллерией в упор. Британский главнокомандующий с нетерпением ждал появление 829-й эскадрильи.

 

В 14.25 «Зара» и «Пола» с предельной дистанции вновь открыли огонь по «Формидеблу». Однако уже через 5 минут на северо-западе появились идущие на максимальной скорости эсминцы Мака, за которыми следовали крейсера Придхэм-Уиппела. Итальянцам пришлось прекратить огонь и повернуть на встречу новому противнику, чтоб спасти отставший «Пессагно», которой теперь попал под удар англичан. Сближаясь на полной скорости, корабли 1-й дивизии в 14.49 первыми открыли огонь по мчащимся на встречу британским крейсерам.

 

Средиземноморский Ютланд. Сражение у острова Гавдос. Часть 3.

«Зара» с предельной дистанции ведет огонь по «Формидеблу».

 

В это время Придхэм-Уиппел скомандовал общую торпедную атаку. Он ясно понимал что его артиллерия слабоэффективна против тяжелобронированных итальянских кораблей, авианосец же требовалось спасти во что бы то не стало. Торпеды давали единственный реальный шанс и англичане, ведя беглый огонь из носовых башен, пошли на сближение. Однако с сокращением дистанции стал сходить на нет основной недостаток итальянских орудий – сильный разброс, делавший стрельбу из них на большие дистанции совершенно неэффективной, зато постепенно сказывалась их страшная пробивная сила.

 

Ровно 15.00 первый 203-мм снаряд попал в башню «А» британского флагмана. Через минуту то же произошло с башней «Б», еще через 2 минуты с башней «Б» «Аякса». Придхэм-Уиппел видел как залп с «Глостера» попал в «Зару» и в воздух выше мачт полетели обломки шлюпок и прочий мусор, но итальянский крейсер продолжал вести огонь, добиваясь все новых попаданий. Пока «Зара» продолжал стрелять по британскому флагману, «Пола» и «Фиуме» перенесли огонь на «Глостер» и тоже добились нескольких попаданий.

 

Итальянские эсминцы вышли из-за линии своих крейсеров и бросились на встречу англичанам. Дивизион Мака перенесли огонь на них: «Джервис» обстрелял и подорвал торпедным залпом «Кардуччи», а флагман 9-го дивизиона «Альфиери» был засыпан снарядами с «Перта», «Глостера», «Нубиэна» и «Мохаука», и потерял ход. Он продолжал стрелять и даже выпустил три торпеды, после чего сам был торпедирован «Нубиэном». «Ориани» был поврежден огнем с «Януса», за то «Нубиэн» получил два 203-мм снаряда и выкатился из строя, после чего попал под полный торпедный залп с «Джиоберти», получил в борт 2 торпеды и стал тонуть.

 

В ходе короткой, но яростной схватки, итальянские эсминцы потеряли флагмана и отвернули назад, невыдержав меткого огня и бешеного напора англичан. Отбросив врага британцы выпустили торпеды и Придхэм-Уиппел с удовлетворением увидел как столб воды вперемешку с обломками взлетел у борта второго крейсера в строю противника. Поврежденный корабль сразу остановился и прекратил огонь. Эта была «Пола», которую англичанин хорошо отличал от ее «сестер» по характерной большой надстройке.

 

Взрыв прогремел по правому борту крейсера в районе кормовой переборки машинного отделения. От сотрясения сразу вышли из строя генераторы, электроэнергия пропала, вода быстро залила три отсека (МО №1, КО №3 и №4), машины встали. Крейсер выкатился из строя и замер объятый паром. Придхэм-Уиппел сразу скомандовал отступление, поскольку приближались 2 вражеских линкора, которые на самом деле были крейсерами «Гарибальди» и «Абруцци», чуть позже остальных прекратившие преследование авианосца и теперь спешащие на подмогу Каттанео.

 

Английские эсминцы опять поставили дымзавесу и сняли остатки экипажа с тонущего «Нубиэна». Итальянцы помешать этому не смогли поскольку в 15.15 крейсера Каттанео атаковали бомбардировщики КВВС. «Зара» и «Фиуме», маневрируя, избежали попаданий, но неподвижная «Пола», несмотря на зенитный огонь, получила 250-кг бомбу и на крейсере начался пожар. В 15.20 мишенью другой группы бомбардировщиков стали подходящие крейсера Сансонетти. На этот раз попаданий не было. Третью группу бомбардировщиков рассеяли зенитчики Придхэм-Уиппела, чьи корабли были атакованы по ошибке. К счастью попаданий то же не было.   

 

Теперь Иакино знал, что ведет бой с тремя английскими линкорами. Немецкие разведчики портачи! К тому же его эскадру уже неоднократно атаковали бомбардировщики врага. Где, спрашивается, авиационное прикрытие? Где хваленый Х авиакорпус немцев? Сволочи! Несмотря на клокочущее бешенство, внешне итальянский адмирал оставался совершенно спокоен. Он уже отправил на помощь Каттанео 3-ю дивизию адмирала Сансонетти и теперь просчитывал возможные варианты развития событий. Четыре линкора против трех не так уж и плохо. Сейчас они пытались охватить голову колонны Каннингхэма. В самом худшем случае, можно будет пользуясь превосходством в скорости отойти. Главное, что бы его крейсера добрались до авианосца.  

 

Средиземноморский Ютланд. Сражение у острова Гавдос. Часть 3.

Сражение у острова Гавдос. «Витторио Венето» ведет бой.

 

Самая важная атака

Однако было уже поздно – авианосец сделал свое черное дело. В 15.19 началась самая важная атака дня, направленная против «Витторио Венето». Это была вторая волна торпедоносцев «Формидебла» — 829-й эскадрилья Дэйлил-Стида, которая наконец то нашла свою цель. Она совпала по времени с атакой линейных бомбардировщиков КВВС, которая заставила Иакино на время разорвать дистанцию.

 

Пока итальянцы были заняты «Бленхеймами», эскадрилья Дэйлил-Стида, зайдя со стороны солнца, успела снизиться до 5000 ярдов, прежде чем их заметили эсминцы, находившиеся впереди «Витторио Венето». Когда 3 «Альбакора» вышли в атаку с носа, линкор повернул на 180°. Второе звено —  2 самолета «Суордфиш» заметили поворот линкора и решили атаковать с правого борта. Они немедленно начались пикировать с высоты 8000 футов. «Альбакоры» мчались прямо на огромный корабль без серьезного противодействия со стороны зенитных автоматов, которые были атакованы «Фулмарами». Все же после небольшой заминки зенитки открыли огонь, но все три торпедоносца уже подобрались достаточно близко и сбросили свои торпеды с практически в упор. Самолет Дэйлил-Стида (посмертно награжденного за эту атаку орденом «За выдающиеся заслуги») получил множество попаданий и рухнул в воду в 1000 ярдов от правого борта «Витторио Венето», но сброшенная отважным офицером торпеда попала в линкор. Взрыв произошел прямо над внешним левым винтом в 15 футах ниже ватерлинии. Удар был ужасным. Тысячи тонн воды хлынули в пробоину. В 15.30 встали машины. «Витторио Венето» начал медленно крениться на левый борт, сантиметр за сантиметром оседая кормой…

 

Это был критический момент. Английские бомбардировщики еще продолжали атаку, однако отлично подготовленные итальянские аварийные партии немедленно бросились в бой. В это время Каннингхэм, в соответствие со своим планом, бросил в торпедную атаку эсминцы 10-й («Стюарт», «Гриффин», «Грейхаунд») и 2-й («Айлекс», «Хэсти», «Хируорд») флотилий. Устаревшие британские корабли пошли на встречу врагу с максимальной скоростью, однако адмирал Карло Бергамини был на чеку. Его линкоры открыли огонь по приближающемуся врагу, а 8 итальянских эсминцев бросились на перехват. Флагман Николсона «Айлекс» был расстрелян «Андреа Дорио» и взорван торпедами с «Маестрале»: погибли все кто находился на борту. Получил тяжелый снаряд и потерял ход Гриффин» — его добили итальянские эсминцы 13-го дивизиона. Из его экипажа выжили лишь 2 человека. Остальные британские эсминцы под огнем выпустили торпеды с весьма большого расстояния и итальянцы легко от них увернулись.

 

Средиземноморский Ютланд. Сражение у острова Гавдос. Часть 3.

Дивизия Бергамини прикрывает флагман.

 

В 15.45 итальянские линкоры опять перенесли огонь на корабли Каннингхэма, который получив ошибочное донесение с эсминцев о торпедных попаданиях, сам пошел на сближение. Его линейные корабли развернулись фронтом, ведя огонь из носовых башен. Однако шквал снарядов с итальянских кораблей обрушился на англичан. На этот раз попадания в английские корабли следовали один за другим, что заставило Каннингхэма прекратить сближение и опять развернутся бортом, чтобы вновь пустить в ход всю свою артиллерию. На борту «Уорспайта» бушевал пожар.

 

Отступление

Бой продолжался. Прикрываемый огнем собратьев, «Витторио Венето» вскоре дал ход и стал отходить в северо-западном направление со скоростью 10 улов. Аварийные работы продолжались и через некоторое время корабль смог дать уже 16 узлов. К этому времени английские артиллеристы успели добиться попадания во все, еще неповрежденные итальянские линкоры, опять заставив врага увеличить дистанцию.

 

Иакино должен был принять решение. Когда в 15.30 «Витторио Венето» получил попадание, он находился в 420 милях от Таранто. Его серьезно тревожило отсутствие истребителей прикрытия, как германских, так и итальянских, несмотря на то что он часто и совершенно напрасно повторял требование их выслать. Самолеты так и не появились до конца дня, несмотря на все запросы. Штаб X авиакорпуса, чьего вмешательства требовала Супермарина со все возрастающей настойчивостью, просто не отвечал, а отозвавшись в 17.30 сообщил, что ничего не может предпринять, поскольку германские самолеты могли по ошибке атаковать итальянцев.

 

Таким образом было логичным предположить, что вражеские воздушные атаки будут продолжаться до заката и следовало опасаться, что линкор получит новые попадания — уже с роковыми последствиями. Возможно получат повреждения и другие корабли. Потому адмирал Иакино, обругав последними словами немецких и родных авиаторов, решил свернуть операцию. Ровно 16.00. итальянские линкоры резко развернулись и стали уходить на большой скорости отстреливаясь из кормовых башен, в том же направление куда уже исчез поврежденный «Витторио Венето».

 

Каннингхэм ринулся в след с максимальной скоростью, на какую был способен его поврежденный флагман – 15 узлов. Теперь итальянские эсминцы поставили густую дымзавесу и развернувшись веером выпустили стаю своих торпед. Английский командующий, хорошо знавший историю Ютландского боя, предугадал эту хитрость и выполнил резкий поворот.

 

Преследование

Несмотря на неудачу торпедной атаки, она помогла итальянцам оторваться от англичан и Каннингхэм должен был решить что делать дальше. Это решение ему помогли принять сигнальщики «Бархэма», который еще сохранил радиосвязь. Они передали что Придхэм-Уиппел уходит на север, преследуемый тремя вражескими крейсерами и двумя линкорами. Английский главнокомандующий, сразу вспомнив о втором итальянском отряде, действовал быстро. К борту «Уорспайта» подошел эсминец «Грейхаунд» и доставил адмирала на «Бархэм», который мог дать 22 узла. Связавшись с Придхэм-Уиппелом Каннингхэм приказал тому повернуть на запад и сам ринулся на встречу ему. Впереди шел «Бархэм», с тремя уцелевшими эсминцами, а за ними, отставая все дальше, следовали «Вэлиант» со скоростью 20 узлов и серьезно поврежденный «Уорспайт».

 

Средиземноморский Ютланд. Сражение у острова Гавдос. Часть 3.

«Вэлиант» еще готов драться. Где же итальянцы?

 

Пока Каннингхэм сражался с Иакино, положение Придхэм-Уиппела оставалось критическим. В 15.45. ему на хвост снова сели крейсера 3-й дивизии, на время задержанные воздушной атакой. Британским кораблям опять пришлось ставить дымзавесы, маневрировать и периодически стрелять отдельными торпедами с большого расстояния. Напуганные торпедирование «Полы», итальянцы каждый раз  отворачивали, чтобы потом опять идти на сближение. Сансонетти с запозданием получил приказ о общем отходе (даже спорил – ему казалось, что английские крейсера у него в руках) и только спустя десять минут пошел на соединение с Каттанео и Леньяни. Те со скоростью черепахи ползли на запад.

 

В 15.43 на «Поле» сумели справиться с поступлением воды и запустить аварийные генераторы, а также потушили пожар. Вскоре крейсер смог дать 8-узловой ход. С этой скоростью и отходили крейсерские силы. В 16.45 эскадру Каттанео атаковали торпедоносцы с «Формидебла», которых Бойд приказал поднять, как только авианосец удалился на безопасное расстояние от преследователей. Неповрежденные корабли сразу же дали полный ход, но беспомощная «Пола» получила еще 2 торпеды и стала тонуть. Капитан 1 ранга Де Пиза приказал оставить корабль и эсминцы сняли экипаж. Сансонетти прибыл как раз чтобы наблюдать как «Пола» исчезла в средиземноморских волнах. После чего крейсера со своими эсминцами нас 30-узловой скорости пошли на запад, стремясь как можно быстрее покинуть зону господства британской авиации.

 

К 17.00 «Витторио Венето» развил уже 19 узлов и свободно держал эту скорость. Естественно именно с такой скоростью эскадра Иакино уходила на запад. Поврежденный «Ориани», в сопровождение «Пессгано», был отправлен домой еще раньше. Оставалось 2 часа светлого времени.

 

В это время Каннингхэм (в 16.44 он встретил Придхэм-Уиппела) взяв «Бархэм», «Вэлиант» (который усилиями механиков теперь тоже давал 22 узла), «Перт» и 14-ю флотилию Мака с ее 3 уцелевшими эсминцами (на них прямо в море, перегрузили несколько еще неизрасходованных торпед с поврежденных крейсеров) 18.10 отправился на юго-запад где рассчитывал найти 1-2 поврежденных крейсера или линкора, которым надеялся навязать бой ночью или утром. 10-й флотилии было поручено заняться поиском уцелевших с потопленных эсминцев. Придхэм-Уиппела с остальными кораблями он отправил в Александрию. Авиация должна была продолжать бомбить уходящие на запад вражеские линкоры.

 

Потому уходящего Иакино бомбили еще несколько раз «Бленхеймы», а уже в сумерках торпедой с «Суордфиша» повредили «Литторио». Тем не менее итальянский главком сумел привести свои корабли домой избежав дальнейших безвозвратных потерь. Его крейсера пришли в Бриндизи самостоятельно еще раньше.

 

Прощальные удары

Утром 29 марта Каннингхэм мог констатировать что выиграл «свой Ютланд». Однако единственное что он, с рассветом, обнаружил было огромное пятно мазута и плавающие обломки на месте гибели «Полы». АБК продолжил поиск отставших итальянцев несмотря на угрозу атак германской авиации. Потому уже днем «Бархэм» и «Вэлиант» были сфотографированы итальянским воздушным разведчиком, а еще раньше — обнаружены германской воздушной разведкой. Это имело самые серьезные последствия.

 

В середине дня к британской эскадре присоединились греческие эсминцы. Они не приняли участие в бою из-за глупой случайности — ошибка шифровальщика превратила слово «приказы» (orders) в «танкеры» (oilers). Радиограмма главнокомандующего гласила: «Семь греческих эсминцев должны пройти Коринфским каналом и ожидать приказов между Кефалонией и Занте». Из-за сумбура и спешки новые приказы так и не были отправлены, и эти корабли весь день прождали мифические «танкеры», не сумев вовремя помочь в поисках отходящего неприятеля.

 

«Формидебл» принял на борт свои самолеты севшие на Крите и поиски продолжились до 15.11, когда объявили воздушную тревогу. Англичан атаковали 12 Ju-88. Было 4 близких разрыва, но ни одного прямого попадания. Два Ju-88 были сбиты. После этого флот взял курс на Александрию, до которой еще оставалось полтора дня пути. Однако Канингхэм решил «еще раз указать побитому врагу его место» и сделал крюк. По счастливой случайности этот неожиданный маневр помог эскадре уклонится от атак наконец то расшевеленного окриками из Берлина (Муссолини по середине ночи звонил и жаловался лично Гитлеру) Х корпуса. Утром 30 марта (Страстное Воскресенье) еще в темноте «Бархэм» и «Вэлиант» с большой дистанции обстреляли Родос. Эскадра при этом была атакована торпедными катерами, которых отогнали эсминцы. Только после этого Канингхэм развернул флот домой.

 

Средиземноморский Ютланд. Сражение у острова Гавдос. Часть 3.

Родосская побудка. Восточное средиземноморье все еще английское!

 

День британские моряки провели в молитвах, восхваляя Господа за дарованную победу как и положено правоверным протестантам. Правда 31 марта, на обратном пути, к югу от Крита итальянская подводная лодка «Ambra» атаковала победителей и отправила на дно крейсер ПВО «Bonaventure», который взорвавшись, унес за собой в пучину 139 британских моряков. На том и завершилось сражение у острова Гавдос прозванное «Средиземноморским Ютландом». 1 апреля эскадра Канингхэма бросило якорь в Александрии где на борту всех стоящих там кораблей Средиземноморского флота, была отслужена специальная благодарственная служба.

 



Разбор полетов

1 апреля 1941 года пришло послание от Его Величества короля Георг VI: «Мои самые сердечные поздравления всем офицерам и матросам, добившимся под вашим командованием великой победы». Главнокомандующий уже сделал сигнал по флоту, в котором воздал должное всем участникам за их вклад в победу. Однако, несмотря на удовлетворение от выигранной битвы, чувствовалось разочарование от того что спасся поврежденный «Витторио Венето». Особенно резко его ощущал сам Каннингхэм.

 

Он никого не обвинял и скупо выразил свои чувства следующими словами в своих мемуарах «Одиссея моряка»: «Оглядываясь назад, на сражение, которое теперь официально известно как бой у острова Гавдос, я могу признать, что было несколько дел, которые можно было выполнить лучше. Однако спокойное рассмотрение предмета из мягкого кресла, когда имеется полная информация о происходившем, сильно отличается от управления боем с мостика корабля в присутствии неприятеля».

 

Средиземноморский Ютланд. Сражение у острова Гавдос. Часть 3.

Эндрю Каннингхэм

 

Ясно, что главнокомандующий подразумевал собственный приказ идти на северо-восток на встречу своим крейсерам. В этот момент ситуация была совершенно запутанной в связи с трудностью опознания вражеских кораблей и проблемами со связью. Каннингхэм имел все основания думать что имеют дело с двумя эскадрами линейных кораблей, и потому бегство Иакино еще не означают конец боя. А потом приказ преследовать отряд противника отходящего на юго-запад фактически положил конец всем попыткам восстановить контакт. Однако начиная преследование Каннингхэм не знал о том что «Пола» уже затонула. И вообще не был уверен что летчики торпедировали тот же крейсер что и эсминцы Мака. 1-2 поврежденных крейсера давал англичанам шанс догнать противника и навязать бой вражеским линкорам при соотношение сил два на два.   

 

В донесении Адмиралтейству Каннингхэм подвел итоги: «Результаты боя нельзя воспринимать с полным удовлетворением, так как поврежденному «Витторио Венето» было позволено ускользнуть. Тем не менее, был достигнут значительный результат — 4 итальянских линкора были повреждены, а также был уничтожен тяжелый крейсер типа «Зара». Эти быстроходные, сильно вооруженные и бронированные корабли всегда были источником беспокойства и угрозой нашим легким крейсерам, поэтому я с большой радостью вычеркнул «Полу» из списков. Нет никаких сомнений, что мощный удар, полученный врагом в этом случае, сослужил нам хорошую службу при эвакуации Греции, Крита и Кипра. Можно сказать, что эти операции проходили под прикрытием боя у острова Гавдос». Однако, когда АБК сообщили, что Его Величество намерен наградить его Большим Крестом ордена Бани, адмирал с сожалением заметил: «Лучше бы он прислал мне Принца Уэльского и 3 эскадрильи «Харрикейнов». Естественно под «принцем» АБК имел в ввиду линейный корабль. Впрочем уже совсем скоро он получил модернизированный линкор «Куин Элизабет» (ставшим новым флагманом), крейсера «Найад» и «Фиджи» плюс несколько эсминцев.

 

Пока англичане праздновали победу в итальянских и германских штабах царили совсем другие настроения. Там искали виноватого. Поражение вызвало серьезное выяснение отношений между Иакино, Муссолины, Гитлером и Герингом. Иакино жаловался, что за все это время, когда он вел тяжелый бой, в небе не было ни единого итальянского или германского самолета, чтобы защитить его. «Я чувствовал себя просто обманутым полным отсутствием взаимодействия. Весь день мы оставались без истребительного прикрытия».

 

Именно господство англичан в воздухе, по причине отсутствие должного взаимодействия между итальянским флотом и авиацией, и признали основной причиной провала операции. Именно это сражение запустило итальянскую программу по строительству авианосцев, так как оказалось, что горстка устаревших самолетов английского авианосца внесла больший вклад в битву чем все ВВС Италии и Германии вместе взятые. Просто потому что эти самолеты всегда были непосредственно под рукой адмирала и могли быть немедленно брошены в бой, по его прямому приказу. Эти доводы были признаны разумными и справедливыми. Обвинение в трусости с Иакино было снято, а последовавший удар английской палубной авиации по Таранто лишь подтвердил правоту такой оценки.

 

Однако если решение Иакино о прекращение операции в конце концов признали правильным, то ему поставили в вину другое — плохое ведение артиллерийского боя. Ведь имея 4 линкора он сумел вывести из строя лишь один «Уорспайт». Если первоначально Супермарина еще надеялось, что после боя море осталось «ничьим», то утренние фотографии с разведывательных самолетов и обстрел Родоса все расставили по местам. Запланированную десантную операцию пришлось отменить, поскольку ни один из 4 участвовавших в бою итальянских линкоров не мог немедленно выйти в море. «Витторио Венето», кроме торпеды, получил пять попаданий, а «Литторио» — четыре. «Дуилио» получил всего 2 попадания, но одно из них пришлось в носовую часть под ватерлинию, в результате чего скорость корабля упала до 23 узлов. «Дориа» тоже получил 2 попадания — на корабле из строя вышла система управления огнем. Кроме того были потеряны «Пола» и 2 эсминца.

 

Англичане потеряли 4 эсминца. «Уорспайт» получил девять прямых попаданий, в результате чего из строя были выведены 2 башни главного калибра, почти вся средняя и зенитная артиллерия, система связи и авиационное оборудование, на корабле начался пожар. Последние два попадания с «Литторио» пришлись в носовую часть под ватерлинию в результате чего скорость снизилась до 15 узлов. Линкор пришлось отправить на капитальный ремонт в Англию. «Вэлиант» получил 2 попадания с «Литторио» и 3 с «Дуилио» и «Дориа», было уничтожено несколько орудий средней артиллерии, авиационное оборудование и спасательные средства, из-за повреждений подводной части скорость упала до 20 узлов, но когда аварийные команды остановили поступление воды она возросла до 22 узлов. Этот корабль рассчитывали привести в порядок на месте. «Бархэм» получил всего 2 попадания с «Дориа»: один неразорвавшийся снаряд снес за борт катапульту, а другой, попав между дымовой трубой и кормовой надстройкой, превратил в облако щепок спасательные шлюпки. 

 

Из крейсеров в Англию пришлось отправить серьезно поврежденных «Ориона» и «Аякса». «Глостер» решили ремонтировать на месте — гонять его вокруг Африки было признано нецелесообразно. На место разбитой башни «Б» и уничтоженной катапульты установили дополнительные спаренные 102-мм зенитные установки. С таким вооружением крейсер и оправился в свой последний бой.

 

В целом, главной причиной поражения итальянцев в артиллерийском бою стало то, что Иакино вел бой на максимальной дистанции. Суть проблемы позже великолепно изложил Джеффри Барнард в своих воспоминаниях, бывший флагманский артиллерист Каннингхэма. Каждый год составлялся пухлый технический отчет, озаглавленный «Прогресс морской артиллерии», который британские флоты должны были отправлять в Адмиралтейство. Однако в 1940- 1941 годах из-за вполне понятных хлопот о нем позабыли. В ответ на настойчивые напоминания АБК не без дозы яда приказал ответить: «В период 1940-41 годов прогресса морской артиллерии на Средиземноморском флоте НЕ было. Однако ценой больших потерь и бед пришлось заново выучить старые уроки времен Армады. Самым значительным уроком оказалось то, что правильной дистанцией боя для любого корабля Средиземноморского флота, от линкора до подводной лодки, является дистанция пистолетного выстрела (в наши дни это 2000 ярдов и меньше). Потому что на таком расстоянии даже артиллерийский офицер не сможет промахнуться». Если понять этот основной тезис, то становится ясным многое из происшедшего при Гавдосе, добавляет Барнард.

 

Итальянцы тщательно проанализировав всю доступную им информацию (в частности, на всех крупных кораблях находились кинооператоры, которые должны были увековечить ожидаемую «великую победу римлян над варварами») и пришли к такому же мнению, четко выраженному словами адмирала Каттанео: «наши пушки способны разрушить любой вражеский крейсер, а броня защитить от ответного огня, но если не стрелять в упор, то это будет пустая трата снарядов».

 

В результате Иакино, сразу после налета на Таранто, был тихо заменен на Бергамини.  Гибель «Полы» разобрали отдельно и пришли к заключению что дивизию крупных кораблей в бою с надводным противником должны сопровождать как минимум 8 эсминцев. Это ускорило работы по новым кораблям этого класса ставшими известными как тип «Команданти Медалье д’Оро» (назваными в честь кавалеров высшей итальянской награды – «Золотой медали за воинскую доблесть» (Medaglia d’Oro al Valor Militare) или неофициально как тип «Тоскано» — погибший на «Альфьери» командир 9-го дивизиона эсминцев капитан 1 ранга Сальваторе Тоскано был удостоены этой награды посмертно). Была активизирована программа строительства авианосцев и пересмотрена все система взаимодействия флота и авиации.

 

Попутно при разборе полетов всплыло и неготовность итальянцев к ночным боям. Когда рассмотрели вопрос было ли целесообразно итальянским крейсерам после заката повернуть обратно и попытаться перехватить поврежденные британские на пути в Александрию, то и Каттанео, и Сансонетти, и Леньяни, дружно заметили, что при наличии у англичан радаров существовало большая вероятность попасть под внезапный торпедный удар и разделить судьбу «Полы». Еще итальянские адмиралы жаловались на такой известный недостаток итальянской артиллерии как отсутствие беспламенных порохов — одна из причин, по которым тяжелые крейсера еще до войны считались непригодными для ночного боя, а следовательно их экипажи небыли обучены толком его вести.

 

Правоту адмиралов подтвердили дальнейшие события 1941 года, а конкретно работа британских мальтийских ударных соединений, состоящих из эсминцев и легких крейсеров. Они без всяких проблем, ночными атаками, уничтожили значительное количество итальянских торговых судов и боевых кораблей охранения. Так легкие крейсера «Alberico da Barbiano» и «Alberto di Giussano», которые перевозили топливо в Ливию, 13 декабря были потоплены торпедами английских и голландских эсминцев у мыса Бон. Однако решить проблему с беспламенными порохами и средствами радиолокации итальянцам удалось лишь во второй половине 1942 года, с немецкой помощью.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account