Справочник Российского Императорского Флота мира МЦМ-7 (Мир Царя Михаила)
Содержание:
Линейные корабли типа «Императрица Мария» — 3 единицы
«Императрица Мария» Николаевское Адм-во, Николаев 1.10.1908–30.03.1911-12.07.1913
«Императрица Екатерина» Наваль, Николаев 2.03.1909-22.03.1911–28.12.1913
«Император Александр I» Наваль, Николаев 2.03.1909-20.09.1911–10.04.1914
Водоизмещение 23 462 тонны, 24 730 тонн нормальное, 26 120 тонн полное, размерения 169.5х29х8.6/8,9 (м), 4 ПТА с.Парсонса, 20 котлов адмиралтейского типа смешанного питания, 21.5 узел, максимальная дальность 4000 миль/12 узлов, максимальный запас угля/нефти — 1600/700 тонн. Бронирование: главный пояс 305+38мм, пояс в оконечностях 152мм, верхний пояс 178мм, траверзы 203мм, противоторпедная переборка 38 мм, противоторпедная переборка 38 мм, верхняя броневая палуба 25.4мм, главная броневая палуба 51 мм, скосы 51мм, нижняя палуба 12.7мм, боевая рубка 305 мм; Башни: лоб 280мм, борт 178мм, тыл 305мм, крыша 125мм, барбеты 280 мм. Казематы противоминной артиллерии 125мм. Вооружение: 4х3 305/52 (120 снарядов на ствол), 16х1 120/50 (250 снарядов на ствол), 4х1 75/50 зен. (переделаны для зенитной стрельбы зимой 14/15 г-в), 4х1 37/70 зен.авт. Маклена (получили осенью 1914 года). Радиотелеграф: 10.2 кВт Мор.Вед. обр.1913 года (700 миль) и вспомогательная станция 0.2 кВт Мор.Вед. обр.1911 года (50 миль). Экипаж 1297 человек.
История черноморских дредноутов началась 22 декабря 1907 года, когда на заседании совета государственной обороны, в присутствии Е.И.В. регента Великого Князя Михаила Александровича, было принято решение «одобрить финансирование строительства 3-х линейных кораблей». Первоначально было принято решение полностью повторить тип «Цусима». Но летом 1908 года МГШ внес предложение об усилении бронирования черноморских дредноутов, за счет снижения дальности плавания. Специалистами Балтийского завода, были внесены несколько изменений в проект. Технический проект черноморского дредноута был утвержден 22 ноября 1908 года, на месяц спустя балтийского. Изменены очертания носовой части. Увеличена толщина главного пояса и барбетов. Договоры были заключены на постройку одного корабля на Николаевском адмиралтействе и двух на «Навале». Церемония закладки головного корабля на Николаевском адмиралтействе проведена в октябре 1908 года. На «Навале» корабли заложены в марте 1909 года. Стапельный период продлился в среднем дольше, чем у балтийских линкоров и составил 23-30 месяцев. Дольше всех провела на стапеле «Императрица Мария», достройка которой была передана по субконтракту «Навалю». Корабли были достроены и прошли ходовые испытания с лета 1913 по весну 1914 года. 22 мая 1914 года бригада ЛК на эскадренной призовой стрельбе у Тендровской косы показала хороший результат.
Линейные корабли типа «Цусима» — 4 единицы
«Цусима» Адмиралтейский завод 4.09.1908 — 27.05.1910 – 21.10.1912
«Дажалет» Адмиралтейский завод 1.05.1909 — 30.03.1911 – 1.06.1913
«Порт-Артур» Балтийский завод 7.09.1908 — 31.05.1910 – 21.10.1912
«Телин» Балтийский завод 5.05.1909 — 12.04.1911 – 1.06.1913
Водоизмещение 22 611 тонн, 24 350 нормальное, 25 728 тонн полное. Размерения: 169,00 м x 29,00 м x 8,85 / 9,17 м. ГЭУ: 4 ПТА с.Парсонса, 24 котла адмиралтейского типа, 4 винта, максимальная мощность 32 000 л.с., максимальная скорость 21 узел., максимальная дальность 5000 миль/12 узлов, максимальный запас топлива 2 180/968 тонн уголь/нефть.
Бронирование: главный пояс 280мм+38мм переборка, пояс в оконечностях 152 мм, верхний пояс 178 мм, траверзы 203 мм, противоторпедная переборка 38 мм, верхняя броневая палуба 25.4мм, главная броневая палуба 51 мм, скосы 51мм, нижняя палуба 12.7мм, боевая рубка 305 мм; Башни: лоб 280мм, борт 178мм, тыл 305мм, крыша 125мм, барбеты 254 мм. Казематы противоминного калибра 125 мм. Вооружение: 4х3 305/52 (105 снарядов на ствол), 16х1 120/50 (250 снарядов на ствол), 4х1 75/50 (переделаны для зенитной стрельбы зимой 1914/1915 г-в), 4х1 37/70 зен.авт. (установлены осенью 1914 года). Радиотелеграф: 10.2 кВт Мор.Вед. обр.1913 года(700 миль) и вспомогательная станция 0.2 кВт Мор.Вед. обр.1911 года(50 миль). Экипаж: 1242 человека.
В 1906 году МГШ был разработан и представлен на высочайшее рассмотрение доклад «Стратегические обоснования для плана войны на море». К 1907 году МГШ разработал закон «О Флоте» предусматривающий формирование на основе Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов боевых эскадр. Каждая эскадра должна была состоять из 8 ЛК и 4 линейных крейсеров. Учитывая фактическое состояние флотов, МГШ считал необходимым обеспечить постепенное строительство эскадр, приоритетным считался Балтийский флот. Пополнять же новыми кораблями Тихоокеанский флот предполагалось в последнюю очередь. Технические условия для проектирования кораблей, которые должны были составить, вместе с 4-мя уже строящимися кораблями главные силы Балтийского флота, были утверждены в декабре 1907 года.
Конкурс на проектирование проводился достаточно формально, тем не менее, особым денежным призом был отмечен проект фирмы «Блом унд Фосс», ряд черт которого были воплощены в проекте Балтийского завода. Технический проект был утвержден 22 августа 1908 года. Так как свободно было только по одному стапелю на Балтийском и Адмиралтейском заводе, было принято решение заложить в текущем году 2 корабля и на следующий год 2 корабля, сразу по освобождению стапелей. Официальные церемонии закладки на Адмиралтейском и Балтийском заводах были, соответственно проведены 4 и 7 сентября 1908 года. 3-й и 4-й корабли, соответственно заложены 1 и 5 мая 1909 года. Комплекты турбоагрегатов были изготовлены на Франко-Русском и Балтийском заводах, за исключением роторов.
Темпы строительства оказались выше, чем у кораблей предыдущих серий. Стапельный период составил от 16 месяцев у «Телин» до 19 месяцев у «Цусимы». Общие сроки строительства оказались довольно велики и в среднем составили 50-52 месяца. Во многом это оказалось связано с тем, что в России одновременно строилось 7 практически однотипных кораблей и два крейсера-рейдера, при этом большая часть кораблей серии вошла в строй в течение 1913 года. По вступлению в строй двух первых Балтийских кораблей они отработали курс одиночной боевой подготовки и провели практические стрельбы и в конце лета 1913 года участвовали в совместных маневрах с Германским флотом. На «Цусиме» 1 июля 1913 года поднят флаг вновь назначенного командующего оперативной эскадры БФ контр-адмирала Кербера. Два других корабля боеготовы к ноябрю 1913 года и для продолжения боевой подготовки перешли в Либаву.
Линейные корабли типа «Петропавловск» — 2 единицы
«Петропавловск» Новое адмиралтейство 7.06.1907-16.03.1909-7.11.1911
«Наварин» Балтийский завод 7.06.1907-23.03.1909-7.11.1911
Водоизмещение 19 055 тонн, нормальное 20 906 тонн, полное 22 470 тонн, размерения 165х26х8.6/9.1 (м), 22 котла Ярроу, 4 ПТА с.Парсонса, 4 винта, мощность ПТУ=25000 л.с., При форсировании до 29200 л.с., скорость 21.25 узел. Максимальный запас угля 3330 тонн, максимальная дальность 5000 миль/12 узлов. Бронирование: пояс 280 мм, в оконечностях 100мм, верхний пояс 152мм, ПТП 38мм, башня: лоб 254 мм, борт 203 мм, тыл 305мм, крыша башни 75мм. Палуба 25.4-38-12.7 мм, скосы 51 мм, боевые рубки 254 мм, крыша рубки 125мм. Вооружение: 5х2 305/52 (105 снарядов на ствол), 16х1 105/55 (250 снарядов на ствол), 4х1 75/50 (250 снарядов на ствол) (переделаны для зенитной стрельбы весной 1915), 2х37/30 авт.Максима (установлены осенью 1914 г. (300 снарядов на ствол). Радиотелеграф: 8 кВт Мор.Вед. обр.1911 года (600 миль) и вспомогательная станция 0.2 кВт Мор.Вед. обр.1911 года (50 миль). Экипаж — 999 человек.
Первые настоящие русские дредноуты. Тактико-техническое задание на проектирование дредноута выработано Особым совещанием к осени 1906 года. Техпроект был завершен в мае 1907 года. Названия кораблей утверждены ЕИВ регентом Михаилом 14 апреля 1907 года. Официальная церемония закладки состоялась 7 июня 1907 года. Из-за недостаточного финансирования и ряда недопоставок стапельный период затянулся и корабли сошли на воду только весной 1909 года. Комплекты турбомеханизмов были изготовлены соответственно Балтийским и Франко-Русским заводами. Роторы и лопатки были заказаны в Англии. В целом строительство было завершено летом 1911 года, после чего начались испытания. Полностью ввести корабли в строй удалось к ноябрю 1911 года . Приемный акт был подписан 7 ноября 1911 года. В начале декабря командованием БФ было принято решение перевести корабли в Либаву, где они базировались всю зиму. Попутно заводскими бригадами устранялись недочеты, выявившиеся после первых походов. В итоге командование Балтийского флота располагало к весне 1912 года бригадой достаточно современных дредноутов. На следующий год, летом, корабли в участвовали в совместных маневрах с Германским флотом.